Как увеличить коэффициент полезного действия наклонной плоскости

Как увеличить коэффициент полезного действия наклонной плоскости thumbnail

Исследование трудно, однако приятно и полезно.
Покажите мне, и я запомню.
Дайте мне действовать самому, и я научусь!

Тема урока: Определение КПД при
подъеме тела по наклонной плоскости.

Цели урока: убедиться на опытах, что
полезная работа, выполненная с помощью наклонной
плоскости меньше полной работы. Определить КПД.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о том, что простые
    механизмы (наклонная плоскость, клин, блоки,
    рычаг) использовались в древности и сейчас.
  • Создать условия для развития личности учеников
    в процессе их деятельности.
  • Способствовать развитию практических навыков и
    умений.
  • Научить выделять главное, сравнивать, развить
    способности к обобщению, систематизации
    полученных знаний. Формировать умение работать в
    паре.

Тип урока: урок отработки
специальных умений и навыков.

Форма урока: исследовательская
работа учащихся

Оборудование: компьютер, динамометр,
трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и
лапкой, метр.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Какие простые механизмы
использовались при строительстве пирамид? (Клин,
блок, наклонная плоскость, рычаг.)

Какие простые механизмы имеются в
башенном кране? Тест слайды.

Презентация, слайд 1-3.

2. Постановка цели и задач урока: проблемная
ситуация.

Купили пианино, которое нужно
доставить на третий этаж. (Вывожу детей на
постановку цели и задач, обсуждаем, мотивирую
через новый проблемный вопрос
:

Вы строите дом, что служит вам для
подъема тяжелых строительных материалов? Как
необходимо установить наклонную плоскость,
чтобы КПД ее был равен 100%?).

Сегодня на уроке мы должны провести
исследование. Как вы считает, что будет предметом
нашего исследования?

Предмет исследования: наклонная
плоскость.

Цель исследования: Выявить чему
равна полезная работа и затраченная, рассчитать
КПД установки.

Задачи исследования:

  1. Рассчитать полезную работу.
  2. Рассчитать затраченную работу.
  3. Сравнить совершенную и полезную работы.
  4. Рассчитать КПД.
  5. При увеличении крутизны наклонной плоскости,
    как изменяется КПД.

Способы исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Измерение и расчеты.
  3. Анализ, сравнение.
  4. Обобщение.

3. Инструктаж по выполнению работы.

Слайды 4 -11

1. Закрепите трибометр в лапке штатива,
которая находится на высоте Н (м).

2.Определите динамометром вес бруска Р
(Н).

3.Положите брусок на трибометр и
динамометром тяните его равномерно вверх вдоль
наклонной плоскости с силой F (Н).

4.Вычислите коэффициент полезного
действия наклонной плоскости.

5.Измените угол наклона трибометра.
Определите КПД наклонной плоскости. Сделайте
вывод о зависимости наклонной плоскости от угла
ее наклона.

4. Форма организации деятельности учащихся:

  • Работа в паре
  • Самостоятельная исследовательская работа
    учащихся.
  • Гипотеза: если увеличить крутизну
    наклонной плоскости, то КПД увеличится.

    Проблемный вопрос: применение
    наклонной плоскости в жизни, во сколько раз
    выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем
    в расстоянии, а дает ли этот механизм выигрыш в
    работе?

    5. Оформление результатов работы.

    h,м

    Р, Н

    Ап, Дж

    Ап=Ph

    s, м

    F,H

    Аз, Дж

    Аз =Fs

    = Ап/ Азx100%
           

    6. Выводы.

    В конце исследования сформулированы
    выводы: КПД любого механизма всегда меньше 100%.
    Конструируя механизмы, стремятся увеличить их
    КПД. Для этого уменьшают трение в осях механизмов
    и их вес. На практике совершенная с помощью
    механизма полная работа всегда несколько больше
    полезной работы. Гипотеза подтвердилась: при
    увеличении крутизны наклонной плоскости КПД
    увеличился.

    Наклонная плоскость дает выигрыш в
    силе. Выполняется Золотое правило механики. Мне
    понравилось измерять КПД наклонной плоскости. Я
    убедилась, что с помощью наклонной плоскости
    легче поднимать грузы.

    7. Рефлексия

    Главным для меня было…

    За этот час я понял…

    Мне понравилось…

    8. Задание на дом: § 61, задача стр. 151

    Инвидуальные задания.

    1. Построить проект пирамиды и провести
    исследования в ней – проектная работа.

    2. Энергетика пирамид – исследовательская
    работа.

    Приложение

    Источник

    Тема урока: Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

    Цель урока: Научиться определять КПД наклонной плоскости.

