Как научить ребенка есть полезную пищу

Как научить ребенка есть полезную пищу thumbnail

Ваш ребенок отворачивает нос при виде тушеных овощей или горохового супа, зато с радостью уплетает конфеты и печенье? Поверьте, причина не только в детском упрямстве, но и во врожденных инстинктах выживания. В природе кислые и горькие растения нередко оказываются ядовитыми, поэтому у маленьких детей рецепторы на языке очень чувствительны к этим вкусам. К тому же торты и конфеты хорошо обеспечивают энергией, поэтому предрасположенность к сладостям есть у людей на генном уровне. В этой статье мы расскажем, как ученые предлагают приучать детей к полезной пище.

Мыв AdMe.ru изучили исследования по этой теме и собрали самые интересные и полезные советы.

1. Ешьте вместе с детьми

Традиция есть вместе с детьми существует у многих европейских народов: испанцы собираются всей семьей на обед, немцы в середине дня или вечером – на Kuffee and Kuchen (кофе и пирожное), а французы во время обедов и ужинов сажают за стол даже маленьких детей.

Пользу от таких трапез трудно переоценить. Обедая или ужиная с семьей, ребенок съедает больше овощей и охотнее пробует новые продукты. Он перенимает от вас полезные пищевые привычки (например, есть кашу по утрам). Расширяет словарный запас и учится поведению за столом.

В целом дети, которые едят вместе с родителями, психологически здоровее и счастливее сверстников.

2. Не запрещайте сладости

То, что запретный плод сладок, знают еще со времен Адама и Евы. Но многие родители не разрешают детям есть конфеты или фастфуд, мотивируя тем, что это вредно.

На самом деле получается с точностью до наоборот: чем больше вы запрещаете что-то детям, тем сильнее им хочется. И в результате ограничения в еде становятся причиной переедания и лишнего веса у детей.

Если вы сами не можете отказаться от вредной еды, давайте ее и детям. Только объясните: сладости или чипсы нельзя есть ежедневно или заменять ими нормальную еду, так как это вредно для здоровья.

3. Не давайте большие порции еды

Прислушивайтесь к сыну или дочери, если ребенок говорит, что не хочет больше есть. Дети до 5 лет сами чувствуют, когда они насытились. Если вы будете насильно кормить малыша, то вскоре отобьете в нем желание не только есть полезную пищу, но и вообще садиться за стол.

Ребенку старше 5 накладывайте еду небольшими порциями: дети, как и взрослые, склонны есть больше, если на тарелке много еды. Если сын или дочка не насытится, то сможет всегда подложить себе еще пищи.

4. Предлагайте новое блюдо не меньше 10 раз

Предлагайте новые блюда регулярно, но при этом ненавязчиво. С возрастом вкусовых рецепторов у ребенка станет меньше, и он полюбит полезные продукты.

Имейте в виду: для того чтобы малыш привык к новому блюду, он должен попробовать его от 10 до 16 раз. Поэтому не стоит делать выводы о том, что из еды ребенок не любит, после того как вы предложили ему пищу два или три раза.

5. Не давайте конфеты в качестве награды

Не вознаграждайте за съеденную тарелку цветной капусты конфетами. Политика вознагражения – это плохой вариант приучения к полезным продуктам, поскольку дети начинают относиться к ним как к чему-то неприятному, что нужно перетерпеть. И в результате избегают такой еды.

А если ребенок еще маленький, то вообще не давайте ему сладости в качестве награды. Лучше купите ему любимые фрукты или ягоды. Когда малыш привыкнет к этому, то будет больше радоваться апельсину и банану, чем плитке шоколада.

6. Чаще обнимайте своего ребенка

Повышенная тяга к сладостям у ребенка может быть связана с недостатком внимания. Доказано, что люди едят больше сахара, когда им скучно или они расстроены. Поэтому если не хотите, чтобы ребенок пристрастился к сладостям, чаще обнимайте и целуйте своего малыша.

И не используйте еду в качестве утешения. Иначе ваше чадо может привыкнуть много есть во время стресса.

7. Прививайте полезные пищевые привычки до года

Наиболее благоприятным временем для приучения малыша к здоровой еде является возраст до года. Дети, которые ели овощи и фрукты в младенчестве и в возрасте 1–2 лет, позитивно относились к ним и впоследствии. После 3 лет вводить новые блюда становится сложнее.

Также важно, чтобы опыт взаимодействия с новой едой был позитивным и неоднократным. Не давите на малыша, лучше предлагайте незнакомое блюдо по чуть-чуть, чтобы ребенок привык к его вкусу.

Начать закладывать основы здорового питания можно еще в период беременности. В это время и в период кормления грудью женщине нужно питаться разнообразно, отдавая предпочтение полезным продуктам. Из амниотической жидкости и молока ребенок воспринимает аромат новой еды, запоминает его и позднее с большей охотой ее ест.

8. Поощряйте активность детей

Если ребенок плохо кушает, поощряйте подвижные игры и физическую активность. Любое движение улучшает аппетит, а также предупреждает появление лишнего веса. Проголодавшись после игр или спортивных занятий, он с большей вероятностью съест даже нелюбимую еду.

