Как полезен музей в жизни человека
Здравствуй дорогой читатель, хочу тебе рассказать чем полезны походы в музеи, отвечу на вопрос “Зачем ходить в музеи?”, а так же расскажу почему музеи никогда не исчезнут.
В наше время, общество не так ценит походы в музеи как раньше. Кому-то в музеях скучно, кому-то не интересны старинные произведения искусства, кого-то силком заставляют идти туда. Но что если я вам скажу, что музей очень интересны, а так же полезны?
Думаю, что получится своеобразный топ пользы музея.
Первым и самым банальный пунктом, конечно же является культурное просвещение.
Вот представьте себя в ситуации, когда ваш босс увлекается искусства и регулярно посещает различные музеи и выставки. Что будет, если он увидит вас на тех же выставках в музеях? Или вы сможете с ним таким образом подружиться, ведь никогда не бывает лишним завести дружбу с боссом.
Второй пункт – изучать историю по картинам, а также историю развития искусства.
Если вам нравится изучать историю, то вам точно понравится посещать музеи, ведь там вы сможете увидеть, как развивалось искусство, как оно деградировало временами и как оно снова достигало своих высот.
Третий пункт очень понравился художникам.
Любой художник: начинающий или профессионал, может прийти в музей и сравнить свои картины с лучшими шедеврами мастеров. Может быть вы даже подхватите вдохновение и ваш стиль рисования улучшится. Вы сможете выявить недостатки в своих картинах, сравнивая их с экспонатами выставки.
Четвертый пункт обязательно придется по душе молодым людям состоящим в отношениях с девушками.
Вы можете пригласить свою девушку на свидание в музей, тем самым показав себя как человека духовно просвещенного, а так же вы поднимитесь у нее в глазах так как она вас будет считать более образованным.
Теперь же я отвечу на вопрос интересующий многих “Зачем ходить в музеи?” и почему музеи никогда не исчезнут.
Я считаю, что музей – это то место, которое не позволяет человеку опуститься до уровня некультурного и ничего не знающего человека.
Ученые же считают, что музей – это культура, а культура, как известно, это то, что не дает человеку опустить до уровня животного. Культура и разум, два неотделимых понятия. Культура создает разум, как и разум создает культуру. Не зря говорят, что человек – разумное создание, значит и культурное.
Музей же – это хранилище экспонатов как из глубокой древности, так и недалекого прошлого. Музей – это память, они сделаны, чтобы люди помнили обо всем, что произошло, чтобы ценили и оберегали.
В наше время, многие экспонаты можно увидеть в интернете, всего лишь одним кликом мышки по экрану.
Некоторые люди считают, что интернет демократизировал искусство и обесценил его.
Каждая техническая революция изменяет искусство, так было с появлением фотоаппаратов с фотографиями, которые позволяли запечатлеть любую картину или же статую как живую, или же кино, которое раздвинуло грани реальности и позволило зрителям погружаться в мир кинофильма и постепенно уйти от театров теперь не кажущихся живыми.
Но все же экран компьютера, смартфона или планшета не способен передать той утонченности, которая есть в жизни.
Поэтому музеи как раз подходят для этого лучше всего, ведь где еще люди могут насладиться величайшими шедеврами великих людей?
Надеюсь вам понравилась статья и вы подпишитесь на канал молодого автора, а так же поставили свой царский лайк!
Анонимный вопрос
2 октября 2018 · 8,3 K
Культурный антрополог. Музейный проектировщик. Начальник управления музейного развития, («… · vk.com/museumaudit
У музеев масса социокультурных функций, и в постиндустриальной экономике их число пока только увеличивается.
Если совсем коротко, то музеи помимо того, что документируют историю человечества:
формируют сообщества различных уровней (от наций до трудовых коллективов);
способствуют образованию и социализации людей;
помогают формировать бренды и валоризировать их;
снимают стресс (официально рекомендовано Минздравом Канады);
используются для адаптации и интеграции мигрантов;
являются инструментом “мягкой силы”;
становятся коммуникационной площадкой и многое, многое другое.
Музеи — ниточка к нашему прошлому, как минимум. Не зная прошлого сложно строить свое будущее. Ну и, конечно, музеи дают много возможностей молодым художникам. Музеи участвуют в образовании молодёжи и просто дают возможность отвлечься от суеты, получить эстетическое наслаждение.
