Как попасть в реестр общественно полезных услуг

В связи с последними событиями, которые были освещены в нашей прошлой статье (https://zen.yandex.ru/media/id/5e86ffef96544a69b3c5514d/podderjka-nko-vo-vremia-koronovirusa-5ebe7a808d813877565f0d13), хотелось бы рассказать о том, как попасть в реестр СОНКО ( Социально-ориентированные некоммерческие организации)

Для начала немного терминов, чтобы было более понятно о чем пойдет речь.

Социально-ориентированные некоммерческие организации– признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Под некоммерческой организациейисполнителем общественно полезных услуг понимается некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 установлен Перечень общественно полезных услуг в соответствии с приоритетными направлениями деятельности НКО в сфере оказания общественно полезных услуг.

Условия признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг:

1. иметь статус социально ориентированной некоммерческой организации;

2. оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более;

3. не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Действия для получения статуса исполнителя общественно полезных услуг:

СОНКО должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям в органах власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг.

В зависимости от компетенции такую оценку осуществляют федеральные органы исполнительной власти либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от сферы оказываемых услуг заключение выдаётся Минтрудом России, Минюстом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспотребнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России, ФАДН России. Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, при необходимости истребует все необходимые сведения.

2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых НКО-ИОПУ установленным критериям необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции).

Для того, чтобы попасть в реестр СОНКО, Вам необходимо получить статус исполнителя общественно полезных услуг (ИОПУ).

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается Минюстом России в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов.

Источник

11 мая 2017

В августе 2016 года президент утвердил приоритетные направления деятельности социально ориентированных НКО, подписав указ № 398. На основании этого указа правительство разработало перечень общественно полезных услуг и критерии оценки их качества, они были утверждены в постановлении № 1096. С 2017 года Минюст начал вести новый реестр НКО-исполнителей общественно полезных услуг, и включённые в него некоммерческие организации смогут рассчитывать на субсидии от государства.

Отметим, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим. А как именно этот механизм будет работать на практике, мы увидим только в течение этого году: Минюст еще продолжает согласование нормативных актов и их доработку.
7 декабря 2016 года в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» (тогда еще — проекта) постановления правительства №1096, на котором обсуждались последние поправки от представителей НКО. Присутствовавшая там директор департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Анна Котова, рассказала об учтенных ранее замечаниях и заверила собравшихся, что процедура внесения в новый реестр будет несложной для НКО, если они уже работают в сфере общественно-полезных услуг.
Мы подготовили «дорожную карту», которая поможет НКО пройти административные формальности и получить право на субсидии из бюджета.
Государство намерено субсидировать только социально ориентированные НКО.

Чтобы НКО могла получить субсидию по этой линии финансирования, в её уставе должно быть указано хотя бы одно из 20 направлений деятельности, перечисленных в указе президента РФ №398 от 8 августа 2016 года о приоритетных направлениях деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.

Если ни одного направления из этого перечня в вашем уставе нет, вам следует внести в него изменения. Если есть — вы можете делать следующий шаг.

НКО должна обратиться в Минюст, чтобы ее признали исполнителем общественно полезных услуг и внесли в соответствующий реестр. Для этого вы должны предоставить в Минюст:

«а) заявление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг, составленной по форме, приведенной в приложении №2 к Порядку включения в реестр (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89);

б) заключение заинтересованного органа (органов) о соответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;

в) справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную органом контроля за уплатой страховых взносов, подтверждающую отсутствие задолженности;

г) справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом, подтверждающую отсутствие задолженности.

Остановимся подробнее на подпункте б) из этого списка. «Заинтересованными органами» могут выступать, федеральные и территориальные органы исполнительной власти, а также их подразделения, которые курируют непосредственно ваше направление работы (также, по финансовой части, вас курируют местные налоговые органы). Заключение о соответствии качества услуг НКО установленным критериям выдаётся на официальном бланке органа исполнительной власти. Сами критерии перечислены в постановлении правительства РФ №1096.

