Как называется отбор организмов по признакам полезным человеку
Цели:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся
об эволюции на Земле, её результатах и значении
для развития биологической науки. - Проверить сформированность умений определять
изменчивость у растений и животных, результаты
изменчивости; черты приспособленности к
определённым условиям существования; объяснить
причины и результаты эволюции. - Воспитывать самостоятельность при подготовке
сообщений и материалистическое понимание
развития жизни на Земле.
Оборудование: слайды мультимедиа,
плакаты, тесты, на каждого индивидуальное
задание, технологические карты (приложение
№1).
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний
Форма урока: зачёт
Технология: Модульное обучение.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. БЛИЦ-ОПРОС.
1. Шведский биолог, автор двойной номенклатуры | Линней |
2. Французский учёный, выдвинул идею эволюции за счёт стремления организмов к совершенству | Ламарк |
3. Английский биолог, автор теории эволюции путём естественного отбора | Дарвин |
4. Название корабля, на котором совершил путешествие Ч. Дарвин | Бигл |
5. В каком году Дарвин издал свою книгу “Происхождение видов” | 1859 |
6. Как называется отбор организмов по признакам полезным человеку? | искусственный |
7. Как называется процесс, при котором выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи | естественный |
8. Перечислите движение силы по Дарвину | ______________________________ |
9. Перечислите виды отбора | ______________________________ |
10. Как называется сумма всех генотипов в популяции? | Генофонд |
11. Окраска организма под цвет окружающей среды | Покровит |
12. Яркая окраска ядовитого насекомого | предостережение |
13. Окраска, форма тела и поведение животного, подражающее окраске, форме и поведению какого-то ядовитого либо хищного животного называется | мимикрия |
14. Направление эволюции, которое характеризуется усложнением организации, поднятие её на наиболее высокий уровень | Ароморфоз |
15. Как называются органы сходные по строению, но различные по происхождению | аналогичные |
16. Направление эволюции, характеризующееся упрощением строения | общая дегенерация |
17. Направление эволюции, характеризующееся изменением строения, направленным на приспособление к данным узким условиям среды | идиоадаптация |
18. Как называются органы, различные по строению, но сходные по происхождению | гомологичные |
ІII. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Цель: проверить усвоение
биологических терминов (5 минут)
- Тест для каждого (Приложение №
2 “Биологические термины”) - Самопроверка (ответы на доске)
IV. время 20 минут
Проверка самостоятельной, домашней работы по
группам. (Сообщения с использованием
мультимедиа). Каждая группа отчитывается о своей
работе.
Задание по узловым вопросам темы.
Консультант оценивает каждого в своей группе и
ставит баллы каждому за работу.
Задание, по группам дифференцированное по
уровням. (Слайды: 1 уровень
“Борьба за существование; 2
уровень: “Естественный отбор”, 3 уровень “Главные направления
эволюции и синтетическая теория”)
Консультанты из другой группы анализируют
ответ по плану:
- раскрыто ли полностью задание;
- как развита речь выступающего;
- оценивание ответа (полный ответ 10 баллов)
V. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Работа индивидуальная, дифференцированная.
Тесты розданы каждому ученику, а какой уровень
выбрать, учащиеся решают сами по своим знаниям.
(Тесты по уровням: приложение №
3)
VІ. РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
На отдельных листках попробуйте оценить свою
работу на сегодняшнем уроке по 10-бальной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
Дело:
- как я усвоил материал?
- узнал ли больше?
а) получил глубокие знания – 9-10 баллов
б) усвоил материал частично – 7-8 баллов
в) мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
Я:
- как я работал?
- где допустил ошибки?
- доволен ли своей работой?
а) везде справился самостоятельно – 9-10 баллов
б) допустил ошибки – 7-8 баллов
в) работой не удовлетворён справился с заданиями
плохо – 4-5 баллов
Мы:
- как работали в группе?
- насколько мне помогли одноклассники, учитель и
я им? 1-5 баллов
Моё мнение:
- было ли мне интереснее на этом уроке по
сравнению с другими? - с какими трудностями столкнулся?
- какие пожелания могу дать?
VІІ. ОЦЕНИВАНИЕ.
