Как сформировать у ребенка полезные привычки
Многие привычки являются не только полезными, но и необходимыми. Родителям важно понимать, что дети должны привыкать к ним с раннего детства. Прекрасным примером подобных навыков выступают правила личной гигиены, без которых трудно представить жизнь нормального человека. Помимо них есть еще много других не менее важных, но не столь явных привычек, от которых зависит будущее. На что же стоит обратить внимание взрослых, которые хотят вырастить благополучного и главное, здорового ребенка?
Полезные привычки: какие они?
К полезным привычкам можно отнести:
- Занятия спортом. Здоровый человек — активный человек. Физическая активность необходима для отличного самочувствия в любом возрасте.
- Полноценное питание. Состояние нашего здоровья напрямую зависит от того, что мы едим. Взрослому человеку не так просто изменить привычки питания, которые были сформированы в детстве. А значит, прививать правильное отношение к еде нужно с раннего возраста. Не забывайте и об обстановке, в которой происходит процесс приема пищи: сервировка, оформление блюд и т. д. Положительные эмоции во время трапезы также способствуют правильному усвоению еды.
- Правила этикета. Одними из главных составляющих успешности человека является знание и соблюдение правил этикета. Вежливость и дружелюбие помогают наладить отношения с окружающими и расположить к себе собеседника.
- Трудолюбие и забота о ближних. Родители должны прививать ребенку любовь к труду еще с детских лет. Подобный подход к воспитанию им только на пользу. К примеру, регулярная уборка помогает не только жить в чистоте, но и способствует развитию двигательных навыков мальчиков и девочек. А самое главное, они начинают уважительно относиться к труду, как своему, так и чужому. Учите ребенка помогать вам, заботиться о ближних, поддерживать окружающих, как делом, так и добрым словом.
- Любовь к себе. Для того чтобы приносить пользу другим, нужно хорошо себя чувствовать и морально, и физически. Человек может быть радостным и энергичным только тогда, когда все его потребности удовлетворены. Родители нередко упускают этот момент, отдавая все свои силы и энергию детям, при этом совершенно забывая о себе. В итоге они сталкиваются с состоянием хронической усталости, которая не позволяет делиться положительной энергией. Не стоит допускать эмоционального выгорания.
- Желание саморазвиваться. Стремление получать новые знания заложено в ребенке самой природой. Задача взрослых поддерживать и помогать малышу, всеми силами стараясь не погасить это желание. Навык к саморазвитию пригодится не только в школьные годы, но также поможет найти призвание и свой путь во взрослой жизни.
Зачем нужны полезные привычки?
Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная. К примеру: вы не любите заниматься спортом, значит, свободное время позволяете себе бездействовать перед телевизором. Отсутствие привычки готовить домашнюю еду приводит к тому, что человек постоянно питается вредным фастфудом или, в лучшем случае, полуфабрикатами.
К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. Особенно, если мы им не противимся. А вот формирование полезных навыков предполагает упорство и настойчивость. Но если действие стало привычкой, то оно уже осуществляется автоматически. Не выполнив его, человек даже может чувствовать дискомфорт.
Внести изменения в свой привычный жизненный ритм с каждым годом становится все сложнее. К примеру, если вы с раннего детства привыкли каждое утро начинать с зарядки, то и в более зрелом возрасте, просыпаясь, будете выполнять привычный комплекс упражнений. Это касается и правильного питания, планирования распорядка дня, чтения книг и другой познавательной литературы и т. д.
Формирование полезных привычек у ребенка
Чтобы у ребенка сформировались полезные привычки, родители, прежде всего, должны сами ими обладать. То есть воспитывать подрастающее поколение личным примером. Ребенок всегда подражает взрослым — это основной механизм обучения. А значит, независимо от того, что вы ему говорите, он все равно будет копировать ваши действия.
Взрослым нужно стараться, чтобы формирование полезной привычки не ассоциировалось с негативными эмоциями. Не ругайте ребенка за невыполнение чего-то, не принуждайте в грубой форме, не сравнивайте с другими детьми, сведите к минимуму нравоучения. Иначе, регулярное использование перечисленных методов приведет к тому, что у малыша действие, которое вы хотите сделать привычкой, будет вызывать отрицательные чувства на подсознательном уровне. И даже с возрастом, скорее всего, он будет выполнять эти действия без удовольствия.
