Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи thumbnail

Можно выделить следующие виды помощи неблагополучным семьям:

1) дневное пребывание детей в различных центрах;

2) кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3 месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение или центр;

3) прямое включение специалиста в семью;

4) оказание помощи в ближайшем окружении.

Дневное пребывание детей в различных центрах. Такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в проблемной или неблагополучной семье, но 2 – 4 раза в неделю родители или специалисты, работающие с семьей, обеспечивают приход ребенка в Центр дневного пребывания, Центр по работе с семьей, Центр семейного воспитания и т.п., где специалисты обеспечивают комплексное развитие детей в безопасном окружении.

Родители тоже приглашаются в такой центр и могут присутствовать во время работы с детьми; наблюдая за деятельностью специалистов, они могут учиться тому, как воспитывать детей, как играть с ребенком. Сотрудники центра приглашают родителей играть вместе с ребенком. Можно предположить, что дети, находящиеся под контролем специалистов, хорошо играют в центре, но дома ведут себя плохо. В таком случае специалист идет в семью и работает над тем, что тревожит родителей. Такая форма чаще всего применима для детей до 10 лет и называется «домашний старт». Суть ее в том, что специалист подключает родителей к работе с детьми дома. Вначале специалист работает с ребенком, а родители наблюдают. Затем специалист работает с ребенком, а родители частично подключаются к работе. Затем специалист и родители вместе играют с ребенком. И в итоге родители занимаются с ребенком, а специалист наблюдает.

Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3 месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение или центр. Это происходит только в тех случаях, когда ребенку дома грозит опасность. Необходимым условием помещения ребенка в специальное социально-педагогическое учреждениеявляется то, что родители должны ежедневно, а если ребенок совсем маленький, то и несколько раз в день приходить и ухаживать за своим ребенком в учреждении. Если мать – алкоголичка, наркоманка и находится на лечении, она может приходить каждый день из своего лечебного заведения и ухаживать за ребенком при условии, что расстояние между учреждениями не очень большое, и кто-то сопровождает ребенка.

Прямое включение специалиста в семью. Социальный работник идет в семью примерно на полтора часа и свое посещение снимает на видеопленку или два специалиста идут в семью, где один проводит работу, а другой подробно записывает и наблюдает все, что происходит. Потом идет обсуждение, что было положительным во взаимоотношениях специалиста с детьми, родителями. Достоинством данного вида оказания помощи является то, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды.

Оказание помощи в ближайшем окружении. Социальный работник изучает все связи семьи с обществом, находит референтные группы, дружеские связи, восстанавливает родственные отношения неблагополучной семьи и через них строит свои взаимоотношения с нею. Изменение отношения к неблагополучной семье в ее ближайшем окружении способно сильно изменить внутреннее состояние членов семьи и иногда резко меняет отношение к детям в лучшую сторону.

Все перечисленные виды помощи семье очень индивидуальны и их надо осторожно подбирать к каждой неблагополучной и проблемной семье. Можно предложить и другие формы работы: содружество матерей или семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей. Эти формы очень важны для матерей, которые хотят выйти из изоляции. Обмен опытом, информацией помогает подобрать лучший способ общения с ребенком. Можно порекомендовать обучение родителей игровым формам занятий с детьми непосредственно в семьях.

В работе с самыми тяжелыми кризисными семьями социальным педагогам и социальным работникам можно применить программу «домашний старт». Такая программа рекомендуется для работы с семьями, в которых царят жестокость и насилие. Зачастую родители считают свое поведение по отношению к детям нормой и при этом ссылаются на опыт своего воспитания: «Меня били, и ничего, человеком вырос», «Меня дети не понимают, вот и приходится применять силу», «Их отлупишь, так они слушаются».

Работа с такой семьей строится по следующему плану:

· социальный работник работает с ребенком в присутствии матерей;

· мать вовлекается в работу с ребенком постепенно;

· мать, социальный работник, ребенок играют вместе;

· мать играет, а социальный работник присутствует и наблюдает.

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение в этот процесс родителей, которые остаются равнодушными к проблемам детей или просто не видят в своих отношениях с детьми какой-либо проблемы.

Одним из эффективных видов помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов) является работа команды специалистов. Первая встреча проводится с семьей для того, чтобы увидеть, заинтересовалась ли семья сотрудничеством, например: с центром семейного воспитания, службой и т.д. После первой встречи команды с семьей намечается общий план работы, где каждому члену команды определяются рамки его деятельности, координируются усилия всех специалистов и даются рекомендации.

