Как в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных
1. Что такое платформа?
Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.
2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.
На формирование рельефа влияют:
1) внутренние силы:
деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;
при столкновении — горы, нагорья и т.д.
2) внешние силы:
а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)
б) выдувание
в) вымывание (образование оврагов)
г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)
д) морской прибой (изменение береговой линии)
3. Что называют полезными ископаемыми?
Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.
4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?
Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).
Вопросы и задания после параграфа
1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?
Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.
Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.
2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.
Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.
3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.
Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.
4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?
Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.
При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.
Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.
Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.
Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.
Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.
Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).
В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.
5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?
Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.
6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.
Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.
Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.
Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.
7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.
Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.
Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.
Учитель географии МАОУ СОШ № 7
ст.Полтавской Краснодарского края
Шахлович Анна Николаевна
Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ
ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.
Ожидаемые результаты:
предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;
Коммуникативные: формирование умений работать в группах
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.
Оборудование:
Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»
Атласы, учебник.
Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»
Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник
ХОД УРОКА
Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:
-что такое литосфера?
– Назовите типы земной коры
Чем отличаются материковая и океаническая земная кора
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Приведите примеры столкновения литосферных плит.
«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»
«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.
Изучение нового материала. Познавательная задача:
Заполнить схему: Рельеф Выступы материков
? впадины океанов— ?.. ( слайд3)
Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.
А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.
ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.
ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.
Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.
Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.
СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ – активный, подвижный участок земной коры.
Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.
Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.
Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет
Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.
Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)
Проблемный вопрос: Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?
Познавательная задача: Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)
-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?
-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)
Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.
Оценивание первичных успехов: Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)
Назвать основные формы рельефа материка.
На какой тектонической структуре находится материк?
Возраст и свойства этой структуры.
С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?
Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?
Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.
Тесты – работа устно.(слайд)
Рефлексия.
Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.
Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?
Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.
Урок 10. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цели урока: установить закономерности размещения крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в земной коре.
Средства обучения: карты мира (атлас): физическая, строения земной коры, полезных ископаемых; образцы основных полезных ископаемых; учебные картины (слайды, видеофильмы) о способах добычи полезных ископаемых.
Основные представления и понятия: разнообразие форм рельефа и их различия по размерам, происхождению, возрасту; причины этого разнообразия; щиты и плиты платформ; основные виды полезных ископаемых; закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Номенклатура: наиболее значимые месторождения полезных ископаемых.
Межпредметные связи: выветривание горных пород, виды выветривания, работа текучих вод, ветра, ледников; полезные ископаемые и их группы (природоведение, естествознание). Сила тяжести, энергия (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Закономерности размещения крупнейших форм рельефа Земли
Беседа. Как ученые объясняют размещение выступов материков и океанических впадин?
Практическая работа. Анализ и сопоставление физической карты мира с картой строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных равнин и складчатых горных поясов на каждом из материков.
2. Полезные ископаемые
Актуализация знаний. Виды полезных ископаемых; определение их по образцам из коллекции. Какие ископаемые используют как топливо, какие – в качестве строительных материалов?
Объяснение учителя. Образование магматических (в том числе, метаморфических) и осадочных полезных ископаемых; способы добычи полезных ископаемых из их месторождений.
3. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Объяснение учителя. Связь месторождений со строением земной коры и с формами рельефа.
Практическая работ. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира, установление закономерностей размещения месторождений. Нанесение на контурную карту значков месторождений полезных ископаемых, о которых упомянуто в тексте учебника (§ 9, стр. 38-40)
Закрепление изученного
Каковы закономерности расположения крупных равнин и складчатых горных поясов?
Как на материках расположены относительно друг друга крупные равнины и горы? Каковы особенности размещения крупных форм рельефа в Евразии? Чем объясняются эти особенности?
Что называют полезными ископаемыми? По каким признакам их различают?
Где, как правило, размещаются месторождения магматических полезных ископаемых?
Как образуются осадочные ископаемые и где размещаются их месторождения?
Что называют закономерностью? Какие из них вам уже известны?
Какие части материков богаты месторождениями магматических, какие – месторождениями осадочных полезных ископаемых? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку
Вопросы в начале параграфа
Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли.
Рельеф Земли постоянно изменяется под действием внутренних и внешних сил.
Вопросы в параграфе
*Какие территории России испытывают наиболее интенсивные поднятия. Как вы думаете, почему?
Наиболее интенсивные поднятия наблюдаются на Дальнем Востоке, Южной Сибири, Кавказе. Эти территории входят в область кайнозойской складчатости (Альпийско-Гималайский геосинклинальный пояс).
*Определите, какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходит таяние льда.
В центрах оледенения преобладают экзарационные формы – ледниковые ложбины, бараньи лбы, фиорды. В местах таяния ледника происходит накопление обломочного материала и формируются камы, озы, гряды конечной морены на озерно-ледниковых равнинах. Еще южнее потоками талых вод образованы зандровые равнины.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.
2. Назовите наиболее крупное покровное оледенение четвертичного периода?
Днепровское оледенение.
3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?
Из центров оледенения вместе с массой льда увлекалось огромное количество обломочного материала. При этом сглаживались скалы, образовывались рытвины. На юге во время таяния ледника обломочный материал оседал и формировались аккумулятивные формы рельефа.
4. В каких районах нашей страны особое влияние на рельеф оказала деятельность текучих вод, а в каких – деятельность ветра?
Деятельность текучих вод особенно ощутима в районах с наклонными поверхностями и горных районах со значительным количеством осадков. Там, где осадков выпадает мало, преобладает деятельность ветра. На территории страны она выражена в Прикаспийской низменности, на балтийском побережье в районе Калининграда.
5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?
Землетрясения, извержения вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?
Тектоническую и физико-географическую карты, аэрофотоснимки и космоснимки.
2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?
Крупнейшие формы рельефа в своем размещении соответствуют крупным тектоническим структурам. Равнины и низменности находятся на платформах. Горы соответствуют складчатым областям. Для установления закономерности необходимо использовать тектоническую и физико-географическую карту.
3. Докажите, что и в наше время происходит формирование рельефа.
Рельеф Земли непрерывно изменяется под действием внутренних и внешних сил. Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.
4. Практическая работа №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения Земной коры.
Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:
5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
Алтай
а) где находится территория
Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана
б) к какой тектонической структуре приурочена
область каледонской складчатости
в) породы какого возраста слагают территорию
породы каледонского возраста
г) средние, минимальные и максимальные высоты территории, причины их размещения
Минимальные высоты – 200 м в области древнего пенеплена. Максимальные высоты в области альпийского высокогорного рельефа – до 4506 м. Средние высоты 800-1800 м – имеет среднегорный рельеф, который занимает большую половину Алтая.
д) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа
деятельность текучих вод, физическое выветривание, горные ледники.
е) какие формы рельефа созданы этими процессами; их размещение;
Область древней равнины представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200—400 м. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа — это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Среднегорный рельеф характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами.
ж) какие полезные ископаемые есть на данной территории
полиметаллические руды, ртутные месторождения, железные руды, бокситы, медные руды, руды магния.
з) чем объяснить их нахождение именно здесь
размещение полезных ископаемых связано с геологическим строением – они приурочены к складчатым областям.
и) какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а так же тектоническим и геологическим строением
Оползни, обвалы.