Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс thumbnail

В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Рис. 1. Добыча нефти

Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Рис. 2. Золото – благородный металл

  • радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

Что мы узнали?

Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Мария Тихомирова

    5/5

  • Елена Носенко

    5/5

  • Данил Муталлапов

    4/5

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 166.

Источник

Полезные ископаемые – это ресурсы, содержащиеся в недрах нашей планеты. Добыть их нелегко, однако без них экономика человечества просто не может существовать.

Какие бывают полезные ископаемые?

Существует огромное разнообразие ресурсов, добываемых из недр Земли. Их принято делить по их назначению.

Горючие ископаемые используются как источники энергии. Их либо напрямую сжигают на электростанциях, либо преобразуют в топливо (бензин, солярка, дизель). К этой группе относят нефть, газ, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.

Руда, или рудные ископаемые – это ископаемые, содержащие ценные вещества, обычно металлы. Например, из железной руды добывают железо, из марганцевой руды – марганец. Есть и неметаллические рудные ископаемые, содержащие графит и асбест. Руды, в которых содержится много полезного компонента, называют богатыми. Если же концентрация полезного компонента мала, то руда считается бедной. Для получения полезного компонента руду подвергают какому-то физическому воздействию, обычно ее просто плавят.

К категории нерудных ископаемых относят мел, песок, глина. В отличие от руды нерудные ископаемые не надо подвергать особой физической обработке.

Драгоценные камни – это алмазы, сапфиры, изумруды и прочие камни, традиционно используемые ювелирами. Однако многие такие камни находят применение и в промышленности. Так как алмаз – самое твердое природное вещество, то из него делают инструмент для резки металлов.

Рассмотрим эти группы полезных ископаемых поподробнее.

Горючие ископаемые

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 классДобыча нефти

Изначально развивающаяся промышленность отдавала предпочтение такому ископаемому, как уголь. Это твердое вещество, которое относительно легко добывать и транспортировать. Лишь в конце XIX в. стала расти популярность нефти. Ее сложнее добыть, но и энергии из нее можно получить больше. В XXI в. растет популярность газа. Его важное преимущество – экологичность.

Все горючие ископаемые чем-то схожи друг с другом. В их составе высока доля углерода и водорода. Считается, что нефть и уголь образовались из останков умерших животных. Существуют технологии, которые позволяют получать из угля нефть.

Горючие ископаемые используются не только в энергетике. Из нефти получают парафин, различные масла и смазки, лаки, краски, пластмассы и многие другие химические вещества.

Рудные ископаемые

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 классДобыча железной руды

Руды являются главным, но не единственным источником металлов. В природе встречаются также и самородки – это большие куски чистого металла. В руде же металл содержит много примесей. Однако самородки встречаются чрезвычайно редко, и для нужд промышленности их недостаточно. Металлы редко используют в чистом виде, куда чаще из нескольких металлов получают сплавы.

Все металлы можно условно разделить на три группы. Черные металлы – это в основном железо, но также сюда включают ванадий, хром и марганец. Железо является основой для всех сплавов, которые называют сталью либо чугуном. Существуют тысячи различных марок сталей и чугунов, которые отличаются своими свойствами, а также своим составом. Например, если добавить к железу хром, то получается нержавеющая сталь, а при добавлении никеля сталь становится жаропрочной.

Читайте также:  Что содержится в твороге и чем полезен

Почти все остальные металлы, кроме железа, относят к категории цветных. Это свинец, алюминий, титан, медь. Сплавы на основе цветных металлов сильно отличаются от сталей и чугунов. Например, алюминиевые сплавы очень легкие и потому используются при создании кораблей.

В отдельную категорию выделяют драгоценные сплавы. Это золото, серебро, платина. Они используются для создания ювелирных украшений.

Нерудные ископаемые

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 классДобыча песка

Большинство нерудных ископаемых используется в строительстве. Наиболее популярны такие вещества, как песок, гранит, известь, мрамор. Также из нерудных ископаемых получают другие важные вещества. Например, из известняка, глины и гипса можно получить цемент.