Приложение
Разработка урока по теме «Эволюция живого мира на Земле»
Разделы: Биология
Оборудование: слайды мультимедиа, плакаты, тесты, на каждого индивидуальное задание, технологические карты (приложение №1).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: зачёт
Технология: Модульное обучение.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. БЛИЦ-ОПРОС.
1. Шведский биолог, автор двойной номенклатуры | Линней |
2. Французский учёный, выдвинул идею эволюции за счёт стремления организмов к совершенству | Ламарк |
3. Английский биолог, автор теории эволюции путём естественного отбора | Дарвин |
4. Название корабля, на котором совершил путешествие Ч. Дарвин | Бигл |
5. В каком году Дарвин издал свою книгу “Происхождение видов” | 1859 |
6. Как называется отбор организмов по признакам полезным человеку? | искусственный |
7. Как называется процесс, при котором выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи | естественный |
8. Перечислите движение силы по Дарвину | ______________________________ |
9. Перечислите виды отбора | ______________________________ |
10. Как называется сумма всех генотипов в популяции? | Генофонд |
11. Окраска организма под цвет окружающей среды | Покровит |
12. Яркая окраска ядовитого насекомого | предостережение |
13. Окраска, форма тела и поведение животного, подражающее окраске, форме и поведению какого-то ядовитого либо хищного животного называется | мимикрия |
14. Направление эволюции, которое характеризуется усложнением организации, поднятие её на наиболее высокий уровень | Ароморфоз |
15. Как называются органы сходные по строению, но различные по происхождению | аналогичные |
16. Направление эволюции, характеризующееся упрощением строения | общая дегенерация |
17. Направление эволюции, характеризующееся изменением строения, направленным на приспособление к данным узким условиям среды | идиоадаптация |
18. Как называются органы, различные по строению, но сходные по происхождению | гомологичные |
ІII. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
IV. время 20 минут
Проверка самостоятельной, домашней работы по группам. (Сообщения с использованием мультимедиа). Каждая группа отчитывается о своей работе.
Задание по узловым вопросам темы.
Консультант оценивает каждого в своей группе и ставит баллы каждому за работу.
Задание, по группам дифференцированное по уровням. (Слайды: 1 уровень “Борьба за существование; 2 уровень: “Естественный отбор”, 3 уровень “Главные направления эволюции и синтетическая теория”)
V. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Работа индивидуальная, дифференцированная.
Тесты розданы каждому ученику, а какой уровень выбрать, учащиеся решают сами по своим знаниям. (Тесты по уровням: приложение № 3)
VІ. РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-бальной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
а) получил глубокие знания – 9-10 баллов
б) усвоил материал частично – 7-8 баллов
в) мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
а) везде справился самостоятельно – 9-10 баллов
б) допустил ошибки – 7-8 баллов
в) работой не удовлетворён справился с заданиями плохо – 4-5 баллов
Источник
Селекция
Этими полезными свойствами могут быть размер и форма плодов, урожайность, удойность у коров, устойчивость к факторам внешней среды (к засушливому климату, к морозу).
Основы селекции
В основе селекции лежит способность генотипа живых организмов к изменениям, что происходит главным образом за счет комбинативной и мутационной изменчивости. В процессе селекции происходит искусственный отбор организмов с полезными для человека свойствами и их размножение.
В результате множества последовательных скрещиваний, в конце концов, селекционерам удается достичь желаемой цели: вывести гибридов с нужными признаками.
Автополиплоидия
Существуют различные тетраплоидные сорта свеклы, мака, кукурузы и других сельскохозяйственных культур, которые отличаются большими размерами плодов.
Аллополиплоидия
В рамках биотехнологии разработаны методы, с помощью которых стало возможным создание бактерий, синтезирующих полезные для человека белки, многие из которых используются как лекарства: аминокислоты, антибиотики, инсулин.
Скрещивание особей в селекции
Каждое скрещивание как сдача новых карт: может повезет, а может и нет. Вполне возможно, что особь унаследует полезные признаки от родителей и сможет передать их своим потомкам, всегда есть и шанс того, что появятся новые полезные для человека признаки, равно как и шанс, что ничего полезного из проводимого скрещивания не выйдет.
