Как воспитать ребенка добрым полезное колдовство
Эмпатия – это способность идентифицировать себя с другим человеком и понимать, что он чувствует. Это мощное качество, которое останавливает нас от жестокости и побуждает действовать по отношению к другим максимально чутко. Способность сопереживать «встроена» в нас с рождения, но в ком-то она развита больше, в ком-то меньше, и на развитие этой способности влияет социальное окружение ребенка. Взрослые учат детей быть чуткими и добрыми. И вот как именно они это делают.
1|| Говорят о чувствах. Разговоры о чувствах помогают ребенку стать эмоционально грамотным, пополнить эмоциональный словарь, чтобы лучше понимать свои чувства. Взрослый может объяснять чувства и эмоции, делиться своими переживаниями, объяснять эмоциональные состояния (свои и ребенка) правильными словами, давать понять, что палитра эмоций у нас довольно богатая, и не нужно ее стесняться.
2|| Подсказывают, как заботиться о других. Дети не всегда знают, как показать, что они хотят о ком-то позаботиться, проявить доброту. Кто-то делает это интуитивно, но не у всех интуиция хорошо развита. Детям нужны подсказки, такие как: «тот мальчик на лавочке плачет, наверное, ему нужна помощь, давай подойдем и узнаем, чем мы можем ему помочь, вдруг он потерялся?», «девочка в песочнице совсем одна и выглядит расстроенной, может быть, ей хочется с кем-то поиграть сейчас вдвоем, давай спросим, не хотела бы она поиграть с тобой» и так далее. Можно не проговаривать свои поступки, а просто совершать их: уступать место в транспорте, придерживать дверь в магазине, помогать спустить коляску с лестницы. Одна мама рассказывала, что всегда носит в сумочке упаковку корма для собак и кошек. И в случае, если встретит на улице бездомное животное, первое, что она сделает – накормит его, а уже потом подумает, чем помочь дальше. И ее дети, запомнив такой сценарий поведения, уже и сами не могут пройти мимо животного, нуждающегося в помощи.
3|| Помнят о других не только в дни их рождения. Взрослые, которые учат ценить родственников, близких, друзей, обычно делают это не на словах, а на деле: часто созваниваются, узнают, как другие чувствуют себя, нужна ли им помощь, приглашают в гости просто так, а не только по праздникам, зовут друг друга в кино или на прогулки.
4|| При разговоре устанавливают зрительный контакт. Понимать эмоции проще, когда смотришь другому человеку в глаза, видишь его мимику, улыбку, взгляд. Слова могут замаскировать чувства, а выражение глаз – почти никогда. Учите детей быть внимательными к глазам собеседников, ловить эмоциональные сигналы и вести себя с уважением к ним.
5|| Обозначают доброту главным качеством человека. Все родители говорят своим детям: «мы хотим, чтобы вы были счастливы». Гораздо меньше тех, кто говорит: «мы хотим, чтобы вы росли добрыми». Акценты на доброте и отзывчивости как высшей ценности человека можно ставить по-разному. Можно играть в игру «Добрый день»: стараться в течение дня сделать несколько добрых дела или сказать несколько добрых слов кому-то. Можно развивать добросердечность, хваля каждый раз ребенка за какой-то добрый поступок, особенно за неосознанный. В случае воспитания доброго человека можно ставить ярлыки и программировать ребенка такими словами как: «Ты такой внимательный!», «Ты очень добрый!», «Ты один из тех, кто любит помогать другим». И, конечно же, лучший способ воспитывать доброго ребенка – самому быть добрым взрослым, проявлять доброту регулярно.
6|| Просят представлять себя на месте другого человека. Речь не только о конфликтных ситуациях, когда вы пытаетесь помочь ребенку понять, насколько обиден его поступок был для кого-то, или что заставило кого-то обидеть вашего ребенка. Речь может идти и о теоретических ситуациях, поступков книжных персонажей. Почему он так поступил, а не иначе? Давай представим себя на его месте и попытаемся понять. Если ссора происходит между братьями или сестрами, предложите им поменяться местами и понять, что чувствуют они на противоположном месте… А еще представлять себе чувства других людей прияно, когда готовишь им подарки! «Представь себе лицо бабушки, когда она получит от тебя открытку!», «Представь, как обрадуется твой двоюродный брат, когда ты ему позвонишь!».
