Какие направления психологии наиболее полезны для учителя

Какие направления психологии наиболее полезны для учителя thumbnail

Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.

Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.

Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.

Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность. Самосознание личности, этапы самопознания. «Я – концепция». Основные компоненты «Я–концепции»: когнитивный,
эмоционально-оценочный, 
поведенческий.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род – Homo sapiens («человек разумный»).

Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).

Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.

Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей

Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.

Сформировавшееся представление о себе – самосознание.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Впервые ребёнок осознаёт себя на основе элементарных ощущений, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Ребёнок учится отделять себя от физического мира: он ещё не знает, что относится к его телу, а что – к миру. В младенчестве впервые возникает «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания.

Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:

· начинает говорить о себе – «я»

· узнаёт себя в зеркале и на фото

· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)

· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)

· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)

Какие направления психологии наиболее полезны для учителя

· стремится выразить себя через свои действия
(«я сам»).

6-7 лет – начало школьного обучения, «кризис непосредственности». Школьник начинает смотреть на себя глазами других людей, представлять как он выглядит в глазах окружающих, смущается и от этого кривляется.

Подростковый и юношеский возраст – возраст открытия «Я» для самого себя, второе рождение личности:

Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе

Ÿ ставит перед собой вопросы – «Кто я?», «Какой я?», «Кем мне быть и каким мне быть», «В чём смысл жизни», «Могу ли я себя уважать»

Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе

Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.

Мнение человека о себе создаёт основу «Я-концепции», которая объединяет все знания человека о себе, то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» выделяют 3 основных компонента:

– когнитивный

– эмоционально-оценочный

– поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» – «образ Я» – представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п..

2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.

самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себесамооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной.уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки.

3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.

Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).

В «Я-концепции» отражается:

реальное Я (кто я сейчас)

идеальное Я (каким хочу стать)

социальное Я (каким меня видят другие)

«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Это относительно устойчивое образование, обеспечивает внутреннюю согласованность личности, последовательность в поведении. Устойчивое отношение человека к себе позволяет ему ставить перед собой определённые цели, видеть своё место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно и оперативно изменять отношение к себе. В процесс жизни «Я-концепция» изменяется – обогащается или упрощается.

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.

Внимание – направленность и сосредоточенность соз­нания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыс­лит ли ученый, трудится ли рабочий).

Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.

Внешнее выражение внимания: человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизве­стное (И.П. Павлов).

Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.

Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Различают внимание

внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления

внутреннее – на­правлено на собств. мысли, чувства, переживания

Виды внимания

непроизвольноепроизвольноепослепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.

(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).

Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).

Условия возникновения непроизвольного внимания:

• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).

• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).

• Подвижность раздражителя, начало или прекращение действия раздражителя (маяк, реклама, касса букв, домики цифр, слова с «окошечками», пауза в речи учителя)

• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)

Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.

Источник

Опубликовано 10 месяцев назад по предмету
Психология
от annakrasnikova2

  1. Ответ

    Ответ дан
    moro14

    Для учителя очень полезно обществознание ,да как ни странно. Учитель постоянно работает с детьми.

  2. Ответ

    Ответ дан
    ВеДьМоЧкА11111

    психология или психика ребенка, умение общаться и конечно самоконтроль.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Математика – 10 месяцев назад

Сколько здесь прямоугольников

История – 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

Литература – 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

Русский язык – 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

Русский язык – 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Русский язык – 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Физика – 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Психология давно обрела популярность в современном мире. О том, является ли она самостоятельной наукой или одним из направлений в философии, можно рассуждать долго. Это интересный вопрос для многих исследователей в области психологии.

Термин «психология» начал существование в XVI веке. Психологическая сущность человека настолько неоднородна, что в психологии образовались две конфликтующие тенденции — идеалистическая и материалистическая.

Классический психоанализ

Начало психоаналитического направления было положено в 1900 году, когда мир увидел первую книгу Зигмунда Фрейда. Со временем издание Фрейда завоевало популярность не только среди общественности, но и среди психологов. Книга Зигмунда Фрейда стала толчком для появления других направлений в психологии (аналитическая и индивидуальная психология, трансактный анализ).

Аналитическая психология

Еще одним популярным направлением стала аналитическая психология, основателем которой стал Карл Густав Юнг. Проводя различные исследования, он разложил личность на слои, разделив персону, эго, тень, самость, Аниму и Анимус.

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология стала популярной благодаря Альфреду Адлеру и относится к востребованным направлениям на сегодняшний день. В основу индивидуальной психологии заложена теория о том, что личность является неделимой частью социума.

Бихевиоризм

Бихевиоризм является одним из первых направлений, которое сводит психологию к рефлексам. Появилось данное направление благодаря Эдварду Ли Торндайку.