Также можно, по примеру итальянцев, готовить вместе с детьми. Так ребенок не только узнает азы кулинарии, но и наверняка попробует собственноручно приготовленное блюдо.

9. Обеспечьте разнообразие

Еда должна обеспечивать ребенка всеми необходимыми микро- и макроэлементами, достаточным количеством белков, углеводов и полезных жиров. Поэтому важно, чтобы продукты были не только полезными, но и разнообразными.

Следите, чтобы в открытом доступе для детей было больше овощей, фруктов и другой полезной еды, а не печенья и булочек. Единственныйнадежный способ уберечь детей от вредной пищи – это не держать ее дома. Итальянцы, например, вообще не покупают майонез, чипсы, полуфабрикаты и другие малополезные продукты. Поэтому у ребенка и не возникает соблазна их попробовать.

10. Не допускайте лишних перекусов

Жевать целый день – плохая привычка, которая заглушает естественное чувство голода и мешает нормальному усвоению пищи. У детей должно быть три основных приема пищи. Между ними у малышей допустимы два перекуса, а у детей старшего возраста (не имеющих значительных физических или умственных нагрузок) – один.

Строгих правил на этот счет придерживаются французы. Они делят всю еду на три приема. В перерывах между ними не бегают к холодильнику (в том числе и по ночам) и не едят на ходу. Только дети могут перекусить куском торта, фруктами или шоколадом после школы, но и этот прием пищи (он называется goûter) совершается строго в период с 4 до 6 вечера.

11. Приучайте ребенка есть только за столом

Избегайте телевизора, игр и других способов отвлечения от еды. Пусть ребенок учится есть сам – при помощи детской посуды, нагрудников и стульчиков для кормления. Малыш должен быть полностью сосредоточен на еде.

Не торопите малыша: пусть он ест с такой скоростью, с какой может. Чем медленнее он будет есть, тем лучше усвоится пища.

Как приучаете к здоровой пище своих детей вы? Расскажите нам об этом в комментариях.

Источник

Очень часты жалобы молодых родителей в кабинете врача: «Он у нас не ест мясо, рыбу, не пьет молоко, только булочки и конфеты, ничем больше накормить невозможно…»

Вариации продуктов, попадающих в опалу у малыша, могут быть различными, но суть остается той же: ребенок проявляет избирательность в еде, и явно не в пользу полезных продуктов. Родители переживают по поводу получения ребенком необходимых для роста и развития калорий, и во время еды происходят настоящие войны или спектакли. Почему так происходит и что делать, делится опытом Рassion.ru.

Сигнал организма

Иногда на определенных этапах роста и развития ребенку требуется преобладание одного вида пищи и ограничение другого – в периоды построения и укрепления скелета, когда кроха начинает ходить, зачастую малыши подсознательно и интуитивно предпочитают молочное, так как эти продукты богаты недостающим кальцием. А вот мясное и каши, к примеру, временно попадают в опалу.

Такое состояние обычно проходит по мере накопления необходимых веществ и не требует паники со стороны родителей и насильственных кормлений. Даже взрослый организм зачастую подает сигналы о том, что ему нужно и не нужно, говоря: «хочу мяса» или «потуши капусты». Ребенок также имеет право слушать сигналы своего организма и следовать им.

Подайте пример

Конечно, все родители знают, что правильное питание важно для детей, и за завтраком предлагают ему надоевшую манную кашу, в то время как сами нос воротят от одного ее вида, уплетая сосиски с яичницей. Вот подумайте сами, вы бы стали на месте ребенка есть кашу?

Хотите, чтобы он ел полезные продукты – покажите ему пример и приучите всю семью питаться правильно и полезно, ешьте все одинаковую еду на завтрак. Проявите фантазию: аппетит убивает однообразие и серость, скука. Если котлета будет в форме рыбки с глазами из моркови, соблазн съесть ее будет велик, а пресловутую манную кашу можно сделать безумно вкусной, превратив ее в чудесный и воздушный пудинг.

Дайте ребенку проголодаться

Родители зачастую из благих намерений пытаются накормить малыша посытнее и поплотнее, не задумываясь о том, что его потребности с возрастом меняются, и он уже не полугодовалый малыш, которому нужно есть строго по расписанию через 2,5-3 часа.

Дети с возрастом переходят на более резкие приемы пищи, им нужно «нагулять аппетит» и израсходовать предыдущие калории, так как тело их растет уже не так активно, и энергии на рост уходит не столь много. Поэтому вспомните, что голод – это лучший стимул для привереды, дайте ребенку походить и проголодаться.

Когда ребенок захочет поесть, предложите то, что запланировали на завтрак или обед, и если блюдо отвергнуто, не идите на поводу и не думайте, что ваше чадо скончается от голода. Перекройте доступ ко всем перекусам и отправьте на полчаса «догуливать аппетит» – обычно самые упорные съедают нелюбимые котлеты со второго-третьего раза. Сложнее всего в этой ситуации – пересилить себя и понять, что кормление не должно быть чем угодно, лишь бы вовремя.

