Как ваш сын относится к общественно полезному труду
Лист
социально-психологической оценки призывника
1 ФИО
2.Дата рождения
7.Имеешь ли судимость (если есть, то за что, когда был судим, приговор)
8. Состоял ли на учете в милиции (если да, то за что?)
9.Имел ли приводы в милицию (если да, то за что)
10. ФИО матери, место жительства, место работы, кем работает.
11.ФИО отца место жительства, место работы, кем работает.
12 ФИО братьев и сестер, год рождения, место жительства, место работы (учебы), кем работает
15. Разведены ли родители, лишен ли кто-то из них родительских прав, если да, то почему, с кем проживал?
16. Воспитывался ли в интернате, по какой причине?
17. Кто занимался твоим воспитанием?
18. Были ли случаи ухода из дома?
19.Материальные и жилищные условиясемьи
20. Твое отношение к родителям и ближайшим родственникам
21. Какова нравственно-психологическая атмосфера в семье?
22. Отношение родителей к тому, что тебя призывают в армию.
23. Кто из твоих ближайших или дальних родственников судимы или имели судимость в прошлом(если имели, то когда и за какие преступления)
24. Являются ли родственники членами общественных или политических организаций
25.Состоит ли кто-нибудь из родственников в религиозных сектах (если да, то в каких)
26 Имеются ли родственники, перенесшие нервно-психологические заболевания, инфекционные заболевания
головного мозга или состоящие на учете в психоневрологическом диспансере или у врача-психиатра
(если да, то кто)
27.Имеются ли родственники, проходившие лечение от алкоголизма или состояшие на учете у врача-нарколога
28. Имел ли кто-нибудь из родственников попытки самоубийства
32. Были ли длительные пропуски занятий, по каким причинам?
Уходил ли из школы надолго?
35. Были ли длительные пропуски занятий (если да, то по какой причине).
прогуливал ли занятия, исключался ли из учебного аведения
37. В каком возрасте начал работать
38. Где начал работать
39. Средний заработок и как распоряжался деньгами
40. Сколько переменил профессий, причины перемены места работы и специальности
41. Если не работал, на какие средства жил
42. Находился ли на стационарном лечении, когда и с каким диагнозом? Были ли
травмы позвоночника или переломы конечностей
43. Страдал ли ненержанием мочи, обращался ли по этому поводу к врачам
44.Сталкивался лисо случаями самоубийства (если да, то при каких обстоятельствах)
45. Перенес ли какие-нибудь нервно-психические заболевания
46. Находился ли на учете в психоневрологическом диспансереили у врача-психиатра
47. Куришь ли (если да, то с какого возраста)
48. Страдал ли бессонницей, обращался ли по этому поводу к врачу
49. Возникали ли мысли или намерения совершить самоубийство
50. Были ли попытки самоубийства
51 С какого возраста употребляешь спиртные напитки
52. Находился ли на излечении от алкоголоной зависимости
53. Пробовал ли наркотические вещества
54 Что из наркотических или психотропных веществ употреблял
55. Находился ли на учете в наркологическом диспансере
56. Проходил ли анонимное лечение от наркологической зависимости
57 Проходил ли анонимное лечение от наркотической зависимости
58. Были ли случаи потери сознания, обмороки
59. Были ли травмы головы с потерей сознания
60. Были ли сотрясения головного мозга, обращался ли из-за этого к врачам
61. Какие болезни беспокоят тебя сейчас
62. Веришь ли ты в Бога
63. Какую религию исповедуешь
64. Посещаешь ли культовые заведения
65. Состоял ли в нетрадиционных религиозных организациях (Свидетели Иеговы, Белое братство, баптисты,
пятидесятники, сатанисты и т.д.)
66. Какими нетрадиционными религиями увлекался
67. Являлся ли членом политических партий или организаций
68. Состоял ли в какой-либо неформальной организации (скины, репперы, рейверы, роллеры,
брейкеры, панки и т.д.)
69. Какое политическое движение тебя больше всего привлекает?
70. Какие у тебя увлечения, хобби
71 Существуют ли у тебя идеи по внедрению новых технологий в научно-производственной
сфере, улучшению жизни в обществе
72. Употребляли ли друзья наркотические, психотропные, галлюциногенные вещества
73. Встречался ли со случаями токсикомании
74. Как часто в кругу друзей употребляли спиртные напитки
75. Часто ли возникали конфликты с окружающими
76. Чем занимался всвободное время и выходные дни
77. Что волнует тебя сейчас больше всего
Дата. Подпись. Фамилия и инициалы призывника
Анкета с перечнем вопросов к призывнику
1. ФИО
3. Являетесь ли вы гражданином Республики Беларусь
4. Национальность
10. Членом какой молодежной организации вы являетесь
11. Участие в общественной работе, когда, где, в какой форме
12. Поощрения за общественную работу, какие
14. Живете ли с родителями или отдельно, если отдельно, то почему
15. Оказываете ли помощь родителям, в какой форме
16. Бывают ли у Вас конфликты с родителями, по какой причине
17. Употребляете спиртное или наркотики, как часто, где
18. Подвергались ли ы наказанию за употребление алкоголя
19. Снижалась ли Вам оценка за поведение, когда, за что
20. Привлекались ли вы к ответственности за правонарушения, когда, в какой форме?
