Как образуются полезные ископаемые 8 класс
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии на тему “Полезные ископаемые России” ( 8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Полезные ископаемые России.»
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые складчатых областей. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. В их размещении по территории прослеживаются определенные закономерности.
3 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых.
4 слайд
Описание слайда:
Руды образовывались из магмы, которая поднималась из под земли в местах образования гор. Поэтому они и встречаются почти всегда в горных областях .
5 слайд
Описание слайда:
Крупные скопления руд называют месторождениями. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
Западный Саян – железная руда. Северное Забайкалье – золото. Уральские горы
7 слайд
Описание слайда:
Особенно богат разнообразными рудными полезными ископаемыми , драгоценными камнями Урал.
8 слайд
Описание слайда:
В горах Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены запасы золота, вольфрама и олова.
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые платформ. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА).
10 слайд
Описание слайда:
КМА Крупнейшее месторождение железной руды в России – Курская магнитная аномалия!
11 слайд
Описание слайда:
Крупнейшие угольные бассейны России:
12 слайд
Описание слайда:
Тунгусский бассейн.
13 слайд
Описание слайда:
Кузнецкий и Канско–Ачинский бассейны.
14 слайд
Описание слайда:
Печорский и Подмосковный бассейны.
15 слайд
Описание слайда:
Месторождения нефти и газа.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Закрепление: Какими полезными ископаемыми богата наша страна? Что такое месторождение ? Какие закономерности прослеживаются в распространении полезных ископаемых по территории Земли? Назовите крупнейшее месторождение железной руды в России? Почему нужно беречь исчерпаемые ресурсы?
18 слайд
Описание слайда:
Д/з: п.11.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1415951
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Природа России
Где в России следует опасаться стихийных природных явлений, связанных с земной корой?
Стихийные природные явления, связанные с земной корой, могут встречаться повсеместно. Одни из них практически не угрожают жизни людей, но могут нанести вред жилью, имуществу, хозяйству. Другие — грозные и сокрушительные — приводят к большим человеческим жертвам.
Самые опасные для людей явления (вы это знаете) — землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины и сели. На карте (см. Приложение, с. 251) найдите такие опасные районы в России. Вы видите, что все они находятся в горных областях, где сохраняется тектоническая активность или склоны гор круты. Это прежде всего Большой Кавказ, часть Алтая, Прибайкалье, Камчатка и Курильские острова. В этих местах часты землетрясения разной силы, но действующие вулканы есть лишь на Камчатке и Курилах (хотя следы вулканизма существуют и в остальных районах).
Большие неприятности могут причинить оползни (рис. 34) и просадки грунта. На эти процессы влияют состав и характер залегания горных пород, поверхностные и подземные воды, климатические условия. Особо опасны оползни в горах, например, они нередки на побережье Чёрного моря между Сочи и Туапсе. Вырубка лесов на склонах усиливает опасность образования оползней. Оползни часто возникают на крутых берегах рек Восточно- Европейской равнины — Волги. Оки, Дона.
Просадки грунта часты в областях распространения многолетней мерзлоты, поэтому здания и сооружения там строят на сваях (рис. 35). Бывают они и в районах, где залегают легкорастворимые горные породы, а также в крупных городах с разветвлённой сетью подземных коммуникаций.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ВУЛКАНИЗМ ПРИУРОЧЕНЫ К ОБЛАСТЯМ СОВРЕМЕННОЙ ТЕКТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. ДРУГИЕ СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЧАСТО СВЯЗАНЫ С РАСЧЛЕНЁННЫМ РЕЛЬЕФОМ ИЛИ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТОЙ.
СТОП-КАДР
Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883—1945), выдающийся учёный в области минералогии и геохимии, был одновременно «поэтом» науки.
«Но гораздо больше горя доставляла мне карта… Как запомнить пёструю смену красок, полей, полос, пятен, как зазубрить эти сотни, тысячи месторождений разных руд железа, меди, цинка… Почему одни значки, как цветы, растут только на красных полях? Почему так характерны значки на темно-зелёных полосках? Почему одни значки всегда вместе, а другие никогда? …И я вижу: в тёмных, тяжёлых расплавах глубин сверкают тяжёлые металлы, «как исчадие мрака и тяжести»: платина, железо, медь, хром, никель. Я вижу, как из глубин гранитов поднимаются расплавленные, закутанные в сплошной туман паров и газов жилы пегматитов, в которых растут прекрасные прозрачные самоцветы берилла и топаза… Я вижу, как великие законы физики и химии управляют грандиозными процессами прошлого, как сливаются значки одного цвета и одной формы в закономерные полосы, пятна и струи, как беспорядок хаоса превращается на моих глазах в величайшие законы гармонии…»
А. Е. Ферсман. «Воспоминания о камне»
Запомните
Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые. Стихийные природные явления, , связанные с земной корой.
