Как называется место скопления полезных ископаемых
- Большая советская энциклопедия
Месторожде́ние поле́зного ископаемого
Скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Месторождения могут заключать газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы — гелий, неон, аргон, криптон), жидкие (нефть и подземные воды) и твёрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы) полезные ископаемые. По промышленному использованию М. п. и. разделяются на рудные (или металлические), нерудные (или неметаллические), горючие (или каустобиолиты) и гидроминеральные (см. Полезные ископаемые). Месторождения подземных вод (См. Подземные воды) (питьевые, технические, бальнеологические, или минеральные, а также нефтяные, содержащие бром, йод, бор, радий и др. элементы в количестве, достаточном для их извлечения) отличаются от месторождений др. полезных ископаемых возобновляемостью запасов. Минимальное количество полезного ископаемого и наиболее низкое его качество, при которых, однако, возможна эксплуатация, называется промышленными кондициями. М. п. и. могут выходить на поверхность Земли (открытые месторождения) или быть погребёнными в недрах (закрытые, или «слепые», месторождения). По условиям образования месторождения подразделяются на серии (седиментогенные, магматогенные и метаморфогенные месторождения), а серии, в свою очередь, — на группы, классы и подклассы.
Седиментогенные месторождения (поверхностные, экзогенные) М. п. и. формировались на поверхности и в приповерхностной зоне Земли вследствие химической, биохимической и механической дифференциации минеральных веществ, обусловленной внешней энергией Земли. Среди них выделяются 3 группы М. п. и.: 1) выветривания (см. Месторождения выветривания), 2) россыпные (см. Россыпи), 3) осадочные (см. Осадочные месторождения).
Магматогенные (глубинные, эндогенные) М. п. и. формировались в недрах Земли при геохимической дифференциации минеральных веществ, обусловленной возникновением магмы (См. Магма) и её воздействием на окружающую среду за счёт внутриземных источников энергии. Среди них выделяется 5 основных групп: Магматические месторождения, 2) пегматитовые М. п. и. (см. Пегматиты), 3) карбонатитовые М. п. и. (см. Карбонатиты), 4) скарновые М. п. и. (см. Скарны), 5) Гидротермальные месторождения.
Метаморфогенные М. п. и. возникали в процессе регионального и локального метаморфизма горных пород (См. Метаморфизм горных пород) (см. Метаморфогенные месторождения).
В соответствии с принятым подразделением геологической истории различают М. п. и. архейского, протерозойского, рифейского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. По источникам вещества, слагающего М. п. и., среди них выделяются месторождения с веществом подкоровых (мантийных, или базальтовых), коровых (или гранитных) магм, а также осадочной оболочки Земли. По месту формирования месторождения разделяются на геосинклинальные (складчатых областей) и платформенные. Известны 4 уровня образования М. п. и. от поверхности Земли: ультраабиссальный — свыше 10—15 км; абиссальный — от 3—5 до 10—15 км; гипабиссальный — от 1—1,5 до 3—5 км; приповерхностный — до глубины 1—1,5 км.
Лит.: Смирнов В. И., Геология полезных ископаемых, 2 изд., М., 1969.
В. И. Смирнов.
Источник:
Большая советская энциклопедия
на Gufo.me
Значения в других словарях
- МЕСТОРОЖДЕНИЕ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО —
МЕСТОРОЖДЕНИЕ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО — скопление минерального вещества в недрах или на поверхности Земли, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования.
Большой энциклопедический словарь
Класс: 3.
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать у школьников представления о
характерных особенностях горных пород, их
разнообразии и распространенности в природе,
привести знания детей о горных породах в систему.
Усвоить понятия: полезные ископаемые,
месторождения, минерал (составная часть горных
пород)
2 .Развивать умения различать полезные
ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе,
охрана и рациональное использование полезных
ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный,
частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора –
это игра, которая связана с психическими
процессами человека, то, что даёт энергию и
стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
Дети становятся в круг друг за другом, глядя в
затылок впереди стоящего. Проводится массаж по
спине соседа:
- Светит солнце (поглаживание)
- Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание
пальчиками) - Налетел ветерок, и полетели листья
(похлопывание по спине) - Дождик переходит в град (более сильное
постукивание пальчиками по спине) - Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание
справа налево) - Начинается листопад (похлопывание ладошками по
спине) и т.д.
