Как образуются полезные ископаемые на равнинах 3 класс

Как образуются полезные ископаемые на равнинах 3 класс thumbnail

Бóльшая часть всех химических элементов, в том числе и очень ценных, рассеяна в горных породах. Лишь очень незначительная часть их сосредоточена в месторождениях полезных ископаемых. Но хотя содержание элементов в горных породах низкое, их общее количество в земных недрах грандиозно.

Все полезные ископаемые по условиям их образования разделяются на глубинные и поверхностные. Глубинные месторождения называются эндогенными (от греческих слов «edo» — внутри, «geos» — происхождение), а поверхностные — экзогенными (греч. «ехо»— снаружи).

Глубинные, или эндогенные, месторождения формируются в результате внедрения в земную кору раскаленных подземных расплавов, или магм, и их застывания. Магма по трещинам проникает в горные породы. При этом только незначительная часть магмы в вулканах достигает поверхности Земли, образуя потоки лавы и скопления вулканического пепла. Большее количество магмы не доходит до земной поверхности и застывает на глубине, образуя глубинные кристаллические магматические породы, такие как гранит. Застывшие на глубине и на поверхности Земли магматические породы широко используют в качестве природных каменных строительных материалов.

Благодаря различию физических и химических свойств элементов в процессе остывания магматических расплавов в недрах Земли происходит их разделение и образуются скопления части химических элементов.

При остывании так называемых основных магм, содержащих в своем составе не более 50% окиси кремния, процесс разделения веществ в них идет подобно выплавке чугуна в домнах. При этом в скоплениях магмы, застывающих на глубине, кверху всплывают легкие породы, а на дно магматического резервуара опускаются тяжелые минералы. Эти тяжелые минералы образуют рудные магматические месторождения. Наиболее значительные из них – месторождения железа и титана, хрома и платины, меди и никеля. Близки к ним по своему происхождению и месторождения алмазов в кимберлитовых трубках Сибири и Южной Африки, но для их образования, кроме высокой температуры, необходимо огромное давление.

Совершенно иначе обособляются ценные минералы при застывании так называемых кислых магм, содержащих более 50% окиси кремния. В этих магмах повышенное содержание различных газов, в том числе паров воды. Газы растворяют многие химические соединения, особенно металлические, и не дают им выпадать в осадок на ранних стадиях остывания магмы. Поэтому условия для их концентрации создаются в самых поздних, не успевших полностью отвердеть остатках магматических расплавов. Часть таких остаточных расплавов магмы, насыщенных горячими газами и растворенными в них ценными элементами, внедряется по трещинам в горные породы и, остывая, образует так называемые пегматитовые жилы. Они состоят из кварца и полевого шпата, а иногда содержат накопления слюды, драгоценных камней (топаз, аквамарин и др.), минералов бериллия и лития, олова, вольфрама, урана.

Магматические газы с растворенными в них ценными соединениями не только накапливаются в остаточных очагах магмы, но также могут просачиваться через уже отвердевшие стенки. Так они проникают в окружающий остывающий магматический очаг породы. При этом между фильтрующимися раскаленными газами и окружающей породой могут возникнуть химические реакции. Особенно бурно они протекают между горячими магматическими газами и известковыми породами. В ходе таких реакций по периферии массивов остывающих магматических пород, в зоне соприкосновения их с известняками, возникают так называемые скарны. Они состоят из минералов, в состав которых входит известь, кремний и алюминий. Кроме того, в скарнах часто накапливаются минералы железа, меди, свинца, цинка, вольфрама, бора.

Но не все магматические газы реагируют на глубине с горными породами. Большая их часть вследствие высокого давления устремляется по трещинам и порам горных пород вверх, к поверхности Земли. При этом минерализованные пары постепенно охлаждаются, сжижаются и превращаются в горячие минеральные воды — гидротермы. Они продолжают подниматься по пористым водопроницаемым горным породам. По мере дальнейшего охлаждения горячих минеральных вод растворенные в них соединения ценных и других элементов выпадают в осадок. Заполняя трещины горных пород, они образуют жилы полезных ископаемых. Часть элементов гидротерм вступает в реакцию с минералами горных пород и отлагается, формируя залежи полезных ископаемых, замещающие эти горные породы. Такие месторождения, образованные отложениями горячих минеральных вод в недрах Земли, называются гидротермальными. С этой очень важной группой эндогенных месторождений полезных ископаемых связаны большие количества руд меди, свинца, цинка, олова, вольфрама и других ценных элементов.