Все вышесказанное говорит о том, что закрепление привычки должно сопровождаться положительными эмоциями, но не следует порождать их материальным поощрением. В данном случае достаточно вашей похвалы, одобрения, улыбки. Также можно поиграть с ребенком, уделить ему внимание: он будет рад веселой игре или прогулке с мамой и папой.
Не нужно пытаться одновременно прививать несколько полезных привычек. Действуйте постепенно, иначе вы значительно снизите эффективность, а может быть, и вообще не сможете добиться какого-либо результата. Только после закрепления одного действия переходите к следующему.
Поддержка родителей в формировании привычек
Не делайте трагедию, если малыш временно отступает от привычки. Вполне возможно, что во время болезни или любых стрессовых ситуаций он не будет выполнять привычные действия. Но если привычка уже закреплена, то, скорее всего, после возвращения к обычному образу жизни, она восстановится. И ни в коем случае в сложный период жизни крохи не начинайте прививать новые навыки.
Будьте осторожны со словами критики. Цените усилия детей. Пускай ваша реакция на желание сделать что-то полезное будет положительной, даже если у него ничего не получается. Расскажите, как можно сделать лучше. Не критикуйте каждый шаг и движение. Отмечайте стремление к труду и вносите свои предложения для улучшения результата. Только так у ребенка сформируется желание помогать взрослым и вносить свою лепту в общее дело под названием «быт».
Помните, что вы прививаете полезные привычки наследнику не потому, что так принято или так поступают все остальные родители. В данном случае это делается с одной целью: сформировать привычки, которые помогут ребенку стать счастливым, здоровым и благополучным.
Состояние здоровья ребенка напрямую зависит от качества и количества употребляемой им пищи. Проблема в том, что с каждым последующим поколением искушение съесть чего-нибудь вредного у детей только возрастает. Ароматная булка кажется аппетитней моркови, а шоколад всегда предпочтительней винограда. Именно поэтому так важно, чтобы родители подходили к вопросу питания своего малыша с особым вниманием, и своевременно начинали координировать этот процесс.
Основы правильного питания: позитивный пример
Здоровый образ жизни сейчас становится новой субкультурой с большим количеством приверженцев. Но если присмотреться, слишком много вредных продуктов употребляется в пищу среднестатистической семьей ежедневно. Часто питание для детей подчеркнуто продуманное, зато сами взрослые продолжают употреблять вредную пищу. Ребенок взрослеет и видит картину: он ест кашки и отварное мясо, а его родители — вареники, копчености, печенье, чипсы. Естественно, кроха со временем перейдет на те же продукты, что принято потреблять в его семье.
Если вы хотите вырастить здорового ребенка, то вам необходимо показывать ему личный позитивный пример, меняя собственные пищевые привычки. Осуществить подобное в реальности сложно. Мы сами перенимаем вредные обычаи своих родителей, живем под давлением рекламы и прочих психологических манипуляций. Вкусовые рецепторы сходят с ума от фастфуда и жирных сладостей, людей тянет на колбасу и выпечку. Но если у вас получится исключить из рациона все вредное, то шансы на то, что ваш ребенок вырастет здоровым, умным и физически состоятельным, значительно увеличатся.
Организовываем режим питания
Когда ребенок еще совсем маленький, взрослые стараются тщательно соблюдать часы его кормления. Старшим детям и даже взрослым также полезно придерживаться режима. Пусть питание будет дробным и на 95% состоять из здоровых продуктов. Завтрак, обед, ужин и несколько перекусов наладят работу всего организма. Важно употреблять пищу в одно и то же время, и не наедаться на ночь.
Малыш и пищевое насилие
Маленькие дети чувствуют свое тело намного лучше взрослых. Они четко разделяют голод и насыщение, поэтому очень важно не прибегать к тактике кормления наших бабушек, заставляя доедать все, что лежит на тарелке. «Навязывание» еды — бич постсоветского периода. В те времена продуктов было мало; взрослые люди хорошо запомнили, что такое настоящий голод, а потому стремились любыми способами накормить своих детей до отвала.