Имели ли приводы в милицию, когда и за что
21. Имеются ли среди ваших друзей ранее судимые лица
22. В каких частях и почему вы хотели бы служить
23. Какие навыки, специальность вы хотели бы приобрести за период службы в армии
24. Как оцениваете состояние вашего здоровья (отличное, хорошее, удовлетворительно, плохое)
25. Имели ли ушибы головы, переломы, травмы, потерю сознания? Не страдаете ли ночным
недержанием мочи
26. Какое у вас семейное положение (жена, беременность, дети)
27. Мать (ФИО. дата рождения, место работы, должность)
28. Отец(ФИО. дата рождения, место работы, должность)
29. Адрес проживания в настоящее время
30. Кто из ближайших родственников (отец, мать, братья, сестры, жена) судимы или
имели судимость в прошлом? Если имели то, когда и за какие преступления
31. Имеются ли родственники, проживающие за границей, поддерживаете ли с ними связь
32. Имеются ли среди членов семьи лица, имеющие психические заболевания, больные
туберкулезом или другими болезнями
33. Ваше вероисповедание
34. Как вы оцениваете свою подготовку к военной службе
Дата. Личная подпись призывника
Анкета с перечнем вопросов к родителям призывника
1. Расскажите, пожалуйста, как ваш сын готовится к службе в армии? Кто и где из ваше
семьи служил?
2. Какое настроение и желание у сына служить? В каких частях он хотел бы служить?
3. Как он переносит трудности? Что может помешать ему в службе? Чем онувлекается и
его любимые занятия?
4. Болел ли ваш сын, чем и когда, где находился на лечении?
5. Были ли у него когда-нибудь травмы головы, припадки, потери сознания,
спокойно ли спит ночью, не наблюдались ли сноходения?
6. Страдает ли сын ночным недержанием мочи?
7. Жилищные условия семьи, состояние здоровья членов семьи
8. Имеются ли родственники за границей, нет ли судимых (когда, кто и за что?).
Поддерживается ли с ними связь?
9. Отношение сына и членов семьи к религии, вероисповедание?
10. Какой у него характер, как относится к общественно-полезному труду, как ведет себя
с товарищами? Особенности характера юноши, на которые родители хотели бы обратить
внимание работников военкоматов при подготовке юношей к военной службе?
11. Оставался ли в каком-нибудь классе на повторное обучение?
12. Как сын относится к родителям, каковы взаимоотношения в семье между ее членами,
между самими родителями?
13. Вредные привычки, которые могут отрицательно сказаться на успешности адаптации к условиям военной службы?
14. Общая оценка состояния здоровья призывника?
15. Имел ли сын приводы в милицию, когда, за что?
16. Употребляет ли сын спиртные напитки, наркотики?
17. Каковы планы сына на ближайшее будущее?
18. Случалось ли ему убегать из дома, почему, в каком возрасте?
Дата. Личная подпись родителей
Некоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».
Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?
Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.
Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).
В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.
И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.
Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.
Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.
Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?
Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?
При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.
Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.
Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.
К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.
Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.
Likes(3)Dislikes(2)
Любимый сынок Илюша (14 лет) заявил, что не интересуется ни одной профессией и не намерен в своей жизни работать ни дня. Должно быть, я что-то упустил в его воспитании. Но что? Посоветуюсь с предками.
«Русские», вторая половина XIX века, архив Российского этнографического музея
Отдел этнографии русского народа в Российском этнографическом музее (РЭМ, Санкт-Петербург) — кладезь информации о том, как жили люди, построившие нашу страну. Речь, конечно, в основном о крестьянах — все мы потомки сельских тружеников, составлявших в 1897 году 85% населения России.
Цитирую научные публикации с сайта музея. И сравниваю со своим печальным опытом:
Ты обязан показать ребёнку этот путь
Цитата. «Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали рано, считая, что „маленькое дело лучше большого безделья“: если ребенка „с измалолетства” не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь „усердствующей способности” к крестьянскому труду.
Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства».