Подведение итогов

Большинство полезных ископаемых относится к категории горючих ископаемых, руде или нерудным ископаемым. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их надо рационально использовать.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру “Полезные ископаемые и их свойства” (3 класс)

Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Василь...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Василь

Описание слайда:

Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Васильевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 85 г.о. Самара

2 слайд

Что такое полезные ископаемые?

Описание слайда:

Что такое полезные ископаемые?

3 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

4 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

5 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

6 слайд

Песок используется для изготовления стекла, при плавлении метала и также при

Описание слайда:

Песок используется для изготовления стекла, при плавлении метала и также при изготовлении кирпича.

7 слайд

Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в ме

Описание слайда:

Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии, применяется при изготовлении посуды, игрушек

8 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

9 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

10 слайд

Гранит Гранит – горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гра

Описание слайда:

Гранит Гранит – горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, лестниц, создания колонн. Гранит залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит

11 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

12 слайд

УГОЛЬ добывают в шахтах и карьерах

Описание слайда:

УГОЛЬ добывают в шахтах и карьерах

13 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

14 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

15 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

16 слайд

Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него полу

Описание слайда:

Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка – мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Известняк добывают в карьерах.

17 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

18 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

19 слайд

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

20 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Курс повышения квалификации

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-176182

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тип урока: открытие новых знаний, урок-исследование.

Цель: познакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые.

Предметные результаты:

  • иметь представление о полезных ископаемых, значении,об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
  • наблюдать за свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

  • различать по внешнему виду минералы и горные породы;
  • различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
  • извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
  • исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах.

Личностные результаты:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека;
  • осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
  • оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, электронное приложение, (УМК «Перспектива»); атлас-определитель, коллекция минералов, кусочки гранита, лупы, электронный микроскоп, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», карточки, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос

  1. Что такое экология? (Наука о нашем природном доме)
  2. Третья планета от Солнца. (Земля)
  3. Вещество – источник жизни на планете. (Вода)
  4. Какими свойствами обладает вода? (Прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха. При нагревании расширяется а при охлаждении сжимается)
  5. Невидимое сокровище (Воздух)
  6. Какими свойствами обладает воздух? (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
  7. Какие красивые камни вы знаете?
  8. Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне, встречается в природе в виде камня? (Соль)

III. Самоопределение к деятельности. Мотивация к деятельности,определение темы урока

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух.

– О каких из перечисленных кладах мы говорили на предыдущих уроках? (О воде и воздухе).

– О каком же кладе природы мы узнаем сегодня? (О земле).

– Что же мы можем найти в земле?

Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Какой клад можно найти в земле)

Сформулируйте тему урока

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

Чтение 1 абзаца текста

– Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых Земли? (Минералы и горные породы)

– Объясните значение слова минералы? (Природные вещества)

– Горные породы? (Природные соединения минералов)

– Какой минерал вы уже знаете? (Каменная соль)

В настоящее время известно около 3500 видов минералов. Однако, лишь около 70 из них широко распространены. Они входят в состав горных пород и называются породообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов (Работа в группах)

Минералы бывают металлические и неметаллические.

К металлическим относятся красный железняк (железо), медная руда.

Найдите их в коллекции.

К неметаллическим относятся кварц, асбест.

 Найдите их в коллекции.

3. Работа по учебнику

Чтение 2 абзаца текста

4. Практическая работа. (Работа в группах)

1. Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы (кварц, слюда, полевой шпат).с помощью лупы, цифрового микроскопа

2. Опишите их свойства по плану в таблице:

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

– Прочитайте в Атласе-определителе сведения о минерале, дополните свои наблюдения.

Какая общая особенность у этих камней? (Однородность)

– Повторим: как называются камни однородные по составу? (Минералами)

5. Практическая работа (Работа в группах)

«Состав гранита» (по заданиям рабочей тетради)

– Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

– Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

Читайте также:  Что приготовить из цветной капусты полезно

– Какие инструменты и приборы нам помогут в работе? (Лупа, электронный микроскоп)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.

Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)

6. Работа по учебнику

Чтение текста на стр.71.