7|| Рассказывают вдохновляющие истории добрых детей. В мире очень много детей, которые совершают добрые поступки, заботятся о других. Некоторые настолько добрые, что о них пишут в СМИ. Находите такие истории и делитесь ими со своими детьми, вдохновляйте их примером, показывайте, что в желании нести пользу и добро людям возраст не помеха. Самый яркий пример сегодняшнего дня – Грета Тунберг, но и кроме нее есть дети, которые спасают пчел, строят дома для бездомных, шьют игрушки для бедных детей, открывают приюты для животных…
8|| Интересуются друзьями своих детей. В контексте всеобщей тревожности вопросы о друзьях могут нести родителю информацию о безопасности своего ребенка рядом с ними. Но ребенок должен понимать, что вы интересуетесь его друзьями не только из соображений безопасности и доверия, но и просто потому что они его друзья. Это еще и хорошая профилактика эгоизма, ребенок понимает, что он не самый главный в мире, в играх или в спорах, что важны и другие, кто его окружает.
9|| Вместе смотрят фильмы и читают книги. Книги и фильмы настоящие порталы в мир чувств и эмоций людей! В жизни может и не получиться попасть в те ситуации, в которых оказываются персонажи, но понять их чувства все равно может каждый! Открывайте детям другие миры, другие взгляды с хорошими историями.
10|| Сопереживают на практике. Читать грустную историю про стариков из дома престарелых это одно, а вот пойти с ребенком в гости к старикам, чтобы помочь им, поговорить с ними или просто угостить вкусным тортиком – совсем другое. Не чурайтесь походов в такие места как дома престарелых, приюты для животных, благотворительные проекты, волонтерские организации… В мире очень много тех, кому нужна доброта, забота и понимание. Заботиться друг о друге несложно.
– Настя Морозова
С детства детям рассказывают, что нужно быть добрыми. Делает это, обычно, злая учительница или мама, у которой часто бывает «злое» настроение. Что такое «добро», в чем оно выражается и зачем его вообще делать, ребенок не до конца понимает, так как рассказы о добре ограничиваются теорией и фразами «так надо» и «так принято». А когда ребенок сталкивается с реальным конкурентным миром и лицемерием некоторых людей, которые говорят одно, а делают другое, то понятие «добро» вообще начинает подвергаться у ребенка сомнению. Даже просматривая голливудские фильмы, где всегда побеждает добро, человек часто начинает сопереживать злодею, он кажется более понятным, привлекательным и с ясными целями, в отличие от героя.
Перед новым годом мы ставили спектакль “Письмо крысят Деду Морозу” на тему добра и помощи нуждающимся. О нем мы сможете прочитать в конце статьи. Режиссер – Мария Подковырова. Сценарист – Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Всем нам хочется воспитать успешных детей, но никому не хочется воспитать пессимистов или разочарованных людей, а все злодеи, в том числе в кино, разочарованные миром люди. Ведь как обидно будет, если ваш ребенок все детство проходит по различным кружкам, получит хорошее образование, заведет семью, а к 50 годам, а бывает и раньше, обнаружит себя в рабочее время у монитора компьютера, пишущим токсичные комментарии под всеми подряд новостями, полные злости, желчи, боли и разочарования. Станет хамоватым критиканом с потухшими глазами. А таких людей- миллионы. Они вокруг нас.
Чтобы этого не произошло, ребенка с ранних лет нужно обучать доброте на практике. Чтобы он с ранних лет понял, что может весь мир он и не спасет, но его добрые действия оказывают позитивное влияние на других людей и на мир вокруг. Как это можно делать, ведь просмотра фильмов и чтения книг явно недостаточно?
Я расскажу вам о маленьких шажках, которые вы можете сделать на пути к тому, чтобы ваш ребенок в будущем стал добрым человеком.