Возможно ли с помощью создания музеев современного искусства в провинции децентрализовать культурную гегемонию Москвы и Санкт-Петербурга?
политтехнолог, галерист, принимал участие в избирательных кампаниях мэра…
В принципе, музеи современного искусства, которые появляются в провинции как макдональдсы, могут только образовательную роль играть. После революции в России огромное количество коллекций разделили и распределили по городам — так появились 2 000 музеев по всей стране. И выяснилось, что такой культурный макдональдс, в принципе, небесполезен, но только для детей — в учебных целях. Для того, чтобы музей — или любая другая культурная институция — помогал делу децентрализации, он должен быть уникальным. То есть если бы мы в Культурном альянсе вдруг предположили, что нам нужно 11 раз повторить пермский культурный проект, от этого децентрализация бы не случилась, просто Пермь укрепила бы свой столичный статус. Поэтому для каждого проекта мы искали какую-то уникальную ситуацию.
Музей — это, я бы сказал, самая простая форма. Музей хорош статичностью — она выгодно отличает его от, например, фестиваля. Приехали туристы в город через неделю после фестиваля и увидеть его могут только на фотографиях и в видео. А музей стоит — закончилась одна выставка, началась другая. Музей собирает вокруг себя какой-то актив, привлекает художественную среду, коллекционеров. Это хорошая форма, но не единственная. Например, в Будве мы выбрали форму арт-резиденции. В Самаре мы планировали заниматься превращением набережной в открытое для горожан культурное место.
Ошибка медведевской и козаковской децентрализации состоит в том, что они ее представляли как некую передачу полномочий из центра в регионы. Вот, условно говоря, у центра было много полномочий, а у регионов мало. Мы сейчас дадим регионам больше. Но это в любом случае — отношения центра и периферии. А настоящая децентрализация заключается в создании разных центров. В России примерно 20 городов, каждый из которых может претендовать на роль центра. Так вот, для того, чтобы им стать центрами, им нужно иметь свое собственное лицо. Например, Санкт-Петербург. Какую роль он мог бы играть для всех других российских городов? Нужно найти, чем он отличается от всех других столиц. Мы предлагали ему стать таким интерфейсом в Европу с культурными представительствами всех российских регионов, в которых проходили бы выставки региональных художников, какие-то еще культурные события. Иностранные туристы и профессионалы, приезжающие в Санкт-Петербург направлялись бы в эти посольства, находили в них что-то интересное для себя, а потом отправлялись бы в Пермь, Самару, Красноярск.
Прочитать ещё 3 ответа
Что такое музей сегодня?
Директор Музея современного искусства «Гараж»
Музей сегодня — это не только колонны, картины или инсталляции, это даже не храм искусств или хранилище. Музей — это образ, материализующийся в тот момент, когда ты пересекаешь порог настоящего музея. Он позволяет уйти от обыденности, найти вдохновение и расширить собственные горизонты восприятия мира. Что это будет — выставка, лекция, потрясающая книга, общение с другом или просто чашка кофе — уже не важно.
Главное — находиться в этой атмосфере.
Прочитать ещё 2 ответа
Какие объекты всемирного наследия находятся в России?
Студент философского, москвовед-любитель, популяризатор русской культуры · vk.com/izhizca
На 2019 года с списке культурного наследия ЮНЕСКО присутствует 29 объектов из России. Вот они:
- Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников
- Архитектурный ансамбль Кижского погоста
- Московский Кремль и Красная площадь
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей
- Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»
- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
- Церковь Вознесения в Коломенском в Москве
- Девственные леса Коми
- Озеро Байкал
- Вулканы Камчатки
- Золотые Алтайские горы
- Западный Кавказ
- Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
- Ансамбль Ферапонтова монастыря
- Куршская коса
- Центральный Сихотэ-Алинь
- Убсунурская котловина
- Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
- Остров Врангеля
- Ансамбль Новодевичьего монастыря
- Исторический центр Ярославля
- Геодезическая дуга Струве
- Плато Путорана
- Ленские столбы
- Булгарский историко-археологический комплекс
- Ландшафты Даурии
- Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск
- Храмы псковской архитектурной школы
Так же ко всемирному наследию ЮНЕСКО относится Древний город Херсонес Таврический и его хора, но из-за политических разногласий между Россией и Украиной, он в официальный список не включён.