– Какие полезные ископаемые вам известны?

– Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно найти.

– Где можно найти полезные ископаемые?

– Любой человек может найти их?

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? (Геологи)

Чтение текста на стр.73-74

V. Динамическая пауза (Физминутка под музыку)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

– Как вы поняли, что такое месторождение?

– Как добывают полезные ископаемые?

2. Работа с физической картой Республики Башкортостан (работа в парах)

– Какие полезные ископаемые добываются в Башкортостане?

(Нефть, газ, железные, медные, марганцевые руды, золото, поваренная соль, разнообразные строительные материалы)

3. Выполнение тестовой работы (индивидуально)

1.К какой природе относятся горные породы и минералы?
а) живой
б) неживой
с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?
а) драгоценный камень
б) ценное топливо
в) горная порода
г) минерал

3. Из чего состоит гранит?
а) полевой шпат, кварц, слюда
б) уголь, железо
в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?
а) встречаются только в горах
б) легко увидеть в горах
в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности
а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек
б) в лесу
в) в болоте
г) в бескрайних полях

6. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) вода
в) полезные ископаемые

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) геологи
в) строители

4. Проверка выполнения теста по эталону.

VII. Подведение итогов работы

– О каких минералах и горных породах узнали?

– Где их используют?

– Какое значение в жизни человека имеют полезные ископаемые?

VIII. Рефлексия

Выскажите своё мнение об уроке:

  • Мне было интересно узнать о ………
  • Я обязательно найду дополнительную информацию о………….
  • Я поделюсь новыми знаниями с …….

XI. Домашнее задание

  1. Прочитать текст на стр.70-73; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.73.
  2. Выполнить задание 4 на стр.49 в рабочей тетради.

Источник

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.                                 

                                    Пусть сегодня для нас всех, 
                                   На урок придёт успех! 
                                   Поприветствуем гостей, 
                                   С ними нам вдвойне теплей, 
                                   Пожелаем нам удачу, 
                                   И успешности в придачу!  

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты

 Таят обычные предметы:

 Блестят в солонке минералы!

 Снежинки – это же кристаллы!

 Фольга, скрывавшая конфету –

 Металл такой же, как в ракетах.

 Таит его простая глина,

 Сестра сапфира и рубина!

 А коль споткнешься ты о камень,

 Не думай, что виной булыжник,

 И тут всесильная природа

 Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)доска

-Ставим проблему на урок: Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

Сегодня вы сами будете узнавать неизвестное о полезных ископаемых, работать будете в группах.

3 этап. Планирования поиска способа решения.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

-I Работа для всех групп.

– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют. (слайд7).

Читайте также:  Крупные страны по запасам полезных ископаемых

-Вот мы уже знаем, , что такое полезные ископаемые, но  чтобы знать как их использовать, где применять, мы ещё должны  знать их свойства. (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Карточка №1.

Организаторы выйдут и выберут табличку с названием полезного ископаемого.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Способы добычи

Где используют

 Исследование.  Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3.  Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

Вывод по таблице о граните.

Известняк:

1. Рассмотрите в лупу кусочек известняка. Определите, какого цвета и из чего состоит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Железная руда:

. Рассмотрите в лупу кусочек известняка. Определите, какого цвета и из чего состоит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

На всё исследование вам даю 4 минуты. Готовы? Сравните свои результаты с таблицей на экране. Слайд

Физкультминутка (слайд13).

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет вас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

– Как вы думаете, кто такие геологи?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Карточка №2. (см. в конце статьи)

– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам  о своём полезном ископаемом по заполненной вами таблице и о  способах добычи этого полезного ископаемого. В этом вам помогут учебник и  дополнительный материал на партах.

Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”

Перед составлением сообщений  поработаем с понятиями: (слайд 14).

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

Работа по учебнику. С 49- 50.и с дополнительным материалом.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует? (доска)

 (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить.

Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте? Месторождение железной руды? Месторождение гранита?

Сейчас поработаем индивидуально, разгадайте кроссворд.

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы. слайд

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом, о котором не говорилось на уроке.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, при?