Шаг №1 . Работаем над внешними проявлениями доброты и коммуникацией. Я живу в большом высоком доме, где взрослых людей, которых ты регулярно видишь на протяжении уже многих лет, почему-то в детстве не научили здороваться. Я заметила интересную вещь. Дети, у которых родители здороваются с соседями, тоже здороваются с тобой, даже когда сами без родителей ездят в лифте. И даже если ребенок грустный напряженный весь в себе подросток. Если родитель молча, как существо с удаленным инопланетянами мозгом, смотрит на тебя уже тысячный раз, после твоего «здравствуйте» или бубнит «здрст» с задержкой в пару десятков секунд, то и его ребенок будет просто не замечать тебя в лифте. А теперь вопрос, какого ребенка работодатель возьмет на хорошую работу в будущем? А какой будет вынужден бегать по курсам развития коммуникабельности и нетворкинга? Ведь даже просто поздороваться и улыбнуться человеку – это уже добро, это поднимает ему настроение и это проявление внимания. Поэтому, учим ребенка здороваться со всеми, улыбаться, может даже заводить беседу, обязательно отвечать на «здравствуйте», смотреть собеседнику в глаза, а не мимо во время коммуникации. Если сами не умеете – учитесь ради детей, ведь личный пример – самый лучший способ научить ребёнка доброте. Все идёт из семьи, покажите своим примером, как вы добры к пожилым родителям, соседям, друзьям и особенно к незнакомым людям.
Когда не поздоровался со знакомым человеком.
Шаг №2. Работаем над терпением, толерантностью и добротой к окружающему миру. Отношение к уборке мусора- отличный показатель внутреннего мира человека. Уборка мусора- отличный способ воспитания доброты. Если вы бросаете на улице перед ребенком бумажку со словами: «Таджик уберет!», «Мэрия уберет!», «Я за это налоги плачу, чтоб они за мной убирали!», то и у ребенка будет негативное восприятие как некоторых национальностей и профессий, как «низших», так и мира вокруг, так как он довольно мусорный и грязненький. Вместо жалоб «как грязно», причитаний «они должны тут убирать» и откровенного вредительства «я имею право мусорить где-хочу», выходите с ребенком убирать лес, парк, двор у дома. Чтобы он почувствовал, как тяжело это ползать на корточках собирать бычки от взрослых теть и дядь, а легко ведь было все это бросать. И увидел в конце уборки реальный результат от своего доброго действия. Как задышал лес, как он преобразился от чистоты, как красив стал двор. Моя мама служит для меня огромным примером, когда мы приезжаем в лес, она первым делом собирает мусор невоспитанных туристов и так всегда, где-бы она не жила и не была, причем эта уборка не формальная, почистить место, где мы будем отдыхать, а такая, что может затянуться на долго. Уборку мусора можно назвать познавательным философским процессом. Конечно потом и лес и двор скорее всего обратно загадят, но мы вернемся снова и поможем природе, мы не такие равнодушные. Мы новые люди и нас станет все больше и больше. Рассказывайте и объясняйте ребенку во время уборки зачем это все делается и почему люди мусорят. Также используйте малые формы – научите ребёнка убирать за собой поднос после еды в фут- корте, объяснив, что так вы делаете добро следующему посетителю, которому не придется за вами убирать ваши остатки пищи.
Убирайте со своим ребенком природные места. Так вы вырастите в его глазах.
Убирать мусор можно не только по первомайским субботникам.
Шаг №3. Спасаем жизни своими добрыми действиями. Возникнет момент, когда вашему ребенку захочется завести кота или собачку. Так вот, вместо того, чтобы платить деньги за какую-то особую породу – возьмите животное из приюта. Поверьте, животное вам будет очень благодарно, вы спасете ему жизнь, и оно окажется даже более интеллектуально-развитым и преданным, чем породистое животное с притупленными чувствами. На ребенка такой поступок окажет огромное влияние. А если нет возможности взять домой, не проходите мимо брошенных на улице животных, угостите их едой и отнесите их вместе с ребенком в приют.
На западе есть даже специальная программа для детей, когда они приходят в приют для кошек и читают им детские книжки.
Шаг №4. Помогаем нуждающимся чем можем. Отличным действием по воспитанию у ребенка добрых качеств будет научить его делиться своими ненужными вещами с нуждающимися. Чтобы его старые вещи, из которых он вырос, и игрушки, которыми он больше не играет, не валялись на даче в шкафу и не выбрасывались на помойку , а относились в специальные пункты приема для нуждающихся, интернаты, для кого-то религиозные учреждения. Покажите ребенку такую возможность, согласуйте с ним свои действия и сделайте это вместе с ним. Не надо насильно забирать у него любимого медвежонка. Ребёнку нужно знать, что в мире бывает разное и что можно помогать другим. Ценить то , что есть у тебя и понимать что для кого-то ваша старая куртка будет большим подарком к зиме!