Прочитать ещё 1 ответ
Любите ли вы ходить в музеи? А если нет, то задумывались ли вы когда-нибудь зачем нужно ходить в музеи и как это может повлиять на, то как вы воспринимаете вашу повседневную жизнь?
Многих из нас в детстве водили в музеи, чаще всего в краеведческие, исторические или художественные галереи, но будучи ребенком все эти места не казались нам интересными и напротив могли вызывать не любовь к музеям в последствии.
Еще один минус музеев, это огромное количество людей и произведений искусства если мы говорим об известных музеях.
Одним из основных «развлечений» во время путешествия — это, конечно, поход в музей. Приятно рассказать своим друзьям, что вы видели Мона Лизу, картины Ван Гога или Айвазовского. Такие вот быстрые походы по обязательству не сильно меняют восприятие человека или его эстетические вкусы и по сути напоминают, те самые походы в музеи в детстве. Главное, как говорится, я это увидел и расскажу другим, а если смогу подойди ближе, то сделаю селфи.
Но на самом деле, поход в музей — это целое искусство и если серьезно к этому относится, то это может оставить глубокий след в вашей памяти и поможет взглянуть на мир через призму мировых шедевров.
Ниже приведу несколько примеров, того, что даст вам поход в музей.
( осознанный опять же)
1. Новый эмоциональный опыт и хорошее настроение !
Одной из причин не ходить в музей является стоимость билетов. Лучше остаться дома, чем потратить 500 рублей на то, чтобы достоять в очереди и прогуляется среди картин и насладится прекрасным. Ведь так? Тем не менее, недавние исследования, проведенные в Англии, показывают, что люди становятся счастливее если они платят деньги на новый эмоциональный опыт, а не на материальные покупки.
Поход в музей обеспечит вам новый опыт, опыт других эпох, других людей и других духовных ценностей. Поход в музей так же, может стать значимым моментом в жизни человека и способствовать улучшению социальных отношений, и в будущем это принесет вам только положительные впечатления и позволят вам встать на путь вашего самопознания.
Поэтому ходите в музеи и наполняетесь духовно, а со временем вы заметите, что меняетесь сами, потому что материальные покупки никогда не смогут привить вам эстетическое восприятие и по-настоящему сделать вас счастливым.
2. Вдохновляйтесь !
Создавайте новые воспоминания, связанные с произведениями мировых шедевров. Выберите несколько картин и наблюдайте за ними. С одной стороны, с другой, находите новый подход к тому, как смотреть на выбранную картину. Прочитайте, о том, как и кем была она создана, что поможет вам глубже прочувствовать художника и его идеи. Интерпретируйте и рассуждайте о смысле художественного произведения и позвольте вашим глазам насладится полифонией красок и сюжетом, запечатленным на холсте. Не торопитесь, лучше посмотреть несколько картин, но осознано, чем пробежать по музею словно вы спешите на метро.
3. Становитесь умнее!
Нет сомнений в том, что основная роль музеев заключается в просвещении человека. Приходя в музей, вы становитесь частью истории, которая заключена в его стенах, вы не только смотрите на картины, но еще и изучаете историю человечества. Даже самое здание музея представляет собой исторический экспонат, который так же просвещает и вдохновляет. Практически невозможно выйди из музея, не получив новых знаний об человек и мире, что его окружает.
Конечно, если вы просто придете в музей и посмотрите по сторонам не позволив себе углубится, в то, что видите вокруг, то вряд ли от этого будет много пользы.
А если позволите себе, то точно не пожалеете.
Когда я волонтерила на выставке Сальвадора Дали в Манеже, мне однажды дали достаточно занимательное задание — собирать статистику о возрасте посетителей методом наблюдения. Если говорить человеческим языком, я разделила лист бумаги на столбцы (возраст) и колонки (пол), определяла на глаз, сколько примерно лет входящим посетителям, и ставила галочки в нужные клетки.
Результаты меня удивили.
Во-первых, женщины — намного более частые гости на выставке, чем мужчины.
Во-вторых, реже всего туда заглядывали подростки, основной контингент составляли пожилые женщины.
Меня, как ученика Клуба юных искусствоведов при Пушкинском музее, это натолкнуло на мысль разобраться, как посещение музеев влияет на людей. Для этого я закопалась в различные исследования и оглянулась на свой собственный опыт.
