Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит thumbnail

Строительное дело почти целиком базируется на извлекаемых из недр Земли полезных ископаемых и нередко требует все новых видов сырья. Ни один вид строительства не обходится без применения нерудных строительных материалов, таких как песок, песчано-гравийные смеси, природные каменные материалы, глины, известняк, доломит, мел, мергель и другие. Поэтому, перед началом строительства стоит задача обеспечения объекта всеми видами минерального сырья, что нередко требует открытия и вовлечения в разработку новых месторождений полезных ископаемых.

Итак, для начала немного теоретических сведений, необходимых для большего понимания материала.

Полезное ископаемое – природное минеральное образование, пригодное для использования в народном хозяйстве в естественном виде или после переработки.

Нерудные полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье.

По области использования нерудные полезные ископаемые подразделяются на:

 – горно-химическое сырьё;

– горно-металлургическое сырьё;

– строительные материалы;

– технические кристаллы.

В настоящей статье мы рассмотрим только нерудные полезные ископаемые, применяемые в строительстве – нерудные строительные материалы или строительные горные породы.

Итак, нерудные строительные материалы (строительные горные породы)- это неметаллические полезные ископаемые, используемые в строительстве в естественном виде или как сырье.

К нерудным строительным материалам относят заполнители для бетона и асфальтобетона, стеновые камни и блоки, облицовочные изделия, дорожно-строительные материалы, минеральный порошок и др.

В промышленности строительных материалов согласно генетическому признаку наиболее широко используют следующие важнейшие виды строительных горных пород:

– Осадочные, образовавшиеся путем накопления (осаждения) продуктов разрушения магматических, метаморфических и более древних осадочных горных пород.

– Магматические (изверженные), которые по условиям образования делятся на глубинные (интрузивные) и излившиейся (эффузивные) породы.

– Метаморфические ( видоизмененные), в которых изменение строения и состава произошло в природе, под влиянием высокой температуры и давления, под воздействием химически активных газообразных веществ и горячих растворов циркулирующих в породах.

Рассмотрим подробно наиболее часто встречающиеся породы.

I) Осадочные горные породы:

а) Песчаные и песчано-гравийные породы

Геологи выделяют два вида пород: песчаную и песчано-гравийную. Чисто гравийных месторождений в природе не бывает. Обычно гравий залегает вместе с песком, образуя гравийно-песчаные массы, содержания гравия в которых колебелется в очень больших пределах. Часто в таких отложениях встречаются валуны (обломки горных пород размер которых превышает 100мм). Песчаной называют породу при содержании гравия меньше 10% общей массы, песчано-гравийной при содержании гравия более 10%. Существует еще валунно-гравийно-песчаная порода- с содержанием гравия более 10% и валунов более 5%.

Песок – это природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений (определение согласно ГОСТ 8736-2014).

Песок является рыхлой осадочной горной породой, состоящей не менее чем на 50% из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород.

Пески подразделяются на:

– грубые пески (размер зерен более 3мм)

– крупные пески (размер зерен 0,5-2мм)

– средние пески (размер зерен 0,35-0,50мм)

– мелкие пески (размер зерен 0,14-0,35мм)

– пылеватые пески (размер зерен 0,01-0.14мм).

Применение песков в строительстве очень широкое – в качестве заполнителя для производства бетона, асфальтобетона, строительных растворов, создания насыпей земляных сооружений, отсыпки  земляного полотна железных и автомобильных дорог. Без песка не обходится ни одно строительство. Это наиболее распространенный строительный материал.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

                 Гравий- это рыхлый каменный материал, образовавшийся в результате выветривания горных пород, размером частиц 5-70 мм.

Гравий выпускают в виде следующих основных фракций (согласно ГОСТ 8267-93):

– от 5(3) до 10 мм;

– св. 10 до 15 мм;

– св. 10 до 20 мм;

– св. 15 до 20 мм;

– св. 20 до 40 мм;

– св. 40 до 80(70) мм

– смесь фракций от 5(3) до 20 мм.

По согласованию изготовителя с потребителем выпускают гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.

Гравий применяется в качестве заполнителя для бетонов, асфальтобетонов, баластной призмы железнодорожных путей, рабочих слоев и покрытий дорожной одежды автомобильных дорог и др.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

б) Глинистые породы

К глинистым осадочным породам в первую очередь относятся имеющие очень большое распространение, различные по составу и происхождению супеси, суглинки и глины, а так же встречаемые более редко алевролиты и аргиллиты. Состоят эти породы из так называемых первичных (кварц, полевой шпат, слюда) и вторичных (каолинит, монтмонириллионт и др.) глинистых минералов, присутствие которых и обуславливает все специфические особенности глин: набухание при увлажнении, усадка при высыхании, пластичность, липкость и др.