    Задачи урока: Обучающие:

    • Убедиться на опытах, что полезная работа, выполненная с помощью наклонной плоскости, меньше затраченной работы.

    • Определить КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

    • Выяснить, от чего зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

    • Показать связь изученного материала с жизнью.

    Развивающие:

    • Создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности.

    • Способствовать развитию практических навыков измерения силы с помощью динамометра, выполнения схемы эксперимента.

    • Продолжить формирование умения выделять главное, выдвигать гипотезу и проверять её на опыте.

    Воспитательные:

    Продолжить развитие коммуникативных навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

    Планируемые результаты:

    Предметные: обучающиеся научатся измерять характеристики  наклонной плоскости, рассчитывать полезную и затраченную работу, КПД простого механизма; выяснят, что полезная работа всегда меньше затраченной и, следовательно,  КПД меньше 100 % и не зависит от веса поднимаемого тела, но его можно увеличить, увеличивая угол наклона плоскости к горизонту.

    Формируемые УУД:

    • Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (смыслообразование).

    • Регулятивные:

      • Умение постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного материала, прогнозирования результата,

      • Составления плана и последовательности действий, оценивания и контроля полученного результата, корректировки плана и способов действия в случае расхождения эталона  и полученного результата.

    • Коммуникативные: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вступать в диалог, точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    • Познавательные:

      • Постановка и решение проблемы, выбор наиболее эффективных способов выхода из проблемной ситуации в зависимости от конкретных условий, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

      • Формирование знаково-символических УУД.

      • Самостоятельное формулирование познавательной цели,  выдвижение гипотезы.

      • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Форма урока: Исследовательская работа обучающихся.

    • Оборудование: Компьютер, проектор, экран.Комплект приборов для выполнения лабораторной работы: направляющая рейка, динамометр, измерительная лента, брусок, , штатив с муфтой и лапкой (14 шт.).

    Ход урока 

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    1Что называют простыми механизмами?

    Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами.

    Для какой цели применяют простые механизмы

    2 Какие условия необходимы для совершения механической работы?

    3 Привести формулу расчета механической работы

    4 Назвать единицы измерения механической работы

    5 В чем состоит «золотое правило» механики?

    6 Какую силу называют силой трения?

    7 Назвать причины возникновения трения

    8 Как можно измерить силу трения?

    9 Как называют прибор для измерения силы?

    10 Как определяется цена деления шкалы измерительного прибора?

    11 Что называют весом тела?

    12 Дать характеристику весу тела.

    вес направлен по радиусу к центру Земли, точкой его приложения является место соприкосновения с опорой или подвесом, значение рассчитывается по формуле Р = mg, где P – вес тела, m – масса тела, g – ускорение свободного падения.

    13 Как можно измерить вес тела?

    14 Назвать единицы измерения веса тела

    15 Назвать виды простых механизмов

    2.     Рассмотрим ситуацию. Слайды 2

    Рабочему надо загрузить бочку с бензином в кузов грузовой автомашины. Чтобы просто поднять её, надо приложить очень большую силу – силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу рабочий приложить не может.

    •         Как ему поступить?

    (учащиеся предлагают свои варианты)

    …тогда он кладет две доски на край кузова и вкатывает бочку по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую , чем вес бочки! Слайд 3

    Вывод:Слайд 4

    ·        Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия.

    ·        К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры.

    3. Какими параметрами характеризуется наклонная плоскость? Слайд 6

    4. Лабораторная работа]Слайды 7-12

    «Определение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости».

    Предмет исследования: наклонная плоскость.

    Цель исследования: рассчитать КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

    Задачи исследования:

             – Рассчитать полезную работу.

             – Рассчитать затраченную работу.

             – Сравнить полезную и затраченную работу.

             – Рассчитать КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

    КПД – это физическая величина, равная отношению полезной работы к затраченной, выраженная в процентах.

    Например, КПД= 75%.

    Это число показывает, что из 100% (затраченной работы) полезная работа составляет 75%.

    Инструктаж по выполнению работы.

    Выполнение лабораторной работы.

    Определите цену деления приборов (динамометра и линейки).

    1.   Установите доску на высоте h, измерьте ее.

    2.     Измерьте динамометром вес бруска Р.

    3.     Положите брусок на доску и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости. Измерьте силу F. Вспомните, как правильно при этом пользоваться динамометром.

    4.     Измерьте длину наклонной плоскости s.

    5.     Рассчитайте полезную и затраченную работу.

    6.     Вычислите коэффициент полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости.

    7.     Данные запишите в таблицу № 1.

    8.     Сделайте вывод.

    Оформление результатов работы

    Таблица 1.

