Как заставить ребенка есть полезную пищу
«Не хочу кашу! Не хочу суп! Не буду твой салат!» Кому из мам неведомы творческие кухонные муки изобретения вкусной и полезной еды? И что делать, если ваше чадо упорно не желает питаться по канонам здорового образа жизни?
Обычно с детьми случаются две проблемы:
– они не хотят есть фрукты и овощи, выбирая сладкое, бутерброды и фаст-фуд.
– ближе к подростковому возрасту дети (особенно девочки) резко ограничивают свой рацион, думая, что они слишком толстые.
Чтобы научить наших детей питаться здоровой пищей, понадобится не только любовь, забота и внимание, а еще изобретательность, хитрость, хорошее актерское мастерство, юмор, терпение и… личный пример!
А вы как думали? Даже если придется полностью изменить пищевые установки всей семьи, поверьте, хуже от этого не будет никому! Привычка питаться здоровой пищей – это самое лучшее, что может остаться с вашими детьми на всю оставшуюся жизнь.
1.Гарвардская медицинская школа провела исследование и доказала, что жизненно важны совместные приемы пищи детей с родителями! 70% семей проводят за совместной трапезой не более 8 минут! Более того, в это время (8 минут) каждый ест, сосредоточившись на своем мобильном телефоне или просмотре газеты.
В тех семьях, где за столом едят около 15 минут, дети намного здоровее, крепче, меньше весят и более уверены в себе!
При средней продолжительности совместного обеда или ужина 18.4 минут в семьях наблюдались более теплые отношения, очень тесные семейные связи, общая тенденция к преуспеванию в жизни. Эти люди отличались более активным образом жизни и почти не страдали ожирением. В этих семьях предпочтение отдавали простой приготовленной еде, овощам, фруктам. Здесь же больше уделялось внимания здоровью всех членов семьи.
Выходит, что разница всего лишь в 4 минуты принципиальна!
2. Привычки, и пищевые в том числе, закладываются в самом раннем детском возрасте, где-то до 5 лет. Малыши очень активны в своем копировании поведения взрослых. Именно поэтому очень важно быть положительным примером для своего ребенка. Нужно как можно больше есть самим много овощей и фруктов!
3.Знаете ли вы, что производители фаст-фуда большую часть своего рекламного бюджета направляют именно на детскую аудиторию? Только в 2012 году свыше 1 биллиона долларов (!!!) было потрачено на привлечение аудитории от 2 до 17 лет. Почти 80% этой рекламы идет на таких самых топовых каналах, как Cartoon Network (32.3%), Nickelodeon (18.3%), Disney XD (16.2%) и Nicktoons (12.4%).
Эти данные говорят о том, что даже если вы сами сторонник здорового образа жизни, в это же время ребенок может получать совершенно другую информацию, которая связана в его воображении с любимыми героями мультфильмов и удовольствием от просмотра рекламных роликов.
Наша задача, как родителя, обязательно обсуждать с ребенком все, что он смотрит по телевизору, и что он сам думает об этих продуктах. Общайтесь на понятном малышу языке, но так, чтобы он чувствовал, как вам важно его мнение о питании замечательных героев – Человека-паука, Супермена, Бетмена, губки Боба.
Если ребенок совсем мал, поищите мультфильмы и сказки о здоровой еде. Вполне в наших силах нейтрализовать негативное влияние рекламы продуктов фастфуда. Тем более, что найти нечто подобное в интернете вполне возможно. Интересные мультфильмы о здоровой еде есть и на YouTube.
4. 20% всех вывесок ресторанов и кафе быстрого обслуживания ориентированы на восприятие ребенка. Попалась вам во время прогулки такая реклама – поговорите об этом, обсудите, расскажите о полезных и вредных продуктах. Только не менторским тоном, и не в виде нотаций. Пусть у вас будет настоящая дискуссия и общение на равных.
5.Пусть помытые и нарезанные овощи с фруктами будут легко доступными – ставьте их на стол поначалу рядом с конфетами и печеньем, а затем постепенно уменьшайте порцию конфет и печенья, и увеличивайте порцию фруктов и овощей.
6 .Любимый десерт школьника можно запросто украсить, добавив в него фрукты. И желательно не комментировать, если он отодвигает их в сторону. Потихоньку ненавязчиво продолжайте это делать.
7.Предлагайте ребенку взять с собой в школу что-то из фруктов (банан или яблоко). И даже если он будет отказываться, все равно дайте. Скажите, что это так, на всякий случай. Что он может угостить этим друга. Кто знает, может, видя, как его друг уплетает грушу, ему тоже захочется присоединиться.