– Скажите, какой раздел в окружающем мире мы
начали изучать? (Горные породы)
– Что такое горные породы? (Это различные
вещества, которые залегают на поверхности и в
толще Земли большими массами)
– Назовите места, где могут залегать горные
породы? (Горные породы лежат повсюду: под
фундаментами домов, под асфальтом улиц и
площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей,
лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы
вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
Вертикаль:
1. | Он черный, блестящий Помощник настоящий. Он несет в дома тепло От него всегда светло. (Уголь) |
2. | Не зря она варилась в доменной печи На славу получились ножницы, ключи. (Руда) |
3. | По трубе течет, Пироги печет. (Газ) |
4. | Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета Отгадайте что же это? (Нефть) |
5. | Покрывают им дороги, Улицы в селеньях. А еще он есть в цементе. Сам он удобренье. (Известняк) |
6. | Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф) |
Горизонталь:
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
– На какие группы можно распределить эти горные
породы? (Ответы детей)
1 вариант.
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда,
известняк, гранит, торф), жидкими (нефть),
газообразными (газ).
2 вариант.
Горные породы, состоящие из одного минерала
(газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких
минералов (руда, гранит, торф)
– Что такое минерал? (Естественное образование
кристаллической структуры, залегающее в
глубинах или на поверхности Земли)
– Назовите однокоренные слова к слову минерал.
(Минеролог, минералогия, минералка)
– Минералогия –наука о минералах.
– Минералог – специалист по минералогии.
– Минералка – столовая минеральная вода. Чем
является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые
залегают на поверхности и в толще Земли большими
массами называют горными породами. Они состоят
из минералов. Бывают жидкими, твердыми,
газообразными.
3. Постановка цели деятельности
– Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты
№11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период
государством было потрачено 18,9 млрд. рублей.
В частности, на поиск углеводородного сырья в
прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд.
рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в
прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири
и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках
недр, примыкающих к трассам строительства
нефтегазопроводов. В сибирском регионе
планируют потратить 4,3 млрд. рублей на
бурение…”
– Как вы думаете, почему государство готово
выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
– Так, о чем же мы будем говорить сегодня на
уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель:
узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
– Чем полезны: – песок? (Применяют в
строительстве, в песочнице дети играют с песком )
– глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
– известняк? (Мел, строительный материал)
– нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
– природный газ? (Отопление в деревенских домах,
для газовых плит)
– торф? (Топливо)
– гранит? (Памятники)
– Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти
горные породы полезны. Дополним наши знания,
используя учебник. Разделимся на семь групп.
- 1 группа – найдет информацию о песке;
- 2 группа – о глине;
- 3 группа – об известняке;
- 4 группа – о нефти;
- 5 группа – о торфе;
- 6 группа – об угле;
- 7 группа – о железных рудах;
- 8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе
горных пород.
Песок используют для производства стекла.
Для этого песок специально смешивают с известью
и содой, ставят в специальные печи. От сильного
жара смесь плавится и получается жидкое стекло.
Его заливают в формы, где оно остывает и
становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую
фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми
засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом,
идет на изготовление цемента, бетона,
железобетона и пенобетона. Из него получают
известь, строительные камни, известковые
растворы. Много лет назад здания в Москве строили
из белого известняка. Некоторые из них
сохранились до сих пор: Колокольня Ивана
Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры
мостов. Отполированный гранит используют для
облицовки зданий, станций метро, складывают из
кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи,
синтетические материалы, солярку, керосин, мазут,
шины, камеры колес, рыболовную леску,
полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для
домашних животных, так как сухой торф хорошо
впитывает влагу. А если смешать с навозом,
становится прекрасным удобрением для огородов и
полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно
использовать как топливо для печей и на
электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус,
газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее
химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На
специальных электростанциях ток вырабатывается
с помощью каменного угля. Из каменного угля
делают краски, пластмассы, резину, даже
лекарства. Без угля невозможна выплавка
металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы:
чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают
медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и
многие другие металлы. Эти металлы называют
цветными, потому что имеют разнообразную
окраску. Металлы хорошо проводят тепло и
электричество. Поэтому электрические провода
делают из металла. Рельсы, кровля для крыш,
водопроводные трубы изготовлены из различных
металлов.