Экзогенные месторождения образуются под действием геологических процессов у поверхности Земли. Они формируются в ходе длительных изменений горных пород по мере их перемещения из недр к поверхности Земли. Такие медленные или внезапные катастрофические подъемы отдельных участков земной коры происходили во все геологические эпохи и продолжаются в наши дни. У поверхности Земли горные породы под действием колебаний температуры и водных потоков механически разрушаются на мелкие и мельчайшие обломки. Под влиянием воды, кислорода и углекислоты они химически разлагаются, меняя свой состав. Продукты такого разрушения уносятся водными потоками в реки и, оседая на их дне, образуют хорошо известные речные месторождения гравия, песков и глин. При этом некоторые химически стойкие, неокисляющиеся, твердые и тяжелые минералы накапливаются в нижней донной части речных отложений, образуя россыпи. В россыпях могут концентрироваться только тяжелые минералы с удельным весом более 3. Поэтому именно в виде россыпей известны месторождения золота, платины, оловянного камня, вольфрамита и т. д.

Значительная часть минеральной массы, находящейся в речной воде в виде ила или в растворенном состоянии, выносится в моря и океаны. Масштабы такого выноса огромны. Так, Волга за год выносит в Каспийское море 25,5 миллионов тонн взвешенного в воде материала, Амударья в Аральское море — 215 миллионов тонн, Амазонка в Атлантический океан — около 1000 миллионов тонн. В океанах и морях минеральные вещества осаждаются и накапливаются на дне. Эти минеральные вещества поступают с континентов, под влиянием силы тяжести, в результате химического воздействия соленой морской воды или в связи с жизнедеятельностью морских организмов. Так создаются толщи пород осадочного происхождения, среди которых находятся пласты осадочных полезных ископаемых. Кроме таких общеизвестных осадочных пород, как пески, глины, известняки, распространены месторождения руд железа, марганца, алюминия, фосфоритов, угля и нефти.

На поверхности Земли образуются месторождения полезных ископаемых также в результате растворения и выноса части вещества грунтовыми водами, причем в остатке накапливаются трудно растворимые ценные минеральные соединения. Например, в породе, состоящей из соединений кальция и алюминия, кальциевые минералы могут растворяться и удаляться с водой, а в остатке накопятся соединения алюминиябокситы — ценная руда для производства этого металла. Такие месторождения называются остаточными. Среди них, помимо бокситов, известны залежи железной руды, никелевой руды, фосфорных соединений.

Часть растворенного вещества может снова отложиться под землей из грунтовых вод, при их проникновении по проницаемым породам. Возникающие при этом месторождения так и называются инфильтрационными. Среди инфильтрационных известны месторождения никеля, меди, золота, урана.

Если горные породы и заключенные среди них месторождения полезных ископаемых погружаются в глубь Земли, на них действует давление залегающих на них толщ и внутренний жар Земли. Под их влиянием горные породы и полезные ископаемые изменяются, преобразуются в метаморфические, такие, как гнейс или кристаллический сланец. При этом могут возникнуть метаморфические месторождения полезных ископаемых («метаморфоза» — изменение). К ним относятся как ранее существовавшие, но подвергшиеся интенсивному изменению тела, так и возникшие вновь из-за метаморфизма. К таким принадлежат, например, месторождения мрамора, кровельных сланцев, слюды, графита, гранатов.

Источник

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

 Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Средства (оборудование):

1)учебник по окружающему миру (УМК «Школа России» Плешаков !!!!!!!!);

2)проектор-компьютер;

3)коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого.

Материалы для проведения урока: образцы полезных ископаемых: глины, гранита, железной руды, известняка, каменного угля.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Оргмомент.

-Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.(Слайд 1)

Девиз урока (Слайд 2)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Как называет раздел, который мы изучаем?

– Что такое экономика? (Слайд 3)

-На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд,капитал) (Слайд 4)

-Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные) (Слайд 5)

-Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

III Этап мотивации к учебной деятельности.
– Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)
– Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. (Слайд 6 Видео)

-Внутри (в недрах) – ?- (Слайд 7)

-Как вы думаете, о чем идет речь? ( Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 8)

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– А что является богатствами, находящимися в недрах Земли?
( Полезные ископаемые)

I˅ Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин (Слайд 9)

-Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).

 – Наша республика очень богата полезными ископаемыми.

˅ Работа над новым материалом.

5.1. Беседа «Как добывают полезные ископаемые»

-Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.

-Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

-Скажите, что означает выражение “разработка недр”?(Добыча полезных ископаемых.)

-Ребята, как добывают полезные ископаемые? (Слайд 10)

-Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

-Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

– Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

-Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту.)

-Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал.)

-Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие.

Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

(Видео) (Слайд 11)

-А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых?(Геологи) (Слайд 12)

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

˅I. Физминутка.(Слайд 13)

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

 – А почему они ископаемые? И почему полезные?

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

 -Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

 -Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

 Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

 2) отваливая землю, делать углубления

˅II Работа по теме урока.

7.1. Разгадывание загадок по теме.

 -Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и слайды.) и условный знак.

 1.Он очень прочен и упруг,

 Строителям -надёжный друг:

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы будут и заметны. (Гранит) (Слайд 14)

 2. На кухне у мамы

 Помощник отличный.

 Он синим цветком

 Расцветает от спички. (Газ) (Слайд 15)

 3.Без неё не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета

 Отгадайте, что же это? (Нефть) (Слайд 16)

 4. Оно варилось долго

 В доменной печи,

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Железная Руда) (Слайд 17)

 5.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу-

 Она понадобится сразу. (Глина) (Слайд 18)

 6.Покрыают им дороги,

 Улицы в селении,

 А ещё он есть в цементе.

 Сам он удобрение. (Известняк) (Слайд 19)

 7.Он чёрный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 От него кругом светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали. (Уголь). (Слайд 20)

Работа в группах

7.2.Работа по учебнику.

-Теперь мы знаем, что такое полезные ископаемые. Дадим определение.

-Какие полезные ископаемые вы знаете?(каменный уголь, каменная соль, нефть ,железная руда, гранит, глина, песок, природный газ, известняк,)

– Откройте учебник на с. 46, посмотрите на картинку с изображением некоторых полезных ископаемых. Повторите, на какие группы можно разделить полезные ископаемые? Приведите примеры

УЧАЩИЕСЯ. Поле́зные ископа́емые —богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Слайд 21)

7.3.Игра «Какая группа».

Твердые Желтая карточка

Жидкие

Красная карточка

Газообразные

Зеленая карточка

1.

7.

3.

2.

4.

5.

6.

8.

9.

1. Песок. 2.Соль. 3.Природный газ. 4 Каменный уголь. 5. Железная руда. 6.Глина.

7. Нефть. 8.Торф. 9. Известняки.

˅III. Практическая работа учащихся. 

1.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.

( Глина)

2. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

3. .Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)
4. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

5. А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

6. Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

7. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

8. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений (Золото).

9. Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

10.____________– образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла. (Песок) 

-Дети ,где используют полезные ископаемые? Для чего добывают полезные ископаемые?

(Для использования в экономике)

IX. Игра «Где используют»

Показываю картинку полезного ископаемого, дети определяют для чего его используют и где.

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)

1.Золото-электроника,ювелирная отрасль, стоматология, медицина. (Слайд 22,23,24)

2. Соль-приправы, йодированная соль при недостатке йода в организме, удобрения, для дорог в зимний период. (Слайд 25)

3.Песок- строительство, изготовление стекла (из белого песка),цемент, медицина (псаммотерапия). (Слайд 26,27)

4. Торф-из болотных растений, используют в медицине (грязелечение), растен.удобрение, топливо. (Слайд 28)

X. Тест »Полезные ископаемые». (Слайд 29)

1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют: (Слайд 30)

а) камни;

б) полезные ископаемые;

в) вода.

2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки; (Слайд 31)

б) кирпич, бензин, известняк;

в) нефть, глина, торф.

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

(Слайд 32)

а) психологи;

б) строители;

в) геологи.

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? (Слайд 33)

а) оловянная и медная руда;

б) глина, известняк;

в) каменный уголь, природный газ.

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы? (Слайд 34)

а) из угля;

б) из гранита;

в) из руды.

6. Из какого полезного ископаемого получают бензин? (Слайд 35)

а) из угля;

б) из нефти;

в) из газа.

XI. Рефлексия (Слайд 36)

Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Сегодня я научился…

Меня удивило…

XII. Итог урока ( Слайд 38)

-На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в строительстве, топливе, из некоторых получают металлы. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе, но многие из них образовались из остатков живых организмов.

– (Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда не было людей, не исчезли бесследно?) Выходит так. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком.

– А, как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (экономично использовать, оберегать от пожаров, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности искусственными материалами, Собирать металлолом, не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.)

– И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Исследовательская работа. (Если осталось время) (Слайд 37)

Для того, чтобы познакомиться с их свойствами, я предлагаю вам продолжить работу и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. (Коллективная работа у доски)

Название полезного ископаемого ________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Источник