8.Если ваше чадо отказывается от горячего обеда в пользу бутерброда, чипсов или сладостей, не спорьте. Пусть на столе будет то, что хочет он, и рядом то, что вы считаете полезным. Что бы он ни выбрал – не комментируйте, оставайтесь нейтральными! Оценив так или иначе его выбор, вы дадите ребенку повод к манипулированию, зависимости, тем самым нарушите баланс.
Сказать это легче, чем сделать, но проявите мужество и бдительность!
9. Никогда нельзя ставить условия – сначала салат, потом десерт! Иначе салат станет препятствием между ребенком и вожделенным десертом и будет восприниматься отрицательно.
10. Бывает, что детвора, придя из школы, предпочитает бутерброд или фаст-фуд только потому, что «лень» подогревать нормальную еду. По возможности, максимально облегчите им задачу. Пусть порция супа стоит в тарелке или отдельной кастрюльке, чтобы ребенок легким движением руки мог поставить ее в микроволновку и включить. так делала моя мама и так я делала для своей дочери, И потом, уже будучи студенткой, она почти всегда готовила себе на обед горячее блюдо и даже на работу старалась брать не бутерброды, а нормальную полноценную еду.
И я сейчас понимаю, что при наличии цели все становится возможным. В свое время перед наступлением жары я догадалась приобрести дочери небольшую сумку-холодильник, чтобы носить домашнюю еду на обед с собой – это позволяло не питаться в кафе или не перекусывать фаст-фудом.
11. Раз уж вы приняли решение «оздоровить» свое питание, обязательно обсудите этот вопрос с ребенком, независимо от того, сколько ему лет! Даже трехлетнему малышу можно объяснить, какая еда хорошая, а какая плохая, и что вы поменяете совсем немного в питании вашей семьи, просто и понятно объяснив причину этого.
Говорите про себя саму – что вам хочется быть более здоровой, стройной, энергичной и готовить вкусно и разнообразно. Пообещайте, что его любимую еду вы по прежнему будете покупать и готовить. Даже трехлетнему карапузу и более старшим детям будет интересно помогать составлять список продуктов, ходить с вами в магазин, обсуждать качество, надписи на этикетках.
Если ребенок уже умеет читать, притворитесь, что не можете прочитать состав на баночке и попросите у него помощи. А потом обсудите эту информацию. К примеру, на баночке йогурта написано «ароматизатор, идентичный натуральному». Это хороший повод отложить ее и поискать йогурт без ароматизатора, с натуральными фруктами. Удастся вам найти такой или нет¸ но диалог с ребенком состоится, а это уже хорошо.
12.Приобретая фрукты и овощи, по ходу дела спрашивайте у ребенка, какой сорт лучше выбирать. Этим вы зацепите его внимание, даже если по каким-либо причинам он их не ест. Обычно дети, участвуя в совместном походе по магазинам, могут так увлечься, что им потом станет интересно попробовать все купленное.
13. Вот ваше чадо в магазине тянется рукой за баночкой. Спросите его, как равного, действительно ли хочет он это купить. Если ответ будет положительным – обязательно купите! А дома попробуйте вместе, обсудите состав и вкус. Это вполне посильно даже с малышами!
14.Ваш тинейджер уже битый час сидит, уставившись в компьютер – поставьте ему на стол что-то из фруктов, орехи, чай, сухофрукты. Он автоматически съест вашу еду вместе с чипсами и колой.
15.Овощные супы-пюре хороши тем, что не воспринимаются, как «овощи». (Много рецептов как их быстро и впрок готовить в книге “Волшебная кухня”)
16. Сложите красиво фрукты в вазу на столе вместе с ребенком. Пусть попробует подобрать их по цвету и выберет наилучшее положение.
17.При наличии у вашего ребенка избыточного веса будьте очень внимательны к его поведению и настроению. Много ли у него друзей? Как он с ними общается? Обсуждайте с ним проблемы лишнего веса и то, что он думает о себе. Часто подростки недовольны своей внешностью не в плане лишних килограммов, а тем, что объективно связано со структурой или строением тела.
Будет нелишним объяснить, что на строение тела и внешний вид влияют гены, степень развития мышц, фасон одежды. Помогите сыну или дочери подобрать оптимальный вариант одежды и двигательной активности. Если телосложение ребенка ему не нравится, но это обусловлено генами, то можно привести примеры старших членов вашей семьи, которые смогли достичь успеха и счастья, независимо от размера их одежды.
