Как проводят оценку запасов полезных ископаемых
Для определения капиталоемкости бизнес проекта и рентабельности производства по освоению месторождения полезных ископаемых и разработки карьера, а также для определения размера платежей за недропользование, частному инвестору на начальном этапе освоения необходимо произвести оценку запасов недр месторождения.
Оценка запасов проводится специалистами геологами и маркшейдерами на основе проведенных геологоразведочных работ, топографической (маркшейдерской) съемки, данных геофизических исследований, лабораторных анализов и камеральной обработки полученных данных.
В результате проведенной работы составляется отчет по оценке запасов, который проходит проверку в Государственной комиссии по запасам Министерства природных ресурсов с выдачей протокола об утверждении запасов месторождения. Утвержденный отчет также направляется в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации.
Запасы месторождений общераспространенных полезных ископаемых, таких как песок, щебень, ПГС, гипс, глины, известняки подсчитывают в основном методом геологических разрезов или методом эксплуатационных блоков.
Запасы полезных ископаемых — это количество запасов в недрах, определенное в ходе геологоразведочных работ на месторождении. Запасы полезных ископаемых подразделяются на геологические и извлекаемые. Геологическими запасами считается установленное и оцененное общее количество полезных ископаемых, находящееся в недрах. К извлекаемым запасам относится только та часть запасов, которую возможно извлечь из недр на момент оценки запасов при условии, что данная работа экономически выгодна при текущих ценах на ископаемые и технологически осуществима с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
Категории запасов твердых полезных ископаемых
По степени изученности запасы месторождения твёрдых полезных ископаемых подразделяются по категории разведанные -А, В, С; предварительно изученные — С2, прогнозные ресурсы – Р1, Р2, Р3.
Запасы категорий А, В, С1 относятся к разведанным, запасы С2 – к предварительно оценённым. Прогнозные ресурсы твёрдых полезных ископаемых подразделяются по степени их обоснования на категории Р1, Р2 и Р3. Наиболее детально изучают запасы категорий А и В контур запасов категории А определяется в соответствии с требованием кондиций по скважинам или горным выработкам. При этом необходимо выявить размеры, форму и условия залегания тел полезных ископаемых; оконтурить внутри их безрудные и некондиционные участки.
Кондиции – это собрание технико-экономические требований к полезному ископаемому, условиям горногеологических гидрогеологических выработок, при соблюдении которых с учётом использования современных методов и технологий добычи и переработки можно подсчитать балансовые запасы полезного ископаемого его технологические свойства, инженерно-гидрогеологические и другие условия с детальностью, необходимой для составления проекта разработки месторождения.
От рассмотренных запасов категорий В и С1 принципиально отличаются предварительно оценённые запасы категории С2.
Их контур определяют на основании единичных рудопродуктивных скважин, горных выработок и обнажений с учётом геофизических и геохимических данных, с использованием метода экстраполяции. Качество и технологические свойства полезных ископаемых выделяют по результатам исследования лабораторных работ.
В инженерной компании АИС вы можете не только заказать как отдельные виды работ, такие как геологоразведка и проверка имеющиеся данных по разведке проведенной в предыдущие периоды, так и полный комплекс поисково-оценочных работ начиная с получения лицензии, написания проекта по ГРР, проведения полномасштабного геологоразведочного бурения, геофизических исследований и, наконец, проведения процедуры оценки и подсчета запасов по категории В, С1 и С2 месторождения с сопровождением прохождения экспертизы отчета в ТКЗ МПР. Специалисты компании готовы провести камеральную обработку полученных материалов в соответствии с проектом геологоразведочных работ, разработку ТЭО разведочных кондиций, составление геологического отчета по геологическому изучению недр с подсчетом запасов. Мы работаем по всему Северо-Западу. Срок изготовления отчета по поиску и оценке запасов составляет от до 1 до 3х месяцев в зависимости от площади месторождения, категории запасов и исходных данных для составления отчета.
