Как образовались полезные ископаемые на равнинах 3 класс
Бóльшая часть всех химических элементов, в том числе и очень ценных, рассеяна в горных породах. Лишь очень незначительная часть их сосредоточена в месторождениях полезных ископаемых. Но хотя содержание элементов в горных породах низкое, их общее количество в земных недрах грандиозно.
Все полезные ископаемые по условиям их образования разделяются на глубинные и поверхностные. Глубинные месторождения называются эндогенными (от греческих слов «edo» — внутри, «geos» — происхождение), а поверхностные — экзогенными (греч. «ехо»— снаружи).
Глубинные, или эндогенные, месторождения формируются в результате внедрения в земную кору раскаленных подземных расплавов, или магм, и их застывания. Магма по трещинам проникает в горные породы. При этом только незначительная часть магмы в вулканах достигает поверхности Земли, образуя потоки лавы и скопления вулканического пепла. Большее количество магмы не доходит до земной поверхности и застывает на глубине, образуя глубинные кристаллические магматические породы, такие как гранит. Застывшие на глубине и на поверхности Земли магматические породы широко используют в качестве природных каменных строительных материалов.
Благодаря различию физических и химических свойств элементов в процессе остывания магматических расплавов в недрах Земли происходит их разделение и образуются скопления части химических элементов.
При остывании так называемых основных магм, содержащих в своем составе не более 50% окиси кремния, процесс разделения веществ в них идет подобно выплавке чугуна в домнах. При этом в скоплениях магмы, застывающих на глубине, кверху всплывают легкие породы, а на дно магматического резервуара опускаются тяжелые минералы. Эти тяжелые минералы образуют рудные магматические месторождения. Наиболее значительные из них – месторождения железа и титана, хрома и платины, меди и никеля. Близки к ним по своему происхождению и месторождения алмазов в кимберлитовых трубках Сибири и Южной Африки, но для их образования, кроме высокой температуры, необходимо огромное давление.
Совершенно иначе обособляются ценные минералы при застывании так называемых кислых магм, содержащих более 50% окиси кремния. В этих магмах повышенное содержание различных газов, в том числе паров воды. Газы растворяют многие химические соединения, особенно металлические, и не дают им выпадать в осадок на ранних стадиях остывания магмы. Поэтому условия для их концентрации создаются в самых поздних, не успевших полностью отвердеть остатках магматических расплавов. Часть таких остаточных расплавов магмы, насыщенных горячими газами и растворенными в них ценными элементами, внедряется по трещинам в горные породы и, остывая, образует так называемые пегматитовые жилы. Они состоят из кварца и полевого шпата, а иногда содержат накопления слюды, драгоценных камней (топаз, аквамарин и др.), минералов бериллия и лития, олова, вольфрама, урана.
Магматические газы с растворенными в них ценными соединениями не только накапливаются в остаточных очагах магмы, но также могут просачиваться через уже отвердевшие стенки. Так они проникают в окружающий остывающий магматический очаг породы. При этом между фильтрующимися раскаленными газами и окружающей породой могут возникнуть химические реакции. Особенно бурно они протекают между горячими магматическими газами и известковыми породами. В ходе таких реакций по периферии массивов остывающих магматических пород, в зоне соприкосновения их с известняками, возникают так называемые скарны. Они состоят из минералов, в состав которых входит известь, кремний и алюминий. Кроме того, в скарнах часто накапливаются минералы железа, меди, свинца, цинка, вольфрама, бора.
Но не все магматические газы реагируют на глубине с горными породами. Большая их часть вследствие высокого давления устремляется по трещинам и порам горных пород вверх, к поверхности Земли. При этом минерализованные пары постепенно охлаждаются, сжижаются и превращаются в горячие минеральные воды — гидротермы. Они продолжают подниматься по пористым водопроницаемым горным породам. По мере дальнейшего охлаждения горячих минеральных вод растворенные в них соединения ценных и других элементов выпадают в осадок. Заполняя трещины горных пород, они образуют жилы полезных ископаемых. Часть элементов гидротерм вступает в реакцию с минералами горных пород и отлагается, формируя залежи полезных ископаемых, замещающие эти горные породы. Такие месторождения, образованные отложениями горячих минеральных вод в недрах Земли, называются гидротермальными. С этой очень важной группой эндогенных месторождений полезных ископаемых связаны большие количества руд меди, свинца, цинка, олова, вольфрама и других ценных элементов.
