Какие факторы могут быть не только вредными но и полезными

Какие факторы могут быть не только вредными но и полезными thumbnail

На здоровье человека постоянно оказывают влияние различные факторы. Они могут подстерегать нас не только на рабочем месте, но и дома, на улице. Большую часть дня человек проводит на работе, поэтому важное значение для хорошей работоспособности и здоровья играет создание благоприятной и безопасной атмосферы.

Имеется много предприятий, на которых производство связано с риском для здоровья человека. Вредные и опасные факторы, постоянно окружающие сотрудников, могут существенно снижать работоспособность и оказывать негативное влияние на здоровье.

Разновидности вредных факторов

Под вредными производственными факторами подразумевают факторы рабочей среды, которые могут способствовать развитию патологий, снижению работоспособности, повышению частоты инфекционных заболеваний.

Если вредные факторы оказывают слишком длительное воздействие на человека, то они уже могут перейти в разряд опасных. То есть приводить к резкому и внезапному нарушению здоровья.

Вредные и опасные факторы могут быть природного, или естественного, и антропогенного происхождения, то есть возникающие по вине человека.

Если рассматривать природу воздействия на человека, то производственные факторы можно подразделить на следующие группы:

  1. Физические.
  2. Химические.
  3. Биологические.
  4. Психофизиологические.

вредные факторы

Каждая из групп также может иметь естественное или антропогенное происхождение.

Физические опасные и вредные производственные факторы

К естественным, или природным, факторам можно отнести:

  • Температуру воздуха.
  • Влажность.
  • Воздушные массы.
  • Атмосферное давление.
  • Солнечную радиацию.

Антропогенные вредные факторы включают в себя:

  • Повышенный уровень запыленности на рабочем месте.
  • Сильную вибрацию.
  • Сильный уровень шума.
  • Воздействие ультразвука или статического электричества.
  • Влияние электромагнитных полей.
  • Лазерное излучение.
  • Воздействие электрического тока.
  • Работу на большой высоте.
  • Высокую или низкую температуру оборудования.
  • Движущиеся и работающие механизмы и оборудование.
  • Оружие массового поражения.
  • Освещение на рабочем месте.

вредные производственные факторы

Как видим, перечень вредных факторов достаточно велик. Все они могут оказывать негативное влияние на здоровье человека, особенно при постоянном и длительном воздействии.

Химические факторы производственной среды

Если говорить о естественных веществах, то это те, которые легко могут попадать в организм с воздухом, едой или питьем. Сюда можно отнести: аминокислоты, белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и другие вещества.

Факторы антропогенного происхождения из химической группы включают:

  • Повышенную загазованность на производстве.
  • Воздействие ядовитых веществ на человека.
  • Контакт с парами бензола и толуола.
  • Оксиды серы и азота.
  • Агрессивные жидкости, например щелочи или кислоты.

Химические вредные факторы можно разделить на группы в зависимости от характера влияния на организм человека:

  1. Общетоксические, вызывают отравление организма. Например, угарный газ, ртуть, свинец.
  2. Раздражающие. Действуют на органы дыхательной системы, провоцируют кашель, чихание. К ним можно отнести хлор, аммиак.
  3. Сенсибилизирующие. Способны вызывать аллергические реакции. Чаще всего это формальдегиды, лаки на основе нитросоединений.
  4. Канцерогенные. Провоцируют развитие опухолей. Сюда относятся: никель, соединения хрома, амины, асбест.
  5. Мутагенные. Повышают риск появления мутаций, особенно в половых клетках, что непременно скажется на потомстве. Провокаторами могут быть ртуть, стирол, магний.

Вредные производственные факторы по степени опасности можно разделить на несколько классов:

  1. Чрезвычайно опасные.
  2. Высоко опасные вещества.
  3. Умеренно опасные.
  4. Малоопасные.

вредные и опасные факторы

Обычно источником загрязнения производственных помещений опасными химическими веществами становится сырье для переработки, комплектующие части к оборудованию или сама готовая продукция.

Пути проникновения вредных веществ в организм человека

Чаще всего опасные и вредные производственные факторы воздействуют на организм через дыхательную систему. Это наиболее опасно, потому что в легких большая поглощающая поверхность альвеол. Они омываются кровью, а значит, опасные вещества быстро попадают во все жизненно важные органы.