Сейчас существует огромное количество способов поделиться с нуждающимися своими вещами. Не нужно сразу нести ненужное на помойку.
Погуглите с ребенком способы и выберете, какой подходит именно вам.
Шаг №5. Защищаем слабых и находим настоящих друзей. Самый важный пункт. Сейчас появилось модное слово «буллинг», которое обсуждают чуть-ли не на государственном уровне, хотя это явление было всегда. И даже не смотря на огромное кол-во фильмов, книг и комиксов, где «изгой-ребенок» оказывается самым умным, успешным и лучшим, на которых воспитывается уже не одно поколение, ситуация с детьми-изгоями и издевательствами не меняется в лучшую сторону. Чаще всего дети оказываются в категории зрителей и следуют стадному инстинкту, устраивая травлю не угодившему чем-то ровеснику. Чтобы ребенок взрослел и был ответственным за свои действия, общайтесь с ним на эту тему, узнавайте, а кто у него в классе или в группе «не такой», кого обижают и предлагайте ребенку установить с ним контакт, защищать, не давать в обиду, не участвовать в травле. Если ребенок будет отнекиваться и говорить: «Ну ты че, мам! Я потеряю друзей! Потеряю авторитет! Меня же затравят!» – это тревожный звоночек для вашего ребенка, его будущей личности. Это значит, что стадный инстинкт может затащить его в неприятные компании и ситуации, он манипулируем. Чтобы он не был внушаемым, манипулируемым – включайте у него голову, пусть с ранних лет проявляет волю, характер и большое сердце и учится вставать на защиту других людей и вообще узнавать людей и разбираться в них не только по слухам, сплетням и оскорблениям от чужих. Это работа тяжелая, но стоит того.
Обязательно интересуйтесь у своего ребенка, кого из детей не принимают в их коллективе и направляйте процесс, чтобы ваш ребенок помогал этому ребенку.
Ведь “буллинг” настоящая чума в жизни детей. Кому-то от этого весело, а кому-то это портит детство.
По статистике, большая часть взрослых жалеют о том, что травили своих сверстников в детстве или не вступались за жертву. И если бы у них был шанс, они бы изменили свое поведение.
Никакие “партсобрания” родителей в школе и лекции преподавателей, которые сейчас модно стало проводить и в наших школах, не решат данной проблемы. Только если конкретно вы, конкретно своего ребенка будете направлять по пути защиты жертв буллинга.
Доброта через театр.
Обучение доброте через театр – один из эффективнейших способов познания этого качества, если ребенок посещает театральную студию. Я, как преподаватель актерского мастерства, люблю эту методику и стараюсь ставить отдельные спектакли на тему добра. Ведь в них мы вместе с детьми моделируем ситуации, где происходят какие-то проблемные ситуации, которые при помощи определенных «добрых» решений героев разрешаются.
Так, в конце 2019 года, я поставила свой первый авторский новогодний спектакль, сценарий которого был написан специально для меня, про «Год крысы». Как бедные крысята, не смотря на то, что люди вокруг отмечают праздник «Год крысы» и украшают их картинками дома и подарки, мерзнут на улице и копаются в помойке в поисках скудного обеда. Вместе с детьми 4-6 лет мы за 4 репетиции поставили спектакль, сделали декорации, а главное поговорили о проблеме бедных крысят.
Пока люди со своими котами отмечают в теплых домиках “Год крысы”, сами крысята мерзнут на улице. “Письмо крысят Деду Морозу”. Режиссер – Мария Подковырова. Сценарист – Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Одни детки оказались на их месте, сыграв их, другие сравнили свои чувства до/после, когда играли людей, которые сначала отвергают крысят, а потом, при помощи Деда Мороза, принимают их, дарят им подарки, кормят, греют. Второе детям оказалось приятнее. Тут подействовал метод моделирования ситуации, ее проживания, дети оказались в чужой шкуре и посмотрели со стороны на свои действия и жизненные обстоятельства, что подарило им жизненный опыт и прибавило уровня и понимания такого явления как доброта.
