Какие игрушки наиболее полезные для детей

Какие игрушки наиболее полезные для детей thumbnail

Какие игрушки наиболее полезные для детей

Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка – с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры  — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.

Смотрите также:

  • Рецепт зимней сказки. 5 советов для создания новогоднего настроения →
  • Игры в чудеса. Зачем детям сказки про Деда Мороза? →
  • Играй и развивай! Чем занять малыша с пользой →

Источник

+ Избранные

(+0)

29 Декабря 2018 22:14

Какие игрушки наиболее полезные для детей
2 тыс

Какие игрушки наиболее полезные для детей
0

Полезные игрушки для детей: топ 5

Аватар пользователя evgeniy

В ассортименте игрушек детских магазинов 60% составляют бесполезные безделушки, еще 10 — опасные и провоцирующие агрессию, и только 40% игрушек считаются правильными и полезными для детей. К сожалению, среди огромного изобилия сегодняшних «Фиксиков», «Смешариков» и прочих ярких изделий полезные игрушки для детей на полках увидеть довольно проблематично. В таких условиях очень сложно подобрать для малыша именно то, что поможет ему развиваться как личности.

Самыми полезными игрушками у психологов и педагогов считаются предметы, которые способны научить самостоятельности и решению задач. Те игрушки, которые помогают выработать человеческие качества, научить состраданию, социальным навыкам.

У родителей же все с точностью до наоборот: полезными они считают игрушки, которые научат малыша читать, писать, рисовать. Однако подобные изделия лишь развивают мелкую моторику, а эти навыки дети и так получают в детских садах и школах. 

С 2019 года полезную игрушку родителям выбирать будет гораздо проще: осенью 2018 года учредили новую премию – «Игрушка года». Отныне то, что требуется детям, будет отмечаться особым знаком с рекомендациями детских психологов и педагогов. Однако вне зависимости от типа и вида выбранной игрушки, важно, чтобы она соответствовала возрастной категории ребенка.

Игрушки для детей до года

От 0 до 12 месяцев дети еще только учатся распознавать окружающий мир, пытаясь попробовать все на вкус. Психологи убеждены, что наилучшим вариантом в этом возрасте будут максимально простые погремушки. Чем проще игрушка, тем лучше для ребенка.

Это позволяет ему экспериментировать, открывать что-то новое, придумывать новые занятия с изделием. Возможностей для игр открывается целый океан, при этом активно развивается любознательность маленького человечка. 

Погремушки со звенящими элементами позволяют развить внимание, слуховое восприятие, зрительную активность. Дети находят массу применений погремушке, и при этом учатся сравнивать звуки, которые издает игрушка. Хорошим вариантом для ребенка до года станет старая добрая неваляшка. Кукла с разукрашенным лицом издает приятный, всегда разный мелодичный звук, а сама игрушка становится «стереотипом» человека. 

Игрушки для детей от года

Начиная с 12 месяцев малыши начинают ходить и с усиленным усердием познавать все, что их окружает. Развитая до года любознательность переходит все границы, и малыши изучают новые способы взаимодействия с ранее знакомыми игрушками и предметами интерьера. До 3 лет упор делается на тактильные ощущения, развитие базовой самостоятельности и обретения уверенности в себе. 

В этом возрасте помогут развить необходимые навыки основные типы изделий для малышей от года до трех лет — пирамидки, мягкие кубики. Все помнят традиционные оси с разноцветными колечками разных размеров, которые необходимо надевать на эту ось в правильной последовательности. Казалось бы, простейшая игрушка, но сколько навыков она развивает!

Среди них и концентрация внимания, и ловкость, и способность различать цвета, размеры, формы. Кроме того, активно развивается воображение малыша. Сегодня существует множество разновидностей детских пирамидок, не только традиционные колечки: квадратики, формочки, дуги. Благодаря такому ассортименту можно даже строить сооружения.

Кубики также являются неотъемлемым атрибутом детского развития. Начинать можно с мягких развивающих кубиков, которые ребенку интересно потрогать, пожевать, побросать или перекладывать с места на место.

Чуть позже, когда в сознании закрепится образ, можно перейти к более сложным деревянным кубикам с картинками из сказок или буквами. Кубики сослужат хорошую службу в дальнейшем, когда придет время развивать мышление и учиться конструировать. 

Игрушки для детей дошкольного возраста

Детский возраст от трех до семи лет — чрезвычайно важный этап в жизни, как ребенка, так и родителей. Малыши уже становятся более самостоятельными и приспособленными к жизни. Кроме того, им просто необходимо доказать окружающим, что они готовы к выходу в мир, несмотря на юные годы. Возможность реализации потенциала — ключевой момент в дошкольном возрасте. Ребенку необходимо научиться общению со сверстниками и взрослыми, а родители должны помочь в непростой социализации. 

В качестве игрушек психологи в этом возрасте рекомендуют интерактивные наборы, настольные игры для времяпрепровождения с друзьями и родителями, игрушки в образе животных или людей. Одним словом, все то, что научит будущего школьника принимать решения и не пасовать перед трудностями. Важным этапом является «отработка» отношений между людьми, дети должны понимать, каким образом им общаться с окружающими и какие эмоции испытывают посторонние люди. 

Игрушки для детей младшего школьного возраста

Пожалуй, это последний период, когда ребенок нуждается в игрушках. То время, когда еще интересно, но кроме игрушек уже существуют и другие увлечения. В этом возрасте полезными игрушками считаются изделия, которые помогут развить мышление, фантазию и воображение. Отлично подойдут игры, где ребенку необходимо «поставить спектакль», режиссировать действия, придумать сюжет и действующих персонажей. Кроме того, необходимы интеллектуальные игры — шахматы, шашки. Это помогает научить стратегическому мышлению, анализу и тактике. 

