Какие направления в психологии полезны для учителя почему

Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.

Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.

Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.

Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность. Самосознание личности, этапы самопознания. «Я – концепция». Основные компоненты «Я–концепции»: когнитивный,
эмоционально-оценочный, 
поведенческий.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род – Homo sapiens («человек разумный»).

Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).

Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.

Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей

Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.

Сформировавшееся представление о себе – самосознание.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Впервые ребёнок осознаёт себя на основе элементарных ощущений, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Ребёнок учится отделять себя от физического мира: он ещё не знает, что относится к его телу, а что – к миру. В младенчестве впервые возникает «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания.

Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:

· начинает говорить о себе – «я»

· узнаёт себя в зеркале и на фото

· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)

· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)

· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)

· стремится выразить себя через свои действия
(«я сам»).

6-7 лет – начало школьного обучения, «кризис непосредственности». Школьник начинает смотреть на себя глазами других людей, представлять как он выглядит в глазах окружающих, смущается и от этого кривляется.

Подростковый и юношеский возраст – возраст открытия «Я» для самого себя, второе рождение личности:

Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе

Ÿ ставит перед собой вопросы – «Кто я?», «Какой я?», «Кем мне быть и каким мне быть», «В чём смысл жизни», «Могу ли я себя уважать»

Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе

Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.

Мнение человека о себе создаёт основу «Я-концепции», которая объединяет все знания человека о себе, то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» выделяют 3 основных компонента:

– когнитивный

– эмоционально-оценочный

– поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» – «образ Я» – представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п..

2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.

самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себесамооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной.уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки.

3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.

Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).

В «Я-концепции» отражается:

реальное Я (кто я сейчас)

идеальное Я (каким хочу стать)

социальное Я (каким меня видят другие)

«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Это относительно устойчивое образование, обеспечивает внутреннюю согласованность личности, последовательность в поведении. Устойчивое отношение человека к себе позволяет ему ставить перед собой определённые цели, видеть своё место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно и оперативно изменять отношение к себе. В процесс жизни «Я-концепция» изменяется – обогащается или упрощается.

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.

Внимание – направленность и сосредоточенность соз­нания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыс­лит ли ученый, трудится ли рабочий).

Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.

Внешнее выражение внимания: человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизве­стное (И.П. Павлов).

Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.

Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Различают внимание

внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления

внутреннее – на­правлено на собств. мысли, чувства, переживания

Виды внимания

непроизвольноепроизвольноепослепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.

(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).

Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).

Условия возникновения непроизвольного внимания:

• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).

• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).

• Подвижность раздражителя, начало или прекращение действия раздражителя (маяк, реклама, касса букв, домики цифр, слова с «окошечками», пауза в речи учителя)

• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)

Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.

Источник

Любовь Мухаметзянова
Применение знаний психологии в образовательном процессе

Эссе «Применение знаний психологии

в образовательном процессе»

Психология, как наука о человеке, занимает центральную позицию в любой науке и сфере человеческой деятельности. Говоря об интеграции психологии как науки с различными отраслями знаний и деятельности, следует обратить особое внимание на ее роль в педагогике и в образовательном процессе в целом. Психология является фундаментом для воспитательной деятельности и обучения. Развитие педагогики и психологии, а так же ряд научных открытий в данных областях знаний явилось основой формирование педагогической психологии как самостоятельной области знания. Следует отметить, что, согласно проведенному мною анализа истории психологии, большую роль в становлении педагогической психологии сыграла работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии; в которой предложена целостная концепция развития человека. Согласно данной концепции, ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития. По К. Д. Ушинскому, развитие речи, слова ребенка, связанное с развитием его мышления, есть условие формирования его представлений, понятий, личности в целом. Именно опора на психологические особенности той или иной возрастной группы и формирование образовательного процесса на основе учета этих особенностей позволяет добиться положительных результатов и достичь поставленных образовательных и воспитательных целей. Таким образом, в основе эффективность образовательного процесса лежит психология, так как именно она является базой педагогической психологии. Следовательно, я считаю, что главная задача педагогов и работников сферы образования заключается в эффективном использовании данных научных знаний, а также практических знаний в осуществлении образовательной деятельности для достижения поставленных целей и повышения мотивации у учащихся к учебной деятельности. Нужно ли говорить о значении психологии для педагога? Должно быть, нужно, если у нас столь немногие из педагогов обращаются к изучению психологии.