Вторым путем проникновения вредных веществ является желудочно-кишечный тракт, но это случается гораздо реже. Такое возможно только при несоблюдении правил личной гигиены, безопасности труда на рабочем месте. В этом случае все ядовитые вещества попадают в печень и там частично обезвреживаются.

Через кожные покровы могут внутрь организма проникать вещества, которые хорошо растворяются в жирах и белках. Обычно тяжелые случаи отравления вызывают сильно токсические вещества. Сюда можно отнести: тетраэтилсвинец, метиловый спирт и т. д.

В организме опасные вещества не распределяются равномерно, а накапливаются в определенных местах. Например, медь чаще всего скапливается в костной системе, марганец – в печени, ртуть – в почках и кишечнике.

Биологические опасные факторы

К этой группе относятся следующие вредные факторы среды:

  1. Патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности.
  2. Микроорганизмы-продуценты.
  3. Белковые препараты.

Работники больниц, любители путешествий и люди, работающие длительное время на открытом воздухе, больше остальных рискуют заразиться различными заболеваниями. При контакте с растениями или животными может проявиться аллергическая реакция организма, заражение гельминтами.

Воздействие плесени, грибков, зерновой пыли может вызвать различные инфекционные недуги, заболевания кожи. Дерматит является частым диагнозом в больничных листах у людей, работающих с вредными веществами.

Есть даже некоторая закономерность в распространении заболеваний, связанная с профессиональной деятельностью. Туберкулезом и гепатитом чаще всего заражается медицинский персонал, грибковые инфекции характерны для работников зернохранилищ, у работников легкой промышленности профессиональным является хроническое заболевание легких. Работающие в животноводческой отрасли подвержены заражению бактериальными инфекциями.

вредные факторы среды

Психофизиологические факторы

Вредные факторы психофизиологической группы можно разделить на две категории:

  1. Физические перегрузки.
  2. Нервно-психические перегрузки.

Физические, в свою очередь, бывают статическими и динамическими. Вместе они характеризуют тяжесть труда работника. Здесь подразумеваются нагрузки на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему.

Тяжесть труда можно охарактеризовать величиной того груза, который работник вынужден поднимать или перемещать, числом движений, необходимых для осуществления производственных процессов.

перечень вредных факторов

Нервно-психические перегрузки могут охарактеризовать напряженность труда. Классификация вредных и опасных факторов этой категории может включать следующие разновидности:

  • Умственное перенапряжение.
  • Эмоциональные нагрузки.
  • Монотонность работы.
  • Режим труда и отдыха.
  • Перенапряжение органов чувств.

Необходимо учесть, что одни и те же вредные производственные факторы одновременно могут относиться к нескольким категориям.

Классы условий труда по степени опасности

На любом производстве должны быть свои нормативы, согласно которым, осуществляется производственный процесс. Прежде всего, это гигиенические нормы, которые делают труд работников безопасным для их здоровья.

Условия работы могут быть квалифицированы с учетом имеющихся отклонений от установленных стандартов. Исходя из всех критериев, условия труда можно разделить на несколько классов:

  1. 1 класс – это самые оптимальные условия, при которых делается все, чтобы здоровье сохранялось, а работоспособность повышалась.
  2. 2 класс – допустимые условия труда. В общем они соответствуют принятым нормативам, а некоторые отклонения легко устраняются во время отдыха.
  3. 3 класс – вредные условия. Работники постоянно подвергаются влиянию вредных факторов, показатели которых превышают все допустимые нормы. В итоге здоровью сотрудников причиняется серьезный вред.

Вредные условия труда, в свою очередь, подразделяются на несколько степеней:

  • 1 степень. Условия труда вызывают обратимые изменения в здоровье работников, но повышают риск развития заболеваний.
  • 2 степень. Воздействие вредных факторов вызывает стойкое нарушение в работе организма. Может наблюдаться временная потеря работоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.
  • 3 степень. Резко наблюдается рост профессиональных патологий в легкой форме.
  • 4 степень. Выраженные формы профессиональных заболеваний.

воздействие вредных факторов

Можно выделить еще один класс условий труда – опасные или экстремальные. Факторы этой группы могут вызывать опасность для жизни человека и проявления острых профессиональных поражений.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

Насколько бы вредным ни было производство, на нем должны соблюдаться предельно допустимые концентрации опасных веществ.