Главная идея работы команды – постараться сделать все максимально возможное для того, чтобы ребенка не забирали из семьи, решить хоть как-то ее проблемы.

После знакомства с семьей команда обсуждает проблему и намечает шаги. Первый вид помощи в работе с такой семьей – материальная. Ребенку оказывается материальная помощь (его кормят, дают одежду и т.д.). Родителям материальная помощь не оказывается, но по мере возможности предлагается другая помощь (например, в написании заявления для устройства на работу, в передаче бумаг в разные инстанции и т.д.).

После первого шага социальный работник подробно рассказывает команде, что было сделано, что сейчас делается и что планируется сделать. Далее члены семьи рассказывают команде, какую помощь они хотели бы получить. Команда профессионалов подчеркивает, что хочет выслушать каждого члена семьи. Из их рассказов можно представить общую картину жизни семьи, распределение ролей в ней, взаимоотношения между родителями и детьми, родителями и родственниками, отношения с обществом. Очень важна информация о роли социального работника: пользуется ли он авторитетом в этой семье, является ли человеком, которому семья доверяет. Если социальный работник или педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность наибольшего общения с нею. К сожалению, нередко неблагополучная семья перекладывает свои проблемы на плечи социального педагога, а сама ничего не делает при этом, да еще и обвиняет специалиста в том, что он мало помогает им.

Работа команды очень сложная и важная. Трудно иногда сразу определить, какие специалисты необходимы. Количество участвующих в работе с семьей профессионалов отражает, с одной стороны, упорство семьи, с другой – ее беспомощность. В этой ситуации необходимо сократить количество специалистов, работающих с такой неблагополучной семьей. Успех работы всей команды будет зависеть от ее способностей сотрудничать, оценивать ситуацию и заключить соглашение, достигнуть договоренности с семьей.

Как правило, большие затруднения у всех специалистов, работающих с проблемной семьей, вызывает начало работы. В каждом районе, городе должны быть учреждения, в которых находятся банк данных на неблагополучные семьи и информация о возможностях данного конкретного района в оказании помощи таким семьям. Важно реально оценить положение дел и поставить семью в известность о необходимости сотрудничества с социальным работником, который будет ей помогать в это время. Вполне вероятно, что семья не захочет работать с социальным педагогом или работником, тогда необходимо срочное вмешательство милиции или органов власти.

Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

1) изучение обращений за помощью;

2) обследование квартиры, где живет семья, условий ее проживания;

3) выяснение общих проблем семьи и ее особенностей;

4) выяснение ожиданий семьи, ее целей;

5) наблюдение ответных реакций членов семьи на действия социального работника (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

6) знакомство с теми, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

7) изучение влияния изъятий ребенка из семьи, осуществленных ранее, на поведение родителей;

8) изучение прошлого семьи;

9) изучение особенностей личности членов семьи.

Социальному  работнику необходимо иметь разрешение от семьи для прихода в семью. Приход социального  работника в семью облегчает задачу специалистов и способствует установлению таких контактов, которые невозможны в официальных учреждениях.

Сотрудничество на дому позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми подходами к воспитанию ребенка, отношением к ребенку, не выдавая при этом семейных секретов.

Во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи, позволяя им обмениваться информацией. Нужно избегать сосредоточения всех усилий на ком-то одном, а также давления на семью с целью определения первоочередной задачи. Как показывает опыт, многие родители сами способны назвать специфические проблемы, которые необходимо срочно решить. Однако надо иметь в виду, что некоторые семьи называют второстепенные проблемы, так как боятся раскрыть семейные тайны.

Первый визит дает возможность специалисту определить отношения между ним и ее членами, а также то, насколько семья активна в решении своих проблем. Затем специалист просит определить, кто в семье главный, вне зависимости от того, присутствует этот член семьи на встрече или нет. Это особенно важно, так как главную роль может играть тот член семьи, от которого исходит опасность (например, сожитель матери, брат, вернувшийся из мест заключения и т.д.), т.е. тот, кто проявляет жестокость насилие и т.д. В зависимости от того, кто главенствует в семье, будут зависеть дальнейшие действия.

Таким образом, начальный этап работы с проблемной, неблагополучной семьей включает не только собеседование, но и приглашение к сотрудничеству членов семьи. В конце визита необходимо поделиться с семьей своими впечатлениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все может перемениться к лучшему. После данного этапа работы специалист заполняет анкету (карту семьи)

Как показывают данные зарубежных и отечественных исследований, каждый член неблагополучной семьи может рассматривать перемену в семье как утрату индивидуальности, обвинение в предательстве, начало распада семьи, разлуку, изоляцию члена семьи. Поэтому сопротивление переменам – особенность поведения тяжелых семей. Это сопротивление может вместе с тем рассматриваться специалистом как положительный момент, помогающий ему в деле оказания помощи.

