Как приучить ребенка к полезным привычкам

Как приучить ребенка к полезным привычкам thumbnail

Любовь к полезным привычкам в детстве сформирует стиль жизни и поможет в будущем избежать проблем со здоровьем. Как приучить ребёнка к полезному, чтобы это было так же увлекательно, как игры или мультики?

Полюбить купаться

01.jpeg

Теперь поясним. Часто дети обожают плескаться в ванной и воспринимают процедуру как забаву. У 71% родителей не возникает проблем с купанием детей, поэтому нет необходимости в уговорах (опросили 446 мам). Купание веселее с пеной, ароматными гелями и симпатичным фигурным мылом. Можно лепить фигуры, «снежки», намазывать пену на себя и на маму. Сделайте ребёнку необычную причёску из мыльных волос. Принесите зеркальце – пусть малыш увидит, какие весёлые штуки можно вытворять в ванной, но не в обычной жизни.

купание1.jpg

Попробуйте пену нового формата: пластичная цветная пена Bambolina сразу выдавливается на ладошку, как взбитые сливки. Гипоаллергенная и вкусно пахнет фруктами. Достаточно упругая, принимает форму и не растекается.

Иногда дети согласны купаться только с игрушками (13,7%). Мягкого медведя брать не стоит, а завести в ванной специальную корзинку с купальными игрушками – полезная идея.

Заведите в ванной специальную корзинку с “купальными игрушками”:

  • Пусть ребёнок сам выберет, с чем хочет играть: одним интересно намыливать голову кукле, другим – преливать воду из посудок.

  • Объясните малышу, что игрушки испачкались, им пора мыться и чистить зубы. Сначала ребёнок помоет игрушку, потом помоется сам.

  • Купите специальные игрушки для купания, которые плавают или устраивают фонтанчики.

Когда дети наотрез отказываются идти мыться (4,5%), истерики достигают вселенских масштабов. Часто ребёнку просто не хочется прерываться в разгар увлекательной игры. Не отправляйте малыша мыться, когда он занят чем-то интересным. Подождите, пока интерес угаснет, а мультик закончится. Процедура немного отложится, зато удастся избежать скандала.

Иногда причина нелюбви кроется глубже: ребёнок капризничает, потому что боится. Причины страха таятся в негативных воспоминаниях или неприятных ощущениях. Возможно, малыша не устраивает температура воды, или ванна кажется слишком глубокой. Попавшая в уши или нос вода пошатнут утверждение мамы, что купание безопасно. Постарайтесь выяснить причину страха, тогда решить проблему будет проще.

Чистить зубы

02.jpeg

Чем раньше начать заботиться о зубах, тем меньше проблем, трат и врачебных вмешательств ждёт в будущем. Ребёнок не будет воспринимать ежедневную чистку зубов как «обязаловку», если суметь его заинтересовать. Когда малыш становится старше, он во всём подражает родителям. Объясните, что чистка зубов – очень важное взрослое занятие. Тогда ребёнок станет копировать в руках мамы не только смартфон, но и зубную щётку.

Разрешите ребёнку самому выбрать зубную щётку. Ведь он уже большой, и для такого важного дела сам в праве оценить, что ему больше нравится. А детская щётка с ярким дизайном и знакомыми персонажами станет претендентом на место в рейтинге любимых игрушек.

Читайте подробнее о здоровье зубов в нашей статье: «Особенности ухода за полостью рта у детей».

Полюбить здоровую еду

03.jpeg

Ребёнок копирует родительские привычки, в том числе в пищевые. Если еда в вашей тарелке далека от термина «правильное питание», не требуйте побед от ребёнка. Пересмотрите свои взгляды и экспериментируйте с блюдами, чтобы угодить всем членам семьи.

Разрешите ребёнку выбирать. Мы ошибаемся, когда думаем, что, если малышу дать волю, он предпочтёт объесться печеньем. Дети слушают свой организм и выбирают питательные компоненты, нужные в этот момент. Сегодня он обожает гречку, но воротит нос от цветной капусты. Не настаивайте, если не хотите, чтобы человек потом всю жизнь смотреть не мог на эту капусту. Лучше прислушайтесь, возможно, через пару недель всё поменяется.