Близкородственное скрещивание в течение нескольких поколений приводит к переходу генов в гомозиготное состояние, вследствие чего потомство ослабевает и становится более подвержено наследственным заболеваниям.
Применение отдаленной гибридизации заключается в скрещивании особей, принадлежащих к разным родам и видам. Такие особи обладают крайне полезными для человека свойствами, но часто бесплодны (стерильны).
Отбор в селекции
Отбор организмов исключительно на основе внешних данных (фенотипа). Основным критерием для человека служит проявление признака: размер плодов, цвет лепестков, цвет листьев и т.д. Этот вид отбора характеризуется массовостью и быстротой.
В результате массового отбора формируется группа особей, которые обладают нужными и полезными для человека признаками. В дальнейшем они подвергаются размножению.
Выборочный отбор и сохранение особей с ценными для человека признаками. В ходе индивидуального отбора оценивается не только фенотип, но и генотип, вследствие чего данный вид отбора занимает большее время, но оказывается более эффективен.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Естественный отбор
Учение о естественном отборе создано Ч. Дарвином и А. Уоллесом, рассматривавшими его как главную творческую силу, направляющую эволюционный процесс и определяющую его конкретные формы.
Естественным отбором называется процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными для данных условий наследственными признаками.
Оценивая естественный отбор с позиций генетики, можно сделать заключение, что он проводит, по сути дела, отбор положительных мутаций и генетических комбинаций, возникающих при половом размножении, улучшающих выживание в популяциях, и выбраковывает все отрицательные мутации и комбинации, ухудшающие выживание организмов. Последние просто погибают. Естественный отбор может действовать и на уровне воспроизводства организмов, когда ослабленные особи либо не дают полноценного потомства, либо вообще не оставляют потомства (например, самцы, проигравшие брачные поединки с более сильными соперниками; растения в условиях дефицита света или элементов питания и т. п.).
При этом отбираются или выбраковываются не просто какие-то конкретные положительные или отрицательные качества организмов, а целиком генотипы, несущие эти признаки (включая и многие другие признаки, влияющие на дальнейшие ход и скорость эволюционных процессов).
Формы естественного отбора
В настоящее время выделяют три основные формы естественного отбора, которые приводятся в школьных учебниках по общей биологии.
Стабилизирующий естественный отбор
Эта форма естественного отбора характерна для стабильных условий существования, не меняющихся продолжительное время. Поэтому в популяциях происходит накопление адаптаций и отбор генотипов (и образуемых ими фенотипов), целесообразных именно для существующих условий. Когда популяции достигают определенного набора приспособлений, оптимальных и достаточных для выживания в данных условиях, начинает действовать стабилизирующий отбор, отсекающий крайние варианты изменчивости и благоприятствующий сохранению некоторых средних консервативных признаков. Все мутации и половые рекомбинации, приводящие к отклонению от этой нормы, устраняются при стабилизирующем отборе.
Например, длина конечностей у зайцев должна обеспечить им достаточно быстрое и устойчивое передвижение, позволяющее уйти от преследующего хищника. Если конечности будут слишком короткими, зайцы не смогут убежать от хищников и станут их легкой добычей, не успев дать потомство. Так из популяций зайцев удаляются носители генов коротколапости. Если конечности окажутся слишком длинными, то бег зайцев станет неустойчивым, они будут опрокидываться, и хищники легко смогут их догнать. Это приведет к изъятию из популяций зайцев носителей генов длиннолапости. Выжить и дать потомство смогут лишь особи, имеющие оптимальную длину конечностей и оптимальное их соотношение с размерами туловища. Это и есть проявление стабилизирующего отбора. Под его давлением устраняются генотипы, отличающиеся от какой-то средней и целесообразной в данных условиях нормы. Так же происходит формирование покровительственной (маскирующей) окраски у многих видов животных.
То же касается формы и размеров цветков, которые должны обеспечить устойчивое опыление их насекомыми. Если цветки будут иметь слишком узкий венчик или короткие тычинки и пестики, то насекомые не смогут достать до них своими лапками и хоботками и цветки окажутся неопыленными и не дадут семян. Таким образом, происходит формирование оптимальных размеров и форм цветков и соцветий.