Источник

Мысли о предстоящем визите сотрудников органов опеки в любой семье вызывают, как минимум, тревогу. Их посещение в некоторых случаях можно предугадать. Например, если ребенок получил травму в драке с одноклассником на перемене, и родителям пришлось обратиться в травмпункт, можно быть уверенным, что медицинская организация уведомит о случившемся отдел полиции по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства.

Механизм взаимодействия уполномоченных органов с семьями

Социальные службы обязаны проверять все «тревожные звонки» – информацию (порой и ложную) от соседей; сведения, передаваемые в службу образовательными и медицинскими учреждениями; посторонние сигналы. Любая наводка на ту или иную семью практически неминуемо повлечет за собой инспекционную проверку со стороны соцработника.

К сожалению – это понимают и общественники, и родители, и даже сами работники органов опеки – соцслужбы в нынешнем состоянии нуждаются в серьезнейшей реорганизации своей работы. Так, пиком негативных взаимоотношений уполномоченных органов с семьями является изъятие из них детей. Если руководствоваться действующим законодательством, то, согласно Семейному кодексу РФ, существует лишь одна причина для изъятия ребенка из семьи – угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Однако современная практика показывает, что детей забирают от родителей за отсутствие в комнате персонального рабочего места для ребенка или за неработающее в зимнее время отопление (что в подавляющем большинстве случаев является виной не родителей, а коммунальных служб).

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

Очень часто изъятие производится на основании акта о безнадзорности, однако в качестве причины указывается такое распространенное обстоятельство, как антисанитария. Сюда уполномоченные лица относят такие «свидетельства», как неубранные в шкаф вещи, невымытую посуду, двое суток не мытый пол и т.п.

Важно понимать: если визит в семью наносится сотрудником структурного подразделения опеки, связанного с работой по изъятию детей из неблагополучных семей, он более чем заинтересован в отобрании ребенка, ведь в противном случае со стороны вышестоящего руководства возникнут сомнения в эффективности сотрудника опеки.

Таким образом, схема взаимодействия органов опеки с попавшей в поле их зрения семьей всегда одна – при поступлении жалобы на семью или информации от учреждений, посещаемых ребенком, сотрудники уполномоченных органов должны провести проверку условий содержания ребенка, чтобы выявить состав преступления или его отсутствие. После чего принимается соответствующее решение о дальнейших действиях, но семья практически всегда попадает на учет, независимо от того, имеются для этого основания или нет.

Именно поэтому очень важно законодательно разработать алгоритмы, по которым будут действовать социальные структуры в случае поступления к ним информации о состоянии дел в той или иной семье. Это необходимо, чтобы отделять ложные сведения от настоящих проблем в семье, а финансовые затруднения, осложняющие содержание несовершеннолетних, от действительно опасных ситуаций, когда детям угрожает насилие или голодная смерть.

В связи с этим работе госорганов необходима перестройка, чтобы снимать с первичного учета те семьи, которые оказались оклеветаны посторонними (и ввести на законодательном уровне ответственность за ложный донос в опеку). Деятельность органов опеки должна быть изначально направлена на сохранение семьи.

Если вопрос стоит лишь в устранении временных неприятностей, вроде мелкого ремонта или покупки предмета мебели, необходимо опять-таки законодательно организовать работу по оказанию помощи для таких семей, но никак не угрожать родителям отобранием детей, если они не устранят «замечания».

И только в том случае, если будут выявлены и доказаны факты насилия в семье, условия, представляющие действительную угрозу несовершеннолетним, здесь обязательно должны приниматься меры – но первоначально для ребенка необходимо рассмотреть варианты размещения с близкими людьми – бабушками и дедушками, тетями и дядями, совершеннолетними старшими братьями и сестрами.

Социальные службы должны понимать, как важно не нанести детям психическую травму и, насколько это возможно, сохранить для него привычную благоприятную атмосферу, так необходимую для гармоничного развития.

Как помочь «кризисным» семьям

Разумеется, поговорим не о частной, точечной помощи (хотя и такой способ поддержки трудных семей имеет место быть), а о том, как можно поддержать проекты, целью которых является решение временных затруднений таких семей.