    Вес тела

    Р, Н

    Высота

    h, м

    Апол,

    Дж

    Сила

    F, Н

    Длина

    s, м

    Азатр,

    Дж

    КПД,

     %

     Вывод:КПД меньше 100 %

    5.  Исследовательская работа. Слайд 13

    •         Проблема. От чего может зависеть КПД наклонной плоскости?

    •         Гипотеза. Если увеличить высоту наклонной плоскости, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится).

    Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов исследования:

    •         Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от высоты наклонной плоскости?

    Оформление результатов работы

    Вывод:

    КПД при подъеме тела по наклонной плоскости зависит от высоты наклонной плоскости. Чем больше высота наклонной плоскости, тем КПД больше

    6.  Домашнее задание.  Слайды 31 – 32

     Параграф 36 повторить, подготовиться к контрольной работе.

     Для желающих подготовить сообщения.

    ·        Простые механизмы у меня дома

    ·        Устройство мясорубки

    ·        Простые механизмы на даче

    ·        Простые механизмы в строительстве

    ·        Простые механизмы и тело человека

    7.  Закрепление изученного материала   Слайды  31 – 34
    Работа с текстом

    Решите кроссворд

    Для сильных учащихся задача со*

    Мини – тест.

    Ваш КПД сегодня на уроке

    1.     100%

    2.     больше 100%

    3.     меньше 100%

    4.     0%

    Источник

    Автор: Дмитриева Вера Владимировна,

    учитель физики ГОУ лицей № 384 Кировского района Санкт – Петербурга

    Скачать презентацию к уроку

    Введение

    Понятие «коэффициент полезного действия» впервые вводится в курсе физики в 7 классе. Использование современных образовательных технологий позволяет учащимся повысить мотивацию обучения и эффективность усвоения материала.

    При проведении урока «Определение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости»использовалась технология исследования в обучении.

    Урок  включает следующие этапы: актуализация знаний, изучение нового материала (выполнение лабораторной работы), проведение исследования, рефлексия.

    В ходе урока использовалась работа в парах. Применение этой технологии позволило учащимся не только приобрести новые знания, но и развить способность к активному творчеству.

    Цели и задачи урока

    Задачи урока:

    ·        Актуализация знаний учащихся

    ·        Вызвать интерес к изучаемому материалу

    ·        Мотивировать деятельность учащихся

    Цели:

    Обучающие:

    ·        Познакомить учащихся с новой физической величиной – КПД механизма.

    ·        Убедиться на опытах, что полезная работа, выполненная с помощью наклонной плоскости, меньше затраченной работы.

    ·        Определить КПД при подъеме телапонаклонной плоскости.

    ·        Выяснить, от чего зависит КПД при подъеме телапонаклонной плоскости.

    ·        Проверить умение применять полученные знания для решения практических и исследовательских задач.

    ·        Показать связь изученного материала с жизнью.

    Развивающие:

    • Создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности.
    • Способствовать развитию практических навыков и умений.
    • Формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её.
    • Научить выделять главное, сравнивать, развить способности к обобщению, систематизации полученных знаний. Формировать умение работать в паре.

    Воспитательные:

    • Развитие коммуникативных навыков.
    • Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

    Здоровьесберегающие:

    Выстраивание модели здоровьесберегающего урока.

    Форма урока:Исследовательская работа учащихся.

    Ход урока

    ·        Организационный момент.

    ·        Актуализация  знаний.  Разминка.

    ·        Выполнение лабораторной работы.

    ·        Физическая пауза.

    ·        Исследовательская часть работы.

    ·        Домашнее задание.

    ·        Закрепление изученного материала.

    1. Организационный момент.Слайды 2-3

    2. Актуализация знаний. Разминка.Слайды 4-7

    1.     Что такое простые механизмы?

    Перечислите, какие простые механизмы Вы знаете.

    Приведите примеры применения простых механизмов.

    Для чего они нужны?

    Объясните своими словами смысл выражения “получить выигрыш в силе”.

    Сформулируйте «золотое правило» механики.

    2.     Рассмотрим ситуацию. Слайды 8 – 9

    Рабочему надо загрузить бочку с бензином в кузов грузовой автомашины. Чтобы просто поднять её, надо приложить очень большую силу – силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу рабочий приложить не может.

    •         Как ему поступить?

    (учащиеся предлагают свои варианты)

    …тогда он кладет две доски на край кузова и вкатывает бочку по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую , чем вес бочки!

    Вывод:Слайд 10 – 11

    ·        Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия.

    ·        К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры.

    3. Какими параметрами характеризуется наклонная плоскость?

    3. Лабораторная работа № 10.[1]Слайды 12 – 21

    «Определение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости».