ПДК (предельно допустимая концентрация) – это такая концентрация веществ на рабочем месте, которая при ежедневном воздействии не вызывает заболевания или отклонения в здоровье.

ПДК вредных веществ часто используется в следующих случаях:

  1. При составлении проектов производственных цехов, технологических процессов, оборудования, системы вентиляции.
  2. Во время контроля за качеством условий труда работников на производстве.

Для всех вредных веществ устанавливаются свои предельно допустимые концентрации, это зависит от их влияния на организм человека. Наиболее опасными считаются свинец, бериллий, марганец.

Высокоопасные вещества – это хлор, фтористый водород, фосген. Умеренную опасность представляют табак, метиловый спирт. А вот аммиак, бензин, ацетон, этиловый спирт относятся к малоопасным веществам.

Способы защиты работников от вредных производственных факторов

Все средства защиты можно подразделить на:

  • Коллективные
  • Индивидуальные.

Коллективные средства предполагают одновременную защиту большого количества работников. Они подразделяются на несколько классов:

  1. Для нормализации воздушной среды. Сюда можно отнести системы вентиляции, кондиционеры.
  2. Для приведения в норму освещения на рабочих местах: различные светильники, лампы, которые способны обеспечить хорошее освещение.
  3. Для защиты от вредных и опасных факторов.

Если на предприятии имеется высокий уровень шума, то стены покрывают материалами, которые поглощают звук, на работающие механизмы надеваются специальные кожухи, работникам выдаются беруши.

Для предотвращения получения травм на оборудовании все опасные места ограждают со всех сторон. На дверцах, заслонках устанавливаются блокировочные кнопки, которые не позволят открыть ее до тех пор, пока механизм полностью не прекратит свою работу.

Работники, имеющие дело с электричеством, в обязательном порядке обеспечиваются резиновыми рукавицами, сапогами или галошами. На оборудовании устанавливаются сигнальные лампочки, знаки безопасности.

Если работы проводятся на высоте, то это место должно быть огорожено.

Если коллективные способы не способны обеспечить качественную защиту, то каждому работнику на вредном производстве выдаются индивидуальные средства. К ним можно отнести халаты, перчатки, респираторы, повязки, защитные костюмы и т. д.

опасные и вредные производственные фаторы

Только безопасный труд может быть качественным и производительным.

Устранение опасных и вредных факторов

На многих предприятиях производственный цикл неразрывно связан с воздействием вредных веществ на человека. Администрация и руководство должны прилагать максимум усилий, чтобы попытаться полностью устранить это воздействие или уменьшить его влияние.

Если подойти обдуманно к некоторым процессам, то оказывается, что иногда токсические вещества можно заменить более безопасными. Многие руководители на это не идут из меркантильных соображений. Таким образом, они экономят на здоровье своих подчиненных. Если замена невозможна, то должно быть сделано все для того, чтобы работник как можно меньше подвергался воздействию вредных и опасных факторов. Для этого предприятие за свой счет обязано обеспечить персонал всеми возможными средствами защиты.

В целях профилактики негативного воздействия должны применяться следующие мероприятия:

  • Местное очищение воздуха.
  • Воздушное душирование.
  • Ношение спецодежды.
  • Оборудованные помещения для отдыха.
  • Точное соблюдение времени работы.
  • Перерыв предусматривается через определенные промежутки времени.
  • Работникам предоставляется более длительный оплачиваемый отпуск.

Если все меры принимаются своевременно и используются комплексно, то можно утверждать, что руководство старается обеспечить свой персонал безопасными условиями труда.

Наиболее опасные производства

Классификация вредных факторов говорит о том, что не все предприятия и производства можно считать опасными для здоровья человека. Наиболее опасными видами работ считаются:

  1. Установка и демонтаж тяжелого оборудования.
  2. Перевозка баллонов с газом, кислотами, щелочами.
  3. Работы на большой высоте.
  4. Земляные работы в местах расположения электрических кабелей.
  5. Работа в шахтах, бункерах, колодцах, печах.
  6. Ремонт и чистка котлов, циклонов и другого котельного оборудования.
  7. Работа на химических производствах.

Можно еще долго перечислять наиболее опасные профессии и производства, но обойтись без них человечество пока не может, поэтому работать здесь все равно приходится, даже несмотря на наличие рисков для здоровья.