Не заставляйте доедать. В возрасте до 3 лет отношение к еде не имеет эмоционального окраса: дети не переживают о времени приёма пищи, о том, что съели слишком много или мало (Карина Мелвин – психолог, психотерапевт, специалиста по терапии проблем, связанных с питанием и лишним весом). Едят, когда голодны и останавливаются, когда наелись. Если не вмешиваться в процесс, ребёнок ест медленно, тщательно пережёвывает и получает удовольствие. Фразы вроде: «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь» формируют негативный настрой. Неудивительно, что в следующий раз он начнёт кривиться от одного упоминания об обеде, ещё до момента, как мама положит еду в тарелку.

Ешьте всей семьёй. Во время обеда не отвлекайтесь телевизор, наслаждайтесь едой и компанией. Обсуждайте с малышом, что вы едите: из чего делают творог, и где растут бананы.

Не позиционируйте сладости как награду. Если пообещать ребёнку торт после того, как он осилит тарелку супа, он всегда будет воспринимать эту тарелку как преграду к чему-то желанному. Не заостряйте внимание на какой-то определенной еде. Дети теряют интерес к полезным и питательным продуктам в стремлении поскорее их проглотить, как что-то неприятное. А потом получить десерт.

Чаще обнимайтесь! Тяга к сладкому обусловлена скукой и недостатком внимания. Это правило работает и во взрослом мире. Чтобы ребёнок не искал утешения в пирожных, обнимите и приласкайте малыша, особенно, когда он расстроен.

Источник

Невоспитанность – главный бич современности. И это касается не только детей, но и многих взрослых, которым с самого раненого детства не привили элементарные навыки воспитанного человека.

Дети очень быстро улавливают плохие привычки, нехорошие слова, их не нужно специально обучать. Стоит ребенку что-то где-то увидеть или услышать, он сразу это быстро повторяет и запоминает. Зато полезным привычкам детей нужно учить с самого детства путем многократных повторений. И делать это необходимо родителям, ведь в детском саду и школе воспитатели и преподаватели самостоятельно не справятся. К тому же, некоторые привычки формируются только в условиях счастливой семьи.

Предлагаю вашему вниманию десять основных полезных привычек, которым нужно учить своих детей ради того, чтобы воспитать хорошего человека.

1. Быть вежливым.

Фразы: «Здравствуйте!», «До свидания!», ««Благодарю», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Будьте здоровы» и др. ребенок должен знать и понимать, когда их использовать.

2. Быть пунктуальным.

Эта привычка должна быть у всех людей, сначала она понадобится детям в школе, на кружках, при встречах с друзьями, а потом – на работе, на встречах с партнерами, на праздниках родных и близких. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка определять время по часам, тем быстрее он усвоит, что быть пунктуальным – это полезная привычка.

3. Заниматься спортом.

Занятия спортом помогают быть здоровым. Занимайтесь спортом сами и учите этому ребенка. Это приучит детей следить за своим весом и здоровьем в будущем. Запишите детей в спортивную секцию, а еще лучше ходить туда вдвоем или всей семьей.

4. Приучаться к порядку и аккуратности.

Чем быстрее ребенок приучится к порядку, тем легче ему будет жить потом в компании с другим человеком (на учебе в общежитии, в семейном совместном проживании с любимым человеком).

5. Привычка дарить подарки.

Ребенок должен испытывать удовольствие не только от того, когда ему дарят подарки, но и в тот момент, когда он дарит их сам. Расскажите, что подарки можно дарить не только на праздник, что подарки и сюрпризы можно делать своими руками, что часто человеку будет приятно от маленького букетика, собранного своими руками, или от звонка и хороших слов.

6. Привычка сочувствовать другим.

Какая-то девочка или мальчик плачут, котенок жалобно мяукает, сочувствуйте сами другим – ребенок должен видеть хороший пример.

7. Привычка заботиться о близких.

Поощряйте своего старшего ребенка ухаживать за младшим братом или сестрой. Приучайте интересоваться у бабушек и дедушек – нужна ли им помощь. Если есть возможность, заведите питомца, пусть ребенок о нем заботится.