Гештальтпсихология

Основателями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Кофка. Следуя теории гештальтпсихологии, действия человека зависят от восприятия ситуации и являются завершающей стадией процесса.

Гуманистическое направление

Лидером гуманистического направления в психологии является психолог из Америки Карл Рэнсом Роджерс. Основные мысли гуманистической психологии таковы:

  • у человека есть врожденное стремление развиваться и реализовывать свой потенциал;
  • внутренняя сущность человека является позитивной;
  • для раскрытия внутренней природы человека нужно соблюдать подлинность в общении, безусловное принятие и проявлять эмпатию.

Когнитивизм

Данный вид психологии появился в начале 60-х годов, когда психологи начали выделять когнитивные процессы, определяющие поведенческие реакции людей.

Трансактный анализ

Трансактный анализ разработал Эрик Берн в 1956 году. Популярность данный анализ обрел в начале XX века. По мнению представителей трансактного анализа, личность может проявляться в трех разных состояниях: родитель, взрослый, ребенок. Каждое из этих состояний формируется на основании полученного жизненного опыта. Эго-состояние родителя определяется установками извне и является полученным от своих родителей. Эго-состояние ребенка предопределено детством личности. А эго-состояние взрослого не зависит ни от возраста, ни от каких-либо установок.

История психологии является многогранной и зависит от многих факторов и теорий. Одни ученые рассматривают поведенческие реакции как механический процесс, другие же предпочитают идеализировать характер. Начиная с XX века, материалистическая основа становится основополагающей, а идеалистическая проявляется вследствие первой.

Часто человек начинает интересоваться психологией, когда понимает, что жизнь идет не так, как ему хочется. Он начинает искать причины в себе и обращается к основам психологии личности. С этого момента в большинстве случаев начинается саморазвитие, которое необходимо тем, кто стремится к успеху. А успех невозможен без активной и продуктивной работы мозга. Тренируйте его с помощью когнитивных тренажеров Викиум.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1576”

(ГБОУ школа № 1576)

Реферат

Тема:«Необходимость  знаний возрастной  психологии в работе педагога»

Подготовила: Кондратьева Е.П.,

педагог-психолог

Москва, 2018 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………. 3

Необходимость  знаний детской, возрастной  психологии

в работе педагога ………………………………………………… ..4

Заключение ……………………………………………………… .. 9

Список литературы ……………………………………………….10

Введение

Профессия педагога весьма ответственная. Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания. Несмотря на очевидность этого, по поводу значения психологии для педагогической деятельности с давних пор между психологами различных направлений велись дискуссии. Например, известный американский психолог У. Джемс писал, что глубоким заблуждением является мысль, что из психологии можно вывести для непосредственного употребления

школьные программы, планы и методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство; науки же никогда не производят прямо из себя искусств.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.

Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов.

Необходимость  знаний детской, возрастной  психологии в работе педагога

Педагогика и психология всегда должны быть согласованы друг с другом, но если кто-нибудь знает психологию, то отсюда еще не следует, что он должен быть и хорошим учителем, считал У. Джемс.

Задачей педагогической науки и практики является раз­работка стратегии воспитания и обучения ребенка с уче­том его возрастных возможностей. Чтобы помочь станов­лению и развитию личности, нужно знать возрастные воз­можности и особенности ребенка, без знаний основ детской и возрастной психологии это сделать значительно трудней.

Д.Б.Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменя­ют друг друга, обеспечивая полноценность развития. По мере развития науки о ребенке изменялись качествен­ная характеристика каждого этапа и представление о про­должительности детства. Как известно, детство человека – самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле (пожалуй, только слониха опекает своего малыша до 5 лет, преобладающее большинство других мам выполняют свои родительские функции в течение нескольких месяцев, а еще чаще – дней и даже часов и минут, а затем расстаются со своим потом­ством и больше не помнят о нем).

На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в струк­туру образовательных учреждений: ясли, детский сад, шко­ла.

Задача педагога в изучении детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить нормальные условия для развития психики, гибко перестраивать эти условия в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенека, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка и осуществить необходимую профилактику возможных психического развития. Без этого невозможно эффективное выполнение педагогом своих обязанностей, творческий подход в его работе. Для реализации исследовательской функции педагогу необходимо обладать прочными знаниями по возрастной, в частности детской (дошкольной) психологии. Педагог опирается на знание общих закономерностей психического развития личности, так и на знания о развитии отдельных психических функций, свойств в условиях усложненных видов деятельности и общении дошкольников.Современные методы обучения и воспитания построены с учётом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, чувств и волевых процессов, личностной сферы. Знание детской психологии помогает педагогу применять методы обучения осознанно, отбирая наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию детей.