Цена на геологоразведочные и поисково-оценочные работы. Твердые полезные ископаемые
Наименование и характеристика работы | Ед. изм. | Стоимость, руб |
Анализ геологических и гидрогеологических карт, архивных материалов фонда геологической информации с целью предварительной оценки запасов интересующего участка работ. Составление предварительного геологического отчета с характеристиками участка. | услуга | от 35000 |
Получение лицензии на геологическое изучение твердых полезных ископаемых. | услуга | оот 150 000 |
Геологоразведочные работы на месторождении. Бурение геологоразведочных скважин с проведением анализа грунта и построением геологического разреза | пог. м. | от 1200 |
Бурение геологоразведочных скважин по гранитам и иным твердым породам с использованием алмазного бурения | пог. м. | от 5000 |
Составление проекта геологоразведочных работ | услуга | от 250 000 |
Оценка и подсчет запасов твердых полезных ископаемых. Составление геологического отчета по оценке запасов и постановка запасов на баланс | услуга | от 350 000 |
Составление проекта освоения лесов (Проект ПОЛ) | услуга | от 80 000 |
Составление проекта разработки месторождения и добычи недр | услуга | от 600 000 |
Дополнительные материалы:
Геологический аудит
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Открыть полный текст документа
Справка
В целях совершенствования исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществления в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, а также уточнения порядка проведения государственной экспертизы и учета оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых приказываю:
1. Внести в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых” следующие изменения:
а. Приложение к Приказу Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых” изложить в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
б. Признать утратившим силу пункт 2 Приказа Роснедра от 16.02.2010 г. № 111 «О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых”.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Роснедра В.Н. Бавлова.
Руководитель | А.А. Ледовских |
Приложение
к Приказу Федерального агентства
по недропользованию
ОТ 15 сентября 2010 г. № 1045
Порядок
проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру и условия проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых, необходимость выполнения которой определена Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 (“Собрание законодательства РФ”, 1996, № 12, ст. 1110) и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списанию с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 (“Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, 2010, № 2).
Полномочия по выполнению государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых возложены на Роснедра Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение» (“Собрание законодательства РФ”, 21.02.2005, № 8, ст. 651).
2. Государственной экспертизе подлежат оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, состоящих на учете на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации и территориальных балансах запасов полезных ископаемых, произошедшие в результате геологоразведочных работ и переоценки этих запасов.
II. Объекты государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
3. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» и от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», приказа МПР России от 09.07.1997 г. № 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса», приказа Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» и Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной распоряжениями МПР России от 18.07.1997 г. № 121-1 и Госгортехнадзора России от 17.09.1997 г. № 28, являются:
3.1. Прирост запасов полезных ископаемых, полученный в результате проведения геологоразведочных работ на разведываемых и разрабатываемых месторождениях.
3.2. Списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение в результате:
– выявления усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий;
– оставления запасов полезных ископаемых в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты и т.п.;
– выявления нецелесообразности отработки ранее разведанных запасов по технико-экономическим причинам.
3.3. Неподтверждение запасов полезных ископаемых в результате проведения последующих геологоразведочных работ и/или разработки месторождения.
4. В случаях, указанных в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и/или намечаемых к списанию, не должно превышать 20%, а суммарный прирост балансовых запасов не должен превышать 50% от количества балансовых запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования недрами,
При превышении вышеуказанных пределов изменение запасов не относится к категории «оперативных изменений» т.к. требуется проверка правильности выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствия утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. В этих случаях недропользователь должен провести геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного ему в пользование участка недр и их утверждение в органах государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра в порядке, установленном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
III. Сроки представления материалов на государственную экспертизу, их содержание и условия оплаты за ее проведение
5. Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых представляются на государственную экспертизу в сроки, определенные в лицензионных соглашениях, а также в любой другой момент по желанию недропользователя, когда, в соответствии со ст. 29 закона Российской Федерации «О недрах», геологические материалы позволяют дать объективную оценку предлагаемым изменениям количества и качества запасов полезного ископаемого, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
6. Содержание материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, должно соответствовать требованиям, которые определены Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 “Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации” с учетом действующего регламента проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, утвержденного ФГУ «ГКЗ».
Материалы, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по разрабатываемым и разведываемым месторождениям, представляются на государственную экспертизу в соответствующие территориальные органы Роснедра в формате, принятом недропользователем для ведения оперативного учета изменения запасов полезных ископаемых в контурах, сопоставимых с контурами подсчета запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования соответствующим участком недр.
