Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными но и полезными

Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными но и полезными thumbnail
Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными но и полезными

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель работы:познакомиться с основными видами опасностей и мерами защиты от них.

Часть 1. Виды опасностей.

Теоретическая часть.

Опасность –это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.

В зависимости от вызываемых последствий опасности условно делят на вредные и опасные факторы. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного, или даже полезного к вредному, и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).

Способы классификации опасностей могут быть разными (см. табл. 1).

Таблица 1.

Классификация опасностей и угроз
По объектам
человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос
По величине ущерба
незначительный, значительный, предельный
По вероятности
маловероятные Рi<0,5;
вероятные Рi=0,5;
весьма вероятные Рi>0,5
По масштабу
 
локальные,
региональные,
глобальные
По причинам возникновения
стихийные,
программные (преднамеренные)
По характеру
физические, энергетические, информационные
По типу ущерба материальные,
моральные, психофизические, комплексные
По виду
внешние,
внутренние,
смешанные
По интенсивности
 
активные,
пассивные

Практическая часть.

По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температуры воздуха (жара, мороз), высокая влажность воздуха, подвижность воздуха (сквозняки), барометрическое давление (низкое, высокое), болезни растений, вредители растений (саранча, колорадский жук), освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, гербициды, глубина, гиподинамия, гололед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, засуха, землетрясения, инфекционные заболевания, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, молния, монотонность, наводнение, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, оползни и обвалы, острые предметы, отравление, охлажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, радиация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, социальное неравенство, статическое электричество, тайфун, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, укус собаки, укус змеи, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле, ядовитые растения и животные.

Вопросы и задания.

1. Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными, но и полезными? В каких условиях?

2. От чего зависит степень вредности и опасности перечисленных факторов? В каждом случае ответ обоснуйте.

3. Приведите конкретные примеры, когда данные факторы приводили к нарушению здоровья или угрожали жизни людей.

4. Заполните таблицу «Виды опасностей»:

По происхождению
по характеру воздействия на человека
Природ-ные Техно-генные Антропо-генные Эколо-гичес-кие Биоло-
гичес-
кие
Соци-альные
Механические            
Физические            
Химические            
Биологические            
Психофизиоло-
гические
           



Источник

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74), которые разделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К опасным физическим производственным факторам относятся движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и др.

Вредными физическими производственными факторами являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых. ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы — бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца, токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз и латуней и некоторых пластмасс с вредными наполнителями. К этой группе относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует проявлению опасных факторов — например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Читайте также:  Лист яблони полезные свойства и противопоказания

Уровни воздействия на работающих вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями, значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.

Предельно допустимое значение вредного производственного фактора (по ГОСТ 12.0.002-80) — это предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.

Пространство, в котором возможно воздействие на работающих опасных и/или вредных производственных факторов, называется опасной зоной.

В результате воздействия вредных производственных факторов у работников развиваются профессиональные заболевания – заболевания, вызванные воздействием вредных условий труда. Профессиональные заболевания подразделяются на:

острые профессиональные заболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов;

хронические профессиональные заболевания, возникшие после многократного воздействия вредных производственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибрации и др.).

Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления вредных и опасных факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь обнаружить опасность и определить ее характеристики.

Защита от вредных и опасных производственных факторов обеспечивается снижением их уровня в источнике и применением профилактических и предохранительных мер. При этом компетентность людей в области производственных опасностей и способов зашиты от них — необходимое условие обеспечения их безопасности.

Источник

ТЕСТЫ по ОБЖ (10кл.)

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного авто­номного существования в природных условиях:

а) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

б) потеря ориентировки на местности во время по­хода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

в) потеря части продуктов питания, потеря ком­паса.

2. Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным тре­бованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;

б) одежда должна быть из синтетических мате­риалов;

в) одежда должна быть из однотонного или камуф­лированного материала, чистой и сухой.

3.   К преступлениям небольшой тяжести относятся:

а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголов­ным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;

б) умышленные  деяния,   за  совершение  которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные и неумышленные деяния, за со­вершение которых максимальное наказание, преду­смотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

4.         РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения  усилий  органов  власти,  органи­заций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций;

в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на терри­тории Российской Федерации.

