Как сформировать полезные привычки у детей
Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)
А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!
формируем полезные привычки у ребёнка
Чем заняться с ребёнком дома, когда на улице холодно, а общественные места посещать нежелательно? Мы предлагаем начать прививать ребёнку, а заодно и себе, полезные привычки и качества. Уверяем – напрягаться не придётся – просто живите обычной жизнью и пользуйтесь советами и инструментами, которые мы предлагаем в этой статье, опираясь на собственный опыт.
Подумайте, какие привычки и качества вы хотели привить своему ребёнку? Что считаете наиболее важным в жизни?
А чтобы старания не пошли насмарку, сначала остановимся на принципах воспитания и формирования правильных привычек у детей.
Как правильно прививать полезные привычки ребёнку?
показывайте ребёнку пример
Придерживайтесь простых правил, описанных ниже, и между вами и детьми будет меньше конфликтов и недопонимания. А работа над полезными привычками будет восприниматься, как часть повседневной жизни.
ПРАВИЛО 1: НЕ ДАВИТЕ
Забудьте про слова «ты должен», «так надо», «потому что я так сказала» и не выдумывайте страшилок наподобие «если ослушаешься, то придёт злой некто и заберет тебя с собой». Это неработающие методы воспитания. Точнее, работающие, но в противоположном направлении. Современные дети другие и с ними нужно учиться договариваться.
Подробнее тему особенностей современных детей мы раскрываем здесь
ПРАВИЛО 2: ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР И ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ
Не заставляйте ребёнка выполнять то, чего не делаете сами. Ничего не выйдет. Хотите, чтобы дочка разминалась по утрам? Начните заниматься сами и предложите ей присоединиться. Проверено – работает на 100%. Как говорится, лучше один раз увидеть.
ПРАВИЛО 3: ОБЪЯСНЯЙТЕ
Зачем ребёнку регулярно чистить зубы, мыть руки и убираться в комнате? Потому что так нужно и правильно? Нет, ребёнок этого не понимает. Чтобы убедить его – приводите в пример возможные варианты событий: «Не будешь мыть руки – будешь болеть. Будешь болеть – не сможешь ходить на улицу. Не сможешь ходить на улицу – будешь скучать дома…» и т. п.
Делайте упор на то, что для ребёнка важно и чего он может лишиться, если не будет слушаться.
ПРАВИЛО 4: НЕ ТОРОПИТЕ
Прошла неделя, а новая привычка не прижилась? Всё нормально – потерпите. Учёные доказали, что для формирования и закрепления новых привычек нужно не менее 66 дней. Это средний срок. Все зависит от сложности процесса или задачи.
Вводите новые привычки медленно и незаметно, чтобы перемены не вызывали у ребёнка стресс и противостояние.
ПРАВИЛО 5: ХВАЛИТЕ
Хвалите и подбадривайте ребёнка, замечайте его достижения. Убрался в своей комнате – скажите, что он большой молодец, ваш помощник, и вы им гордитесь. Не получилось самостоятельно завязать шнурки – помогите и скажите, что со временем всё получится.
Будьте внимательны к ребёнку, и он обязательно будет стараться радовать вас чаще.
ПРАВИЛО 6: ВЫБИРАЙТЕ МОМЕНТ
Не дергайте ребёнка и не приставайте со своими занятиями, если он играет. Для новой деятельности лучше выбирайте момент, когда он скучает или не знает, чем заняться. Тогда с большей вероятностью ваша идея зайдёт на ура.
ПРАВИЛО 7: НЕ БОЛЕЕ 3-Х ПРИВЫЧЕК В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ
Не нужно одновременно прививать ребёнку по 10 новых привычек, если не хотите потратить время зря. Лучше добавляйте по одной каждую неделю или переходите к новой задаче тогда, когда предыдущие уже прижились.
Теперь приступаем к реализации.
Как внедрять новые привычки в жизнь при помощи трекера?
что такое трекер привычек
Для успешного планирования и внедрения новых привычек нужны специальные инструменты. Предлагаем вам попробовать трекеры. Они помогают быстрее перейти от слов к делу. Как со списком задач в ежедневнике: когда пишете его, вам проще планировать, выполнять и отслеживать прогресс.
Что же такое трекер привычек?
Это таблица, состоящая из мини-шагов, которые ребёнок выполняет ежедневно. Преимущества трекера привычек в том, что можно выполнять свои ежедневные дела без напоминания и одновременно учиться планированию.
Лайфхак! Хотите, чтобы ребёнок стал пользоваться трекером – подайте пример. Сделайте свой трекер и пользуйтесь им ежедневно. Кроме того, такой подход зарядит всех домочадцев общей идеей самосовершенствования и поможет сплотить семью.
Как сделать?
Напишите на отдельном листе, какие привычки и качества вы хотите привить ребёнку.
Затем продумайте правила!
Например:
- Каждые 3–4 дня добавляем по одной новой привычке, продолжая работать над предыдущими.