Материалы, представляемые недропользователем, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых, включая подсчет изменившихся запасов, должны обеспечивать возможность выполнения их проверки без участия авторов.
Перечень материалов, обосновывающих оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по каждому разрабатываемому или разведываемому месторождению, при необходимости согласовывается соответствующим территориальным органом государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра (ТКЗ).
7. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах на бумажном носителе и в одном экземпляре в электронном виде.
Ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных материалах, несет недропользователь в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.
8. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69, осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Порядок и размер взимания платы за проведение государственной экспертизы определен указанным Положением.
Копия платежного документа об оплате за проведение государственной экспертизы представляется одновременно с материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (реквизиты банковского счета для оплаты проведения государственной экспертизы и образец платежного поручения приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку).
IV. Организация проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
9. Подготовка заключений государственной экспертизы по представленным недропользователями материалам, обосновывающим оперативные изменения состояния запасов полезных ископаемых, осуществляется территориальными филиалами Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ»).
10. Материалы по обоснованию оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых представляются недропользователем в соответствующие территориальные органы Роснедра, которые в срок не более 3 дней со дня их получения осуществляют проверку комплектности представленных материалов и передают их соответствующему филиалу ФГУ «ГКЗ» для организации проведения государственной экспертизы.
В случае некомплектности представленных материалов территориальный орган Роснедра в срок не более 5 дней со дня их получения извещает недропользователя о невозможности проведения государственной экспертизы ввиду некомплектности представленных материалов и недропользователю представленные им материалы для доработки.
11. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов производится в срок не более 50 календарных дней (55 календарных дней – при проведении государственной экспертизы территориальным отделом ФГУ «ГКЗ», расположенном в ином субъекте Российской Федерации) со дня представления территориальным органом Роснедра комплектных материалов в территориальный филиал ФГУ «ГКЗ».
12. Решения по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых принимаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (далее – ТКЗ) территориальных органов Роснедра, соответствующими месту расположения объекта экспертизы, и оформляются в форме протоколов ТКЗ. Заключение территориального филиала ФГУ «ГКЗ» по результатам государственной экспертизы является неотъемлемой частью протокола ТКЗ.
Протоколы ТКЗ утверждаются и рассылаются в порядке, установленном приказом Роснедра от 22.12.2005 г. № 1332 «О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых».
13. Решения (протоколы) ТКЗ по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых являются основанием для внесения соответствующих изменений в территориальные балансы запасов полезных ископаемых и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Внесение изменений состояния запасов в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых, произошедших в результате добычи полезных ископаемых и их потерь при добыче, осуществляется без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
14. Решения (протоколы) ТКЗ по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых в результате проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений представляются недропользователями в соответствующие территориальные фонды геологической информации и в ФГУНПП «Росгеолфонд».
Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15 сентября 2010 г. № 1045 “О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых”
Текст приказа официально опубликован не был
Пересмотрен порядок проведения госэкспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых. Как и ранее, она осуществляется Роснедрами. Экспертизе подлежат изменения состояния запасов, учтенных в Государственном и территориальных балансах, произошедшие в результате геологоразведочных работ и их переоценки.
К оперативным изменениям относятся прирост запасов в результате геологоразведки; списание утративших промышленное значение; неподтверждение запасов. Количество балансовых запасов, намечаемых к списанию (списываемых), не должно превышать 20%, а их суммарный прирост – 50% переданных недропользователю по лицензии. В противном случае проверяется правильность выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствие утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. Для этого недропользователь проводит геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного участка недр и их утверждение в органах Роснедр.
Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов представляются на экспертизу в территориальные органы Роснедр (ранее – в филиалы ФГУ “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых” (ФГУ “ГКЗ”)). Документы подаются в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 на электронном. Сроки представления определены в лицензионных соглашениях. Это можно сделать и в любой другой момент.
Как и прежде, заключение экспертизы готовит филиал ФГУ “ГКЗ”. Решение по ее результатам принимается территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых Роснедр.