Конечно, никто не сомневается в том, что главная деятельность воспитания совершается в области психических и психофизических явлений; но обыкновенно рассчитывают в этом случае на тот психологический такт, которым в большей или меньшей степени обладает каждый, и думают, что уже этого одного такта достаточно, чтобы оценить истину тех или других педагогических мер, правил и наставлений. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы, детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных).Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные – по причине не полного использования своих возможностей для развития. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, – это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, – пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь педагогу требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т. е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение – задача данного курса.

Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это крайне важно, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания. Современные методы обучения началам математики, грамоте, ознакомления детей с окружающими построены с учётом базовых закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, методы нравственного и художественного воспитания – с учётом закономерностей развития чувств и волевых процессов, формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования крайне важно для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять данный уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования.

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать. Перед психологической наукой стоят сегодня задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем. Эти задачи заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивать широкий поиск в деле обучения и воспитания. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. Главный принцип работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос – «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.

Задачи психологическогосопровождения родителей:

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.

Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.

Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.

Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.

Использования психологии в обучении и воспитании дошкольников.

В настоящее время особенности всестороннего развития личности в условиях грандиозного ускорения научно-технического прогресса и современные научные данные, полученные в конкретных психологических исследованиях, позволяют по-новому понять возможности использования психологии в обучении и воспитании дошкольников. Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

А если ребёнок «особенный», то от педагога требуется больше в два раза всех перечисленных качеств.

Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.

Воспитание «особенного» ребенка в раннем возрасте осуществляется в процессе ухода за ним. Родители таких детей приучают их к самостоятельности, развивают речь и движения.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через развитие физических возможностях, умственных, нравственных, эстетических. Очень важна подготовка к школе, ребенок должен, иметь известные навыки самообслуживания, уметь вести себя в коллективе.

Если ребенок посещает специальный детский сад, то и дома в семье должны придерживаться требованиям, что и в детском саду.

«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.

Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Воспитатель должен правильно организовывать коррекционно-развивающую среду, методически ее обеспечивать. Проводить коррекционные работы в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения целью успешной социализации детей с ОВЗ.

Так же должен знать об основных критериях детей с различными нарушениями; об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих вопросы их обучения и воспитания; о причинах возникновения врожденных и приобретенных аномалий. Кроме призвания для успеха воспитателя, ему необходимо постоянно совершенствоваться, меняться, творить понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с проблемами в развитии.

Воспитатель должен знать что у «особенного» ребенка дефект (психический или физический недостаток) бывают двух видов врождённый (обусловлены неблагоприятными генетическими факторами) и приобретенные дефекты (следствие перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний).

Современные психологи физиологи и офтальмологи свидетельствуют о том что, в условиях специального обучения компенсируются почти все нарушенные функции. Компенсация — это универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Поэтому педагог обязан уметь выявлять пути, средства и способы компенсаций нарушений в развитии детей.

Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.

Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие – это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка. Использование воспитателем специальных приемов и методов является особенностью проведения коррекционных занятий, которые обеспечивают удовлетворению специальных образовательных потребностей «особенных» детей, предоставление дозированной помощи, это позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

Воспитателю в своей работе нужно использовать индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуальный подход – направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывая, как индивидуальные особенности, так и специфические особенности детей с нарушением развития. Дифференцированный подход в условиях коллективного учебного процесса обусловлено наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.

Педагог должен понимать, что дети с ЗПР требуют особого внимания, подхода, многие нуждаются в коррекционном обучении, которое нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Задача воспитателя: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.Поэтому воспитатель в своей работе должен выделить два основных направления: – общеобразовательные, коррекционно-воспитательные.

Нужно учитывать, что направление коррекционно- воспитательное является главным в работе воспитателя.

В то же время знание возрастных психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти общий язык с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.

Знание детской психологии даёт возможность педагогу расшифровать многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью проектировать развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.

бра, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, напротив – стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний

Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Источник