Знания о психике ребенка должны отмечаться целостьностью, обобщенностью и системностью, обусловленные пониманием взаимосвязи между отдельными направлениями в развитии психики ребенка; форм ее активности, психических свойств и процессов, способностей и мотивов. Знание детской, возрастной психологии позволяет педагогу разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли эти качества развивать или наоборот, стремиться к их перестройке. Например, ребёнок любое задание выполняет первым и тянет руку, затевает игры и втягивает в них других. Хорошо это или плохо? Чтобы ответить на вопрос – необходимо понять, что стоит за внешними проявлениями поведения. Если это активность, сообразительность, богатая фантазия – это отлично, но если это стремление, во что бы то ни стало, выделиться – стоит задуматься. Определить индивидуально-психологические особенности с первого взгляда – задача непосильная. Эти особенности нужно систематически изучать, пользуясь методами, разработанными психологами.

Возрастная (детская) психология для педагога, по словам отечественного педагога К.Д. Ушинского (1824-1870), являются одной из самых необходимых дисциплин, поскольку в процессе воспитания педагог постоянно находится в плоскости психических явлений. Детская психология, отмечал российский психолог Л.С. Выготский (1896-1934), должна быть не только консультантом и посредником педагогики, ее задачи заключаются в психологическом обосновании воспитания детей на основе специальных психологических исследований. Особенно важными ее задачами является отражение уникальности каждого возрастного этапа от рождения до поступления ребенка в школу.

Возрастная (детская) психология является одной из основных отраслей психологической науки в подготовке педагогов дошкольных учреждений. Знание закономерностей психического развития, умственных, волевых и эмоциональных качеств, способностей и интересов дошкольника имеет важное значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Не обладая знаниями детской психологии, педагог не сможет установить контакт с детьми, управлять их развитием. Детская психология помогает мудрому педагогу найти подход не только к коммуникабельным, но и малоактивным, проблемным детям, распознать многие факты детского поведения, причины устойчивых заблуждений детей, особенности их поведения в коллективе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и т.д. Также педагог может «проектировать» развитие личности воспитанников, помочь им избежать ошибок и неудач, понять закономерности результатов в своей деятельности, согласованно находить рациональные способы достижения педагогической цели.

Знание возрастной (детской) психологии помогает педагогу увидеть и преодолеть причины, порождающие у некоторых детей трудности при усвоении нового материала, агрессивное поведение и т.д. Изучение психических особенностей детей позволяет увидеть, что в одних недостаточно развиты интересы, познавательная активность, они равнодушны к обучению, другие – слишком неорганизованные, не умеют сосредоточиться, а другие – не умеют думать, анализировать, плохо понимают объяснения педагога. С учетом этого педагог находит индивидуальный подход к каждому ученику, у одних детей пробудить интерес к занятиям, в других – организовать внимание или добиться правильного понимания усваиваемого материала.

Педагог должен обеспечить условия для успешного воспитания и психологического развития ребенка, создать для каждого воспитанника уверенность в своих силах. Особенно важно начинать делать это в условия дошкольного учреждения, от которого незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причем, не только школьной жизни.

Педагог-психолог детских садахобщеобразовательных и спортивных школах работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить. В образовании педагог-психолог консультирует учеников, родителей и учителей, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое, налаживая общение и помогая ученикам познавать себя и мир людей.

В современном обществе профессия психолога крайне востребована, поскольку грамотная психологическая помощь порой необходима людям всех возрастов. А базовые знания психологии не помешают в повседневной жизни каждому. Для такой профессии нужно не только желание, но и доброта, неравнодушие к людям, умение слушать и слышать людей, логика, сообразительность, умение делать выводы и самое главное – стрессоустойчивость. 

Заключение

Изучение возрастной (детской ) психологии имеет большое значение для работы педагога над собой, прежде всего для преодоления собственных недостатков, развития способностей, формирования профессиональных качеств личности, необходимых для работы с детьми, без чего ему не быть внимательным наблюдателем, готовым не только понять ребенка, но и поддержать, развить все его лучшие качества.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что для успешного воспитания и обучения детей педагогом дошкольных учреждений необходимо знать закономерности их психологического развития, умственных, волевых и эмоциональных качеств, способностей и интересов, то есть знать детскую (возрастную) психологию.

Список литературы:

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-кн. Кн. 1/ Бадмаев Б.Ц., М., 2000.

Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. / Р.С. Немов., М., 1995.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный цикл жизненного развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.,2001.

9

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/298697-neobhodimost-znanij-vozrastnoj-psihologii-v-r

Источник