18. Обычно в раннем детстве дети очень активны в плане движения. Портит их наше «Да посиди же ты! Куда опять помчался?». Поэтому приветствуйте любую двигательную активность и поддерживайте интерес к ней – играйте вместе с ним в подвижные игры, пусть занимается где угодно спортом или танцами. Предоставьте ему выбор. Пусть даже каждый месяц пробует что-то другое, пока не найдет то, что будет нравиться
. Ведь самое важное здесь – получать удовольствие и иметь потребность в двигательной активности.
Данные самых разных исследований показывают, что дети подвижные и активные выбирают более простую и здоровую еду. Это обусловлено химическими процессами, которые у этих детей протекают более сбалансированно.
19. Нет смысла делать замечания или комментировать и ограничивать, если ваш ребенок с избыточным весом берет третье пирожное. Это только будет раздражать и снижать самооценку. Хуже того, у ребенка будут все шансы перейти на «тайное» питание и поедать «запрещенные» продукты тайком от вас. Это архисложно – видеть и молчать, но чтобы решить проблему раз и навсегда, придется поискать другие пути. К примеру, сделать вид, что вы случайно забыли купить сладости и предложить ему замену в качестве сухофруктов, орехов, фруктов.
20. Бывает, что дети, особенно подростки, думают, что у них избыточный вес, совсем необоснованно. Виновата в этом реклама. И ваш тинейджер отказывается от еды, переходит на зеленые листья салата и чай. Крайне важно в такие моменты разговорить его, чтобы он раскрылся и озвучил свою проблему. Помогите ему составить оптимальный план питания.
Первый вопрос, который подросток должен себе задавать – голоден ли я? Может, я сыт? Вопрос каверзный – психологическая установка может заставить ребенка думать, что он ощущает сытость. Тогда спросите его: «Что ты сейчас чувствуешь в животе – легкость? Пустоту? Может, наполненность?». Ведь физические ощущения оценивать проще. И когда он чувствует легкость или/и пустоту, это сигнал к тому, чтобы пойти поесть. Учите ребенка обращать внимание на сигналы тела! А белки, жиры, углеводы и калории в этом деле вторичны.
В одной из книг по воспитанию детей написано, что ко всем детям требуется одинаковый подход – индивидуальный! Поэтому я от всей души желаю вам творческого подхода к вашим детям и к питанию, терпения, успеха и чувства юмора!
25 января 2020
Аверьянова Света
Почему ненавистный шпинат ваш ребенок с нетерпением ест у бабушки, а пробовать его дома никто и ничто не убедит? Когда у нас есть возможность «провозить» продукты, которые ребенок не любит и не нуждается в его рационе? Отвечая на вопросы, мы раскрываем секрет контекста питания.
Пища, которую ребенок с нетерпением ест, — это не только правильно сбалансированные необходимые питательные вещества. Не менее важна вся его оболочка — фон питания, т.е. контекст.
Что такое контекст?
Ребенок может по-разному относиться к одной и той же пище, в зависимости от обстоятельств, при которых она потребляется — время суток, место, условия, и как она готовится и подается. Это элементы контекста. Использование контекста облегчает введение привычной, но ранее не любимой пищи в рацион ребенка, что значительно разнообразит рацион. Это также отличный способ введения пищи, ранее неизвестный вашей диете. Контекст также может быть использован, если ребенок ест слишком много.
Отвергнутая еда
Если ребенок не хочет есть то, что нужно его телу, стоит подумать об использовании контекста для облегчения употребления отвергнутой пищи. Есть много факторов, которые определяют, почему пища неохотно употребляется или полностью выбрасывается. Отрицательные ассоциации и мнения, связанные с ней, ее вкус, запах, текстура, цвет, а также слишком частое употребление продукта приводит к скуке и унынию, а также различным негативным реакциям со стороны организма. Если причины отказа от пищи не связаны с негативными реакциями со стороны тела, вы можете попытаться изменить контекст.
Изменение контекста
В первую очередь вы должны искать другой контекст для отвергнутой пищи. Например, яйца, как часть рациона, можно подавать по-разному. Если в данной семье их обычно подают в твердом или мягком виде, а ребенок отказывается их есть, вы можете попробовать приготовить яйцо-пашот, яичницу-болтунью или жареное яйцо. Также можно использовать их как часть другого блюда, например, овощного салата с яйцом или творогом и яичной пастой.
Если ребенок не принимает такое изменение контекста, следует рассмотреть вопрос об изменении времени употребления определенной пищи.