Источник

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74), которые разделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К опасным физическим производственным факторам относятся движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и др.

Вредными физическими производственными факторами являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых. ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы — бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца, токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз и латуней и некоторых пластмасс с вредными наполнителями. К этой группе относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует проявлению опасных факторов — например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Уровни воздействия на работающих вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями, значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.

Предельно допустимое значение вредного производственного фактора (по ГОСТ 12.0.002-80) — это предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.

Пространство, в котором возможно воздействие на работающих опасных и/или вредных производственных факторов, называется опасной зоной.

В результате воздействия вредных производственных факторов у работников развиваются профессиональные заболевания – заболевания, вызванные воздействием вредных условий труда. Профессиональные заболевания подразделяются на:

острые профессиональные заболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов;

хронические профессиональные заболевания, возникшие после многократного воздействия вредных производственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибрации и др.).

Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления вредных и опасных факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь обнаружить опасность и определить ее характеристики.

Защита от вредных и опасных производственных факторов обеспечивается снижением их уровня в источнике и применением профилактических и предохранительных мер. При этом компетентность людей в области производственных опасностей и способов зашиты от них — необходимое условие обеспечения их безопасности.

Источник

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями – важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно – практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

– установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока – традиционная

Технология – проблемного обучения

Изучение нового материала

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОРГАНИЗМ

Человек является частью природы, поэтому он испытывает на себе действие ее законов. Он реагирует на воздействие природных факторов, как и любой другой живой организм. Отличается же он от всех других живых существ, населяющих Землю, осознанным и активным отношением к окружающей его природной среде.

Человек живет и трудится в различных природных условиях благодаря замечательной приспособляемости к новым условиям жизни, а главное потому, что научился поддерживать и созда­вать вокруг себя необходимую для него среду, используя различ­ные средства защиты. Человек не только сам приспосабливается к окружающей его внешней: среде, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. Измененная человеком природа в свою очередь оказывает как благоприятное, так и неблагоприятное воз­действие на. условия жизни людей. Поэтому необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, ка кие изменения; среды: благоприятны для организма,. а какие неблагоприятные нередко, изменяя естественные природные ус­ловия, используя для производства ее богатства: леса, недра, воды и т. п., человек заботится, главным образом, о получении макси­мального экономического эффекта.- При этом довольно часто не учитывается возможное, и реальное влияние этих изменений на физическое и психическое здоровье человека, а иногда на состояние здоровья будущих поколений, его генофонд.

Какие факторы могут быть не только вредными но и полезными

Безусловно, вредное, воздействие на организм оказывают: ядо­витые химические вещества, попадающие в воду, пищу, воздух; пыль, повышенная радиация, микроорганизмы, возбудители раз­личных заболеваний. Из природных факторов безусловно полез­ным является чистый свежий воздух и не загрязненные воды. Есть факторы, которые могут быть полезными и вредными в зависимос­ти от того, как ими пользоваться. Так, солнечные лучи, необходи­мые для нормальной жизнедеятельности человека, наносят большой вред здоровью при неумеренном их использовании. Для сохране­ния здоровья необходимо также понимать, как бороться с причи­нами заболеваний, а также знать защитные силы организма, которые сохраняют здоровье. Так, причинами заболеваний могут стать механические воздействия, например удары, растяжения, сдавливания, изгибы живых тканей организма с силой, превыша­ющей их способность к сопротивлению (разрывы тканей, перело­мы костей и т.д.). При воздействии высоких температур (горячие жидкости, металл, пламя) в месте ожога клетки гибнут, развива­ется воспаление. При сильных ожогах происходит омертвление ткани. Нарушается общее состояние организма — ожоговая бо­лезнь, которая требует длительного лечения. Перегревание орга­низма, сопровождающееся повышением температуры до 42 “С, приводит к тепловому удару, который может закончиться смертью в результате нарушения; терморегуляции. Тепловой удар может возникнуть при длительном воздействии солнечных лучей. Опасно также влияние на организм низких температур. При этом проис­ходит обморожение тканей — гибель клеток. Общее переохлажде­ние организма вызывает снижение температуры тола ниже уровня, необходимого для осуществления жизненных функций тканей, что приводит к смерти. Охлаждение организма может вызвать про­студные заболевания. Различные виды обличения оказывают вред­ное воздействие на ткани и приводят к заболеваниям. Так, ультрафиолетовые лучи, вызывающие развитие кожной пигмента­ции и образующие загар, при неумеренном длительном загорании могут вызвать ожоги кожи и стать причиной возникновения рака кожи, привести к перегреву головы, к повреждению мозговых обо­лочек и гибели нервных клеток. Тепловое излучение вызывает пе­регрев тела с болезненными последствиями. ^ Радиационное облучение оказывает разрушающее воздействие на наследствен­ный аппарат клеток, вызывая их гибель. Многие другие физичес­кие факторы могут оказывать повреждающее воздействие на организм. Однако большинство из них становятся вредными для организма, если их воздействие резко превышает допустимые нор­мы (как в случае действия солнечных лучей).