При этом — внимание! — наименования общественно полезных услуг в заключении должны соответствовать перечню общественно полезных услуг, который утвержден постановлением правительства РФ №1096. А их детализация — содержанию таких услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Эти перечни составляют сами ведомства. Обратите внимание, что формулировки приоритетных направлений в указе президента РФ №398 и в постановлении правительства №1096 несколько различаются.

Отказать НКО во включении в реестр исполнителей общественно полезных услуг могут только по двум основаниям:

непредставление (несвоевременное представление) в Минюст документов, которые перечислены выше;

включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

В реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг включать будут на 2 года, после чего нужно будет подавать заявление в Минюст повторно. Со слов Котовой, если НКО в течение 2 лет работала добросовестно, без нареканий, подтверждённых документами, со стороны заинтересованных и контролирующих органов, то во второй и последующие разы, достаточно будет подать в Минюст одно только заявление, а не весь пакет документов.
В то же время, Минюст может и исключить НКО из этого реестра. Оснований для исключения НКО из этого реестра пять:

а) истечение двух лет со дня признания НКО исполнителем общественно полезных услуг и внесении такой организации в реестр;

б) поступление в Минюст России документов, подтверждающих прекращение деятельности НКО (путем реорганизации, ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

в) включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента;

г) поступление в Минюст от заинтересованного органа (органов) заключения о несоответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;

д) поступление в Минюст от налоговых органов и (или) органов контроля за уплатой страховых взносов документов, подтверждающих возникновение у НКО своевременно непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ платежам.
Следующий шаг: начинаем борьбу за получение государственных субсидий.
Процедуры отбора НКО должны будут проходить уже на местах. Заниматься этим должен координационный совет при губернаторе или мэре, возглавляемый как минимум одним из заместителей губернатора. В совет должны входить также представители различных ветвей власти, местных общественных палат и НКО.

Этот же совет должен объявлять конкурс или госзаказ на общественно полезные услуги. Он же будет принимать решения о том, кто получит субсидии от государства, и их размер.

По словам члена комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой-Солдуновой, четкий механизм распределения субсидий пока не прописан, работа над ним продолжается. По ее мнению, в дальнейшем, Минэкономразвития, агрегатор изменений, должен будет выпустить методические рекомендации, разработанные совместно со всеми заинтересованными сторонами. Эффективность работы с социально ориентированными НКО в регионах должна оцениваться на уровне полномочных представителей президента в федеральных округах, считает Елена Тополева-Солдунова.
Еще одно важное условие: к моменту подачи заявки на субсидию, НКО должно не меньше года отработать в заявленном направлении и не иметь претензий со стороны органов надзора.

Большим плюсом для НКО, которое подаёт заявку, будут благодарности от любых органов власти, организаций, частных лиц. Чем больше, тем лучше — все это тоже будет учитываться при принятии решений.
Изменения и поправки в тексте: По просьбе читателей уточняем, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим.

Источник: https://gosvopros.ru/nko/NKO-reestr/

Нормативно-правовая база:

Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 “Об утверждении приоритетеных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг”

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 “Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания”

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 “О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезгых услуг” (вместе с “Правилами принятия решения о признании СОНКО исполнителей общественно полезных услуг”, “Правилами ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг”)

Источник

Под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Перечень общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки их качества».

Решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации.

Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (далее – реестр) организация представляет в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:

а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по установленной форме;

б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее – заключение) по установленной форме.

Указанные документы могут быть представлены организацией непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации.

Для получения заключения некоммерческой организации необходимо обратиться с письменным заявлением о выдаче заключения в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которые осуществляют оценку качества. К указанному заявлению могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют оценку качества оказания общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг».

В зависимости от сферы оказываемых услуг такое заключение выдается Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России.

Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, истребует все необходимые сведения у иных заинтересованных органов.

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанное Министерство документов.

