Как научиться делать то что полезно

Как научиться делать то что полезно thumbnail

Чтобы научиться чему-то новому и полезному, вовсе не обязательно большое количество времени, порой достаточно и 10 минут. Например, за это время можно отработать технику моментального завязывания шнурков или повторить важные правила оказания первой помощи.

AdMe.ru собрал несколько вариантов того, как провести совсем небольшое количество времени с максимальной пользой.

1. Научиться безошибочно выбирать спелые фрукты

Среди миллиона кулинарных лайфхаков есть по-настоящему бесценные сокровища. Вот несколько из них.

Пользовательница сайта Quora поделилась следующим советом: чтобы выбрать сочный апельсин или грейпфрут, нужно покупать тот фрукт, который будет тяжелее по сравнению с остальными апельсинами или грейпфрутами схожих размеров. Женщина уверяет, что этот совет ей много лет назад дал пожилой мужчина в супермаркете, с тех пор она им и пользуется.

Кстати, с арбузами это работает в обратную сторону: вкуснее тот, что окажется по весу легче.

Другая пользовательница сервиса советует, как правильно выбирать клубнику. Все очень просто: если клубника только выглядит красиво, но совсем не ароматная, то такая ягода окажется безвкусной.

2. Посмотреть познавательную лекцию

Провести время с пользой можно всего в пару кликов, если зайти на сайт с лекциями TED.com. В верхней панели во вкладке Watch есть кнопка Surprise Me — можно выбрать категорию видео (забавное, очаровательное, вдохновляющее и др.), указать лимит ролика по продолжительности (5, 10, 15 мин. и т. д.) и выбрать выпавшую для просмотра лекцию. Можно гулять между категориями и обновлять страничку снова и снова — так будут появляться все новые видео. Лекции опубликованы на английском языке, но для некоторых предусмотрены в том числе и русские субтитры.

3. Запомнить, как правильно оказывать первую помощь

Такие знания никогда не будут лишними, и 10 потраченных минут могут однажды спасти чью-то жизнь. К примеру, можно ознакомиться с нашей инструкцией по оказанию первой помощи.

Одним из самых распространенных неврологических заболеваний в мире является эпилепсия, но неправильно оказанная первая помощь может лишь усугубить состояние человека. Рекомендации совсем несложные, важно лишь их правильно соблюдать. Вот что советует Международная эпилептическая лига:

  • Засеките время начала приступа.
  • Первым делом стоит проверить, нет ли вокруг предметов, о которые больной может случайно пораниться во время припадка. Отодвиньте при необходимости мебель и другие предметы.
  • Опустите человека на землю и подложите что-то мягкое под голову. Важный момент: не запрокидывайте голову больному!
  • Не пытайтесь удержать человека в неподвижном состоянии — это не поможет.
  • Ни в коем случае не кладите больному ничего в рот и не пытайтесь разжать челюсть или удержать язык. Существует миф, что при эпилептическом припадке необходимо предотвратить прикусывание языка. Но на самом деле попытки сделать это безуспешны и даже опасны.
  • Проверьте время. Если припадок длится больше 5 минут, то необходимо вызвать скорую помощь.
  • Когда припадок прекратится, уложите человека в удобное положение (лучше положить его на бок). Удостоверьтесь, что его дыхание в норме. Проверьте, свободны ли дыхательные пути.
  • Не оставляйте человека одного, пока его состояние не стабилизируется. Если приступ повторился или человек получил травму, то также необходимо вызвать скорую помощь.

4. Научиться нескольким приемам, полезным в общении

Никогда не помешает овладеть парочкой полезных психологических приемов для более комфортного общения с людьми.

  • Люди чаще смотрят на вещи, которые приобрели недавно. Таким образом можно угадать, какой комплимент лучше сделать человеку.
  • Психолог Дейл Карнеги отмечал, что люди любят, когда к ним обращаются по имени. Это действительно работает, и стоит взять этот трюк на заметку — его проверить легко и вы наверняка заметите эффект. Важно не переборщить и не называть человека по имени уж слишком часто.
  • Кстати, про имена. Часто при знакомстве имя человека вылетает у нас из головы, не успевая запомниться. Выходит весьма неловкая ситуация, выйти из которой можно сразу несколькими способами, например попросите человека записать свой номер в ваш телефон. Обычно вместе с номером люди записывают и имя.
  • Во время конфликта старайтесь говорить спокойно, более того, старайтесь снижать громкость и тональность диалога. Чтобы овладеть этим навыком, вам, возможно, понадобится гораздо больше 10 минут, но оно того стоит.

Еще несколько полезных приемов ищите в этой статье.

5. Научиться мгновенно завязывать шнурки

Казалось бы, что нового можно придумать в завязывании шнурков? Чтобы научиться этому способу, вам понадобится не так уж много времени, зато результат наверняка удивит. Это быстро, удобно и к тому же эффектно (особенно для детей). Ролик с пошаговой инструкцией можно посмотреть здесь.

