Какие физические упражнения наиболее полезны для представителей
Подбор видов спорта и физических упражнений
для детей различных типов телосложения
Отдать ребенка в спорт — серьезное дело. Всем родителям хочется, чтобы в семье рос будущий чемпион. Дни тренировок, усталости, погони за победами. Но не каждый малыш сможет выдержать такой ритм. Некоторые хотят стать художниками или врачами, и спортивная карьера не по душе уже с раннего возраста. А иным просто по темпераменту может не подойти выбранная секция.
Подсказкой для выбора вида спорта может послужить тип телосложения (или конституциональный тип) вашего ребенка. Каждый человек имеет определенный набор различных показателей. Конституция – это совокупность функциональных и морфологических (анатомических) особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Ответная реакция организма на одни и те же раздражители (внешние или внутренние) во многом определяется особенностями телосложения.
Физическое развитие ребенка в значительной мере зависит от типа конституции его организма. Тип конституции отражает особенности не только телосложения, но и психической деятельности, обменных процессов, вегетативных реакций, а также способность к адаптации и даже присущую типу патологию (болезни).
Известно множество разных классификаций типов телосложения. Мы с вами остановимся на одной, выбранной физиологами и врачами для использования применительно к детям. Это классификация и , предложенная ими еще в 1929 г. По телосложению дети делятся на четыре типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Кратко охарактеризуем их особенности:
· астеноидный – тонкий скелет, высокий рост, длинные нижние конечности, узкая и длинная грудная клетка, слабая мускулатура, острый эпигастральный угол (эпигастральный, или надчревный, угол – угол схождения ребер к груди, хорошо прощупывается, если втянуть живот.);
· торакальный (грудной) – развитая грудная клетка, большая жизненная емкость легких, эпигастральный угол прямой, небольшой живот;
· мышечный – хорошо контурированные мышцы тела, гармонично развитое туловище, широкие и высокие плечи, грудная клетка средней длины, эпигастральный угол близок к 900;
· дигестивный – короткая и широкая грудная клетка, развитый живот, тупой эпигастральный угол и выраженные жировые складки.
Каждый тип в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития мускулатуры и жироотложения. Также необходимо учитывать форму грудной клетки, живота, спины (, 1975). Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкой и длинной), цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота – впалая, прямая и выпуклая. Форма спины – сутулая, прямая и уплощенная. Все эти признаки можно определить визуально, т. е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека.
Если ребенок относится к астеноидному или торакальному типу телосложения (их часто объединяют в астено-торакальный), то он будет с большим удовольствием заниматься видами физических упражнений на выносливость (циклические виды). Как правило, любимые для «астено-торакалов» виды спорта – лыжные гонки, велоспорт, плавание, бег на длинные дистанции.
Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты (любая специализация), это спортигровики (все виды), это представители единоборств (любые занятия) и т д. Вместе с тем, если у «мышечника» что-то не получается сразу, то он может очень быстро потерять к занятиям интерес.
Дети дигестивного типа склонны к занятиям с проявлением силы. Это атлетизм, гиревой спорт, тяжелая атлетика и единоборства (армреслинг, различные виды борьбы). Девочки (девушки) дигестивного типа, так же как и мальчики (юноши), с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления. Они также выбирают занятия гимнастикой, но предпочитают индивидуальные тренировки. Девочки других типов телосложения проявляют больший интерес к ритмической гимнастике и ее разновидностям: аэробике, шейпингу, где занятия проводятся в группах.
На школьников таких «крайних» типов телосложения, как «астеники» и «дигестивники», следует обращать особое внимание. Для них необходимы специальные нормативы, их нельзя оценивать по стандартным таблицам. Эти дети особенно ранимые очень нуждаются в похвале и поддержке. Именно потому, что «астеники» и «дигестивники» не так одарены физически, как «мышечники», для них особенно важно вовремя найти вид спорта по душе. Хорошо известно, что под влиянием регулярных физических упражнений «астеники» приближаются к торакальному типу, а «дигестивники» переходят в дигестивно-мышечный тип, что, вне всякого сомнения, положительно влияет на состояние их здоровья, успехи и в спорте, и в жизни.
Для того чтобы дети астеноидного и дигестивного телосложения значительно улучшили свои двигательные и функциональные возможности, им нужно затрачивать гораздо больше усилий, чем «мышечникам» и «торакальщикам». Чтобы увлечь их занятиями физической культурой и спортом, требуются терпение, индивидуальный подход и родителей, и тренера. Важно, особенно на начальном этапе, предложить «астеникам» и «дигестивникам» заниматься теми видами физических упражнений, которые им более свойственны.
Не следует «ломать» ребенка, заставляя развивать «отстающие» двигательные качества. Пусть занимается тем спортом, который нравится, в группе детей одного с ним физического склада, так всегда легче.
Ребенок астеноидного типа, прозанимавшись более двух-трех лет плаванием, лыжами или другими циклическими видами спорта, гармонично развивающими человека, уже не будет выделяться худобой, обретет хороший мышечный корсет и уверенность в себе. Это поможет ему заняться и теми видами спорта, где требуются сила и быстрота. «Дигестивник», начав заниматься своими любимыми силовыми упражнениями, также приобретет хороший мышечный корсет, сбросит избыточный вес и позднее с успехом станет выполнять упражнения на выносливость.