Крысята ищут остатки новогодней пищи. “Письмо крысят Деду Морозу”. Режиссер – Мария Подковырова. Сценарист – Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Довольных крысят согрели и накормили сыром. “Письмо крысят Деду Морозу”. Режиссер – Мария Подковырова. Сценарист – Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Театр вообще воспитывает в ребенке чувство сопереживания. Актерское мастерство развивает в ребенке способность лучше понимать других, становиться на их место, быть более чутким, внимательным к себе и другим. Ведь как частно, когда мы вырастаем, нам всем не хватает навыка слышать себя и других, чувствовать и понимать близких людей! Так что если вы хотите развить в ребенке человеческие качества, такие как доброту, то театральная студия – это отличное место для этого.
Лозунг нового десятилетия. “Письмо крысят Деду Морозу”. Режиссер – Мария Подковырова. Сценарист – Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Как я уже писала ранее и повторю еще- самый лучший способ научить ребёнка – это быть для него примером. Все идёт из семьи, покажите своим примером как вы добры к пожилым родителям, соседям, друзьям и незнакомым людям! Если ваш ребенок вырастет добрым человеком – он будет счастливым, будет видеть добро в мире, будет верить в добро и никогда не разочаруется в мире, а это самое страшное, что может случиться с человеком в любой период жизни. Превращение в злого, обидчивого, разочарованного, грубого старика или старуху, перечеркивает все прошлые жизненные достижения. Учите своих детей добру!
А как вы учите детей добру? Или как вас ему учили? Поделитесь позитивным и продуктивным опытом!
Каждый родитель хочет подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. Всем хочется, чтобы их дети выросли умными, здоровыми, уверенными в себе людьми. А вот нужна ли им доброта? И не помещает ли она ребенку в будущем стать успешным?
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Добрый человек имеет больше шансов на успех в личных отношениях. Он мягкий, сочувствующий, сопереживающий другим, отзывчивый. С таким приятно иметь дело. Он умеет поддержать в сложную минуту, мягко сгладить конфликтную ситуацию.
В современном мире отношения между людьми так же важны, как и раньше. И сложно представить счастливым человека одинокого, не имеющего близких отношений (семьи, друзей).
Что касается работы, то и там умение сочувствовать, оставаться человечным может быть полезными. Хорошие отношения в коллективе повышают результативность труда, эффективность сотрудников.
Доверие к людям и миру в целом закладываются в очень раннем возрасте, в тесных отношениях между ребенком и его близким окружением, в первую очередь, матерью. Важно, чтобы мама транслировала малышу: «Я тебя люблю, принимаю всего, какой ты есть – и когда ты радостный и добрый, и когда ты рассерженный и злой. И с успехами, и с неудачами – я тоже тебя принимаю и люблю».
Впоследствии ребенок также сможет принять все свои грани и не будет тотально зависеть от оценок окружающих. Он будет настроен не только на успех, но и на сострадание, сопереживание к ближнему.
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ СКАЗОК
Считается, что доброго человека проще «продавить», навязать ему свои желания. Он кажется слабым, не способным отстаивать свои интересы. Но на самом деле, слабость и доброта не всегда сопутствуют друг другу.
Добрый человек – не тот, который все позволяет другим. Это тот, кто умеет отзываться на чужую боль, с теплом и любовью относится к миру и окружающим людям вокруг. Вспомним русские народные сказки, в них масса примеров русских богатырей, которые имели доброе сердце, но и умели защитить свою родину от врагов.
Именно младший («слабый») сын в сказках разных народов мира чаще всего спасал красавицу, родителей или целое царство. И одной из причин его удачи было умение приходить на помощь нуждающимся. А еще – он не боялся сам просить о помощи, показать свои уязвимые стороны, довериться.
Очень важно читать детям как можно больше народных, волшебных, авторских сказок, проверенных временем, в которых на множестве примеров показано, как доброе отношение приводит героя после долгих испытаний к победе.
УСТАНАВЛИВАЙТЕ ГРАНИЦЫ И ПРАВИЛА
В психологии есть термин «границы», они есть у каждого. Хорошо, когда человек умеет свои границы, свою территорию чувствовать и защищать в случае необходимости. Для этого необходим контакт со своей внутренней силой (агрессивностью).