6. Залипнуть в сервисах от Google

Думаете, у Google есть только поисковая система, почта и еще пара-тройка скучных сервисов? Как бы не так! Сайт предлагает сразу несколько любопытных приложений, в которых можно провести множество свободного времени:

  • Google Sky — приложение Google Maps, которое позволяет рассмотреть и изучить космическое пространство, окружающее Землю. Создано при помощи телескопа «Хаббл»: можно рассмотреть снимки, сделанные с его помощью, изучить созвездия и просто виртуально прогуляться под ночным небом.
  • Приложение Google Fonts предлагает различные варианты шрифтов.
  • В Google Arts & Culture можно зависнуть ох как надолго: в отличном качестве здесь собраны шедевры мировой живописи, которые можно рассматривать чуть ли не под лупой. Также здесь можно прочитать интересные статьи об искусстве и пройти виртуальную экскурсию, например узнать все подробности о бюсте Нефертити.
  • И в качестве бонуса — легендарная игра PAC-MAN.

7. Написать самому себе письмо в будущее

Простой и понятный сервис помогает написать письмо прямо в будущее: можно отправить послание через год, 3 года, 5 лет или же выбрать определенную дату. Получать такие послания волнительно, но в то же время интересно: так можно написать о собственных планах, желаниях и переживаниях, а потом проанализировать, что удалось воплотить и над чем еще стоит потрудиться.

8. Вооружиться законом Парето

Знаменитый закон Парето гласит: 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата. Важны не столько цифры, сколько само соотношение 1/4. Но как научиться применять это правило в жизни? Возьмите листок и запишите ответы на следующие вопросы:

  • Какие дела занимают 20 % вашего времени, доставляя вам при этом 80 % радости?
  • Какие задачи (например, во время работы) занимают 80 % вашего времени? Бумажная волокита, ответы на почту, посиделки с коллегами?
  • Какие 20 % вещей делают отношения с вашим партнером ближе на 80 %?
  • Какие 20 % одежды вы носите 80 % времени?

Так вы сможете увидеть, на что тратите время, как складываются ваши отношения с окружающими людьми, без каких вещей не можете представить свой гардероб и т. д. Вопросы вы можете формулировать самостоятельно. Это поможет задуматься над определенными моментами в вашей жизни, оценить эффективность поступков и действий.

9. Научиться правильному дыханию

Полезно научиться дыханию при помощи диафрагмы — мышцы, расположенной под легкими в области живота. Такое дыхание нормализует кровяное давление и снижает сердцебиение, помогает успокоиться и придает энергии.

Положите одну руку себе на грудь, а другую на живот. Постарайтесь надуть живот при вдохе, важно, чтобы грудная клетка при этом не приподнималась. Это и есть дыхание диафрагмой.

При привычном нам грудном дыхании в кровь поступает меньшее количество кислорода по сравнению с дыханием при помощи диафрагмы. В целом такое дыхание оказывает благоприятный эффект на организм, но людям с гипертонией его стоит избегать.

10. Выявить и восполнить пробелы в знании географии

Проверить знания географии и подтянуть их при необходимости поможет этот сайт. Категорий множество: можно угадывать страны, реки, моря, пустыни и т. д. Правда, вам понадобится куда больше времени, чем 10 минут, но это не беда. И увлекательно, и интересно, и полезно, и английский язык можно подтянуть — сплошная польза.

Источник

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были — от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей — в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза, которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного — регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

1. Разбить этот навык на мелкие элементы;

2. Последовательно изучить каждый из этих элементов;

3. Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;

4. Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро — а может быть, даже доставите его другим.

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах — от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников — показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий — то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

1. Выберите привлекательный проект.

2. Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.

3. Определите целевой уровень мастерства.

4. Разбейте навык на элементы.

5. Приготовьте всё необходимое для занятий.

6. Устраните препятствия для занятий.

7. Выделите специальное время для занятий.

8. Создайте быстрые петли обратной связи.

9. Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.

10. Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.

Второй список — это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

2. Признайте, что вы ничего не понимаете.

3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

4. Представьте результат, противоположный желаемому.

5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

6. Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.

7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

8. Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.

9. Сформулируйте и уточните прогнозы.

10. Уважайте свой организм.

Ментальные модели — это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист — переменными и алгоритмами, музыкант — нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.

2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать — это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

1. Новичок

2. Продолжающий

3. Компетентный

4. Специалист

5. Эксперт

6. Мастер

Новичок всегда следует правилам — для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных — достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат — зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей — на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает — и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ — настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер — это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные — между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое — осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов — в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» — интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Источник: newtonew

Источник