Сейчас совсем другое время. Еды на магазинных полках имеется в изобилии. Здоровый малыш четко чувствует, сколько ему нужно, чтобы насытиться. Не заставляйте его есть через силу! Если тарелка наполовину полная и вы точно знаете, что сладостей или иных перекусов в его рационе не было, то возможно его организм просто еще не потратил полученные ранее калории. Это нормально. Будьте внимательны к потребностям чада:
- адекватно расценивайте объемы порций;
- не возводите еду в ранг удовольствий;
- не стимулируйте аппетит перспективой сладостей;
- не «обижайтесь» за недоеденную порцию.
Ни в коем случае не кричите на малыша и не давите на него, когда он отказывается от еды.
Как привить ребенку любовь к овощам и фруктам?
Некоторые родители уверены, что их ребенка нереально заставить съесть хоть что-нибудь полезное. Но по факту оказывается, что дело не во вкусовой непереносимости конкретных продуктов. Истинная причина чаще всего кроется в куда более простых вещах:
- Родители начали открывать здоровые блюда слишком поздно, когда вкусовые предпочтения крохи уже оформились. Полезное питание должно присутствовать в рационе с самого раннего возраста!
- Приготовленная еда сама по себе невкусная. Дети очень привередливы в еде, особенно когда дело доходит до овощных блюд. Чтобы ребенок мог получать удовольствие от здоровой пищи, родителям имеет смысл начать оттачивать свое кулинарное мастерство или осваивать новые рецепты.
- У блюд не аппетитный вид. Если фрукты сами по себе имеют привлекательную наружность и обладают приятным сладковатым ароматом, то с овощами все обстоит сложнее. Придавайте приготовленным продуктам максимально приятную консистенцию и готовьте блюда с фантазией. Ни один маленький привереда не откажется от овощной тарелки, если она будет оформлена в виде грузовика или разноцветной гусеницы! Заинтересуйте ребенка визуально!
Если ваш малыш начал воротить нос от домашней еды, задумайтесь: возможно, вы предлагаете одни и те же блюда из одинаковых продуктов. Сделайте паузу и предложите что-нибудь еще, а затем вернитесь к привычному рациону и проанализируйте реакцию ребенка.
«Сладкий» вопрос, когда кроха подрос
Многие современные педиатры сходятся во мнении, что чем позже родители начинают давать своим детям пробовать сладости, тем лучше. Чрезмерное потребление подобных продуктов приводит к нарушению обменных процессов в организме, преждевременному развитию кариеса, заболеваниям нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.
Ощутив сладкий вкус слишком рано, малыш становится заложником ситуации и практически зависимым от сладкого. Поэтому не спешите предлагать своему ребенку столь манящую продукцию, и откладывайте момент его знакомства со сладкими лакомствами как можно дальше. В крайнем случае используйте натуральные заменители вредных конфет (мед, изюм, свежие ягоды, финики). Предлагайте фрукты вместо вредных сладостей. Оформляйте фруктовой нарезкой полезные блюда (к примеру, можно сделать из творога мягкий крем и украсить тарелку нарезанным бананом или яблоком).
Старайтесь не подавать сладости к столу слишком часто и не храните такую продукцию в доме. Сделайте их редким исключением, а не вредным правилом. Дети, выросшие без сладкого, реже переедают и не испытывают патологической склонности к этим продуктам. Вводите ограничения хотя бы до пятилетнего возраста.
Пищевое поведение и свежие эмоции
Важно, чтобы карапуз ежедневно получал новые, позитивные эмоции. В противном случае их недостаток он будет заедать, ведь еда — самый доступный источник наслаждения. Чаще гуляйте, общайтесь, устраивайте велопрогулки, исследуйте новые места, путешествуйте! Еда не должна служить утешением или развлечением. Даже многие взрослые страдают именно от такого извращенного восприятия.
Исключите просмотр телевизора во время приема пищи
Не позволяйте крохе принимать пищу во время просмотра мультфильмов. Он увлечется и не ощутит сытость, переест и со временем утратит связь «голод-насыщение». Это чревато пищевыми проблемами в будущем. Постарайтесь максимально включить чадо в процесс восприятия пищи: пусть принюхивается, ест медленно, смакует каждый кусочек. Не торопите!
Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)