Если ваш ребенок не хочет пить молоко или какао на завтрак, возможно, он одобрит стакан молока или молочного супа вечером. Однако, если вам не нравится молоко из-за вкуса или запаха, нет смысла менять время потребления. Затем вы можете попытаться скрыть эти особенности, например, добавив какао, карамель, фрукты и т.д. Если ваш ребенок вообще не переносит изменений в еде, убедитесь, что те изменения, которые относятся к контексту, минимальны.
Фото: kpoxa
Обычный контекст
Обычный контекст означает повторяющиеся условия, в которых происходит прием пищи. Например, молочный суп, поданный на завтрак, или мясное ассорти в качестве ингредиента бутерброда, съеденного на обед. Обычно эти условия и пища, появляющаяся в них, принимаются, но иногда может быть скука, снижение принятия и даже отказ от пищи. Маленький ребенок, который узнает о еде и поведении, связанном с взрослением, может не принимать пищу при определенных условиях.
Поэтому он отказывается от некоторых блюд и начинает есть его родителями. Такая же ситуация может возникнуть у старшего ребенка в результате скуки. Это отправная точка для изменения контекста.
Контекст и преимущества
Использование контекста также очень важно, когда мы хотим помочь уменьшить количество потребляемой пищи. Простое изъятие пищи из привычного контекста может быть настолько неприятным, что ваш ребенок откажется от нее. К примеру, если ваш ребенок пил молоко вечером, он, возможно, не захочет есть молоко на завтрак. На уменьшение желания есть также повлияет использование неприязни в качестве добавки к блюду, изменение времени употребления данного блюда и т.д.
Следовательно, влияние контекста следует рассматривать как помощь в изменении предпочтений и привычек питания.
Вы также можете использовать ваши любимые блюда в качестве контекста для подачи ваших любимых блюд. Объединение продукта, который вам нравится, с продуктом, который вам не нравится, в одном блюде, может побудить вашего ребенка есть продукты, которые ему не нравятся. Такое действие не всегда дает ожидаемый эффект, наоборот, оно может превратить нынешние позитивные предпочтения в неприятие. Следовательно, использование контекста для изменения пищевых предпочтений должно быть очень тщательно спланировано и подготовлено. Следует ожидать его воздействия и приложить все усилия для обеспечения положительных результатов.
Фото: 7ya
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Ваш ребенок отворачивает нос при виде тушеных овощей или горохового супа, зато с радостью уплетает конфеты и печенье? Поверьте, причина не только в детском упрямстве, но и во врожденных инстинктах выживания. В природе кислые и горькие растения нередко оказываются ядовитыми, поэтому у маленьких детей рецепторы на языке очень чувствительны к этим вкусам. К тому же торты и конфеты хорошо обеспечивают энергией, поэтому предрасположенность к сладостям есть у людей на генном уровне. В этой статье мы расскажем, как ученые предлагают приучать детей к полезной пище.
Мыв AdMe.ru изучили исследования по этой теме и собрали самые интересные и полезные советы.
1. Ешьте вместе с детьми
Традиция есть вместе с детьми существует у многих европейских народов: испанцы собираются всей семьей на обед, немцы в середине дня или вечером – на Kuffee and Kuchen (кофе и пирожное), а французы во время обедов и ужинов сажают за стол даже маленьких детей.
Пользу от таких трапез трудно переоценить. Обедая или ужиная с семьей, ребенок съедает больше овощей и охотнее пробует новые продукты. Он перенимает от вас полезные пищевые привычки (например, есть кашу по утрам). Расширяет словарный запас и учится поведению за столом.
В целом дети, которые едят вместе с родителями, психологически здоровее и счастливее сверстников.
2. Не запрещайте сладости
То, что запретный плод сладок, знают еще со времен Адама и Евы. Но многие родители не разрешают детям есть конфеты или фастфуд, мотивируя тем, что это вредно.
На самом деле получается с точностью до наоборот: чем больше вы запрещаете что-то детям, тем сильнее им хочется. И в результате ограничения в еде становятся причиной переедания и лишнего веса у детей.
Если вы сами не можете отказаться от вредной еды, давайте ее и детям. Только объясните: сладости или чипсы нельзя есть ежедневно или заменять ими нормальную еду, так как это вредно для здоровья.
3. Не давайте большие порции еды
Прислушивайтесь к сыну или дочери, если ребенок говорит, что не хочет больше есть. Дети до 5 лет сами чувствуют, когда они насытились. Если вы будете насильно кормить малыша, то вскоре отобьете в нем желание не только есть полезную пищу, но и вообще садиться за стол.
Ребенку старше 5 накладывайте еду небольшими порциями: дети, как и взрослые, склонны есть больше, если на тарелке много еды. Если сын или дочка не насытится, то сможет всегда подложить себе еще пищи.