Топ 5 полезных детских игрушек

Кроме игрушек, соответствующих возрасту, существует отдельная категория так называемых универсальных изделий для любых периодов жизни ребенка. С некоторыми из таких игрушек зачастую интересно даже родителям, и они с удовольствием проводят время с малышом за развивающими играми. Все они развивают ответственность, мышление, аккуратность и другие человеческие качества, которые пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

1. Конструкторы

Самой популярной полезной игрушкой уже на протяжении многих лет остается конструктор. Производители выпускают полярно разные изделия из различных материалов для различных возрастов. Так, известный детский конструктор «Lego» включает в себя множество серий, рассчитанных на возраст от 1 года до 10-12 лет.

Для самых маленьких предусмотрены конструкторы с крупными яркими деталями, которые малышу удобно брать в ручку. Для детей постарше и школьников выпускают модели с деталями ландшафта, фигурками людей и множеством совсем мелких компонентов, из которых можно возвести любое сооружение. Конструкторы вносят определенную гармонию в развитие ребенка, регулируют психическое состояние, развивают мелкую моторику.

2. Машинки, куклы

Машинки для мальчиков и куклы для девочек — традиционные игрушки, являющиеся частью взросления и подготовки к новой жизни. Девочки с помощью игр с куклами проявляют заложенный природой материнский инстинкт. Мальчики, подобно настоящим мужчинам учатся управлять автомобилем.

Бывает и так, что девочки тянутся к «мальчуковым» игрушкам, но переживать по этому поводу не стоит — зачастую им просто нравится внешний вид блестящей машинки или звуки, которые издает несущийся по рельсам игрушечный поезд.

3. Сортеры

Данный тип игрушек относительно недавно вышел на рынок и сразу завоевал огромную популярность как у психологов, так и у родителей. Дети в восторге от различных отверстий в сортерах со множеством деталей.

Для каждого отверстия требуется подобрать свой элемент, что помогает развивать память, моторику и мышление. Для детей постарше сортеры выпускают несколько в других видах, больше похожих на головоломки, но суть остается прежней — найти нужную деталь и вставить ее в правильное отверстие. 

4. Мозаика

Невероятно увлекательная мозаика доступна уже с 3 лет и давно завоевала любовь родителей и детей. Для малышей предусмотрена небольшая мозаика с крупными деталями. Дошкольники и школьники могут собирать усложненные мозаики, что опять-таки тренирует память, мышление, воображение и логику.

5. Пазл

Пазлов существует невероятное количество, и среди них есть даже сложные пазлы для взрослых, над которыми можно биться часами. Детям можно покупать подобные изделия уже в 4-5 лет, непосредственно для развития дошкольных навыков — памяти, координации движений и моторики. Картинку сегодня можно выбрать на любой вкус, собственно, как и размеры пазлов. Увлекательная игра действительно затягивает, к тому же, это способ провести время со своими детьми

Родители должны помнить, что в первую очередь они всегда остаются родителями. Для гармоничного развития ребенку необходимы не только горы игрушек: важно, чтобы родные люди принимали участие в играх, где-то помогая, а где-то подсказывая, как поступить в той или иной ситуации.

Источник

Какие игрушки полезны детям?!

Нормальное развитее ребенка, становление его внутреннего мира невозможно без игры и игрушек. Игрушки для ребенка- это исследовательская среда, которая помогает формировать и реализовывать  творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек дело ответственное и серьезное. Выбирать игрушки в настоящее время очень сложно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики),  появляются новые (динозавры, пауки, пакемоны), невиданные даже самими родителями. Часто игрушки покупаются стихийно.

Очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно- гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Развитее ребенка происходит в разных видах деятельности. Главная функция игрушки – это активизация этой деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Выделяют три группы игрушек:

1.Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ( или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами.( различные виды животных, куклы с кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, детали костюма, транспортные игрушки и т.д.

2.Игрушки, способствующие развитию интеллектуально- познавательных и моторных способностей.( кубики, конструкторы, пазлы,  мозаики, лото, домино и т.д.

3.Игрушки,способствующие развитию физических качеств.(мячи, обручи, скакалки, кегли).

Основные требования к игрушке:

-потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия ребенка. Выбирая забаву нужно ориентироваться на возраст ребенка, и стремится, чтобы в распоряжении ребенка были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности.

– соответствие игрушки интересам самого ребенка. Главное достоинство игрушки – это возможность  что-либо с ней сделать. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна быть не только привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.

– предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности.

– особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую совместную игру.

– «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух «своего» времени.

– оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающиеся от типовых, массовых образцов.  

Какие игрушки приобретать детям.

– Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).

– Двигательные: Каталки, коляски, спортивные игрушки.

– Строительные.

– Дидактические (разборные пирамидки, башенки, настольно-печатные, мозаика).

– Игрушки-забавы.

– Игрушки-полуфабрикаты, которые может делать сам ребенок.

Что такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка. Не следует покупать игрушки специально для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны машинки, куклы, механические игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса,  а дочери техническую игрушку. Если 90 % игры приходится на долю ребенка и  только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам родителям надо помнить.

В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребенка. Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому мешает то, что ему на глаза  одновременно попадается слишком много игрушек. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени. Большое воспитательное значение имеют игрушки- самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины и картона, дерева и бумаги. Надо с большим уважением относится к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить, измять, сломать.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки:

1.Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2.Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3.Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые средства.

Играйте с ребенком, учите его, как правильно играть с игрушками, приучайте к аккуратности и порядку и ваш ребенок будет расти вам на радость!

Источник