8. Привычка положительно думать.

Научите детей во всем видеть хорошее, во всем искать положительное влияние. Расскажите, что у людей быстро меняется настроение, но этим же настроением легко управлять. Играйте с детьми, представляйте вместе, как добрые мысли побеждают плохие.

9. Привычка любить людей.

Чаще проводите беседы о чувствах любви к другим. Рассказывайте, что такое любовь, говорите почаще своим домочадцам: мужу, жене, детям, бабушкам и другим родным: «Я тебя люблю!”. Рассказывайте о том, что к людям следует относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Расскажите, что, к сожалению, бывает и по-другому, и люди совершают плохие поступки, но необходимо уметь прощать таких людей.

10. Привычка радоваться жизни.

В современном мире, погрузившись в компьютерные игры, многие дети не умеют просто быть счастливыми, они разучились радоваться солнцу, снегу и дождю, не замечают, какое красивое небо и закат. Приучайте детей к тому, что мир, несмотря ни на что прекрасен, что нужно радоваться каждый день жизни и быть просто счастливым. Улыбайтесь вместе без повода и чаще сами дарите улыбку своим детям, покажите, каким должен быть счастливый человек.

Быть аккуратным, мыть руки перед едой, складывать вещи в шкафчик ребенок сможет научиться в детском саду, а определять время – в школе, но думать позитивно, заботиться о близких, любить и радоваться жизни смогут научить только родители в счастливой семье.

Отличного вам настроения!

Надеюсь, данная информация была вам интересна, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Источник

Выражение «привычка – вторая натура» принадлежит древнегреческому философу Аристотелю — еще древний мыслитель отметил, что ряд устойчивых привычек отчасти формирует характер. Мы не всегда придаем им значение, а между тем привычки влияют на здоровье, успеваемость в школе, взаимоотношения с людьми.

Привычка — действие, которое при многократном повторении выполняется автоматически.

Большинство привычек формируются в раннем детстве — дети наблюдают за действиями родителей и поступают так же, даже если мамы и папы требуют иного поведения. Очень важно подавать детям достойный пример.

Какие они — привычки?

Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, необходимо приучить его делать зарядку, есть здоровую пищу, соблюдать режим дня. Со временем, не сделав утром зарядку, ребенок будет испытывать дискомфорт, потому что у него появилась потребность давать нагрузку мышцам по утрам! Соблюдая режим дня, он будет хорошо высыпаться, вовремя вставать утром, что повысит настроение и концентрацию внимания, а главное — это тоже станет для него необходимостью!

Чтобы ребенок был собранным и аккуратным, надо выработать у него потребность хранить вещи на своих местах — эта привычка экономит время, создает порядок в жизни.

Привычка заканчивать начатые дела поможет ребенку понять, что от проблем убегать нельзя, с ними надо обязательно справляться. Например, решение трудных задач даст возможность мыслить логично, и быстро принимать решения.

Очень важная привычка — ценить то, что имеешь, видеть радость в повседневных мелочах. Достижения и победы не должны быть единственной целью в жизни ребёнка.

Планировать свои дела и время — тоже привычка, которая в будущем позволит ребёнку успешно строить планы не только на один день, но и на будущее в целом.

Считаться с чужим мнением, уважать его — этот навык поможет легче строить отношения с окружающими ребенка людьми.

Как формировать у детей полезные привычки

Дети редко воспринимают “надо” и “должен” — они учатся в игре. Важно, чтобы это занятие им нравилось. Также этому процессу помогают стихи и песенки — их достаточно много в свободном доступе — есть из чего выбрать наиболее подходящие!

Советы родителям

— Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как утверждают специалисты, для этого достаточно выполнять действие в течение 21 дня.

— Если малыш не видит, как родители убирают постель, чистят зубы, умываются, моют руки перед едой, то ему трудно эти действия сделать привычными, даже если ему о них постоянно напоминают.

— Привычка должна быть осознанным навыком — ребенок должен знать, для чего он это делает и получать удовлетворение от выполненного действия. Надо рассказывать, зачем надо здороваться, убирать игрушки, благодарить.