«Русские. Заволжские кустари Семёновского уезда: обучение ремеслам по обработке дерева», Нижегородская губерния, Дьякова деревня. 1890-е гг. Архив РЭМ
Комментарий. А я всё думаю, почему некоторые мои знакомые учатся до 30 лет? Один институт, другой, курсы, вебинары… А потому что их с детства обязывали только учиться, учиться и учиться. Не работать.
Уверен, что указанный рецепт полезен не только в примере с тяжелой физической работой. Делать над собой усилие. Заставлять себя производить что-то полезное. Этот навык я своему сыну не дал. Моя вина.
Занимать ребёнка делом нужно с трёх лет
Цитата. «С раннего детства ребенка приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений. В некоторых губерниях трехлетний мальчик уже мог помогать матери чистить картофель, отыскивать отцовский кушак или собирать рассыпанный по полу горох.
Если мать гнала домой овец, она давала помахать прутиком пятилетней дочери, объясняя, что овцы от этого побегут быстрее. Пропалывая в огороде гряды, она поручала дочке выбросить подальше сорняк или подержать вырванную морковку. Отец, ремонтирующий забор, позволял крутившемуся около него сыну подержать рейку или гвоздь.
«Русские. Просушка и сортировка картофеля». Владимирская губерния, 1914 г. Архив РЭМ
В многодетной семье маленький становился помощником старших братьев и сестер. Например, пока старшая сестра подметала пол, младшая вытирала пыль».
Комментарий. Где был мой мозг? Чем занимался Илья до школы? Развлекался, отдыхал, не успев ещё устать. Он даже в детский садик не ходил, потому что это «травматичный опыт». Вокруг маленького принца танцевала, утирая ему сопли и подавая игрушки, дорогостоящая няня из Молдавии.
А ведь я в детстве и картошку с родителями копал, и колорадских жуков в банку собирал. В магазин ходил со списком и бидончиком.
Мы — первое поколение, обожествившее своих детей. И тем самым лишившее их сил справляться с жизнью.
Учить надо своим примером
Цитата. «Отец должен был обучать сыновей работе, которую должен знать мужчина, будущий глава семьи — начинать следовало, как считали русские, когда наступал период отрочества. То есть, в 7-8 лет. Обучение проходило по принципу „делай как я“, при этом учитывались физические и психические возможности мальчика в разные периоды его отрочества. Отец брал сына с собой на пахоту, боронование, сев, отправлялся с ним в лес за дровами, обучал его уходу за лошадьми, ловле рыбы, охотничьему мастерству и т.п».
«Русские. Священник с двумя маленькими сыновьями в „комарниках“». Архангельская губерния, 1910 г. Архив РЭМ
Комментарий. Конечно, Илья бывал у меня на работе, но что он там видел? Папа часами хмурится в экран.
Впрочем, есть ведь дача. Там я копал землю, стриг траву, ремонтировал заборы, краны и крылечки. Один. Так ведь быстрее, чем с сыном, да и проще — ребёнок обязательно что-нибудь сделает не так.
Всё спешил, спешил. Куда успел?
Хвали
Цитата. «Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Участию ребенка в трудовом процессе всегда давали высокую оценку, но не перехваливали.
«Русские. Девочка 6 лет в старинном праздничном костюме». Костромская губерния, 1907 год. Архив РЭМ
Родители обычно старались дать ребёнку работу, которую он мог выполнить хорошо, позволить ему заработать своим трудом хоть и небольшие, но деньги, принести их в дом. В то же время они считали необходимым, чтобы подросток „тешил свое достоинство“, т.е. получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье».
Комментарий. Нет, всё же помню один случай, когда поручал Илье какую-то работу. В 12 лет на день рождения ему подарили принтер и я заказал сыну оцифровать мой старый фотоальбом. Платил, помню, по 50 рублей за фотку. Хвалил ли при этом за хорошо сделанную работу? Трепал одобрительно по загривку? Нет, вот же деньги, они — лучший комплимент.
Атмосфера труда
Цитата. «Воспитываясь в атмосфере труда, ребята сами высказывали желание заняться нужным для семьи делом. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».
«Русские. Группа детей и подростков». Орловская губерния, 1904 г. Архив РЭМ
Особое значение в трудовом воспитании имело общественное мнение с его высокой оценкой трудолюбия и порицанием лености. В коллективах сверстников степень овладения трудовыми навыками выступала показателем половозрастной состоятельности и увеличивала брачную привлекательность. К 14 — 15 годам дети овладевали полным набором хозяйственных умений, необходимых для самостоятельной жизни».
Комментарий. Тут я бессилен. Нет сейчас никакого общественного мнения с высокой оценкой трудолюбия в детской среде.
Но ничего, я теперь умный. В следующей жизни я всех этих ошибок не совершу.
Источник: Российский этнографический музей. Использованы публикации Изабеллы Шангиной, Веры Холодной, Дмитрия Баранова