Экзогенные месторождения образуются под действием геологических процессов у поверхности Земли. Они формируются в ходе длительных изменений горных пород по мере их перемещения из недр к поверхности Земли. Такие медленные или внезапные катастрофические подъемы отдельных участков земной коры происходили во все геологические эпохи и продолжаются в наши дни. У поверхности Земли горные породы под действием колебаний температуры и водных потоков механически разрушаются на мелкие и мельчайшие обломки. Под влиянием воды, кислорода и углекислоты они химически разлагаются, меняя свой состав. Продукты такого разрушения уносятся водными потоками в реки и, оседая на их дне, образуют хорошо известные речные месторождения гравия, песков и глин. При этом некоторые химически стойкие, неокисляющиеся, твердые и тяжелые минералы накапливаются в нижней донной части речных отложений, образуя россыпи. В россыпях могут концентрироваться только тяжелые минералы с удельным весом более 3. Поэтому именно в виде россыпей известны месторождения золота, платины, оловянного камня, вольфрамита и т. д.
Значительная часть минеральной массы, находящейся в речной воде в виде ила или в растворенном состоянии, выносится в моря и океаны. Масштабы такого выноса огромны. Так, Волга за год выносит в Каспийское море 25,5 миллионов тонн взвешенного в воде материала, Амударья в Аральское море — 215 миллионов тонн, Амазонка в Атлантический океан — около 1000 миллионов тонн. В океанах и морях минеральные вещества осаждаются и накапливаются на дне. Эти минеральные вещества поступают с континентов, под влиянием силы тяжести, в результате химического воздействия соленой морской воды или в связи с жизнедеятельностью морских организмов. Так создаются толщи пород осадочного происхождения, среди которых находятся пласты осадочных полезных ископаемых. Кроме таких общеизвестных осадочных пород, как пески, глины, известняки, распространены месторождения руд железа, марганца, алюминия, фосфоритов, угля и нефти.
На поверхности Земли образуются месторождения полезных ископаемых также в результате растворения и выноса части вещества грунтовыми водами, причем в остатке накапливаются трудно растворимые ценные минеральные соединения. Например, в породе, состоящей из соединений кальция и алюминия, кальциевые минералы могут растворяться и удаляться с водой, а в остатке накопятся соединения алюминия — бокситы — ценная руда для производства этого металла. Такие месторождения называются остаточными. Среди них, помимо бокситов, известны залежи железной руды, никелевой руды, фосфорных соединений.
Часть растворенного вещества может снова отложиться под землей из грунтовых вод, при их проникновении по проницаемым породам. Возникающие при этом месторождения так и называются инфильтрационными. Среди инфильтрационных известны месторождения никеля, меди, золота, урана.
Если горные породы и заключенные среди них месторождения полезных ископаемых погружаются в глубь Земли, на них действует давление залегающих на них толщ и внутренний жар Земли. Под их влиянием горные породы и полезные ископаемые изменяются, преобразуются в метаморфические, такие, как гнейс или кристаллический сланец. При этом могут возникнуть метаморфические месторождения полезных ископаемых («метаморфоза» — изменение). К ним относятся как ранее существовавшие, но подвергшиеся интенсивному изменению тела, так и возникшие вновь из-за метаморфизма. К таким принадлежат, например, месторождения мрамора, кровельных сланцев, слюды, графита, гранатов.
Анонимный вопрос
10 мая 2018 · 495
Возможна ли добыча полезных ископаемых прямо из магмы?
Поскольку вы сами понимаете, что при современном уровне развития человеческой цивилизации добыча полезных ископаемых из магмы не осуществима технически, остаётся рассуждать о самой целесообразности такого предприятия. Достоверно состав магмы не известен. Под магмой вы, наверное, имеете в виду земную мантию. Учёные не могут определиться детально даже о строении земной коры, до сих пор не известно, какие породы составляют нижние этажи литосферы. А мантия – полная загадка.
Принято считать что основа материков граниты, а океанской коры базальты. Но что представляют на самом деле эти граниты и базальты – вопрос. Было посчитано, что за время существования Земли, мощность осадочных пород должна составлять не менее 70 км. А что наблюдается сегодня? Толщина осадочного чехла на материках редко где достигает 5 км, значит под ним находятся не коренные граниты, а метаморфизированные породы. С океанической корой ещё сложнее и запутаннее. В каком состоянии, какого химического состава находятся вещества ещё глубже, тем более нет ответа.
Не зная досконально строения каменных оболочек планеты, не возможно предсказать, что, где и как искать. Бурить наугад при такой неопределённости; на такое рискованное предприятие не решится ни одно правительство. Задача сверхглубокого бурения по-сложней полёта человека на Марс. Технические трудности, с которыми столкнутся буровики могут быть не преодолимы в принципе.