 Супесь- это рыхлые осадочные породы с содержанием глинистых частиц (менее 0,005мм) в количестве от 3% до 10%.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

 Суглинок- это рыхлые осадочные породы с содержанием глинистых частиц (менее 0,005мм) в количестве от 10% до 30%.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Глина- это рыхлые осадочные породы с содержанием глинистых частиц (менее 0,005мм) в количестве более 30%

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Алевролиты- это сцементированные пылеватые суглинистые породы.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Аргиллиты- сцементированные глины.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Глинистые породы применяются для производства цемента, керамического кирпича, керамических изделий для наружной и внутренней облицовки зданий (облицовка фасадов, фасадные плитки, ковровая керамика), в качестве гидроизолирующего слоя при строительстве различных сооружений, производства санитарно-технических изделий, теплоизоляционных изделий (керамзит), кровельных керамических изделий, керамических труб.

в) Органогенные осадочные породы

Известняк- скальная порода, не менее чем на 75% состоящая из CaCO3 преимущественно органогенного происхождения (слагается из известковых раковин моллюсков, известковых водорослей, кораллов и др.). Менее распространены известняки химического происхождения (оолитовые известняки, известковые туфы). Используется как сырье для цементной промышленности, для производства щебня, облицовки зданий.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Мергель- известняк, в составе которого преобладает глина. При содержании в мергелях минерала кальцита не менее 75%  их называют известняковыми, а менее 10% – глинистыми. Мергели используют как сырье для производства портландцемента.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Мел- состоит из мелких частиц раковин простейших животных. По химическому составу он аналогичен известянику. Мел используют при производстве извести, для приготовления красок, замазок и цемента.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

II. Магматические горные породы:

Гранит – является полиминеральной кислой горной породой, одной из самых распространенных магматических пород на Земле.

Гранит состоит из калиевого полевого шпата (ортоклаза) – 40-70%, кварца, являющегося наиболее стойкой составной частью гранита (20-40%) и слюды (мусковита или биотита)-5-20%.

Граниты применяют в качестве строительного и облицовочного материала,  из гранита получают высококачественный щебень, который используют в строительстве всех видов сооружений, а так же при производстве бетона.

Гранитный щебень выпускают в виде следующих основных фракций (согласно ГОСТ 8267-93):

– от 5(3) до 10 мм;

– св. 10 до 15 мм;

– св. 10 до 20 мм;

– св. 15 до 20 мм;

– св. 20 до 40 мм;

– св. 40 до 80(70) мм

– смесь фракций от 5(3) до 20 мм.

По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Габбро- состоит из полевых шпатов, пироксена, авгита, оливина и друних темноокрашенных минералов. Структура габбро гранитная. Применяется для наружной облицовки зданий и получения щебня.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Лабрадорит- одна из разновидностей семейства габбро, полнокристаллическая магматическая горная порода, состоящая в основном из минерала лабрадора. Применяется для наружной и внутренней облицовки зданий и сооружений.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

III.Метаморфические горные породы:

Гнейсы – по минералогическому составу сходны с гранитами, из которых они образовались в результате перекристаллизации под большим давлением. Они состоят главным образом из полевых шпатов, кварца и одного или нескольких минералов: биотита, мусковита, роговой обманки, авгита.

Гнейсы имеют так называемое сланцеватое строение. Для них характерно то, что составляющиме породу минералы вытянуты в направлении, перпендикулярном направлению давления.

Гнейсы используются для кладки фундаментов, в качестве бутового камня, в виде плит для облицовки каналов и набережных, для устройства тротуаров.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Мрамор – метаморфическая разновидность карбонтаных пород- известняков, доломитов и доломитизированных известняков, отличающихся от них зернисто-кристаллическим строением  и высокой плотностью. Зерна кальцита в мраморе непосредственно связаны сцеплением кристаллов.

Мрамор используется для декоративных и облицовочных работ: из него делают плиты для внутренней отделки зданий, лестничные ступени, плитки для полов.

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

Кварцит – метаморфическая разновидность кремнистых песчаников с перекристаллизованными зернами кварца, которые срослись между собой так, что цементирующее вещество неразличимо. Они образуются путем метаморфизации кварцевых песков и песчаников под влиянием высоких температур и давления.

Кварциты используются в виде штучных камней для особо ответственных конструкций зданий и сооружений (для изготовления подферменных камней в мостах и др.), в качестве бутового камня, щебня и для наружных облицовок повышенной стойокости (декоративные облицовочные плиты).