Откройте атлас
1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?
Это я знаю
2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ: б) каменный уголь; в) металлические руды.
3. Как образуются россыпные месторождения?
4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и газа?
5. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?
6. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным?
а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях.
б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ.
в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.
Это я могу
7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?
Это интересно
8. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые России” (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОССИИ Подготовила учитель географии МОУШ № 1 г. Кировское ДНР Тарасюк Елена Евгеньевна
2 слайд
Описание слайда:
ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ КРАСНЫЙ – вы раздражительны, агрессивны; ЖЕЛТЫЙ – вы настроены на умственную деятельность, оптимистичны, радостны; ЗЕЛЕНЫЙ – уверенны в себе; ЧЕРНЫЙ – негативно настроены на работу; СЕРЫЙ – вам все равно
3 слайд
Описание слайда:
ОТВЕТЫ «ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА» І ВАРИАНТ 1. ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА 2. БОЛЬШОЙ КАВКАЗ 3 .ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА 4. САЯНЫ 5. АЛТАЙ 6. СРЕДНЕСИБИРСКОЕ пл. 7. ВЕРХОЯНСКИЙ хр. 8. СРЕДИННЫЙ хр. 9. ЧУКОТСКОЕ НАГОРЬЕ 10. хр. ЧЕРСКОГО ІІ ВАРИАНТ 1.СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛ. 2. СТАНОВОЕ НАГОРЬЕ 3.УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ 4. ГОРЫ БЫРРАНГА 5. ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА 6. СРЕДИННЫЙ ХР. 7. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА 8. БОЛЬШОЙ КАВКАЗ 9. СТАНОВОЙ ХР. 10. ЧУКОТСКОЕ НАГОРЬЕ
4 слайд
Описание слайда:
Главные бассейны полезных ископаемых России Угольные: Донбасс, Кузбасс, Печорский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Тунгусский. выход Далее
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
щиты плиты РЮКЗАК ЗНАНИЙ Знаю Платформа–устойчивыйучастокземной коры Платформа Складчатые области -участки земной коры в разное геологическое время оказавшиеся в зоне столкновения плит, испытавшие складкообразование и вулканизм Рельеф- это совокупность неровностей поверхности Земли. Основные формы рельефа-равнины и горы Хочу знать Связь междутектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Классификацию полезныхископаемых Чтотакоеместорождение и бассейн полезных ископаемых. Основные район и месторождения полезных ископаемых России. Отрицательные последствия добычи полезных ископаемых Узнал
7 слайд
Описание слайда:
Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход
8 слайд
Описание слайда:
І ГРУППА ГЕОЛОГОВ Сравните карту полезных ископаемых с тектонической. Влияют ли тектонические процессы на формирование и распределение полезных ископаемых? Закончить схему… Горы складчатость ? гор. породы равнина платформа чехол фундамент ? гор. породы ? гор. породы
9 слайд
Описание слайда:
Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход
10 слайд
Описание слайда:
Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..
11 слайд
Описание слайда:
Горы складчатость МАГМАТИЧЕСКИЕ гор. породы Равнина платформа чехол фундамент ОСАДОЧНЫЕ МАГМАТИЧЕСКИЕ
12 слайд
Описание слайда:
ІІ группа геологов Дать определение «Полезные ископаемые». Определить классификацию полезных ископаемых? Дать определение «месторождения», «бассейн». Определить на карте основные районы и месторождения полезных ископаемых России.
13 слайд
Описание слайда:
Далее выход Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Главные бассейны полезных ископаемых России Нефтегазовые: Западно-Сибирский, Волго-Уральский, Сахалинский, Прикаспийский, шельф СЛО. выход Далее
16 слайд
Описание слайда:
ІІІ группа Экологи 1. При разработке полезных ископаемых возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать? 2. Определить пути решения экологических проблем связанных с добычей ПИ.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
выход ОТВЕТЫ НА ЭКСПРЕСС –ТЕСТ Івариант 1.А 2. А 3. БГД 4. А 5. Г ІІвариант 1.В 2. А В 3. Б 4. АБВ 5 .А
19 слайд
Описание слайда:
РЮКЗАК ЗНАНИЙ Знаю Платформа–устойчивыйучастокземной коры Платформа Щиты Плитам Складчатые области -участки земной коры в разное геологическое время оказавшиеся в зоне столкновения плит, испытавшие складкообразование и вулканизм Рельеф- это совокупность неровностей поверхности Земли. Основные формы рельефа-равнины и горы Хочу знать Связь междутектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Классификацию полезныхископаемых Чтотакоеместорождение и бассейн полезных ископаемых. Основные район и месторождения полезных ископаемых России. Отрицательные последствия добычи полезных ископаемых Узнал Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Области складчатости -рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов Все полезные ископаемые относятся кисчерпаемые,невозобновимыересурсам Должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.