Большинство фондов и общественных организаций, направлением деятельности которых является работа в рамках профилактики социального сиротства, прикладывают усилия к реабилитации тех семей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Как правило, в таких семьях хорошие взаимоотношения между детьми и родителями.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с семьями, отличающимися девиантным поведением – лишь узкопрофильные фонды специализируются на подобной помощи. В большинстве случаев, родители-наркоманы и алкоголики, попавшие «под прицел» соцслужб, не справляются сами с зависимостью и теряют права на своих детей.

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

И тем не менее, работа в этом направлении ведется. Беря под свою опеку «неблагополучную» семью, благотворительные организации выявляют спектр трудностей и список претензий со стороны соцработников, требующий устранения. После этого к помощи семье привлекаются волонтеры, неравнодушные граждане и, при необходимости, сторонние организации.

Некоторые фирмы охотно идут на подобное сотрудничество. Строительные и ремонтные компании помогают семьям с облагораживанием их жилья, производители игрушек, канцтоваров, одежды обеспечивают нуждающихся необходимыми предметами детского обихода, мебельные фабрики решают вопросы с нехваткой спальных и/или рабочих мест.

Все это создает организациям неплохую рекламу, ведь к фирмам-благотворителям резко возрастает интерес со стороны клиентов, так как во многом оказание помощи семьям в тяжелых ситуациях характеризует эти предприятия с лучшей стороны, свидетельствуя об их благонадежности.

Однако не только производители и компании способны помогать семьям. Простые граждане также могут не оставаться в стороне, например, участвуя в организуемых благотворительными фондами акциях. Собирая средства для неимущих семей, люди способствуют тому, что дети не попадают в детские дома, а остаются с любящими родителями.

Конечно, некоторые предпочитают лично оказывать материальную поддержку – через знакомых, например. Но если есть возможность и желание помочь, то гораздо эффективнее будет обращение в благотворительную организацию, которая располагает реальными нуждающимися подопечными, а также стратегией помощи им. Таким образом, подобная направленная поддержка станет эффективной и наверняка изменит чью-то жизнь.

Источник

Беспризорность детей и социальное сиротство – проблема ухудшения условий жизни семьи, изменения отношения к детям. Из-за разводов большое количество детей остается без отца. Материальные трудности семьи, безработица родителей приводят к семейному неблагополучию. Разберемся как помочь таким семьям.

IMG_94651

Ольга Супилка

Исследовала вопрос

Что такое «неблагополучные семьи» и как они появляются

Неблагополучные семьи – это семьи, не справляющиеся с возложенными на них функциями, где воспитание ребенка протекает с трудностями.

Даже внешне благополучные семьи: материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образованием и культуры родителей, являются неблагополучными, если в них есть серьезные нарушения в отношениях.

Бывают:

1. Конфликтные семьи — наиболее распространенный тип (до 60%), с конфронтационным стилем отношений (интересы и желания супругов постоянно приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции).

2. Аморальные семьи. В них не соблюдаются моральные и этические нормы (пьянство, драки, сквернословие, наркомания и др.)

3. Педагогически несостоятельные — семьи с низким уровнем культуры. Из-за этого появляются ошибки и дефекты в воспитании детей. Такие родители настраивают ребенка на игнорирование общественных норм.

4. Асоциальные семьи — семьи, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения социальными и моральными нормами.

Основные причины, вызывающие семейное неблагополучие:

— Кризисные явления в социальной и экономической сфере, которые влияют на семью.

— Внутрисемейные отношения в семье.

— Причины медико-психологического характера. Физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов.

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

Условия проживания неблагополучной семьи

Профилактика семейного неблагополучия

Работают с неблагополучными семьями разные государственные и частные некоммерческие организации:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— органы управления социальной защиты населения и центры социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи;

— специальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи: центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы;

— органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел: подразделение по делам несовершеннолетних; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, подразделения криминальной милиции;

— органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для справки:

Законодательно работа с семьями, находящимися в опасном социальном положении, регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Службы вместе проводят программы ранней профилактики семейного неблагополучия: работают с детьми с раннего возраста, будущими родителями, беременными женщинами и семьями.

Специалисты различных служб проводят совместные рейды и выходы в семьи, обмениваются информацией, организуют межведомственные мероприятия и акции. Одной их форм межведомственной работы являются совместные патронажи семей.

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

Сотрудники Комитета социальной политики города и МЧС навещают социально неблагополучной семьи в рамках рейда по пожарной безопасности

Каждая служба выявляет неблагополучные семьи и перенаправляет в органы для дальнейшей профилактики. Это сотрудничество позволяет добиться сохранения семьи и семейных отношений. Также органы профилактики помогают семьям, усыновившим или опекающим ребенка.