    Предмет исследования: наклонная плоскость.

    Цель исследования:рассчитать КПД при подъеме телапонаклонной плоскости.

    Задачи исследования:

             – Рассчитать полезную работу.

             – Рассчитать затраченную работу.

             – Сравнить полезную и затраченную работу.

             – Рассчитать КПД при подъеме телапонаклонной плоскости.

    Оборудование:Компьютер, мультимедийный проектор (для учителя)

    ·        Штатив

    ·        Доска

    ·        Брусок

    ·        Набор грузов

    ·        Динамометр

    ·        Мерная лента (линейка)

    Изучение нового материала.

    1.      Познакомить учащихся с новой физической величиной – КПД механизма.

    КПД – это физическая величина, равная отношению полезной работы к затраченной, выраженная в процентах.

    КПД обозначается буквой «эта»

    КПД измеряется в процентах.

    Какая работа является полезной, какая работа является затраченной?

    Затраченная работа     Азатраченная=F*s

    Полезная работа     Aполезная= P*h

    Например, КПД= 75%.

    Это число показывает, что из 100% (затраченной работы) полезная работа составляет 75%.

    Инструктаж по выполнению работы.

    Выполнение лабораторной работы.

    Определите цену деления приборов (динамометра и линейки).

    1.   Установите доску на высоте h, измерьте ее.

    2.     Измерьте динамометром вес бруска Р.

    3.     Положите брусок на доску и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости. Измерьте силу F. Вспомните, как правильно при этом пользоваться динамометром.

    4.     Измерьте длину наклонной плоскости s.

    5.     Рассчитайте полезную и затраченную работу.

    6.     Вычислите коэффициент полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости.

    7.     Данные запишите в таблицу № 1.

    8.     Сделайте вывод.

    Оформление результатов работы

    Таблица 1.

    Вес тела

    Р, Н

    Высота

    h, м

    Апол,

    Дж

    Сила

    F, Н

    Длина

    s, м

    Азатр,

    Дж

    КПД,

     %

    Вывод:

    •         Полезная работа _______________, чем затраченная.

    •         Коэффициент полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости       _____  %, т.е. это число показывает, что __________________________________________________________________.

    4.  Физическая пауза.Слайды 22 – 25 

    Примеры наклонной плоскости. Учащиеся смотрят слайды с примерами применения наклонной плоскости.

    5.  Исследовательская работа. Слайды 26 – 30

    •         Проблема. От чего может зависеть КПД наклонной плоскости?

    •         Гипотеза. Если увеличить (уменьшить) высоту наклонной плоскости, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится).

    •         Если увеличить (уменьшить) вес тела, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится).

    Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов исследования:

    •         Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от высоты наклонной плоскости?

    •          Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскостиот веса тела?

    Оформление результатов работы

    Таблица 2.

    Вес тела

    Р, Н

    Высота

    h, м

    Апол,

    Дж

    Сила

    F, Н

    Длина

    s, м

    Азатр,

    Дж

    КПД,

     %

    Вывод:

    Вывод:

    КПД при подъеме тела по наклонной плоскости зависит (не зависит) от высоты наклонной плоскости. Чем больше (меньше) высота наклонной плоскости, тем КПД __________.

    КПД при подъеме тела по наклонной плоскостизависит (не зависит) от веса тела. Чем больше (меньше) вес тела, тем КПД __________.

    Обсуждение вариантов исследования.

    6.  Домашнее задание.  Слайды 31 – 32

     Параграф 60, 61, задача 474.

     Для желающих подготовить сообщения.

    ·        Простые механизмы у меня дома

    ·        Устройство мясорубки

    ·        Простые механизмы на даче

    ·        Простые механизмы в строительстве

    ·        Простые механизмы и тело человека

    7.  Закрепление изученного материала   Слайды  31 – 34
    Работа с текстом [2]

    При использовании _________________ механизмов человек совершает _______________. Простые механизмы позволяют получить выигрыш ______________ . При этом во сколько раз ________________ в силе, во столько же раз _________________________________. В этом состоит ___________________________________ механики. Оно формулируется так: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Обычно при движении тела ______________________________ трения. Поэтому величина _____________________ работы всегда больше ____________________ . Отношение ________________________________________ к ______________________, выраженное в процентах, называется  _______________________________________________________________________________________ : ______________.

    Мини – тест.

    Ваш КПД сегодня на уроке

    1.     100%

    2.     больше 100%

    3.     меньше 100%

    4.     0%

    Литература

    1 А.В.Перышкин Физика 7 класс. М.: Дрофа, 2010

    2 Г.Н.Степанова Физика 7 рабочая тетрадь ч.1. СПб СТП-Школа, 2003

    Источник