Важно, чтобы вид занятий был по душе: волейбол или футбол, баскетбол или
хоккей, бадминтон или теннис… А если занятия по душе и в радость, то это не только польза, но и большое удовольствие. И не беда, если в поисках любимого вида спорта ребенок сменит пару-тройку спортивных секций. Пусть в каждой из них он освоит хотя бы азы правильной техники движений – двигательные навыки сохраняются и могут пригодиться в дальнейшем. А время, затраченное на физические упражнения, в любом случае пойдет на пользу здоровью. Дети приходят в спортивные школы и секции по-разному. Иногда сами, вместе с друзьями, по рекомендации инструктора или учителя по физкультуре. Но лучше всего, чтобы это решение, как и любое другое, принималось на семейном совете после обсуждения всех «за» и «против» и, конечно, учитывая желание и склонности самого ребенка. Доводы «за» будут зависеть от взглядов и возможностей семьи. А вот в числе «против» может оказаться состояние здоровья, поэтому надо посоветоваться с врачами, причем лучше всего обратиться в кабинет лечебной физкультуры или врачебно-физкультурный диспансер. Главное – выбрать тот вид спорта, который не усугубит болезнь, а поможет укрепить организм и избавиться от недуга. Если состояние здоровья ребенка позволяет ему заниматься в любой спортивной секции, следует постараться учесть тип его телосложения, т. е. особенности конституции.
И, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения энергией у детей и подростков в разные периоды развития неодинаково. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже. Чтобы занятия физкультурой и спортом не казались скучной и неприятной работой, в любом возрасте лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического. Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, теннисисты, футболисты и другие «игровики», конькобежцы – словом, спортсмены практически любых специализаций. Учитывая особенности строения тела и мышц, ребятам астено-торакального телосложения очень рекомендованы упражнения для развития выносливости, при которых у них прогрессируют и другие двигательные качества. Если сравнить влияние разных упражнений на частоту простудных заболеваний, то для худеньких ребят лучше делать акцент на скоростно-силовые упражнения – прыжки, метания, упражнения с мячом, подвижные игры. В то же время любимые для них виды спорта – лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, бег на длинные дистанции. Исследования показали, что для укрепления здоровья ребятам дигестивного телосложения больше других подходят упражнения, направленные на преимущественное развитие скоростно-силовых возможностей. Очень неплохой эффект дают и комплексные упражнения. Вероятность спортивных успехов у детей дигестивного телосложения выше всего в единоборствах (популярных сегодня ушу, самбо, дзюдо и других видах борьбы), «тяжелых» видах легкой атлетики (метаниях ядра и диска), некоторых спортивных играх (хоккее, водном поло и др.), а в более старшем возрасте – в тяжелой атлетике, атлетической гимнастике. Для девочек привлекательны занятия художественной гимнастикой, аэробикой – с фитболами, резиновыми лентами-амортизаторами, степ-аэробика. И девушки, и юноши дигестивного телосложения с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления, формирования красивой фигуры. И, наконец, плавание – одно из жизненно необходимых умений – полезно всем, и если не гнаться за рекордами, то тоже удается всем. Примечательно, что в Древней Греции очень нелестной характеристикой человека была фраза: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Плавание обладает мощным оздоровительным действием: улучшает работу сердечнососудистой системы, укрепляет мышцы, снимает стрессы и дает отдых нервной системе. И все это происходит при разгрузке суставов, связок, позвоночника. Кстати, обучать малышей плаванию легче, чем школьников, и начинать это полезное дело можно раньше, чем занятия в других спортивных секциях. Раньше других можно начинать занятия теми видами спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относятся фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, прыжки в воду, прыжки на батуте. К видам спорта, требующим силы и выносливости, а также тактического мышления (различные единоборства), следует приступать позднее. Это лыжи, коньки, легкая атлетика, борьба, волейбол и другие спортивные игры. Еще позже следует начинать заниматься теми видами спорта, для достижения успехов в которых нужны физическая зрелость, большая сила и выносливость. В их числе – тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс, стрельба. И все же, даже следуя всем нашим советам, выбрать для ребенка вид спорта по душе не так просто, потому что найти нужно не только подходящую спортивную секцию, но и, может быть, прежде всего, тренера, который станет помощником в воспитании ребенка.
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 5609376
Пармезан Черница
более месяца назад
Просмотров : 47
Ответов : 1
Лучший ответ:
Главный Попко
Йога, кардионагрузки, бег, прыгалка, ходьба.
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи за : неделю месяц все время
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров
и нажмите кнопку Просмотр анимации.
Другие вопросы:
Мари Умняшка
Даю 15 баллов. В чём различия и сходства между раковинами моллюсков класса “Рапаны” и класса “Беззубка”?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 62
Ответов : 1
Главный Попко
Стороны прямоугольника равны 4 см и 9 см Найди стороны квадрата если квадрат и прямоугольник имеют одинаковые стороны
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 16
Ответов : 1
Пармезан Черница
1.Винт вертолёта за 0,5 минуты осуществляет 600 оборотов. Чему равен период вращения винта? А)0,8. Б)50мс. В)5с. Г)2мин. Как решить? 2. Частота колебаний нитяного маятника равна 2 Гц. Сколько колебаний совершит этот маятник за 1 минуту? А)0,5 Б)2. В)30. Г)120 Как решить ?? 3. Пол часа мальчик ехал…
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 16
Ответов : 1
Энджелл
Сөз құрамына талдау сөздер:әдептілік,нұрынан,әдепті, жаттығудың,адамдардың,ұрпақтарын,адамдарға,басының,әдепсізден.
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 11
Ответов : 1
Таня Масян
Упростите: sin(a+b)+sin(a-b)/cos a*cos b
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 10
Ответов : 0