Я выделила пять «доказательств» того, что музеи могут изменить жизнь людей всех возрастов:
1. Регулярное посещение музеев продлевает жизнь
Чем чаще люди вступали в контакт с искусством, тем дольше они прожили — к такому выводу пришли ученые, опубликовавшие свои выводы в журнале BJM.
Исследователи, которые следили за тысячами людей в возрасте 55 лет и старше в течение 14-летнего периода, обнаружили, что у тех, кто ходил в музей один или два раза в год, было на 14% меньше шансов умереть в течение этого периода, чем у тех, кто этого не делал. Люди, же которые ходили в музей или театр раз в месяц или даже раз в несколько месяцев, имели на 31% меньший риск умереть в этот период.
Причем результаты не зависели от пола. Хотя предыдущие исследования показывали, что на мужчин и женщин по-разному влияют разные защитные факторы. (Например, ежедневное чтение способствует долголетию мужчин, а не женщин.)
2. Посещение музеев облегчает протекание деменции и болезни Альцгеймера
Для иллюстрации этого пункта расскажу вам реальную историю:
Группе людей, живущих с деменцией, было предложено бесплатно изучить коллекцию в Художественной галерее Танбридж Уэллс и посещать занятия по обработке дерева в рамках совместного проекта с Обществом Альцгеймера и Кентерберийским университетом Крайст-Черч. Результаты не были никак измерены, но организаторы этого проекта писали, что «болезни участников перестали прогрессировать». Менеджер по развитию аудитории галереи говорил: «Музеи привлекают, возбуждают и интригуют людей, которые чувствуют, что они постепенно теряют свою человечность, и помогают им чувствовать себя как прежде, а не быть узниками своих болезней, воодушевляют их чувством свершения, посредством изучения чего-то нового».
3. Музеи спасают от депрессии
Подобная активность снижает в крови уровень кортизола — гормона, который проявляет избыточную активность у страдающих депрессией. С другой стороны, посещение культурных мероприятий и ведение социальной жизни, общение — все это способствует выработке дофамина, усиливающего положительные эмоции.
4. Посещение музеев способствуют более быстрому развитию маленьких детей
Привлечение маленьких детей в музеи учит их тому, что учеба может быть занимательна и необычна, а также показывает, что дети и взрослые одинаково активно участвуют в обучении, ставя их в одинаковое положение. Этот вид воздействия может помочь развить навыки творческого мышления.
Музей современного искусства Вирджинии утверждает, что дети, посещавшие кружки по рисованию или являвшиеся частыми гостями музеев, быстрее воспринимают информацию и обладают лучшей памятью по сравнению со сверстниками, когда идут в школу.
5. Музей помогает лучше учиться
Исследователи из Университета Арканзаса обнаружили, что дети, которые посещали музеи со своими школами, улучшили свои оценки по математике и в итоге получили более высокие оценки по государственным экзаменам, чем те, чьи школы не брали учащихся в такие походы.
5.5. Honorable mentions или исследования, «заточенные» на подростков
Я в свои 17 лет, прекрасно понимаю, что маленького ребенка можно взять за руку и привести в музей, но с учениками средней и старшей школы все сложнее. Многие подростки считают, что сами могут понять, что им нужно, а что нет, (ok, boomer). К сожалению, музеи почти всегда попадают в категорию «это скучно, и вообще я там устаю и ходить мне туда не надо» или «мне будет неинтересно и неловко», или же на музей просто «нет времени». Поэтому большинство подростков и молодых людей редко ходят в музеи или картинные галереи.
Я провела опрос среди моих сверстников, все утверждают, что музеи — это полезно, но ходят туда редко по разным причинам. Многие говорят, что не могут выделить на музеи время из-за учебы, некоторые признаются, что вообще не испытывают интереса.
Вот некоторые ответы на вопрос анкеты «Если ходишь в музеи редко, то почему?»
— «если есть свободное время, то выбираю более легкое и веселое занятие; не понимаю искусство настолько, чтобы ходить без экскурсовода, а просто так — не впечатляет»
— «Иногда нет времени, иногда — желания»
— «Нет времени и достаточной информации о тех музеях, которые могли бы быть мне интересны»
— «Не привили в детстве любовь к искусству, поэтому в списке приоритетов есть более важные и интересные, на мой взгляд, события»
— «Интересные вещи там бывают редко»
Не только в России, в Америке раньше существовала традиция частых вылазок в музеи целыми классами (одно из направлений field trips), но она стремительно отмирает.