– Как можно назвать горные породы, которые
полезны людям? (Предположения детей)
– Такие горные породы называют полезными
ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их
выкапывают из недр Земли)
– А место скопления полезных ископаемых в земле
называется месторождением. От каких слов
образовалось слово месторождение? (Место,
родиться)
– На какие группы можно разделить полезные
ископаемые в зависимости от назначения? (Дети
высказывают предположения, например: “Одни
полезных ископаемых, такие как песок, глина,
мрамор, гранит, известняк – применяют в
строительстве”)
– Каким общим свойством объединены: уголь,
нефть, природный газ, торф? (Они горят)
– Поэтому их называют горючими полезными
ископаемыми и используют в основном как топливо.
– Полезные ископаемые, в состав которых входят
железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства,
которые люди добывают из глубин земли,
называются полезные ископаемые. Полезные
ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
– Обратите внимание на дома в нашем городе.
Какие полезные ископаемые были использованы при
их строительстве?
– Назовите горючие полезные ископаемые. Как их
используют?
– Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они
сделаны?
– Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой
был сделан из металла. Из какого металла? Что с
ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону
Тест
1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
Ответы на тест
1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
6. Итог урока
– Какая тема урока была рассмотрена сегодня?
(Полезные ископаемые)
– Рассмотрите схему (Приложение 1).
Расскажите, как используют различные полезные
ископаемые. Приведите свои примеры.
Добрый день, мой читатель. Сегодня я расскажу тебе о том, какие крупнейшие месторождения полезных ископаемых существует в мире и отдельно в нашей стране. А для начала я напомню тебе, что же такое полезные ископаемые.
Полезными ископаемыми во всем мире принято считать органические и минеральные образования, находящиеся в земной коре, состав и свойства которых можно эффективно использовать в сфере промышленного производства и народного хозяйства.
Одной из разновидностей природных ископаемых являются минеральные ресурсы – горные породы и минералы, используемые в минерально-сырьевой базе мирового хозяйства.
Сегодня мировая экономика использует свыше 200 видов рудных, топливно-энергетических и минеральных ресурсов.
Закономерности размещения ископаемых ресурсов
В далеком прошлом наша Земля пережила многочисленные стихийные бедствия, одним из которых было извержения вулканов. Горячая магма из жерла вулкана разливалась по поверхности нашей планеты и затем остывала, затекая в глубокие расщелины, где со временем кристаллизовалась.
Магматическая деятельность больше всего проявилась в районах сейсмически активных зон, где в течение долгого времени развития земной коры формировались полезные ресурсы, которые распространены относительно равномерно по всей планете. Основные континенты распространения сырьевых ресурсов – это Южная и Северная Америка, Евразия и Африка, Азия и Австралия.
Как известно, у разных металлов разная температура плавления, а от температуры зависит состав и расположение скоплений рудных ископаемых.
Содержание металлов и других полезных веществ в расплавленной магме предопределило возникновение жидких, твердых и газообразных растворов магматических месторождений.
Размещение этих месторождений имело свои определенные закономерности, зависящие от геологических особенностей и погодных факторов:
- время появления земли,
- строение земной коры,
- тип и рельеф местности,
- форма, размер и геологическое строение территории,
- климатические условия,
- атмосферные явления,
- водный баланс.
Районы размещения полезных ископаемых характеризуются замкнутой областью сосредоточения местных месторождений ископаемых и называются бассейнами. Им характерна общность формаций горных пород, единый процесс накопления осадков в тектонической структуре.
Крупные скопления полезных ископаемых, имеющие промышленное значение называются месторождениями, а близко расположенные, замкнутые их группы называют бассейнами.
Виды ресурсов нашей планеты
Основные ресурсы на нашей планете найдены на всех континентах — Южная и Северная Америка, Африка и Евразия, Австралия и Азия, распространены не равномерно и поэтому на разных территориях набор их различен.
Мировая промышленность требует ежегодно все больше сырья и энергии, поэтому геологи ни на минуту не прекращают свои поиски новых месторождений, а ученые и отраслевые специалисты разрабатывают современные технологии добычи и переработки добытого сырья.
Это сырье уже добывается не только в недрах земли, но и на дне морей и прибрежья океанов, в труднодоступных районах земли и даже в условиях вечной мерзлоты.