Почему образуются полезные ископаемые? В земной коре существуют условия дифференциации элементов. Оргомную роль в концентрации месторождений играет вода. А существуют ли такие условия в магме, может быть там элементы перемешаны между собой в единую массу? Тогда добыча оттуда элементов теряет смысл.
Очень хорошо, что вы вспомнили роман А. Толстого “Гиперболоид инженера Гарина”. Это моя любимая книга вместе с “Аэлитой”. Задумка автора была несколько в другом: показать не саму возможность добраться до глубинных полезных ископаемых, а убедить читателя, что достижения науки и техники по-разному служат людям, смотря в чьих руках находятся. Это не не просто научная фантастика, это революционный роман.
Прочитать ещё 1 ответ
Чем природа и географическое расположение Финикии отличалась от природы Египта и Вавилонии? Были ли реки и плодородные земли?
Примерно 4000 лет назад природа, климат и население Ближнего Востока и Северной Африки разительно отличались от современности. Почва была плодородна, воды доставало, население – разнообразно и многочисленно, во всех трёх названных странах был большой торговый и военный флот. Финикия оказалась обделена огромными плодородными дельтами и реками, но обладала кедровыми лесами и горами, оливами и виноградом, располагалась вдоль моря кишащего рыбой, здесь водились улитки-багрянки, используемые в окраске тканей. Народ научился делать оливковое масло и вино, дуть стекло, а главное – строить качественные корабли с прочной обшивкой и килем. Это предопределило особые успехи в морской торговле, пиратстве и войне.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему в настоящие время на нашей планете папоротники существуют, но не идёт образование каменного угля?
Теперь я только задумался, что зря в это дело втягиваюсь. На самом деле, я…
Наверное, вы где-то читали или кто-то вам рассказывал, что каменный уголь когда-то образовался из огромных древних папоротников? И вот вы видите (карликовые, современные) папоротники во время вашего похода в лес, которые как- то подозрительно на вас смотрят и, похоже, что не спешат превращаться в уголь. Но вынужден вас расстроить: процесс образования угля занял многие миллионы лет. А ваша жизнь – это очень мало лет. И вообще, лично я считаю, что к образованию каменного угля папоротники не имели никакого отношения. Уголь (многокилометровые угольные пласты) – это окаменевшая со временем нефть, просочившаяся когда-то из недр нашей планеты в полости (пустые пространства, пещеры), образовавшиеся еще ранее, в верхней части земной коры (толщина пластов от метра до нескольких сотен метров и расположены они как правило под углом к горизонту).
Какие ледниковые формы рельефа встречаются в вашей местности?
Знаток в области красоты, стиля, здоровья, фитнеса. Увлекаюсь кино и…
В Сибири крупнейший горный массив, сформированный ледниковыми процессами – Алтай. Это самая высокая среди гор Южной Сибири, где можно встретить троги, кары, карлинги и островершинные хребты. Непосредственно ледниковый рельеф формируется современными ледниками, площадь которых достигает более 600 кв.км.
Прочитать ещё 1 ответ
Составила учитель начальных классов: Поросенкова Любовь Николаевна.
Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ “Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые”
Задачи:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
– учебник Плешкова “Окружающий мир» 3 класс 1 часть;
– коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
– иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Презентация в программе PowerPoint. Приложение 1
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка дом. задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
– На прошлом уроке мы с вами говорили о некоторых полезных ископаемых, сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “полезные ископаемые”? Что такое «недра» земли? – Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
Скажите, что означает выражение “разработка недр”?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.
– А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.
4. Работа по теме урока. – На прошлом уроке мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми? Давайте вспомним, как они называются.
5. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
У вас в группах лежит образец полезного ископаемого, даете анализ по плану.
Слайд 3
План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
3. Где используется это полезное ископаемое?
– С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. – Где они применяются?
– А сейчас давайте посмотрим на экран.
6. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 4 –Гранит
– Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Однороден ли он по составу?
Слайд 5 – Состав гранита
– Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Слайд 6 – Гранитный массив
Слайд 7- Применение гранита.
обозначается:
7. Работа с учебником.
– Откройте учебники на с. 64
– Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.
Слайд 8
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Слайд 9 – Известняк
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
– А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми.
СЛАЙД – 10 Железная руда
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
обозначается:
СЛАЙД 11
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
СЛАЙД 12 – ТОРФ
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
СЛАЙД 13
(Строительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда;
топливные: каменный уголь, торф)
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
IV. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы же однородны по составу.
Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ
VII. Охрана полезных ископаемых.
1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это охрана полезных ископаемых.
Охрана недр.
Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.