Музей американского искусства Crystal Bridges решил возродить эту традицию, организуя бесплатные экскурсии для школьников, чтобы проанализировать влияние посещения музеев на учеников. В этом исследовании приняли участие дети из разных школ: обычных государственных, сельских и тех, что расположены в бедных районах.
Его результаты немного отличались в зависимости от вида школы, но в общем и целом:
Посещение художественного музея оказало значительное влияние на развитие критического мышления школьников, исторической эмпатии и толерантности.
А. Более развитое критическое мышление
К такому выводу исследователи пришли, сравнивая эссе школьников, проходивших курсы в музее, и тех, кто этого не делал. В общей сложности исследовательская группа проверила 3811 эссе.
Б. Историческая эмпатия
Экскурсии по художественным галереям также влияют на ценности школьников.
Историческая эмпатия — это способность понимать и уважать людей, живших в другое время. Это основная цель преподавания истории, поскольку она дает детям более четкое представление об их собственном предназначении и месте в историческом процессе. Чтобы измерить историческую эмпатию, в опрос были включены три утверждения, с помощью которых участники могли бы выразить свой уровень согласия или несогласия:
— Я хорошо понимаю, что думали и чувствовали ранние американцы;
— Я могу представить, какой была жизнь людей 100 лет назад;
— Когда я смотрю на картину, на которой изображены люди, я пытаюсь представить, что думают эти люди.
В. Толерантность
Чтобы измерить толерантность, в опрос были включены четыре утверждения, с которыми дети могли бы выразить свой уровень согласия или несогласия:
— Люди, которые не согласны с моей точкой зрения, раздражают меня;
— Художников, которые в своих работах критикуют Америку, нужно запретить показывать в художественных музеях;
— Я ценю услышанное мнение, отличное от моего собственного;
— Я думаю, что люди могут иметь разные мнения об одном и том же.
Результаты были представлены в виде графиков:
Это результаты исследования Американского музея, но я считаю, что они исследовали не те вещи, потому что музеи — это на самом деле не про учебу и даже не про все то, что было старательно приведено выше. Это про то, как человек хочет чувствовать себя, способен ли он думать над тем, что он видит, стремится ли он к этому, нужно ли это ему?
Ведь именно это важно, когда мы говорим о подростках — о тех, кто должен высказывать смелые мысли, многое анализировать, генерировать новые идеи, ведь им и правда есть что сказать.
Каждый из нас может провести исследование над самим собой, без всяких цифр просто прислушаться к себе.
Чтобы это проиллюстрировать расскажу вам собственную историю.
Раньше (до 9 класса) я была довольно редким гостем в различных музеях, хотя меня всегда было очень легко увлечь разными историческими фактами, или легендами, связанными с созданием картин. Все изменилось, когда я пошла в КЮИ, для меня было главным найти такое место и таких людей, которые рассказали и показали, что искусство — это другой мир, богатый и вдохновляющий.
Но самое главное, что я поняла за время учебы в Пушкинском — это то, что музей — это не набор открыток, висящих на стенах, красивых или нет; для меня уже нет никакого смысла просто ходить по залам в поисках чего-то прикольного или же совсем без цели. Я поняла, что музей учит тебя, как нужно смотреть, и учит отвечать на вопрос, почему эта картина прекрасна, почему этого художника считают великим. Это место, где надо думать, размышлять, анализировать, сравнивать.
Это дало мне осознание того, что понятия «хорошее» и «плохое» не применимы к искусству (если мы говорим действительно об искусстве). Что есть искусство, которое ты понимаешь, и есть то, которое нет — к сожалению, по мнению многих людей оно сразу становится неправильным или даже глупым.
К примеру, вернемся к моему опыту работы на выставке Сальвадора Дали: его картины всегда меня привлекали тем, что я не могла объяснить себе, почему они такие необычные, что заставляет художника так искажать реальность. Перед тем, как пойти волонтерить, я досконально изучила идеи сюрреализма, цели этого движения, что на него повлияло, время, в которое жил Дали, прочитала книги, которые он про себя написал. Это дало мне понимание и твердую почву для размышления, помогло ухватить смысл его картин, увидеть, что Дали очень тесно и болезненно был связан с временем, когда он жил. Посетители же, приходившие на выставку, озвучивали предположения, что он просто был не в себе, поэтому картины «с причудами». Когда же они слушали мои экскурсии, они говорили мне, что изменили свой взгляд на его картины, поняли, что они сложнее и глубже, чем им казалось. Что, по-моему, действительно что-то значит!