Какие факторы могут быть не только вредными но и полезными
 

Химические вещества, попадающие на кожу (кислоты, щело­чи), вызывают химический ожог. Это разрушение тканей орга­низма в связи с резким изменением химического состава и реакции межклеточного вещества и клеток. Попадание вредных химических веществ в организм с нищей или через органы ды­хания вызывает отравление. При недостатке или избытке хи­мических веществ, необходимых для нормальной деятельности организма, происходит нарушение его обменных процессов. На­пример, наркотические вещества, никотин, алкоголь, попадая в организм, изменяют химический состав его внутренней среды и нарушают тканевый обмен веществ всех органов, а особенно нервной ткани. При длительном воздействии этих веществ на­рушения обменных процессов оказываются необратимыми, и наступает смерть.

Не меньший вред могут нанести организму и вызвать заболе­вания живые существа. Так, при укусах ядовитых насекомых, змей их яд попадает в кровь и разносится ею ко всем тканям и органам, нарушая процессы их жизнедеятельности. Паразити­ческие черви (гельминты);’ многие вирусы^ бактерии, простейшие и другие микроорганизмы, находящиеся в окружающей среде, являются болезнетворными и вызывают -нередко заболевания с тяжелыми последствиями.

– Организм постоянно подвергается воздействию болезнетвор­ных факторов окружающей среды. Однако случаи заболеваний встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, если учесть, что нас окружают потенциальные факторы, отрицательно влияют на организм.

Какие факторы могут быть не только вредными но и полезными

Люди крепкие, тренированные, постоянно занимающиеся спортом даже во вре­мя эпидемии гриппа заболевают редко, так как их физическая подготовка помогает организму противостоять вредным воз­действиям окружающей среды.

Это интересно: исследования причин, влияющихна состояние здоровья населения, показали, что 50% к образу жизни.

Подумайте и ответьте. 1. Воздействие, каких факторов окружающей среды может стать причиной? 2. Какие из этих факторов называют вредными привычками и почему? 3. Приведите примеры фак­торов, которые в малых дозах полезны для организма, а в больших – вредны.

Объясните значение терминов: неблагоприятные факторы окружаю­щей среды, ослабленный организм.

Вопросы для размышления. 1. Почему нарушение состава внутренней среды организма отрицательно сказывается на функционировании многих органов? Приведите конкретные примеры. 2. Как вы понимаете мудрость древних «Не навреди себе»? 3. Как вы можете объяснить поговорку. «Твое здоровье в твоих руках»? 4. Можно ли дать примерную характеристику образа жизни, поведения человека слабого физически и часто простужива­ющегося, если с ним не знаком?

Вопросы для самоконтроля. 1. Какие свойства организма проявляются при взаимодействии организма с внешней средой? 2. Как связана внутрен­няя среда организма с внешней средой? 3. Какие функции выполняют ком­поненты внутренней среды организма кровь, лимфа, тканевая жидкость? 4. Какие факторы внешней среды являются благоприятными, а какие — неблагоприятными? 5. Почему на ослабленный организм неблагоприятные факторы, окружающей среды оказывают, более сильное отрицательное воз­действие вызывают заболевания, в то время, как сильный организм справляется с ними и не заболевает?

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Влияниеокружающейсредыначеловека

Влияние факторов среды на здоровье человека

Влияние на организм вредных и опасных факторов

Вредныеиопасныепроизводственныефакторы

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник