Как сберечь полезные ископаемые 3 класс

Как сберечь полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Ископаемые виды топлива — это такие невозобновляемые ресурсы, как нефтепродукты (нефть и газ) и уголь. Помимо загрязнения воздуха, сжигание ископаемых видов топлива приводит к выделению в атмосферу углекислого газа и является одной из причин изменения климата. Более того, добыча этих видов топлива уже практически достигла своего “пика”, что делает ее слишком дорогой.[1]
По указанным причинам сознательные люди могут пожелать сократить, если не прекратить полностью, использование упомянутых материалов. И вы сами в состоянии внести в это свой вклад через сбережение электроэнергии и обдуманный подход к выбору способов транспортировки с помощью трех основополагающих действий: сокращения использования, повторного применения и переработки отдельных продуктов.

Сокращение использования, повторное применение и переработка

  1. 1

    Сократите использование пластика. Если на пластике не указано, что он “биоразлагаемый”, то он является продуктом нефтепереработки. Такой пластик может продолжать сохраняться в окружающей среде сотни лет и никогда так и не подвергнуться полному разложению, загрязняя собой почву и грунтовые воды. Когда отработанный пластик не уничтожается надлежащим образом, он становится причиной гибели животных, которые по ошибке принимают его за пищу.[2]
    Помочь предотвратить эту проблему можно с помощью нижеуказанных дествий.

    • Покупкой или изготовлением многоразовых тканевых хозяйственных сумок. Оставьте парочку таких сумок у себя в машине/велосипеде для походов по магазинам. Также положите небольшую хозяйственную сумку в дамскую сумочку на случай незапланированного посещения продуктового магазина.
    • Просьбой к управляющим местными продуктовыми магазинами заменить полиэтиленовые пакеты для покупок на перерабатываемые бумажные пакеты и картонные коробки. Даже “биоразлагаемый” полиэтилен в конечном итоге может оказаться на мусорной свалке, где так и не сможет разложиться полностью. Это делает его столь же опасным, как и обычный пластик.[3]
  2. 2

    Найдите повторное применение пластиковым товарам. Используйте старые пищевые контейнеры и банки для хранения других сухих продуктов. Обратите внимание на то, чтобы на пластике присутствовала идентификационная маркировка смол (с указанием числа внутри утилизационного треугольника из стрелок) со значением 2 или 5. Обычно такая маркировка проставляется на дне контейнеров. Виды пластика с такой маркировкой считаются безопасными для повторного использования в целях хранения пищевых продуктов. Любая иная маркировка говорит о том, что пластик небезопасен для повторного использования либо слишком недолговечен.[4]

  3. 3

    Максимально старайтесь отказываться от использования пластика. Уделите время осмотру упаковок продуктов, когда отправляетесь за покупками. Избегайте приобретения товаров, упакованных в пластик (включая полистирол), когда это возможно. Если продуктовый магазин предлагает определенные товары россыпью, воспользуйтесь их преимуществом и закупайте именно эти продукты, пользуясь своими емкостями.[5]

  4. 4

    Покупайте местные товары. Пищевые продукты и прочие товары зачастую перевозят от места производства к торговым точкам за сотни и тысячи километров на транспорте, использующем ископаемые виды топлива. По возможности старайтесь покупать на рынке товары местных фермеров, вступите в сообщество поддержки местных товаропроизводителей или начните самостоятельно выращивать продукты для себя.[6]

  5. 5

    Сдавайте на переработку то, от чего не можете отказаться и чему нельзя найти повторное применение. При производстве новых пластиковых контейнеров и бумажных товаров тратится больше ископаемых видов топлива, чем при переработке старых.[7]
    Поищите в сети информацию о местных центрах приемки товаров на вторичную переработку. Ознакомьтесь с тем, что там принимают и не принимают. Также проверьте требования к сортировке сдаваемых товаров.

    • Например, в большинстве случаев в переработку не принимают бумажные салфетки, вощеную бумагу или полистирол. Только если перерабатывающее предприятие не представляет собой однопоточную фабрику комплексной переработки мусора, вам придется самостоятельно разделить бумагу, пластик, стекло и металл.[8]
    • В некоторых городах могут присутствовать пункты платного приема алюминиевых банок. Поищите данную информацию в сети, чтобы узнать, есть ли в вашем городе такая возможность. Если такие пункты есть, узнайте, какие виды алюминиевых банок они принимают. Например, в некоторых случаях там могут принимать банки от напитков, но не от кормов для домашних питомцев.[9]

Экономия электроэнергии

  1. 1

    Используйте энергосберегающие лампы. Выбирайте компактные флуоресцентные или светодиодные лампочки. Они, в среднем, потребляют на 75 % меньше электричества (обычно вырабатываемого с применением угольного топлива). Кроме того, служат они заметно дольше (от 5 до 20 лет), позволяя вам в долгосрочном плане экономить немало своих средств.[10]

    • Светодиодные и флуоресцентные лампы светят ярче ламп накаливания. Это может вызывать проблемы у людей с повышенной чувствительностью к свету. Если вы чувствительны к яркому свету, постарайтесь использовать в своих светильниках лампочки более спокойных оттенков света. Для потолочных люстр можно подумать об установке реостатов, совместимых со светодиодными лампами.[11]
  2. 2

    Избегайте нецелесообразного использования искусственного освещения. Выключайте свет, когда выходите из комнаты. В солнечные дни, раскрывайте шторы для создания естественного освещения. Подумайте об установке таймеров или датчиков движения, если вам необходимо организовать освещение на редко используемых территориях в целях безопасности. Используйте реле для приглушения света поздним вечером, чтобы подготовить собственный организм ко сну. Если вы читаете или шьете, пользуйтесь прямым светом настольной лампы, вместо потолочных источников света.

  3. 3

    Не забывайте отключать от сети мелкие приборы и электронику. Возможно, вы считаете, что ваши компьютер и кофемашина выключены. Тем не менее, если они подключены к сетевой розетке, они продолжают потреблять электроэнергию. Отключайте эти устройства от сети, когда не пользуетесь ими. Если каждый раз выдергивать вилки из розеток для вас слишком долго, подумайте о создании специальных линий питания или удлинителей для оборудования, которое не должно работать круглосуточно. Когда вам потребуется все отключить, просто нажмите специальный выключатель, чтобы отключить подачу питания на розетки.[12]

  4. 4

    Не забывайте отключать кондиционер и обогревательные приборы. Кондиционер и электрообогреватель потребляют электричество, обычно вырабатываемое с помощью угля. Центральное отопление также может обеспечиваться сжиганием угля, нефтепродуктов или природного газа. Даже если вы скорректируете температуру в своем помещении всего на 1–2 градуса в сторону экономии, то поможете этим сберечь природные ресурсы. Чтобы повысить собственный комфорт, зимой одевайтесь теплее и используйте теплые одеяла. Когда на улице жарко, закрывайте шторы на восточных окнах по утрам, днем — на южных, а ближе к концу дня — на западных.

    • Изолируйте свой дом от влияния погодных условий, применив паклю или иные экологичные изоляционные материалы. Это позволит защитить жилище от нежелательного влияния холодного зимнего и жаркого летнего воздуха.[13]
  5. 5

    Избавьтесь от электрической сушилки для белья. Сушилки для белья потребляют электроэнергию. Эту проблему можно решить переходом на естественную сушку белья после стирки. В жаркую погоду белье можно сушить на улице. Если же на улице холодно и/или дождливо, сушите белье дома в развешенном состоянии. Так одежда будет сохнуть дольше, но наша планета и ваш кошелек будут вам благодарны.[14]

  6. 6

    Пользуйтесь более прохладной водой. Это применимо к душу, мытью посуды и стирке. Использование прохладной или холодной воды позволяет сократить потребление ископаемых видов топлива примерно на 90 %. В случае машинной стирки холодная вода позволяет обеспечить более длительный срок службы одежды, чем горячая.[15]
    Не переживайте о возможных вредоносных организмах, которые могут присутствовать в холодной воде. Пока вы пользуетесь мылом, вы от них защищены.[16]

  7. 7

    Пользуйтесь возобновляемыми источниками энергии. Во многих случаях цены на солнечную электроэнергию и электроэнергию, вырабатываемую ветром, сопоставимы со стоимостью электроэнергии, производимой сжиганием ископаемых видов топлива.[17]
    Несмотря на то, что многие правительства стран Европы и Северной Америки в настоящее время прекратили субсидирование возобновляемой электроэнергии, в некоторых случаях местные власти все еще продолжают предоставлять определенные налоговые льготы при использовании солнечных панелей и ветряков.[18]
    Проверьте информацию о местном законодательстве, чтобы узнать, нет ли у вас возможности воспользоваться какими-либо льготами.

    • Солнечные батареи выпускаются в самых различных размерах для установки на крыши и во дворах.[19]
      Если вы предпочитаете использовать силу ветра, можно приобрести или построить ветряк достаточно компактного размера для вашего двора.[20]
    • Если же вы проживаете в квартире или арендуете свой дом и у вас нет возможности устраивать свою личную солнечную или ветровую электростанцию, подумайте о подключении к сети поставщика экологически чистой электроэнергии. Проверьте наличие возможности подключиться к такой сети, которая обеспечит вас необходимым количеством чистой энергии. Ваш дом по-прежнему будет подключен к обычным коммунальным сетям, а подписание договора на поставку электроэнергии от другого поставщика займет всего несколько минут.[21]

Обдуманный выбор способов транспортировки

  1. 1

    Выбирайте транспорт, не использующий углеродное топливо. Попробуйте пользоваться велосипедом или ходить пешком до места назначения. Это самые экологичные виды перемещения, так как они не тратят ископаемых видов топлива. Всегда пользуйтесь велосипедными дорожками, когда это возможно. Это безопаснее езды вместе с автомобилями и вдыхания их выхлопов. Если в вашем городе нет велосипедных дорожек, обратитесь в местный муниципалитет с просьбой рассмотреть возможность их организации.[22]

  2. 2

    Пользуйтесь общественным транспортом. Города в настоящее время все больше и больше стремятся использовать экологичные виды общественного транспорта. Тем не менее, даже транспорт на ископаемых видах топлива способен перевозить сразу много пассажиров. В большинстве случаев каждого отдельного пассажира можно считать эквивалентом одному личному транспортному средству, не потребившему ископаемое топливо.[23]

    • Если в вашем населенном пункте нет общественного транспорта, попробуйте договариваться с соседями о совместных поездках по делам. Такая тактика способна снизить потребление ископаемых видов топлива через сокращение лишнего количества транспортных средств на дорогах.[24]
  3. 3

    Не оставляйте свой автомобиль работать на холостом ходу. Если вы не едете по дороге, отключайте зажигание, когда собираетесь стоять дольше 10 секунд. Холостая работа автомобильных двигателей тратит впустую топливо, создает смог и подвергает опасности людей, страдающих респираторными заболеваниями. В мире становится все больше городов, в которых стоянка с включенным двигателем считается незаконной и облагается внушительным штрафом.[25]

  4. 4

    Обратите внимание на гибридные автомобили или электромобили. С их помощью, в зависимости от конкретного места проживания, у вас может появиться возможность немалым образом сократить выбросы от сжигания ископаемых видов топлива. Электромобили для своей работы используют электричество. Гибридные автомобили дополнительно снабжены бензиновым двигателем на тот случай, если аккумуляторные батареи разрядятся. Некоторые современные гибридные автомобили можно подзаряжать от обычной розетки, а традиционные гибридные автомобили подзаряжаются встроенным генератором.[26]

    • Если вы живете в регионе, который полагается на угольные электросети, вы также будете потреблять ископаемое топливо при зарядке машины. Тем не менее, можно снизить свое влияние на данный процесс осуществлением ночной подзарядки, когда электросети испытывают меньшую нагрузку.[27]
  5. 5

    Меньше летайте самолетами. Самолеты сжигают топливо на большой высоте, что приводит к возникновению в атмосфере химических реакций, усугубляющим климатические изменения.[28]
    Составьте список мест, в которые вам крайне важно отправиться самолетом. Например, важными можно считать командировку или особый семейный праздник. С другой стороны, перелет на экзотический остров ради удовлетворения своего личного каприза не столь важен.

    • В случае с командировками, спросите своего работодателя, нет ли возможности организовать дистанционное общение вместо личного перелета. Так ваша компания сможет сэкономить деньги на авиабилетах, а вы сократите свой вклад в углеродный след.
    • Если ваши родственники живут за тысячи километров от вас, установите себе такое приложение, как Skype. Если и ваши близкие установят себе его, то у вас будет возможность часами общаться “лицом к лицу” без необходимости лишний раз тратиться на билеты или сжигать полезные ископаемые.[29]

Распространение экологической идеологии

  1. 1

    Пообщайтесь с друзьями и родственниками. Объясните им преимущества повторной переработки материалов, экономии электроэнергии и выбора экологичных видов транспорта. Обращайтесь к ним, как к людям, являющимся родителями, старшими братьями, тетями или дядями. Если они не считают себя защитниками окружающей среды, попросите их принять эти меры ради того, чтобы у их детей было нормальное будущее.

  2. 2

    Обратитесь к официальным властям. На отправку соответствующего письма представителю городской, муниципальной или государственной власти уйдет всего пара минут, но зачем на этом останавливаться? Попробуйте получить слово и озвучить свои опасения по вопросам экологии на открытом заседании горсовета, в общественных слушаниях или на собрании школьного совета. Попытайтесь оформить запрос депутату от вашего региона, почему было принято решение увеличить добычу нефти. Внесите предложение в горсовет об организации автобусного или монорельсового общественного транспорта. Попросите школу ввести запрет на стоянку автотранспорта с включенным двигателем на территории школы.[30]

  3. 3

    Подключитесь к деинвестиционному движению. Поищите в сети общественные движения, призывающие корпорации отозвать свои инвестиции в добывающие проекты и прочие предприятия, занимающиеся переработкой ископаемых видов топлива. Например, инвесторами могут выступать банки, банковские структуры и пенсионные фонды. Если банк вашей компании инвестирует средства в такие проекты, можно сообщить его руководству, что вы собираетесь перейти на обслуживание в другом более ответственном (в экологическом плане) банке, если они не пересмотрят свою политику инвестиций.[31]

Советы

  • Если вам необходимо отправиться куда-то на машине, выбирайте для этого не самые загруженные часы. Так вы сможете благополучнее и быстрее добраться до места, потратив меньше топлива.
  • Следите за новостями науки в части изобретений более экологичных видов авиатоплива и повышения эффективности работы авиалиний.[32]
    Отправляйте благодарственные письма в адрес авиакомпаний, внедряющих такие инновации. Они должны знать, что рядовым пассажирам небезразличны эти вопросы.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 19 251 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и
исследовать их свойства.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Продолжить ознакомление с разнообразием
    полезных ископаемых и некоторыми их свойствами,
    способами их добычи; областями применения;
  • Организовать исследование школьниками
    основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развивать познавательную активность детей,
    интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать умение анализировать и на основе
    анализа строить гипотезы, выводы,
    доказательства.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных
    ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого
    школьника в результат совместной учебной
    деятельности.
  • Воспитание толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности:
индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран
, коллекция ископаемых .

Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная,
коммуникативная.

План урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

а) практическая работа в группах.

б) объяснение учителя с презентацией

4. Физкультминутка

5. Индивидуальная проверка с помощью теста с
последующей самопроверкой

6. Закрепление. Работа в команде. Кроссворд.

7. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– 4 человека защищают свои проекты с загадками
про полезные ископаемые.

(выставляет оценки учитель)

– Как назвать все эти отгадки? (полезные
ископаемые)

– Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь
новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие
исследователи?

А что значит исследовать?

Исследовать – это значит осмотреть
(осматривать) для выяснения, изучения
чего-нибудь.

КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и.
и их свойства.

III. Работа по теме урока.

Слайд 1 -В мире существует много полезных
ископаемых.

 Для того, чтобы закрепить их свойства, я
предлагаю вам продолжить работу в группах и
провести исследовательскую работу с помощью
инструктивной карточки. Распределите роли для
работы в группе.

(В каждой группе учителем назначается
консультант, который будет направлять
деятельность всей команды.)

Заполнять карточки будете малыми группами (по
три человека) .

Приложение 1.

1 группа: гранит, известняк

2 группа: каменный уголь, глина.

3 группа:  песок, железная руда.

4 группа: соль, торф.

Далее идёт обсуждение результатов. Командам
предлагается оценить работу другой команды.(Что
удалось, что можно дополнить)

Первая команда зачитывает свои ответы. Вторая
команда даёт свою оценку.

Презентацией “Полезные
ископаемые” учитель дополняет ответы детей.

Слайды 4,5 (1 группа) Гранит – горная
порода, состоящая из зёрен нескольких минералов.
В основном это полевой шпат, кварц и слюда.
Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого,
розового, красного цвета), полупрозрачные,
сверкающие – кварц, чёрные – слюда. “Зерно” по
латыни – “гранум”. От этого слова и появилось
название “гранит”.

Слайд 6. Перед вами гранитный массив

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в
строительстве. Из него изготавливают памятники.

Слайд 7 Для пьедестала памятника с побережья Финского
залива был доставлен гигантский, гранитный
валун “Гром-камень”. Камень весил 1600 тонн, его
транспортировка, для которой было построено
специальное судно, вызвала огромные трудности.
Камень был доставлен в Петербург в 1770 году.

Слайд 8, 9 Гранит является одной из самых
плотных, твердых и прочных пород. Используется в
строительстве в качестве облицовочного
материала. Кроме того, гранит имеет низкое
водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и
загрязнениям. Вот почему он оптимален для
мощения как внутри помещения, так и снаружи. В
интерьере гранит применяется также для отделки
стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 10 Известняк – твердый, непрозрачный,
рыхлый, негорючий, белого цвета, серый или
желтоватый камень

– Состоит из остатков морских организмов

– Используется в строительстве для покрытия
улиц и дорог, получения извести.

Слайд 11 Известняки залегают в земле громадными
слоями. К известнякам относятся мел,
обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый
мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным
мелом белят стены

Слайд 12,13 Известняк — осадочная
горная порода органического, происхождения. В
малых количествах растворяется в воде.
Разлагаясь способствует образованию карстовых
пещер,
а также на больших глубинах под действием
глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных
вод.

Слайд 14 Известняк широко применялся в качестве
строительного материала, мелкозернистые
разновидности использовали для создания
скульптур.

Вторая команда зачитывает свои ответы.
Третья команда даёт оценку.

Слайд 15 (2 группа) Каменный уголь – твердый,
непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но
хрупкий.

Он используется для отопления жилых помещений,
изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы,
духов

Слайд 16 Уголь был первым из используемых
человеком видов ископаемого
топлива

Каменный уголь — осадочная порода,
представляющая собой продукт глубокого
разложения остатков растений (папоротников,
хвощей и плаунов).

Большинство залежей каменного угля было
образовано примерно 300-350 миллионов лет тому
назад.

Слайд 17 Способ добычи угля зависит от глубины
его залегания. Разработка ведется открытым
способом в угольных
разрезах, если глубина залегания угольного
пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие
случаи, когда при все большем углублении
угольного карьера далее выгодно вести
разработку угольного месторождения подземным
способом. Для извлечения угля с больших глубин
используются шахты.
Самые глубокие шахты на территории Российской
Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200
метров.

Применение каменного угля многообразно. Он
используется как бытовое, энергетическое
топливо, сырье для металлургической и химической
промышленности. Из каменноугольной смолы делают
лекарства. Очень перспективным является сжижение
угля с образованием жидкого топлива. Для
производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного
угля. Из каменных углей получают искусственный
графит. Уголь используется также к качестве
поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце
каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 18 Глина — это вторичный продукт земной
коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в
результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания

Слайд 19, 20, 21 Глина – бывает белая,
красная, коричневая, серая. Непрозрачная,
твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. В смеси с
водой глина образует тестообразную массу,
пригодную для дальнейшей обработки.
Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия
из обожжённой глины называются керамическими.

Слайд 22 Глина используется в медицине,
например, глина входит в состав некоторых
лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок.

Белая глина может использоваться в качестве
противоядия благодаря своим сорбентным
свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят
глину как противоядие к ядовитым косточкам,
которые они очень любят).

Третья группа зачитывает свои ответы. А
четвёртая оценивает.

Слайд 23 (3 группа) Песок – это рыхлая, сыпучая
порода, состоящая из минеральных частиц разного
цвета (желтого, белого цвета), непрозрачный

Песок — это продукт разрушения твёрдых пород
под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего
песок образуется из кварца.

Используется в стекольном производстве; в
литейном деле, при плавлении металла; в
строительстве.

Слайд 24 Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное
ископаемое.

Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный,
ржавый красный.

Железную руду используют для изготовления
чугуна, который является одним из основных
сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Слайд 25 Железная руда полезное ископаемое
очень плотное, негорючее, основное свойство –
плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Слайд 26 Эта гора железной руды будет
использована в производстве стали

Слайд 27 Изделия из стали

Слайд 28 Доменная печь используется для
получения железа

Слайд 29 Изделия из металла

Четвёртая группа зачитывает свои ответы. А
первая команда их оценивает.

Слайд 30(4 группа) Соль

Слайд 30 Белая, серо-жёлтого цвета

Не горючее, растворяется в воде, твёрдая,
хрупкая

Раньше соль очень дорого ценилась, и за один
килограмм соли платили серебром. Слово “солдат”
произошло от сочетания “соль давать”, так
назывались вооруженные люди, охранявшие
караваны с солью.

Слайд 31 Торф — Торф – рыхлый, непрозрачный,
горючий, твердый, светло-коричневого цвета

Слайд 32 Когда остатки растений перегнивают
практически без кислорода, образуется торф. Торф
используется как топливо, а также как подстилку
для домашних животных.

Затем торф превращается в бурый уголь, потом —
в каменный уголь и затем в антрацит — уголь
самого высокого качества.

Слайд 33, 34, 35, 36 Нефть – жидкая, тёмная,
непрозрачная, с резким запахом. Нефть – это
масляная жидкость чёрного, бурого цвета с
зелёным или красноватым оттенком. Из неё
изготавливают топливо – бензин, керосин,
машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает
глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят
буровые установки, бурят глубокие скважины, в
которые опускают трубы. Затем по специальным
путепроводам она поступает к местам переработки
и потребления. Огромные запасы нефти и газа
залегают на морском дне.

За миллионы лет отмирающие остатки растений и
живых организмов разлагались в толще земной
коры. Под давлением земной поверхности
образовывались полезные ископаемые. Часто в
разломах земной поверхности появлялись
маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу
научились использовать нефть в своих целях.
Только с изобретением двигателя внутреннего
сгорания люди стали использовать нефть и
нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо
пробурить скважину и откачать нефть из земных
глубин.

Потребность в нефти увеличивается не только с
целью повышения выработки топлив и масел, но и
как источника ценного сырья для производства
синтетических каучуков и волокон, пластмасс,
красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если
бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от
автомобиля — ведь бензин, без которого
“железный конь” не смог бы бегать, делают из
нефти. Да и не только он — практически любое
современное транспортное средство, за
исключением электрических, использует в
качестве топлива продукты нефтепереработки.
Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам
— авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам —
дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным
асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не
будет места, потому что асфальт делают из
остатков, образующихся при ее перегонке. Так что
вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним
автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные
проселки без асфальтового покрытия, ездить по
которым придется на телеге с запряженной в нее
лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит,
без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у
нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и
кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на
цифровые носители ничего записать бы не
получилось, так как и они — продукт переработки
нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения,
фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже
стало бы ударом. Она активно используется при
изготовлении косметики и парфюмерии, так что
пришлось бы сказать “прощай” губной помаде,
туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам
для волос. Капроновые колготки, эластичное белье,
шубки из искусственного меха, модные куртки из
нейлона и других синтетических тканей — все это
тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек
просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это
пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты,
прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные
сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это
различные пластмассы, из которых производят
мебель, бытовую технику, компьютеры и многое
другое. Современный мир — это мир, созданный из
нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 37 -Какие материалы люди используют для
строительства? Где их берут?

– Какие виды топлива вы знаете?

– Как получают металлы? Где их используют?

– Люди каких профессий заняты при добыче
полезных ископаемых?

Слайд 38 Проверь себя

Слайд 39 Использование полезных ископаемых

Какие полезные ископаемые используют в …

  • Строительство (песок, гранит, глина).
  • Топливо (каменный уголь, торф, нефть.)
  • Металлургия (руда).

Слайд 40 Какие полезные ископаемые мы сэкономим,
соблюдая правила?

1. Уходя, выключайте газовую плиту! (газ)

2. Берегите тепло! (Уголь)

  1. Как называют места, где в глубинах земли
    или на её поверхности залегают полезные
    ископаемые? (месторождениями).
  2. Как добывают полезные ископаемые добывают ?
    (по-разному: одни в открытых котлованах карьерах,
    другие – в шахтах).
  3. Как вы думаете, какой способ добычи более
    опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
  4. Люди какой профессии выполняют эту трудную и
    опасную работу? (Шахтёры.)
  5. Люди какой профессии изучают полезные
    ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

IV. Физкультминутка

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают
большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

V. Закрепление. Дети самостоятельно отвечают
на вопросы теста с последующей самопроверкой.

Приложение 2

Проверим ваши работы . Дети по очереди
зачитывают ответы. Осуществляется самопроверка.
(Дети ставят себе отметки)

VI. Отгадывание кроссворда .Выполняется
командой. На доску вывешиваются кроссворды.
Оценивает один человек работу всей команды.
Проверка с помощью презентации.

Приложение 3

VII. Итог урока

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

Домашнее задание

Узнать о полезных ископаемых в нашем регионе,
прочитать учебник с. 63–67, придумать плакат на
тему “Сбережём полезные ископаемые”, принести
идеи как использовать полезные ископаемые без
отходов.

Урок окончен.

Источник