Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности

Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности thumbnail

Как пение способствует развитию личностных качеств ребенка

Известно, что два полушария мозга человека функционируют объединенно и в то же время достаточно изолированно друг от друга. Каждое полушарие выполняет свою функцию. К примеру: левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой.

В мыслительное и познавательной деятельности различие двух полушарий тоже весьма существенно.

Сфера деятельности правого полушария – образное мышление, предметное видение. Это полушарие в различной степени связано с пониманием речевой интонации, с эмоциями и восприятием прекрасного, в том числе музыки.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и способствует овладению точными науками.

Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиться более высоких результатов во всех областях человеческой деятельности.

Если говорить о детях, то снижение активности любого из полушарий неизменно приводит к существенным потерям как в интеллектуальном развитии ребенка, так и в физическом. Загруженность обоих полушарий способствует психологическому здоровью ребенка. Перегруженность одного из них нередко провоцирует возникновение неврозов.

Родителям и педагогам нужно так строить отношения с ребенком, чтобы в его жизни было побольше радости, положительных эмоций. Они способствуют успешному развитию детей.

Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта.

Во время активного пения – эмоционального, с воодушевлением, с проникновением в содержание исполняемого,– происходит сильнейшее возбуждение речевых центров коры больших полушарий, которое распространяется на соседние участки мозга, повышает их тонус и работоспособность.

Во время разучивания какой либо песни многократно повторяется литературный текст, голос воспроизводит вокальную линию. Это в значительной степени формирует предпосылки хорошей речи у детей. Таким образом, с помощью вокальной деятельности формируется не только певческие, но и совершенствуются речевые навыки каждого ребенка.

Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.

При пении так же развивается и фонематического слух, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. Одновременно пение тренирует работу всех органов внутренней и внешней речевой артикуляции, повышает разборчивость речи и речевую технику.

Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей.

Природные задатки ребенка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству.

В последствии, именно из детей, которые успешно сочетали учебу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

Хор – прекрасное место для выработки всех этих навыков.

Если ребенок любит петь, то есть надежда, что он вырастет умным, интеллектуально развитым человеком.

Дети, лишенные возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.

Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: улучшается кровообращение, дыхание, укрепляются голосовые связки, развивается приятный тембр голоса, развивается координация голоса и слуха, улучшается детская речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

Древние греки говорили: «Хочешь быть умным – бегай, здоровым – бегай, красивым – бегай!». Все это можно в полной мере отнести и к пению: «Хочешь быть умным – пой, здоровым – пой, красивым – пой!».

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Арттерапия, опирающаяся на различные виды художественно-игровой деятельности (такие, как музыка, танец, театр, рисование, лепка и т. д.), давно уже завоевала признание у педагогов и дефектологов. Действительно, искусство, воздействующее прежде всего на эмоциональную сферу человека, помогает в самом главном – найти дорогу к своему «Я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир.

Наши предки значительно смелее, чем мы (цивилизованное человечество) использовали музыку, танец и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии. И вот во второй половине XX и начале XХI века явно наметилось усиление внимания к искусству как к терапевтическому средству, позволяющему наиболее щедяще, без особых материальных затрат и вредных побочных эффектов лечить душу и тело человека.

В детских садах на сегодняшний день самая актуальная тема – коррекция речевых нарушений (поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а так же наиболее эффективно поддается коррекции при своевременном лечении). Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, педагогов, музыкантов.

Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения.

Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи.

На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса.

Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.

Источник

Методическое сообщение.

Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто
начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние
на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической
настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более
эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни
произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.
Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает
успокаивающее действие. Часто стали использовать музыку для лечения
врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные
произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные
переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует
эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную
деятельность.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков
произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила
внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает
благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый
инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить
свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека.
Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь
организм. Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку,
спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам. Полезно не
только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения
звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во
время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек
ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный
тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные
чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить
кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку
разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на
здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует
на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много
детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать
хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и
формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих
сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение
занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания
поисков каких либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий,
в том числе и наркотиков.

Вибрация и обертоны.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным
инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если
человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно
влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук
сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль
играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга.
Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную
систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно
меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.

Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000
колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика,
улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот
колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра.
Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие –
кровотоку в венах и артериях.

Пение и наши внутренние органы.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который
способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из
внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При
заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад
в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной
орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что когда человек поет, только
20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм,
заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в
резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его
максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и
предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной
полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать
гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут
полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую
звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и
Китае.