При очень длительных периодах действия стабилизирующего отбора могут возникать некоторые виды организмов, фенотипы которых остаются практически неизменными в течение многих миллионов лет, хотя их генотипы, конечно, претерпели за это время изменения. В качестве примеров можно назвать кистеперую рыбу латимерию, акул, скорпионов и некоторых других организмов.
Движущий отбор
Эта форма отбора типична для меняющихся условий среды, когда возникает направленный отбор в сторону изменяющегося фактора. Так происходит накопление мутаций и изменение фенотипа, связанных с данным фактором и приводящих к отклонению от средней нормы. Примером может служить индустриальный меланиногенез, проявившийся у бабочек березовой пяденицы и некоторых других видов чешуекрылых, когда под влиянием промышленной копоти произошло потемнение стволов берез и белые по окраске бабочки (результат действия стабилизирующего отбора) стали заметны на этом фоне, что обусловило их быстрое выедание птицами. Выигрыш получили темные мутанты, которые успешно размножались в новых условиях и стали доминирующей формой в составе популяций березовой пяденицы.
Сдвигом средней величины признака в сторону действующего фактора можно объяснить появление теплолюбивых и холодо-любивых, влаголюбивых и засухоустойчивых, солелюбивых видов и форм у разных представителей живого мира.
Следствием действия движущего отбора стали многочисленные случаи приспособлений грибов, бактерий и других возбудителей болезней человека, животных и растений к лекарственным препаратам и различным ядохимикатам. Так возникли устойчивые к этим веществам формы.
Действием движущего отбора можно объяснить постепенную редукцию глаз у кротов и пещерных обитателей, утрату крыльев у некоторых птиц, редукцию пищеварительной системы у ряда паразитических червей и т. п.
При движущем отборе обычно не происходит дивергенции (разветвления) признаков и одни признаки и несущие их генотипы плавно заменяются другими, не образуя переходных или уклоняющихся форм.
Дизруптивный, или разрывающий отбор
При этой форме отбора преимущества получают крайние варианты приспособлений, а промежуточные признаки, сложившиеся в условиях стабилизирующего отбора, становятся нецелесообразными в новых условиях, и их носители вымирают.
Под влиянием дизруптивного отбора формируются две или более формы изменчивости, нередко приводящие к полиморфизму — существованию двух или более фенотипических форм. Этому могут способствовать различные условия обитания внутри ареала, приводящие к появлению нескольких локальных популяций внутри вида (так называемых экотипов).
Например, постоянные покосы растений привели к появлению у растения большого погремка двух популяций, активно размножающихся в июне и августе, так как регулярные покосы стали причиной истребления средней июльской популяции.
При длительном действии дизруптивного отбора может произойти образование двух и более видов, заселяющих одну территорию, но проявляющих активность в разные сроки. Например, часто повторяющиеся в середине лета засухи, неблагоприятные для грибов, привели к появлению весенних и осенних видов и форм.
Борьба за существование
Борьба за существование является основным действующим механизмом естественного отбора.
Ч. Дарвин обратил внимание на то, что в природе постоянно существуют две противоположные тенденции развития:
То есть вид стремится занять все возможные для его существования местообитания. Но реальность часто оказывается суровой, в результате чего численность видов и их ареалы оказываются существенно ограничены. Именно борьба за существование на фоне высокого мутагенеза и комбинативной изменчивости при половом размножении приводит к перераспределению признаков, и ее прямым следствием является естественный отбор.
Выделяют три основные формы борьбы за существование.
Межвидовая борьба
Эта форма, как следует из названия, осуществляется на межвидовом уровне. Ее механизмами являются сложные биотические связи, возникающие между видами:
Комбинации этих связей могут улучшать или ухудшать условия жизни и темпы размножения популяций в природе.
Внутривидовая борьба
Эта форма борьбы за существование связана с перенаселенностью популяций, когда между особями одного вида возникает конкуренция за место для жизни — для гнездования, за свет (у растений), влагу, элементы питания, территорию для охоты или выпаса (у животных) и т. п. Проявляется она, например, в стычках и драках у животных и в затенении соперников за счет более быстрого роста у растений.
К этой же форме борьбы за существование относится и борьба за самок (брачные турниры) у многих животных, когда потомство может оставить только самый сильный самец, а слабые и неполноценные самцы исключаются из воспроизводства и их гены не передаются потомкам.