5. Ядерное оружие — это:

а) высокоточное наступательное оружие, основан­ное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного дейст­вия, основанное на использовании светового излуче­ния за счет возникающего при взрыве большого пото­ка лучистой энергии, включающей ультрафиолето­вые, видимые и инфракрасные лучи;

в) оружие массового поражения взрывного дейст­вия,   основанное  на  использовании  внутриядерной энергии.

6. От каких поражающих факторов оружия мас­сового поражения защищает убежище:

а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

7. В развитии инфекционного заболевания про­слеживаются   несколько   последовательно   сменяю­щихся периодов. Что это за периоды? Выберите пра­вильный ответ:

а) начальный период, период инфицирования, опас­ный период, пассивный период, заключительный пе­риод;

б) предынкубационный  период,   острое  развитие болезни, пассивный период, выздоровление;

в) скрытый (инкубационный) период, начало заболе­вания, активное проявление болезни, выздоровление.

8. Причинами переутомления являются:

а) продолжительный сон и продолжительный ак­тивный отдых;

б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;

в) позднее пробуждение после сна, отказ от завтра­ков и прогулок.

9. Признаками алкогольного отравления являются:

а) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;

б) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, сни­жение иммунитета;

в) отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.

10.  Военно-Морской Флот — это:

а) вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;

б) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;

в) вид войск, обеспечивающий решение стратеги­ческих и локальных боевых задач с применением спе­циальной военной техники и вооружения.

11. Какая задача при подготовке и проведении ту­ристского похода является главной:

Читайте также:  Что полезно чтобы не болел желудок

а) обеспечение безопасности; б) выполнение целей и задач похода;

в) полное прохождение маршрута.

12. В солнечный полдень тень указывает направле­ние на:

а) восток; б) юг; в) запад; г) север,

13. Каким должно быть место разведения костра:                                                                 

а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основа­ние костра на 6 метров.

14. Каким из нижеперечисленных правил вы вос­пользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) идти по освещенному тротуару и как можно бли­же к краю дороги;

б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места; в) воспользуетесь попутным транспортом.

15. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местнос­тях начинается:

а) с началом объявления о мобилизации взрослого населения;

б) с момента объявления или введения Президен­том Российской Федерации чрезвычайного положе­ния на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях;

в) с момента объявления состояния войны, факти­ческого начала военных действий или введения Пре­зидентом Российской Федерации военного положе­ния на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях.

16 Поражающими   факторами   ядерного   взрыва являются:

а) ударная волна, световое излучение, проникаю­щая радиация, радиоактивное заражение и электро­магнитный импульс;

б) избыточное   давление   в   эпицентре   ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими вещест­вами и движущееся по направлению ветра, измене­ние состава атмосферного воздуха;

в) резкое  понижение  температуры  окружающей среды, понижение концентрации кислорода в возду­хе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взры­ва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.

17.  Бактериологическое оружие — это:

а) специальные  боеприпасы   и  боевые  приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназ­наченными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельско­хозяйственных культур;

б) специальное оружие, применяемое для массово­го поражения сельскохозяйственных животных и ис­точников воды;

в) оружие массового поражения людей на опреде­ленной территории.

18. Пассивный курильщик — это человек:

а) находящийся в одном помещении с курильщиком; б) выкуривающий до двух сигарет в день; в) выкуривающий одну сигарету натощак.

19. К видам Вооруженных Сил Российской Феде­рации относятся:

а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Воен­но-Морской Флот;

б) Сухопутные войска,  воздушно-десантные вой­ска, танковые войска, мотострелковые войска;

в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска,  войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

20. Воздушно-десантные войска — это:

а) вид вооруженных сил,  предназначенный  для боевых действий в тылу противника;

б) род войска, предназначенный для боевых дейст­вий в тылу противника;

в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с приме­нением специальной военной техники.

10 класс ответы:    1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-а; 11-а, 12-г, 13-б, 14-а, 15-в, 16-а, 17-а, 18-а, 19-а, 20-б.

Источник

Выражение “опасные и вредные производственные факторы” описывает всю совокупность неблагоприятных производственных факторов и подчеркивает большую значимость “опасныхфакторов, могущих привести к внезапной смерти, по сравнению с “вреднымифакторами.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья, потомства.