— Повторенье — мать ученья! Чтобы превратить навык в привычку, требуется бесконечное повторение. Например, учим малыша заправлять постель. Показали — сделал, завтра — забыл, послезавтра — отложил и уже не захотелось. Родителям в первое время надо не столько напоминать, сколько контролировать выполнение задания — действие должно повторяться много раз под присмотром взрослых.

— Формирование привычек у детей требует серьезных усилий родителей. Кто пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как это непросто. Но когда наши дети будут поступать правильно, даже если их никто не контролирует, мы сможем с гордостью сказать, что вырастили воспитанных людей.

Книга — в помощь

Безусловно, молодым родителям сложнее осваивать процесс воспитания, нежели родителям со стажем. Но и тем, и другим не помешает опыт специалистов.

В работах наших великих педагогов Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики найдутся советы, которые пригодятся любому родителю.

Из мирового опыта — «Одна привычка в неделю для всей семьи. Повышаем уверенность, укрепляем отношения, заботимся о здоровье, развиваем интеллект» — книга специалистов по здоровому образу жизни и семейному здоровью содержит рекомендации авторов о том, как, шаг за шагом семье освоить полезные привычки и улучшить отношения.

Нельзя забывать, что, помогая ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем.

Автор: Анна Сафина

Фото с сайта project1326027.tilda.ws

Источник

Голубая мечта любой мамы, чтобы ребенок всегда был прилежным и аккуратным. Спать ложился вовремя, игрушки не разбрасывал, зубы чистил и умывался с раннего возраста сам и без напоминаний. Еще бодро делал гимнастику по утрам, на улице любил исключительно активные, но безопасные игры. Когда подрастет, хорошо бы, чтобы он любил читать, а желательно еще писать и решать примеры – а-то ведь пока уговоришь сделать домашнюю работу… Есть и еще множество полезных привычек, нужно только ребенка к ним приучить. И главный вопрос, всех родителей – как это сделать, не превратив ребенка в киборга и не став самим при этом законченными невротиками.

Основные правила

1. Начинайте как можно раньше
Специалисты сходятся во мнении, что хорошие привычки нужно начинать формировать с полутора-двух лет. Ведь в раннем возрасте вся информация усваивается гораздо быстрее. Так что, чем раньше вы начнёте приучать малыша к определённому поведению, тем быстрее оно станет неотъемлемой частью его жизни.

2. Подавайте пример
Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Лучше один раз увидеть, как папа подтягивается на перекладине, чем сто раз услышать нудное нравоучение, как полезно делать зарядку.

3. Объясните зачем
Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. В случае с зарядкой, например, можно объяснить, что её надо делать для того, чтобы стать летчиком или врачом – потому что для этого надо быть здоровым.

4. Не отступайте
Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.

5. Хвалите
Мы бываем щедрыми на замечания и скупы на похвалу. Напрасно. Для маленького ребенка очень важно родительское одобрение.

6. Не спешите
Не начинайте приучать к горшку, уборке и чистке зубов одновременно. Делайте это по очереди.

7. Делайте вместе
Поначалу малыш не осилит сложные дела самостоятельно. Всегда предлагайте сделать вместе. Например: «Давай я помогу тебе собрать игрушки». В случае зубов это может быть: «Ты чистишь мне, а я тебе».

8. Умейте преподнести
Любое скучное дело может стать почетной миссией: «Только самым аккуратным детям доверяют расставлять стаканы». Или даже праздником: «А давай мы с тобой такое сделаем! Все ахнут!»

Никита Верховский, психолог и папа, рассказывает об основных ошибках, которые допускают родители: «Многие родители путают приучение с принуждением. Бессмысленно принуждать к тому, к чему не приучили. Если приходится принуждать, значит надо сделать несколько шагов назад, и начать всё сначала.
Ещё один важный момент, который является слабой стороной родителей — язык приучения. Запрещены фразы «Почему ты до сих пор не…», «Я же тебя просил», «Когда ты сделаешь?» Возможна только одна формулировка: «Сделай это пожалуйста». Если ребёнок отказывается делать, нужно методично и терпеливо повторять эту фразу без дискуссии, угроз и обвинений».

Творческий подход

Если, помимо личного примера, вы хотите дополнительно простимулировать маленького, можно выбрать один из творческих и нестандартных способов сделать это.

