Как относится к общественно полезному труду

Как относится к общественно полезному труду thumbnail

4.1.Отношение
к общественным поручениям: с готовностью,
без видимого интереса, отказывается.

4.2.Выполнение
общественных поручений: добросовестное,
недобросовестное, по настроению, под
нажимом, с инициативой.

4.3.Отношение
к трудовым делам класса, семьи: принимает
активное участие, безразличен,
демонстративно отказывается.

4.4.Отношение
к физическому труду: положительное,
равнодушное, отрицательное.

4.5.Отношение
к общественному имуществу: относится
бережливо, по–хозяйски, относится
равнодушно, относится демонстративно,
пренебрежительно вплоть до умышленной
порчи имущества.

5.Направленность интересов:

5.1.К
какой деятельности проявляет интерес:
физический труд, умственный труд,
техническая, общественно–политическая,
организаторская, художественная
(артистическая, литературная, музыкальная,
хореографическая и т.п.), спортивная
деятельность.

5.2.Какие
кружки, секции посещает
______________________________________________

5.3.Культурный
кругозор: посещает ли и насколько часто
театры, выставки, музеи________________________

– каковы
читательские интересы, какую литературу
предпочитает, регулярность чтения (книг
не читает, читает эпизодически,
систематически).

6.Особенности сферы свободного общения ребенка:

6.1.Сколько
времени уделяется уличному общению в
течение недели _________________________

6.2.С
кем дружит вне класса и семьи, каково
это влияние

___________________________________

6.3.Постоянное
или предпочитаемое место уличного
общения (клуб, двор и пр.)

____________________________________________________________________________

6.4.Содержание
уличного общения: работа с техникой,
посещение кино, игра на гитаре,
прослушивание музыки, разговоры на
разные темы, бесцельное времяпрепровождение,
выпивка, курение и пр.
__________________________________________________

7.Уровень
самооценки личности:
адекватная,
завышенная, заниженная.

8.Особенности поведения:

8.1.Положительные
поступки: как часто
совершаются_______________________________

возможные
мотивы их совершения
_________________________________

8.2.Отрицательные
поступки (проступки), их появление
(эпизодически, систематически), характер
(грубость, драки, прогулы, опоздания на
уроки, нарушение дисциплины в классе,
отказ от требований, поручений, не
работает на уроках).

8.3.Правонарушения
ребенка (воровство, вымогательство у
младших и слабых, избиение младших и
слабых, попытки к насилию, жестокое
обращение с животными, проявление
садистских наклонностей, грубые нарушения
общественного порядка (хулиганство) и
т.п.).

8.4.Отношение
к своим проступкам: равнодушен, переживает,
оправдывает, осуждает.

8.5.Как
относится к пед. воздействиям: с
ожесточением, равнодушно, понимает и
старается выполнить требования.

8.6.Состоит
на учете внутри школы
________________________________________

Карта обследования жизненного пространства ребенка

1.ФИО
ребенка _____________________________________________________

2.Дата
рождения
_____________________________________________________

3.Место
рождения (с его характеристикой)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Место
расположения настоящего проживания (в
границах улиц)

___________________________________________________________________

5.Жилищно–бытовые
условия: жилая комната ___ кв.м, на ___
детей; игровая ________________, двор
____________________

6.Культурно–бытовые
условия домашней жизни: наличие
специального учебного уголка, комнаты
отдыха, досуга, комнаты-мастерской для
занятий по интересам, спортивного
инвентаря, музыкальных инструментов,
бытовой техники, с которой ребенок имеет
дело, уголка природы, животных, птиц,
растений.

7.Культурно–гигиенические
условия (наличие специальных предметов,
инвентаря, предназначенного для
физического развития ребенка)

_____________________________________________________________________________

8.Культурно–образовательные
условия (в учреждении/ организации):

наличие
информационных стендов (какой тематики,
какова сменность информации)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наличие
музея, информации об истории учреждения,
его воспитанниках, педагогах

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________постоянно
действующих выставок (какой тематики,
какова сменность)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наличие
библиотеки, ее фонды, пополняемость,
современность

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наличие
индивидуальности (эстетичности,
техничности и др.) в оформлении комнаты

_____________________________________________________________________________

9.Отношение
взрослых (воспитателей, учителей,
психолога, социального педагога,
администрации):

а)
к учебным делам ребенка (постоянно
заинтересованное, жестко контролирующее,
поддерживающее, равнодушное,
непоследовательное, постоянно конфликтное
из–за оценок).

б)
к внеучебным занятиям ребенка «дома»
(поощрительное, заинтересованное,
контролирующее, равнодушное, отрицательное).

в)
к общению и друзьям ребенка (заинтересованное,
равнодушное, негативное).

г)
к обычному проведению времени ребенком
«дома» (самостоятельное, под контролем
взрослых, бесконтрольное, ребенок сам
контролирует свое время, контролирует
и свое время, и занятия младших членов
семьи).

д)
к самостоятельному зарабатыванию денег

_____________________________________________________________________________

10.Наличие
договоров учреждения (организации) о
взаимодействии с различными учреждениями,
организациями:______________________________

____________________________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Читайте также:  Для чего полезен мед с маслом

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Читайте также:  Какие фрукты полезны при гастрите и язве желудка и

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Современный подход к общественно- полезному труду

(формы, методы, приемы)

  В наше современное время, время новых технологий, школа несёт на себе груз не только обучения, но и воспитания.  Ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Это не позволяет им уделять должное внимание мельчайшим особенностям развития ребенка. Поэтому группы продлённого дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей.   Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое самочувствие детей.  Исходя из этого задача воспитателя ГПД, заключается не только в том, чтобы занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному, физическому и трудовому развитию.                                                                                      

Читайте также:  Чем полезен березовый деготь для огорода

Общественно – полезный труд является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в группе.

    Н. К. Крупская писала, что при целесообразном применении общественно –полезный труд может стать не только рычагом духовного развития детей, но и рычагом развития волевых черт характера. Для этого труд должен интересовать ребенка, результат труда ребенок должен понимать, труд для ребят должен быть посильным, творческим .                                                            В группах продленного дня все виды общественно-полезного труда должны организовываться так, чтобы трудовая деятельность способствовала воспитанию моральных качеств, содействовала физическому развитию и закалке,  воспитанию коллективизма и организованности школьников.                           Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели – вот мотивация общественно полезной деятельности.

В процессе общественно-полезного труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к общественно-полезному труду.

Система трудового воспитания в группе продленного дня должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.

Формами общественно-полезного труда являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к общественно-полезному труду методами коллективного воспитания;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) накопление и развитие трудовых традиций в группе продленного дня, как, например, традиционная подготовка и проведение в ГПД “Праздник труда” или праздник “В подарок школе”.

б) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся.

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

В процессе общественно-полезного труда младших школьников выделяют три группы методов:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом общественно-полезного труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

К методам стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания.

Общественно полезный труд обучающихся основан на следующих принципах:

– учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

– общественно полезная направленность;

– творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

Главными направлениями общественно полезного труда являются:
– общественная работа – активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий;
– дежурство в классе;
– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе);
– генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытье стен, подоконников, школьной мебели).

Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что общественно-полезный труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

Источник