Гласные.

“А”– помогает снять боли различного
происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и
респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм,
способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос,
стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и
боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек,
лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в
области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии,
улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез
внутренней секреции.

Звукосочетания.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело,
успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает
сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха
или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и
негативной энергетики.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.
Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки.
Если протекает сердечно – сосудистое заболевание, то не следует делать
упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости –
наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

Пение и органы дыхания.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое
является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание,
дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме,
пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и
последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной
системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики
лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих
преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей
приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи
прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого
удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает
этот недуг.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных
заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи.
Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для
растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением,
увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В
результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно
увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является
раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во
время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пения
является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые
провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не
только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная
клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу.
Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов
значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди
физически здоровые и, как правило, долгожители.

Пение и легкая форма заикания.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Те люди, которые
страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это
касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем
больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий,
которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении
одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок
слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит
сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться
полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью
хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это
регулярные занятия.

Одна из учениц нашей школы, страдающая заиканием с детства, выбрала вокальное
пение своей профессией. Сейчас многие ее друзья отмечают ее необыкновенно
распевную речь, и не подозревают о том, что это всего лишь остаточное
последствие ощутимого когда-то заикания. Для людей страдающих средней или
сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.

Пение и депрессия.

Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для
излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как
сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных
недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных
расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней
Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди
интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы, но не могли
научно обосновать этот факт.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни
голоса, ни слуха. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает
эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением
способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.

Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий
человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во
время пения испытывает значительное облегчение. В 2009году, после техногенной
аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (Черемушки – поселок рабочих на СШ ГЭС), в нашу
школу пришло очень много взрослых людей, желающих петь. Среди этих них были
родственники погибших в катастрофе. С песней они выплескивали те свои
переживания, которые не могли выплакать даже слезами.

Из собственного опыта.

Наша школа искусств находится в небольшом рабочем поселке, в котором
проживает около 9 тысяч человек. В прошлом это был молодежный поселок, с хорошо
поставленной культурной жизнью. Школы, детские сады, великолепный Дворец
Культуры, музыкальная школа. Сейчас население поселка нельзя уже назвать
молодежным, большинство жителей находится в “мудром” возрасте, соответственно
понизилась рождаемость, и наполняемость как групп в детских садах, так и в
школьных классах. Принимаем в школу на музыкальное отделение практически всех
детей, не разделяя на “поющих” и “не совсем поющих”. В хоровом классе обучаются
и “гудошники”, и хорошо интонирующие дети.

Занятия хора и вокала провожу с использованием фонопедического метода
развития детского голоса В.В.Емельянова. Дети, которые обучаются в моем классе,
с 6 до 18 лет, с огромным удовольствием шипят, кричат, шуршат голосом. Выполнять
упражнения вяло, лениво и без опоры у детей просто не получается. Для
правильного выполнения ученики стараются быть более активными, собранными,
внимательными и энергичными. Открывают для себя новые, здоровые, насыщенные
звуки. С удовольствием отслеживают сами, как постепенно раскрываются и крепнут
их голоса. А я, с не меньшим удовольствием, слежу за тем, как все меньше
приносят дети справки о перенесенных заболеваниях. В период с 1го по 5й классы
простудными и инфекционными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ) перестают болеть, до 60%
детей. В 2009 году во II полугодии (январь– май) в старшем хоре вообще не было
ни одного заболевшего ребенка. Это в то время, когда февраль является самым
“гриппозным” месяцем. Как переносятся эти заболевания, я и сама давно уже
забыла. Если и приходит, какой, либо из перечисленных недугов, справляюсь с ним
гораздо быстрее, чем мои коллеги. Занятия вокалом значительно повышают
иммунитет. Теперь я это знаю сама, на своем жизненном и профессиональном опыте.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее
естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,
испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте! Пойте все, что вы
можете и помните, даже если никогда этому не учились. Пусть научатся ваши дети в
музыкальной школе, и вы будете петь вместе с ними. Гораздо полезнее петь не в
одиночестве, а всей семьей.

Литература.

  1. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма
    полезных качеств личности – Екатеринбург 2003г. – с.13–16.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – Бородулино
    1996 г.
  3.  https://ypoku-siddha.ru/
  4. https://sunshinereiki.ucoz.com/forum/

Источник