«Напоминалка»
Фиксируйте внимание малыша на то, что необходимо регулярно. Например, поставьте на тумбочку у кровати фотографию малыша, чистящего зубы, чтобы она каждый раз напоминала о необходимости отправиться за зубной щеткой.

Плакат с распорядком дня
Вместе с ребенком поделите ватман на несколько квадратов. Каждый квадрат посвящается определенному делу. Например, чистка зубов, зарядка, завтрак, обед, уборка игрушек, ужин. А потом вместе нарисуйте в каждом квадратике по одному делу. Важно, чтобы они были изображены в той последовательности, в которой и на самом деле происходят, то есть, друг за другом. Этот плакат поможет малышу всегда знать, что за чем идет, вспомнить, что будет дальше, и потихоньку настраиваться на «подвиги».

«Звездочки»
Еще один плакат вам в помощь. Расчертите листок на несколько полос. Каждую полоску для важного и не слишком любимого малышом дела. Например: есть кашу, чистить зубы, мыть руки перед едой, заправлять постель. Потом купите наклейки – звездочки (цветочки, котята, феи Винкс или любые другие, на которые положит глаз ребенок). За каждое сделанное дело малыш получает по звездочке. В конце недели можно подводить ребенка и радовать его чем-то, потому что он такой молодец и получил столько звездочек, например, внеплановым походом в кино. Лучше, если поощрение будет нематериальным, иначе скоро ребенок научится торговаться с вами за новую игрушку, пытаясь «расплатиться» звездочками.

Игры
Когда дети играют, время летит очень быстро, и они не успевают устать. Игра не кажется нудной и скучной, поэтому любую привычку лучше оборачивать в игру. Например, можно придумать веселые названия для упражнений из зарядки («Солнышко», «Качели», «Тигренок»). Ведь играть в тигренка куда интереснее, чем делать зарядку, правда?

Любимые персонажи
Русалочка из диснеевского мультика станет примером для вашей дочки в процедурах водного закаливания, а Золушка научит прилежанию. И конечно, вашему сыну легко будет поверить, что человек-паук много занимался спортом, для того, чтобы так лазить по стенам и бегать по крышам. Сравнения с любимым героем только польстят ребенку.

Антураж
Красивыми вещами приятно пользоваться. Купите симпатичную зубную щетку, «вкусную» зубную пасту, стакан для полоскания и полотенца с веселым рисунком, и ребенку в радость будут водные процедуры. Яркий спортивный костюм или шорты с футболкой, которые будут «только для спортивных игр и гимнастики».

Музыка
Выбирайте для всех «нудных, но нужных дел, хорошее музыкальное сопровождение. Уборка веселее пойдет под мелодии из любимых мультиков малыша, гимнастика под заводные мелодии, а для сна, подготовки к урокам или водных процедур, вы можете сочинить несложные попевки и самостоятельно. Психологи утверждают, что одна и та же мелодия, проигрываемая раз за разом, помогает быстрее сформировать привычку. Вероятно, потому что скоро ребенку будет проще сделать все побыстрее и без напоминаний, лишь бы не слушать в сто двадцать пятый раз навязшую в зубах песню.

На спор
Редкий ребенок не поведется «на слабо», если его перед этим не раззадорить. Кто из вас быстрее оденется? А кто быстрее умоется и почистить зубы? Кто быстрее и красивее заправит кровать. Обязательно отдавайте ребенку победу, чтобы он чувствовал себя героем. Тогда ему захочется повторить номер «на бис» для папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, а там уже и привыкнет.

Еще несколько советов психологов

Уважайте мнение ребенка
Если ребенок не хочет убираться, попробуйте обсудить с ним почему. Расскажите, что для вас важно, чтобы он убирал за собой, объясните свои мотивы в самых простых словах. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Важно показать ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Не наказывайте
Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к той привычке, которую вы пытаетесь сформировать.

Не приучайте к подаркам «за»
Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики нежелательны, потому что формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел делать дела сам и без поощрений.

Подбирайте момент
Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет убираться.

Екатерина Хломова,
детский и семейный психолог

Источник