Родителям важно научиться соблюдать баланс между добрым отношением к детям и твердостью. Наша твердость проявляется в требовании соблюдать правила, по которым мы сами живем и по которым живут наши дети. Через нашу настойчивость в соблюдении правил дети учатся чувствовать и соблюдать границы допустимого, границы своих возможностей. Когда эти границы хорошо простроены, ребенку спокойно, так как мир предсказуем.
Например, ребенок, который знает, как построен его день, в какой момент он спит, в какой гуляет, когда играет и когда убирает за собой, способен спокойно выполнять эти требования изо дня в день. В то время как малыш, у которого каждый день проходит в разных режимах, который может иногда убирать игрушки, а иногда – нет (и мама то ругается, то помогает, а то не обращает на это внимания), не может быть до конца уверен в том, как пройдет его день именно сегодня. И он раз за разом будет проверять ваши границы.
УЧИТЕ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
Как еще воспитать в ребенке доброту, но в то же время не подавить его внутреннюю силу? Дети учатся у своих родителей. Лет до 7 ребенок воспитывается через подражание. В этом смысле совершенно неважно, что вы ему говорите, важно, какой пример своим поведением вы ему показываете. Насколько вы сами добры к нему, к своим близким, к людям и миру вокруг нас.
Важно, чтобы родитель мог посочувствовать ребенку. Например, что тому надо убирать игрушки (а ему не хочется). Доброта по отношению к ребенку, спокойное сочувственное принятие – очень важны для воспитания в нем доброго отношения к себе самому и другим.
ЗАВЕДИТЕ ПИТОМЦА
Если не брать в расчет патологические случаи жестокого обращения с животными, то хорошо, если у ребенка появится питомец, за которым он будет с удовольствием наблюдать, а впоследствии и ухаживать. Только очень важно обсудить приобретение животного на семейном совете и решить, что хорошо для всех – рыбки, хомяк, черепаха, улитки, попугайчики или кто-нибудь покрупнее.
У ребенка появится возможность принять питомца как нового члена семьи, а взрослые покажут ему пример заботы и ухода за братьями нашими меньшими. Со временем помимо интереса появляется еще и ответственность, привязанность к зависящему от него созданию, и это также влияет на формирование доброго отношения и любви к окружающим.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК РАСТЕТ «ЗЛЫМ»
Есть разница между качествами человека, такими как отзывчивость, доброта, и кратковременными эмоциональными состояниями, например, раздражением, злостью, недовольством, капризами. Часто родителям кажется, что, если их ребенок, например, жадничает или злится, это необходимо сразу искоренять, потому что он растет «плохим» или «злым» человеком.
И взрослые начинают подавлять любые проявления внутренней позиции, воли ребенка. Например, жестко запрещают ему злиться, обвиняя и стыдя за его эмоции. В такой ситуации ребенок учится свои недовольство и раздражение сразу трансформировать в самообвинение, в стыд. И вместо того чтобы протестовать, когда у него без спроса возьмут игрушку, он будет чувствовать себя виноватым за то, что он «жадный», что ему совсем не хочется делиться.
НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ ДЕТЯМ СЕРДИТЬСЯ
На детской площадке, в игре дети учатся выстраивать отношения, общаться, справляться со сложными ситуациями, договариваться. И учат их родители.
Если вы запрещаете ребенку пробовать разные способы поведения, осуждая его агрессивные проявления, то и во взрослой жизни ему будет сложно предъявлять свое недовольство чем-то, например, низкой зарплатой при высокой степенью занятости.
Вместо категоричных запретов или указаний, что делать, можно показать ребенку, как вы, взрослые, умеете действовать. Например, попробовать договориться об обмене игрушками, проявить сочувствие к ребенку, которому игрушка не досталась, поддержать того, кто не может поделиться, признав, что и впрямь сложно отдать свое, пусть даже на время.
Ребенок растет, развивается, познает мир и меняется каждый день. Он не всегда может справиться со своими импульсами, подумать о последствиях. Можно учить его различным способам поведения, например, когда он злится, проговаривать, проигрывать различные ситуации, чтобы разнообразить его поведение.