Какие полезные ископаемые используют в строительстве песок известняк гранит

ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»

(499) 393-38-36

       www.dorgeoproekt.ru

dorgeoproekt@bk.ru

Источник

Нерудные строительные материалы чрезвычайно популярны. Единственный источник их получения – добыча и дальнейшая переработка различных видов горных пород вулканического и осадочного происхождения.

К нерудным материалам относятся:

  • щебень;
  • песок;
  • гравий;
  • керамзит.

Эти четыре вида строительных нерудных материалов пользуются большим спросом. Благодаря своим свойствам и характеристикам они нашли себе применение во многих отраслях. Это возведение автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, производство железобетонных конструкций, сооружение мостов и промышленных комплексов, а также множество прочих сфер гражданского и индустриального строительства.

Для того чтобы раздробить скалу, применяют всевозможные дробилки. Самый популярный и экономный вид – щековая дробилка. Она расщепляет горную породу между своими рабочими поверхностями.

ЩЕБЕНЬ

Это самый широко применяемый строительный нерудный материал. Он бывает трех видов:

  • гранитный;
  • гравийный;
  • известняковый.

Гранитный щебень – это самый прочный вид. Он добывается из твердой скальной породы – гранита. Большие глыбы этого материала сначала дробят на более мелкие куски, нередко даже путем подрывных работ, а затем уже размельчают на фракции различных размеров. Благодаря своей стойкости к механическим нагрузкам, гранитный щебень является лидером по использованию при укладке дорожной инфраструктуры.

Гравийный щебень менее прочен, в силу чего цена на него ниже. Материал получают посредством измельчения гравийных горных образований. Чаще всего применение гравийного щебня обусловлено только одним фактором – необходимостью удешевления строительных работ с учетом потери прочности построек.

Идущий третьим в списке нерудных материалов, щебень из известняка очень популярен из-за своей низкой стоимости. Это далеко не самый прочный и твердый материал, поэтому он нашел себе применение по большей части в народном хозяйстве в качестве компонента минеральных удобрений. Нередко известняковый щебень используется в полиграфии, а также при создании портландцемента.

ГРАВИЙ

Еще один завсегдатай строительных площадок – гравий. Он бывает горного, речного и морского происхождения и образуется в результате естественного распада горных пластов. Материал, добытый в реках или морях, имеет обтекаемые и сглаженные формы. Это дает ему преимущество при обустройстве детских площадок, пляжей и бассейнов. Что касается горного гравия, то у него более резкие формы и много плоских граней. Это делает его идеальным элементом для составления бетонных смесей, потому что подобная многогранность в разы увеличивает площадь соприкосновения цемента и камня.

Гравий – сыпучий материал, поэтому дорожки из него требуют бордюров

ПЕСОК

Без него не обходится практически ни один вид строительных работ. Песокотносится к осадочным породам нерудных материалов. Основные способы его добычи – это карьерные разработки. Материал можно также добывать и в местах естественного скопления воды, но такой метод очень дорог. Поэтому наиболее популярен песок, добываемый в карьерах и имеющий более низкую стоимость. Данный строительный материал используется в основном для приготовления бетонных смесей, входя в них в очень больших пропорциях в качестве наполнителя.

Речной и морской песок, несмотря на свою высокую стоимость, имеет неоспоримое достоинство – он очень чистый и практически не имеет посторонних примесей. Поэтому данный вид песка является гарантом надежной и крепкой бетонной смеси, используемой при ответственном строительстве.

Речной песок также используют в сельском хозяйстве для подготовки грунтовых смесей

КЕРАМЗИТ – САМЫЙ ЛЕГКИЙ ИЗ ВСЕХ

Керамзит получают путем обжига глиняной породы. Он может быть как гладкой формы, так и с острыми углами. Главной сферой применения данного нерудного материала является изготовление облегченных бетонных конструкций, в которых керамзит выступает в роли основного наполнителя. Помимо этого, его используют в декоративных целях и в качестве теплоизолирующей подсыпки. Нередко, применяя дробление, из керамзита делают песок, так же находящий себе применение в некоторых областях строительства.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Вот основные категории подразделения нерудных материалов:

  • плотность;
  • происхождение;
  • форма и размер фракций.

Плотный материал – тот, у которого его масса в одном кубическом сантиметре составляет более одного грамма. Если этот параметр меньше грамма, то такой материал называют пористым.