4. Предлагайте новое блюдо не меньше 10 раз
Предлагайте новые блюда регулярно, но при этом ненавязчиво. С возрастом вкусовых рецепторов у ребенка станет меньше, и он полюбит полезные продукты.
Имейте в виду: для того чтобы малыш привык к новому блюду, он должен попробовать его от 10 до 16 раз. Поэтому не стоит делать выводы о том, что из еды ребенок не любит, после того как вы предложили ему пищу два или три раза.
5. Не давайте конфеты в качестве награды
Не вознаграждайте за съеденную тарелку цветной капусты конфетами. Политика вознагражения – это плохой вариант приучения к полезным продуктам, поскольку дети начинают относиться к ним как к чему-то неприятному, что нужно перетерпеть. И в результате избегают такой еды.
А если ребенок еще маленький, то вообще не давайте ему сладости в качестве награды. Лучше купите ему любимые фрукты или ягоды. Когда малыш привыкнет к этому, то будет больше радоваться апельсину и банану, чем плитке шоколада.
6. Чаще обнимайте своего ребенка
Повышенная тяга к сладостям у ребенка может быть связана с недостатком внимания. Доказано, что люди едят больше сахара, когда им скучно или они расстроены. Поэтому если не хотите, чтобы ребенок пристрастился к сладостям, чаще обнимайте и целуйте своего малыша.
И не используйте еду в качестве утешения. Иначе ваше чадо может привыкнуть много есть во время стресса.
7. Прививайте полезные пищевые привычки до года
Наиболее благоприятным временем для приучения малыша к здоровой еде является возраст до года. Дети, которые ели овощи и фрукты в младенчестве и в возрасте 1–2 лет, позитивно относились к ним и впоследствии. После 3 лет вводить новые блюда становится сложнее.
Также важно, чтобы опыт взаимодействия с новой едой был позитивным и неоднократным. Не давите на малыша, лучше предлагайте незнакомое блюдо по чуть-чуть, чтобы ребенок привык к его вкусу.
Начать закладывать основы здорового питания можно еще в период беременности. В это время и в период кормления грудью женщине нужно питаться разнообразно, отдавая предпочтение полезным продуктам. Из амниотической жидкости и молока ребенок воспринимает аромат новой еды, запоминает его и позднее с большей охотой ее ест.
8. Поощряйте активность детей
Если ребенок плохо кушает, поощряйте подвижные игры и физическую активность. Любое движение улучшает аппетит, а также предупреждает появление лишнего веса. Проголодавшись после игр или спортивных занятий, он с большей вероятностью съест даже нелюбимую еду.
Также можно, по примеру итальянцев, готовить вместе с детьми. Так ребенок не только узнает азы кулинарии, но и наверняка попробует собственноручно приготовленное блюдо.
9. Обеспечьте разнообразие
Еда должна обеспечивать ребенка всеми необходимыми микро- и макроэлементами, достаточным количеством белков, углеводов и полезных жиров. Поэтому важно, чтобы продукты были не только полезными, но и разнообразными.
Следите, чтобы в открытом доступе для детей было больше овощей, фруктов и другой полезной еды, а не печенья и булочек. Единственныйнадежный способ уберечь детей от вредной пищи – это не держать ее дома. Итальянцы, например, вообще не покупают майонез, чипсы, полуфабрикаты и другие малополезные продукты. Поэтому у ребенка и не возникает соблазна их попробовать.
10. Не допускайте лишних перекусов
Жевать целый день – плохая привычка, которая заглушает естественное чувство голода и мешает нормальному усвоению пищи. У детей должно быть три основных приема пищи. Между ними у малышей допустимы два перекуса, а у детей старшего возраста (не имеющих значительных физических или умственных нагрузок) – один.
Строгих правил на этот счет придерживаются французы. Они делят всю еду на три приема. В перерывах между ними не бегают к холодильнику (в том числе и по ночам) и не едят на ходу. Только дети могут перекусить куском торта, фруктами или шоколадом после школы, но и этот прием пищи (он называется goûter) совершается строго в период с 4 до 6 вечера.
11. Приучайте ребенка есть только за столом
Избегайте телевизора, игр и других способов отвлечения от еды. Пусть ребенок учится есть сам – при помощи детской посуды, нагрудников и стульчиков для кормления. Малыш должен быть полностью сосредоточен на еде.
Не торопите малыша: пусть он ест с такой скоростью, с какой может. Чем медленнее он будет есть, тем лучше усвоится пища.
Как приучаете к здоровой пище своих детей вы? Расскажите нам об этом в комментариях.