- Каждый день, выполняя задачу, например, самостоятельная уборка игрушек, ребёнок ставит напротив неё галочку или крестик.
- Придумайте награду за количество галочек. От 4 отметок в неделю напротив задачи в трекере – награда положена, менее 4 – нет. От 25 галочек за 30 дней – право получить суперприз на выбор и т. п.
- Делайте послабления. Например, можно не выполнять зарядку в выходные или пропустить любой другой день на неделе, но при условии, что задачи будут выполнены потом.
- Подводите итоги, и празднуйте достижения. Благодаря ежедневным тренировкам ребёнок научился стоять на голове? Хорошо! Закрасьте этот день красным цветом в трекере и в календаре, сказав, что теперь у вас появился ещё один повод для праздника.
А теперь создадим сам трекер!
делаем трекер привычек для ребёнка
Возьмите 2 или 4 листа формата A4 или ватман. Склейте листы, и расчертите в следующем порядке (примеры на картинках ниже).
Столбцы:
- Кто – имя.
- Я буду делать это каждый день – здесь запишите дела и новые привычки.
- Календарь на месяц – дни недели и числа.
В колонке «Я буду делать это каждый день» вписываете дела и задачи на день. Составляйте расписание таким образом, чтобы новым задачам и привычкам нашлось время в распорядке в любой день недели.
Например:
7.15 – стакан воды + зарядка;
7.25 – прохладный душ;
10.00 – перекус фрукты, орехи и т. п.
11.00 – уборка в комнате – протереть пыль, сложить вещи в шкафу и т. п.
трекер полезных привычек
Ваш трекер может выглядеть как-угодно. Но если вы не хотите изобретать велосипед, то можете скачать готовый планировщик полезных привычек от Kidskey.
планировщик полезных привычек от kidskey
Главное здесь – чтобы вам и детям было удобно. Так как задача таких календарей – не сделать идеально, а получить желаемые результаты – стать более организованными и сплоченными, гарантированно выполнять задуманное и воспитывать новые качества и привычки.
При этом не забывайте больше разговаривать с детьми и все им объяснять. Начинайте прямо сейчас, и у вас войдёт в привычку постоянно меняться к лучшему всей семьей. А время, проведенное дома, запомнится вам, как самый интересный и результативный период в жизни.
Полезная информация?
Нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал, и вы узнаете, как находить ключики к ребёнку, чтобы он рос самостоятельным, ответственным, любознательным и учился с удовольствием.
Оригинал статьи в блоге на нашем сайте
Формирование у детей полезных привычек
Чистить зубы – это не только полезная, но и необходимая привычка и обучать этому следует детей с самого младшего возраста. К полезным привычкам можно отнести еще и множество других, не менее значимых для будущего здоровья и благополучия человека. Перечислим некоторые из них:
Здоровое питание и культура приёма пищи. От того, что мы едим, напрямую зависит состояние нашего организма. При этом пищевое поведение, сформированное в детстве, очень трудно изменить во взрослом возрасте. Поэтому правильное питание, как и корректное отношение к еде в целом должно быть усвоено с детства. Позитивные эмоции при употреблении пищи способствуют хорошему ее усвоению, а значит, и нашему здоровью.
Физическая активность. Залог здоровья человека – это движение, оно просто необходимо для хорошего самочувствия. Это знают все, но, к сожалению, не все реализуют это знание на практике.
Планирование. Четкий распорядок дня помогает малышу чувствовать стабильность и избегать излишнего напряжения. А взрослым людям планирование времени позволяет более эффективно и с меньшими энергетическими затратами выполнять свою работу, справляться с задачами.
Вежливость и этикет. Соблюдение правил, принятых в обществе, является одним из залогов успешности человека. Вежливость помогает расположить к себе окружающих, особенно незнакомых, так как показывает уважение к собеседнику, да и к самому себе.
Помощь по дому. Это не только навык ребенка, полезный для родителей. Регулярная уборка, помимо основного ее плюса – чистоты в доме, развивает двигательные навыки малыша, прививает позитивное и уважительное отношение к своему и к чужому труду.
Помощь ближним. Посильная помощь окружающим людям, животным, природе – это вклад каждого в создание мира, в котором мы хотим жить. Результат этих усилий неосязаем и слишком отдален во времени. Именно поэтому так важно объяснять детям, зачем нужно помогать другим.
Забота о себе. Чтобы помогать окружающим, необходимо иметь моральные и физические ресурсы: быть здоровым, чувствовать себя полным энергии, радости и любви. Только когда все наши базовые потребности удовлетворены, мы можем отдавать энергию другим людям. Зачастую мы это упускаем, например, когда посвящаем все свои силы детям и забываем о себе.
Саморазвитие. Стремление к новым знаниям и навыкам заложено в ребенке природой. Нужно только не гасить это стремление и всячески его поддерживать. Умение и желание учиться – это очень ценный навык не только для обучения в
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.
- С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
- Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
- Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие. Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.
- Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день. Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
- Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
- Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
- Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.
При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.