По происхождению нерудные материалы бывают двух видов: природные и искусственные. По форме и размеру классификация сводится к следующему. Если фракция больше 5 мм, то это крупный материал. Форма нерудных материалов может быть либо округлой и обтекаемой, либо со множеством сколов и плоских граней.

Источник

11

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в группе, в паре

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

– формировать положительную мотивацию к обучению.

– развивать познавательную активность, мышление и речь детей

– формировать чувство уважения к товарищу.

Ход урока.

  1. Орг. момент (вхождение в день).

– Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

1) Давайте вспомним материал прошлого урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

– Почему стекло лишнее?

– Давайте его уберем.

– Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

– А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

2) Из чего состоят горные породы?

Из минералов; одни горные породы из одного минерала, другие из нескольких. Большинство горных пород состоят из нескольких минералов. Но есть, которые, состоят только из одного минерала, например, вода, нефть.

3) Расскажите, как залегают слои горных пород?

Горных пород очень много. Одни, например, песок, глина залегают под почвой, другие можно найти на глубине 2-3 км. Иногда слои горных пород лежат ровно, а иногда они располагаются наклонно, стоят отвесно или сжаты в волнистые складки

  1. Определение темы и цели урока.

Ответив на мой вопрос, вы сможете назвать тему урока.

– Как еще можно назвать горные породы? (полезные ископаемые)

О каких полезных ископаемых пойдёт речь на уроке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Тема сегодняшнего урока

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк».

Используя незаконченные предложения, попробуйте сформулировать цели урока.

  1. Мы узнаем … что такое полезные ископаемые и почему они называются полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выясним… какими свойствами обладают названные нами полезные ископаемые

Девизом нашего урока будет высказывание

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

  1. Работа над темой урока.

  1. Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

Откройте учебник на стр. 60

Найдите ответ в учебнике.

А почему полезные, как вы думаете? Попробуйте подобрать синоним к этому слову ( нужные , необходимые)

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Почему ископаемые ?

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос «Как называются места, где залегают подземные ископаемые?» /месторождения/

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах. В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк. Шахта-это закрытый способ. Так добывают уголь, руду.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Геологи постоянно заняты поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Раньше главные орудия геолога – геологический молоток, компас. Теперь геологи пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск полезных ископаемых можно вести даже через космические спутники. 

Горные породы представляют большую ценность. Есть горные породы, из которых получают металлы. Их называют рудами.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые самые распространённые?

Действительно, самые распространённые полезные ископаемые – песок и глина. Они залегают в Земле громадными слоями. В одних местах они находятся глубоко в толще Земли, а в других прямо на поверхности.

Ребята, какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

– Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

– Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

– Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

– Что бы ответить на этот вопрос нужно провести важные исследования.

  1. РАБОТА В ГРУППЕ.

Сейчас практическую работу вы будете выполнять, работая в группе. На столе у вас песок, глина, лупа. Рассмотрите речной песок и глину. Определите их свойства по плану.

Описание горных пород

План

1.Название

2.Плотная, рыхлая, сыпучая

3.Структура частичек горных пород (из чего состоит?)

4.Цвет

5.Блеск, запах

Проверка выполнения.

Давайте по порядку: назовите свойства песка.

ПЕСОК Рыхлый, состоит из отдельных песчинок, которые не соединены между собой. Бывает жёлтого, белого, красного и серого цветов. Не имеет запаха. Сыпуч.

Песок образуется при разрушении гранита из кварца. Вода переносит и образует скопления песка, образуя месторождения, месторождения песка обычно бывают на поверхности земли. Песок добывают в карьерах или со дна рек.

Песок широко применяется в быту, в строительстве и при изготовлении стекла.

А теперь назовите свойства глины.

ГЛИНА. Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой и чтобы их отделить её надо растолочь. Глина бывает разного цвета.

  1. ОПЫТ № 1

Установим, как глина впитывает воду. Для этого проведём опыт. (Опыт проводит учитель )

Кусочек сухой глины немного смочим водой. Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. И если мы подольём ещё воды она опять исчезнет.

СДЕЛАЙТЕ вывод… глина хорошо впитывает в себя воду.

Ребята, а если мы будем подливать чаще, глина станет вязкой, мягкой и пластичной, Глина, в отличие от других горных пород, обладает пластичностью. Из такой глины можно лепить. А если изделие из глины обжечь оно станет твёрдым. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки другие изделия.

Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома.

Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару.

Из белой глины делают фарфоровые изоляторы на столбах электролиний. Они не пропускают ток.

Из особых сортов глины делают огнеупорный кирпич для доменных печей.

В Японии даже некоторые детали машин делают из глины и обжигают.