Частью этой формы борьбы является забота о потомстве, существующая у многих животных и позволяющая снизить смертность среди молодого поколения.
Борьба с абиотическими факторами среды
Эта форма борьбы наиболее остро проявляется в годы с экстремальными погодными условиями — сильными засухами, наводнениями, заморозками, пожарами, градами, извержениями вулканов и т.п. В этих условиях могут выжить и оставить потомство только наиболее сильные и выносливые особи.
Роль отбора организмов в эволюции органического мира
Важнейшим фактором эволюции (наряду с наследственностью, изменчивостью и другими факторами) является отбор.
Эволюцию условно можно разделить на естественную и искусственную. Естественной называется эволюция, протекающая в природе под воздействием природных факторов среды, исключая непосредственное прямое воздействие человека.
Искусственной называют эволюцию, осуществляемую человеком с целью выведения таких форм организмов, которые удовлетворяют его потребностям.
И в естественной, и в искусственной эволюции большую роль играет отбор.
Отбор — это или выживание более приспособленных к данной среде обитания организмов, или выбраковка форм, не соответствующих определенным критериям.
В связи с этим различают две формы отбора — искусственный и естественный.
Творческая роль искусственного отбора состоит в том, что человек творчески подходит к выведению сорта растений, породы животных, штамма микроорганизмов, комбинируя разные методы селекции и отбора организмов с целью формирования таких признаков, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека.
Естественным отбором называют выживание особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, и их возможность оставить полноценное в данных условиях существования потомство.
В результате генетических исследований стало возможным выделение двух видов естественного отбора — стабилизирующего и движущего.
Стабилизирующим называется такой вид естественного отбора, при котором выживают только те особи, признаки которых строго соответствуют данным конкретным условиям среды, а организмы с новыми признаками, возникшими в результате мутаций, погибают или не дают полноценного потомства.
Например, растение приспособлено к опылению данным конкретным видом насекомого (имеет строго определенные размеры элементов цветка и их строение). Возникло изменение — увеличился размер чашечки. Насекомое свободно проникает внутрь цветка, не задевая тычинок, за счет чего пыльца не попадает на тело насекомого, что предотвращает возможность опыления следующего цветка. Это приведет к тому, что данное растение не даст потомства и возникший признак не будет передан по наследству. При очень малом размере чашечки опыление вообще невозможно, так как насекомое не сможет проникнуть в цветок.
Стабилизирующий отбор позволяет удлинить исторический отрезок времени существования вида, так как не дает возможности признакам вида «размываться».
Движущий отбор — это выживание тех организмов, у которых появляются новые признаки, позволяющие им выжить в новых условиях окружающей среды.
Примером движущего отбора является выживание бабочек с темной окраской на фоне закопченных стволов березы в популяции бабочек, имеющих светлую окраску.
Роль движущего отбора состоит в возможности возникновения новых видов, что наряду с другими факторами эволюции сделало возможным появление современного многообразия органического мира.
Творческая роль естественного отбора состоит в том, что через различные формы борьбы за существование у организмов возникают признаки, позволяющие наиболее полно приспособиться к данным условиям среды. Эти полезные признаки закрепляются у организмов за счет выживания особей, имеющих такие признаки, и вымирания тех особей, у которых полезные признаки отсутствуют.
Например, северный олень приспособлен к жизни в полярной тундре. Он может там выжить и дать нормальное плодовитое потомство, если сможет нормально добывать свой корм. У оленя кормом является ягель (олений мох, относится к лишайникам). Известно, что в тундре долгая зима и корм скрыт под снежным покровом, который оленю необходимо разрушить. Это станет возможным лишь в случае наличия у оленя очень сильных ног, снабженных широкими копытами. Если реализуется только один из этих признаков, то олень не выживет. Таким образом, в процессе эволюции выживают только те особи, которые обладают двумя описанными выше признаками (в этом и состоит суть творческой роли естественного отбора применительно к северному оленю).
Важно понимать различия естественного и искусственного отбора. Они таковы:
Итак, отбор является важнейшей движущей силой эволюции и реализуется через борьбу за существование (последнее относится к естественному отбору).
Источник