Работа органов социальной защиты

Центры социальной обслуживания (ЦСО) работают с безнадзорными детьми и подростками, проводят социальный патронаж и реабилитацию семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.

Профилактику социального неблагополучия семей проводят поэтапно:

1. Сотрудники ЦСО обследуют условия проживания и определяют социальный статус семьи, оценивают уровень жизни семьи, определяют проблемы и ищут факторы, влияющие на благополучие семьи.

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

Рейд по неблагополучным семьям и семьям группы риска.

2. Специалисты разрабатывают индивидуальную профилактическую или реабилитационную программу. Для эффективной помощи подключают психологов и социальных педагогов системы профилактики.

3. После окончания профилактической программы работники ЦСО оценивают изменение жизни семьи.

Социально-психологическая служба по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия

В Московской области есть 55 учреждений для социального обслуживания семьи и детей, в которые можно обратиться.

С родителями заключают договор о сопровождении семьи. В документе описывают практические действия сторон по улучшению жизни семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребёнку.

Чаще всего семьи нуждаются в социально-педагогической и социально-психологической помощи.

Работа социального педагога. Он помогает решить проблемы семьи, беря ответственность на себя, постепенно включая членов семьи. Вначале он просто наблюдает за взаимоотношениями в семье, оценивает их. Потом разрабатывает программу работы для других специалистов, в том числе психологов. Социальный педагог помогает в трудоустройстве членов семьи, получении образования, проводит индивидуальные консультации по преодолению конфликтных ситуаций.

После преодоления семейного кризиса социальный педагог постепенно передает дела, предлагает членам семьи участвовать в самостоятельном решении проблем. При стабилизации ситуации он продолжает поддерживать доверительные отношения. После окончания активной работы социальный педагог помогает только по запросу. При этом он наблюдает за состоянием семьи, взаимоотношениями членов, отслеживает события, происходящие в семье.

Педагог-психолог устанавливает контакт с членами семьи. Для этого он проводит сбор информации. Родители описывают ему конфликтную ситуацию, причины ее возникновения, а он задает вопросы уточняющего характера.

Психолог не оценивает поведение членов семьи и не обвиняет родителей в возникновении проблемы. Он помогает посмотреть на ситуацию с разных сторон и увидеть ее решение. Такой подход позволяет выявить «проблемные» зоны у каждого члена семьи, во взаимоотношениях (супружеских, родительских, детско-родительских) и в семейной системе в целом.

Психолог дает индивидуальные консультации семьям, проводит беседы и посещает на дому. Проводит он и групповую работу с семьями – собрания родителей, конференции, вечера вопросов и ответов.

При групповой работе психолог:

— информирует об особенностях психического развития детей в разные возрастные периоды, специфике отношений между родителями и детьми и др.,
— организовывает обсуждение конкретных ситуаций;
— показывает видеоматериалы и предлагает родителям высказаться;
— проводит небольшие ролевые игры, тренинговые занятия.

Какая помощь будет наиболее полезным для неблагополучных семьи

В отделении профилактики социального сиротства приюта «Возрождение» Калининского района действует Клуб для родителей «Моя семья»

Также специалисты комплексных центров социальной помощи семье и детям организуют досуг и занятость детей: оказывают содействие в устройстве детей в спортивные секции, различные кружки.

Что делать, если видите социально неблагополучную семью

Если:

— Вам известны случаи жестокого обращения с детьми, в том числе насилие.
— Вы знаете места концентрации беспризорных детей, занимающихся попрошайничеством.
— Вам известны дети или их родители употребляющие наркотические (токсические) вещества.
— Вы знаете семьи, где родители употребляют спиртные напитки, оставляя детей без присмотра, не занимаются их воспитанием.
— Вам известны семьи, где дети регулярно не посещают школу.
— Вам или вашим знакомым требуется помощь квалифицированного психолога, социального педагога.

Обратитесь в центр социального обслуживания в вашем городе.

1. Социально неблагополучные семьи появляются из-за экономических проблем, проблем в отношениях, а также причин медико-психологического характера.

2. Важно своевременно увидеть проблемы в семье и начать с ней профилактику.

3. Сотрудничество со специалистами помогает преодолеть трудности.

4. Для получения бесплатной помощи органов социальной защиты необходимо обратиться в ближайший центр социального обслуживания.

Мы помогаем пожилым и инвалидам бесплатно и на льготных основаниях

Источник