  1. ОПЫТ №2

Кто из вас хочет сам провести опыт? Этот опыт нам уже знаком, мы его проводили, когда говорили, как образуются родники.

У нас два одинаковых стакана с воронками. В одной на фильтре насыпан песок, а в другой глина. Давай … нальём одинаковое количество воды и понаблюдаем.

Какой вывод мы сделаем? /Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает/

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

  1. ЗНАКОМСТВО С ГРАНИТОМ

А что за горная порода у меня в руке. /гранит/

– Из чего состоит гранит? (Он состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды)

– Рассмотрите его. Что мы отчётливо можем различить в нём? Отдельно крупные или чуть менее крупные зёрна.

– Гранит обозначает зернистый. От своего зернистого строения. Гранит бывает разных цветов: серый, белый, розовый. Цвет придаёт именно полевой шпат. Некоторые зёрна прозрачные – это кварц.

Это лёгкая или тяжёлая порода? (тяжёлая) Попробуйте его разломить.

Важное свойство гранита – прочность.

Если поверхность отполировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не пропускает воду и не имеет запаха. Гранит распространён в природе. Залегает обычно глубоко в земле, но иногда образует горы.

Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение “Гранит – визитная карточка Земли”. Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно.

Очень большие залежи месторождений гранита в Украине. Через всю территорию протянулся кристаллический гранитный щит. Ширина его 200 км, а протяжённость около 1000 км.

На территории России находится более полусотни мест добычи гранита. Одно из них в соседней Воронежской области.

Ребята, прочитайте вопрос №3 на стр. 63 Речной песок – это разрушившийся гранит. Он блестит потому, что в нём содержаться частички кварца и слюды.

  1. ЗНАКОМСТВО С ИЗВЕСТНЯКОМ

А вот сейчас отгадайте, что за камень у меня в руке? (известняк)

А вот этот? (мрамор) А этот – мел. Мел и мрамор это тоже разновидности известняка. Известняк хрупкий. Мел легко разламывается. Самый твёрдый из известняков – мрамор. Он оставляет царапину даже на обычном меле. Мрамор бывает самых разных цветов: белого, розового, чёрного, золотистого. Это очень красивый камень, особенно если его отполировать.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.

Много лет назад Москву называли белокаменной. Здания, да и сам кремль были построены из известняка.

Известняки очень легко определяются, так как они имеют свойство вскипать от кислоты. Хотите посмотреть?

Демонстрация опыта №3

На мел, мрамор капнем небольшое количество кислоты. Что произошло? Послышится шипение и появятся пузырьки углекислого газа.

  1. РАБОТА В ПАРЕ. Положите перед собой карточку.

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

Давайте проверим. Слайд

А как сейчас вы ответите: все вещества в твердом состоянии одинаковые по составу и свойствам. Конечно, нет!

  1. Дополнительный краеведческий материал о полезных ископаемых Липецкой области подготовил…

Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми. Всего 300 месторождений полезных ископаемых: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в России. Значительны залежи торфа.

Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые. Примером служат крупнейшие залежи железных руд. Железные руды являются важнейшим сырьем для Новолипецкого металлургического комбината.

Минерал доломит – природный карбонат кальция и магния. Похож на известняк.

  1. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Приготовили тестирующие устройства.

  1. Горные породы встречаются только в горах. /нет/

  2. Глина рыхлая горная порода. /нет/

  3. Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах./да/

  4. Мел, мрамор –это разновидности известняка. /да/

  5. Песок плохо пропускает воду. /нет/

  6. В Липецкой области крупнейшие залежи железных руд./да/

  7. Поиском месторождений занимаются геологи. /да/

  8. Гранит легко разломить. /нет/

  9. Вода относится к горным породам. /да. Вода часто залегает в Земле большими массами, по этому признаку учёные относят её к горным породам./

  10. Речной песок – это разрушившийся гранит./да/

  1. Обобщение. Итоги урока.

Давайте подведём итог уроку.

  1. Мы узнали … что такое полезные ископаемые и почему они полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выяснили… какими свойствами обладают глина, песок, гранит, известняк

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Это говорит о том, что действительно нужно быть внимательнее к природе.

  1. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто успешно справлялся с заданиями на уроке, для кого урок прошёл удачно.

Поднимите руку, кто испытывал незначительные затруднения, но всё же справился с заданиями.

Поднимите руку, для кого задания оказались слишком трудные, кому нужна помощь.

Я очень рада, что урок прошёл для вас с пользой ! Мне хочется отметить…за активную работу на уроке.

Много разных полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить дома небольшое сообщение о любом полезном ископаемом.

Урок окончен.

Источник