Статус «исполнитель общественно полезных услуг» дает некоммерческой организации право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами

Формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций определены в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Одной из наиболее востребованных мер государственной поддержки является предоставление бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также такие организации смогут претендовать на:

  • – получение во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества;
  • – использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле– и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов некоммерческой организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • – организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для работников и добровольцев таких организаций.

Источник

Как включить региональное отделение Организации в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (СОНКО ИОПУ) 

Для того чтобы организацию включили в реестр СОНКО ИОПУ, ей необходимо:

  1. выбрать направление деятельности, по которому она сможет получить заключение профильного министерства о соответствии этой деятельности установленным критериям оценки;
  2. обратиться в профильное министерство с просьбой выдать заключение о соответствии качества оказываемых Организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
  3. после получения заключения обратиться в территориальное подразделение Министерства юстиции с заявлением о включении в реестр.

Подробную информацию (о форме заявлений, прилагаемых документах и т.п.) см. ниже.

Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг утвержден в соответствии со следующими правовыми актами:

— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 

— Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»; 

— постановление Правительства РФ от 27.10.2016 №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»; 

— постановление Правительства РФ от 26.01.2017 №89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Первый этап. Подготовительный. 

Выбор направления — спортивное, реабилитационное или правовое, образовательное, культурно-массовое. Можно выбрать не одно, а несколько направлений (точное наименование услуги должно совпадать с наименованием из Перечня общественно полезных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 №1096). 

Спортивное (пункт 19 Перечня): Услуги в области физической культуры и массового спорта: 

— пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

— проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан; 

— участие в организации официальных спортивных мероприятий;

— организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий; 

— обеспечение доступа к спортивным объектам; 

— организация развития национальных видов спорта;

— организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта; 

— организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта; 

— организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения. 

Правовое (пункт 6 Перечня): Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению:

— содействие в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве; 

— содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи.

Реабилитационное (пункт 5 Перечня): Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: 

— оказание информационно-справочной поддержки гражданам по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств;

— проведение социально-средовой реабилитации или абилитации инвалидов;

— проведение социокультурной реабилитации или абилитации инвалидов;

— проведение социально-бытовой адаптации. 

Культурное (пункт 10 Перечня): Оказание помощи семье в воспитании детей:

— формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга); 

— организация и проведение культурно-массовых мероприятий; 

— осуществление экскурсионного обслуживания; 

— показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок); 

— показ (организация показа) концертов и концертных программ. 

Также есть иные виды деятельности, осуществление которых может помочь РО быть включенным в реестр (см. Перечень).

Второй этап. Сбор документов и справок. 

1.Организации следует обратиться в органы исполнительной власти и получить от них справки о том, что РО оказывает услуги по выбранному направлению и они соответствуют всем стандартам и критериям. Также следует собрать все благодарственные письма от граждан, соглашения о совместной работе с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Справки и благодарности могут быть в произвольной форме.

2.Взять справку в ФНС об отсутствии задолженностей у РО по налогам и сборам.

3 этап. Написание заявления. 

Заявление следует подать в территориальный орган Минспорта (если выбрано спортивное направление), в Минтруда (если выбрано реабилитационное направление), в Минюст (если выбрано правовое направление), в Минкультуры (если выбрано культурное направление).

  1. Обращение в территориальный орган министерства пишется по форме Приложения №1.
  2. К обращению прикладывается информационная справка (по форме Приложения №2).
  3. К обращению прикладывается справка об отсутствии жалоб (по форме Приложения №3). 
  4. К обращению прикладывается также справка о лицах, непосредственно оказывающих услуги, то есть организаторах и т.п. (Приложение №3.1). 

К обращению также приложить: 

— документы, обосновывающие соответствие оказываемых услуг установленным критериям оценки — справки, благодарности, соглашения о совместной работе, характеристики и т.д.; 

— справку об отсутствии задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам. 

Все документы писать на бланках РО. 

4 этап. Получить заключение. 

5 этап. Составить заявление в Минюст о включении в реестр по форме Приложения №4, приложив к нему заключение. 

Источник