Или в прошлом году, во время моей экскурсии для «Я покажу тебе музей» в Галерее Стран Европы и Америки XIX-XX веков слушавшие меня люди не могли сначала понять почему импрессионисты считаются настолько крутыми, если есть еще более «размытые» картины?
Важно, чтобы люди понимали искусство — потому что только тогда они могут им по-настоящему насладиться, а не относиться к картинам как к красочным карточкам, висящим на стенах, которые могут им понравиться или не понравится.
Иногда картины обладают такой интересной историей, что, зная ее, к ним волей-неволей хочешь вернуться. Например, «Дама за туалетом» Джулио Романо, написанная в 1520 году (7 зал Главного здания Пушкинского музея).
Джулио Романо (Пиппи). Дама за туалетом, или Форнарина. 1520-е. ГМИИ им. Пушкина, Москва
На семинаре в КЮИ нам рассказали, что, когда эта картина перешла к новому хозяину, он счел ее слишком вызывающей и спрятал в свой чулан. Его сын же «одел» девушку, заказав уже другому художники написать поверх ее тела платье. Современные искусствоведы увидели, что платье было написано позже и убрали этот слой краски, так она иживет по сей день.
Меня не удивило, что около 80% участников опроса ответили, что не обязательно разбираться в искусстве, чтобы получить удовольствие от посещения музея — потому что до того, как я пошла в КЮИ я сама думала также.
Я благодарна одной девушке за этот ответ, он заставляет меня вспомнить, как однажды, совершенно внезапно я поняла, что теперь в любом музее мира я чувствую себя ближе к пониманию замысла автора, времени, когда он жил, что способна оценить и понять то, что вижу перед собой.
«…Лично для меня это настоящее счастье, снова в среду прийти в Пушкинский. И каждую неделю я думаю, что не пойду, все видела уже, и снова открываю глаза уже перед картиной Брейгеля, перед мертвым епископом, Иларией с собакой, перед греческими сережками, и не могу представить своей жизни без такого волшебного портала в красоту. Так хорошо выйти из серой некрасивой Москвы в дом, где тебя окружает только близкое и важное».
Однако многие по-настоящему умные и талантливые люди просто не знают о возможностях, которые мы получаем, учась в КЮИ.
«Я покажу тебе музей» — это один из способов им об этом рассказать.
Итак, конечно, люди приходят в музей, совершенно не задумываясь о пользе для мозга или в надежде улучшить свой средний балл или обрести долголетие. Это стремление человека к прекрасному, которое есть в каждом человеке. Именно это и есть движущая сила, запускающая разные внутренние процессы, это наши эмоции, которые заставляют даже тело лучше работать, а нас самих — чувствовать себя немного счастливее. Но это не самое главное, потому что бесцельное хождение по залам практически бессмысленно.
Необходимо дать искусству разговорить с тобой, раскрыть свои секреты, заставить тебя думать. Для этого важно его понимать, потому что только тогда можно его любить и ощутить его воздействие. За это я очень благодарна КЮИ, всем моим лекторам и кураторам. Клуб юных искусствоведов побуждает тебя мыслить иначе и создает уникальную атмосферу внутри на первый взгляд строгого музея. У его участников есть абсолютная свобода в плане того, что они могут делать: участвовать в дебатах, снимать фильмы, петь в хоре или проводить собственные экскурсии. Я научилась ценить это только сейчас, ведь это позволяет закрепить полученные на семинарах и лекциях знания, побыть в компании единомышленников, создать что-то свое и, конечно же, побуждает думать.
Часть источников:
https://theculturelist.org/six-reasons-museums-can-make-you-happier-healthier/
How a Grown-Up Field Trip to a Museum Can Improve Your Work (And Life)
https://www.museumsassociation.org/museums-change-lives/the-impact-of-museums
https://www.arts.gov/art-works/2014/importance-taking-children-museums
https://dementiafriendlykent.org.uk/tunbridge-wells-museum-and-art-gallery/
https://www.happymuseumproject.org/wp-content/uploads/2013/04/Museums_and_happiness_DFujiwara_April2013.pdf