20 слайд
Описание слайда:
ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ КРАСНЫЙ – вы раздражительны, агрессивны; ЖЕЛТЫЙ – вы настроены на умственную деятельность, оптимистичны, радостны; ЗЕЛЕНЫЙ – уверенны в себе; ЧЕРНЫЙ – негативно настроены на работу; СЕРЫЙ – вам все равно
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание 1.§19 выучить, 2. Нанести на карту основные район и месторождения полезных ископаемых России. 3.Подготовить интересные факты о полезных ископаемых. 4. Кроссворд «Полезные ископаемые» (10 слов)
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-442987
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект урока по географии в 8 классе
«Минеральные ресурсы России»
Цель урока:
Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России.
Задачи урока:
Познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить состав полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомить с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны.
Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.
Выявить пути рационального использования полезных ископаемых.
Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Продолжить формирование умения работать с географическими картами и сопоставлять их.
Воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
Карты: физическая и тектоническая карты России. Коллекция полезных ископаемых и горных пород. Таблицы: «Образование рудных полезных ископаемых», «Образование нефти», «Образование ископаемого угля».
Ход урока
Организационный момент.
Повторение. Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
(Слайд №1) Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоитвыявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы,связанные с их добычей.
I. Полезные ископаемые.. Виды полезных ископаемых.
-Полезные ископаемые, что это такое? (Слад№2)
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения изучаются образцы полезных ископаемых)
Полезные ископаемые делятся на две группы- рудные (металлические), нерудные(неметаллические),последняя группа, в свою очередь, делится еще на две группы- горючие и химическое сырье.
-Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы, пользуясь тектонической картой в атласе.
-Вспомним, из ранее изученного материала, на какие группы делятся горные породы по происхождению?
(Сайд №3) Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные – осадочные,также встречаются полезные ископаемые той и другой группы метаморфического происхождения (железистые кварциты- рудные, мрамор- нерудные). Исключение составляют алмазы, т.к. неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.
Полезные ископаемые
рудныенерудные
(металлические)(неметаллические)
железная руда, медная руда
химическоегорючие
сырье
соли, гипснефть, газ,
каменный уголь
магматическиеосадочные
железистые
кварцитыметаморфические мрамор
алмазы
II.Условия образования полезных ископаемых.
-Почему такое разнообразие рудных полезных ископаемых?
Это можно объяснить тем, что разные условия образования, разный состав магмы, (с. 63 рис.).С больших глубин из магматического очага произошло внедрение магматических масс. Магма медленно остывает, постепенно образуя кристаллические горные породы и обеспечивая образование полезных ископаемых.
Если магма кислая, то из нее образуется гранит, если еще она насыщается летучими веществами – тодрагоценные камни. Так возникли знаменитые уральские самоцветы. Базальтовая магма- основаобразования руд: меди, никеля, платины. На большой глубине при температуре 3500 С из нее образуетсявольфрам, молибден, на средних глубинах -золото, свинец, малых глубинах (2000 С) – ртуть.
Отсюдаследует, что разнообразие рудных полезных ископаемых зависит от температуры магмы, ее состава иглубины залегания.(Запись в тетради).
Рассмотрим образование осадочных полезных ископаемых.
Нефть имеет органическое происхождение, залегает на глубине, в толще песчаных пористых пород, вприподнятых участках пластов. Образовывалось такое месторождение на протяжении длительнойгеологической истории Земли (500 млн. лет). Мы видим, что происходила смена периодовблагоприятных для образования нефти, с периодами, в которых отсутствуют условия для возникновениянефти.
Как образовывался каменный уголь вы знаете из курса биологии. Древние папоротники попадают вусловия ограниченного доступа кислорода, избыточного обводнения. Тектонические движения приводят к погружению пласта, меняются условия (высокое давление и температура), что приводит к возрастанию количества углерода. Чем глубже залегает пласт, тем лучше качество угля.(Демонстрация образцов каменного угля).
III.Закономерности размещения полезных ископаемых.
-Как полезные ископаемые распределяются?
-Какие полезные ископаемые искать в горах, а ка