Наличие разведанных запасов со временем потребовало от специалистов данной отрасли их учета и классификации, поэтому все полезные ископаемые были поделены по физическим свойствам на: твердые, жидкие и газообразные.
Примерами твердых ископаемых могут служить – мрамор и гранит, уголь и торф, а также руды различных металлов. Соответственно жидкие – минеральные воды и нефть. А также газообразные – метан и гелий, а также различные газы.
По своему происхождению все ископаемые были поделены на осадочные, магматические и метаморфические.
Магматические ископаемые отнесены к местам поверхностного либо близкого залегания от поверхности выхода кристаллического фундамента платформ, в период активности тектонических процессов.
Осадочные ископаемые образовались в течение многих веков и тысячелетий из останков древних растений и животных, и используются в основном в качестве топлива.
Топливные минеральные ископаемые образуют наиболее крупные нефтегазовые и угольные бассейны. Метаморфические ископаемые образовались в результате изменения осадочных и магматических пород из-за изменения физико-химических условий.По сфере использования на горючие, рудные и нерудные, где отдельной группой были обозначены драгоценные и поделочные камни.
Горючее ископаемые это – природный газ и нефть, уголь и торф. Рудные ископаемые это – горные рудные породы, в составе которых есть компоненты металлов. Нерудные ископаемые это породы веществ, не содержащие металлов – известняк и глина, сера и песок, различные соли и апатиты.
Наличие общих запасов полезных ископаемых
Для промышленного освоения не все разведанные месторождения полезных ископаемых в виду их неблагоприятных и труднодоступных условий человечество могло добыть, поэтому в мировом рейтинге по добыче запасов природного сырья каждая страна заминаем свое определенное место.
Ежегодно горные инженеры и геологи продолжают выявлять все новые запасы подземных богатств, отчего лидирующие позиции отдельных государств из года в год меняются.
Так считается, что Россия самая богатая в мире страна по объемам добычи природных ресурсов, а именно 1/3 мировых запасов природного газа находится именно здесь.
Самое крупное месторождение газа в России – Уренгойское и Ямбургское, из-за чего наша страна в мировом рейтинге по данному сырью занимает первое место. По запасам и добыче вольфрама Россия на втором месте.
Крупнейшие бассейны угля у нас расположены не только на Урале, но и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Центральной России, поэтому по углю Россия на третьем месте мирового рейтинга. На четвертом месте — по золоту, на седьмом — по нефти.
Основные газонефтяные месторождения на материках расположены в предгорных прогибах и впадинах, однако самые большие мировые залежи этого сырья находятся на морском дне континентального шельфа. Так в Африке и в Австралии большие запасы нефти и газа был найдены в шельфовой зоне материкового побережья.
В Латинской Америке имеются огромные запасы цветных и редких металлов, поэтому эта страна по данному природному сырью в мире занимает первое место. В Северной Америке находятся крупнейшие каменноугольные бассейны, поэтому данные природные ископаемые по своему запасу вывели эту страну на первое место в мире.Очень перспективной по запасам нефти можно считать Китайскую платформу, где такие топливные ископаемые как нефть и газ использовались для освещения и отопления человеческих жилищ с IV века до нашей эры.
В зарубежной Азии сосредоточены самые богатые по разнообразию полезные ископаемые, на что повлияли вулканические и сейсмические формы рельефа, а также деятельность многолетней мерзлоты, ледников, ветра и текущих вод.
Славится Азия во всем мире своими запасами драгоценных и полудрагоценных камней, поэтому этот материк очень богат разнообразием полезных ископаемых.
Тектоническое строение в истории геологического развития такого континента как Евразия обусловили разнообразие рельефа местности, из-за чего здесь имеются самые богатые в сравнении с другими странами мировые запасы нефти.
Большие запасы рудных ископаемых в Евразии связаны с фундаментом платформ мезозойской складчатости.
В поисках топливных и других сырьевых ресурсов человечество движется все увереннее в глубины Мирового океана, где черное золото и природный газ добывается на материковых глубинах свыше 3000 метров, ведь дно этого района нашей планеты мало изучено и точно содержит неисчислимые запасы драгоценного природного сырья.
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в России и в мире, и вы узнали из нее много полезного. Может быть, и вам приходилось заниматься любительской добычей некоторых из них, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно об этом прочесть. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.