Вредные производственные факторы подразделяются на следующие виды:

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизиологические.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Схема видов опасных и вредных производственных факторов

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Схема классов условий труда

  • Оптимальные условия труда (класс 1) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
  • Допустимые условия труда (класс 2) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относя к безопасным.
  • Вредные условия труда (класс 3) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.
Читайте также:  Черное или азовское море что полезнее

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающих стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень класса 3 (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

  • Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, в том числе и тяжелых форм.

Меры защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов

Организация современного производства немыслима без четкого соблюдения норм, правил безопасности и производственной санитарии.

В решении этих вопросов должны участвовать все, кто создает и осваивает новые технику и технологию, кто контролирует их соответствие требованиям системы стандартов безопасности труда (ССБТ), гигиены и психологии труда.

Организационно-технические средства обеспечения безопасности защищают человека от производственных травм и профессиональных заболеваний.

Все средства защиты от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды подразделяются на два больших класса: средства индивидуальной защиты (СИЗ) и средства коллективной защиты.

Все СИЗ подразделяются на 12 классов, например средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), специальная одежда, средства защиты рук и ног, средства защиты глаз, лица и головы, средства защиты органов слуха, средства защиты от вибрации. Для защиты от поражения электрическим током применяются диэлектрические средства защиты. При работе на высоте, в емкостях, колодцах и т.п. применяются предохранительные пояса со страховочной цепью или веревкой. Для защиты от вредных и ионизирующих излучений служат специальные индивидуальные средства защиты.

К коллективным средствам защиты относятся, например, знаки безопасности, предупредительные плакаты для электроустановок, предупреждающая окраска, знаки опасности для грузов и т.д.

Станочное оборудование обязательно должно иметь защитное ограждение и предохранительные устройства.

Ионизирующие излучения. К средствам коллективной защиты от ионизирующих излучений относятся боксы, камеры, ниши, колодцы, сейфы, вытяжные шкафы, передвижные и стационарные щиты, ширмы, фартуки, металлические кожухи, манипуляторы и другие средства дистанционного управления, а также защитные покрытия.

Колебания тел, передаваемые непосредственно или через окружающие нас твердые, жидкие и газообразные среды, вызывают шум, вибрацию и ультразвук.

Шум.  Наиболее эффективным способом борьбы с шумом является устранение его в самом источнике образования, т.е. в конструкциях машин, агрегатов и оборудования. Устранение или уменьшение шума достигается при изменении технологических процессов и замене шумящего оборудования на бесшумное.

Снижение шума достигается также различными средствами звукопоглощения (глушители, капоты, кожухи и т.д.).

Коллективная защита от шума должна осуществляться техническими средствами, т.е. применением малошумящих узлов, незвучных материалов, правильным выбором кинематических схем, использованием звукопоглощающих материалов, звукоизоляции источников шума т.д.

Вибрация. Средства коллективной защиты – виброгашение и виброизоляция. Виброгашение достигается установкой оборудования на фундаменты, изолированные от пола. Виброизоляция осуществляется введением промежуточного звена между источником вибрации и рабочим местом или той частью инструмента, которая имеет непосредственный контакт с телом работающего.

Ультразвук. К средствам коллективной защиты от ультразвука относится уменьшение вредного излучения звуковой энергии в источнике за счет повышения номинальных рабочих частот источников ультразвука и исключения паразитного излучения.

Локализация действия ультразвука возможна при соответствующих конструктивных и планировочных решениях: применение звукоизолирующих кожухов, полукожухов и экранов; размещение оборудования в отдельных помещениях и кабинах; применение дистанционного оборудования; облицовка отдельных помещений и кабин звукопоглощающими материалами.

Электрический ток. Безопасность эксплуатации электроустановок обеспечивается применением ряда технических способов и средств, используемых по отдельности или в сочетании друг с другом.

При нормальном режиме работы это выравнивание потенциалов, электрическое разделение полей, изоляция токоведущих частей, применение оградительных устройств, предупредительная сигнализация, блокировка, использование знаков безопасности, средств защиты и предохранительных приспособлений.

В аварийном режиме – это защитное заземление, зануление, защитное отключение, дополнительная (двойная изоляция), применение пробивных предохранителей.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.

Источник