Учите малыша есть самостоятельно

Очень часто приемы пищи превращаются в балаган с плясками дедушек и уговорами бабушек, и к кормлению ребенка привлекают всех, вплоть до кошки Мурки. Это приводит к закреплению у ребенка неправильных пищевых рефлексов и формированию капризности в еде.

Не стоит практиковать подобных методик, лучше привлечь малыша к процессу приготовления пищи и сервировке. Ребенок с гораздо большим рвением поест то, что приготовили с мамой вместе, и если ему будет дано право выбора тарелочки, салфетки и места еды.

Еще одной причиной плохого аппетита является боязнь того, что ребенок все запачкает и раскидает еду, тогда мама сначала рвется кормить ребенка сама, чтобы все было чисто, а когда он подрастает, выясняется, что он не научился есть ложкой или вилкой. За этим следует категорический отказ от правильной еды в пользу того, что можно взять руками и быстро съесть.

Поэтому, как только вы научите ребенка удерживать в руках ложечку, пусть учится кушать сам – кухню отмыть не так сложно, а вот навыки малышу необходимы.

«Маскируем» нелюбимую еду

Есть, конечно, отдельные нелюбимые продукты, которые ребенку полезны, но от которых он воротит нос категорически. Однако хитрая мама всегда может умело спрятать их в любимом блюде.

Итак, если малыш:

…не любит мясо

Малыши не жалуют мясо потому, что оно достаточно плотное, и его нужно жевать зубками. Тогда можно пропускать мясо через блендер или мясорубку, добавив его в суп, сделать пирог с начинкой из фарша, так это будет напоминать лакомство.

Можно сделать паштет с тыквой и морковью, добавив в него печень, куриное мясо или говядину, из-за сладкого вкуса моркови и тыквы он понравится малышу больше – можно намазать паштет на любимую булочку или на кусочек овоща. Сделайте много густого соуса со сметаной или йогуртом, скатайте из фарша мелкие фрикадельки и залейте их соусом, чтоб не было понятно, что это мясо.

Кто же не любит гамбургеры? Так сделайте тонкую котлетку или тщательно отбитый кусочек курицы или мяса на пару, нарежьте овощи, сыр и салат, сложите все этажами. Особенно здорово будет, еслималыш поможет вам приготовить часть блюда, а мясо вы положите незаметно в самом конце – попросив малыша закрыть глаза.

Если ребенку по каким-то причинам нельзя давать мясо или он его не любит – заменить его по составу смогут рыба, творог, яйца и молочные продукты.

…не ест овощи

Обычно дети не едят овощи потому, что они не так красивы и ярки по вкусу, как фрукты. Дети обычно «едят» глазами, поэтому блюдо должно им нравиться внешне – тогда будет большее желание съесть его.

Вам понадобится фантазия в оформлении блюда: выложите из овощей человечка, цветочек, грибочки – сложно не соблазниться подобными картинками. Выложите из овощей фигуры, и кроме обеда у вас будет полезная развивающая игра. Пригласите малыша строить из овощей – пусть он сам создаст съедобную картинку для вас, а вы – для него. А потом поешьте вместе – вы кормите его, а он вас, кто быстрее…

Для улучшения вкуса овощей их можно припустить на сливочном масле, а затем уже тушить. Из свежего помидора и щепотки специй и зелени при малыше сделайте домашний кетчуп – с ним блюдо будет вкуснее.

Выбирайте овощи, которые малыш больше любит – сладкую кукурузу, болгарский перец, помидоры, а нелюбимые овощи, мелко порезав, в небольшом количестве прячьте среди любимых. Не стоит забывать, что из многих овощей можно делать вкусные и сладкие блюда: из тыквы и моркови можно делать печенье и кексы, запеканки, а из кабачка и цветной капусты – оладьи.

Если малыш категорически не хочет есть овощи – сделайте из них овощной густой бульон и варите на нем супы, добавляя немного овощей, смолотых в пюре. Варите каши с овощными пюре, делайте с ним соусы, добавляйте в котлеты. Попробуйте вместе с ребенком вырастить овощи на подоконнике или на грядке на даче. Выращенные собственными руками овощи вряд ли окажутся невкусными.

…не хочет рыбу

Рыба полезна ценными минералами, легко усваиваемым белком и жирными кислотами. Однако не все дети ее любят. Тогда можно сделать рыбный фарш и начинить им блинчики или булочку. Можно запечь рыбу под сырной корочкой или полить соусом.

Детям нравится «взрослая» еда – сделайте для них полезные рыбные шашлыки. На деревянные шампуры насадите отварные или запеченные кусочки рыбы, а также кусочки помидора, перца, огурца, отварного картофеля, моркови сыра. Рыбу можно плотно зажать между любимыми овощами.

Можно сделать рыбные игрушки – из филе вырежьте фигурки, обмакните их в яйцо или сухари и запеките в духовке, потушите рыбу в виде фарша с овощами. Чтобы рыбный запах был несильным, сделайте котлетки или фрикадельки с зеленью и рисом – они замаскируют вкус и запах рыбы.

***

Вариантов приготовления блюд из нелюбимых продуктов много, важно проявить фантазию, и тогда список нелюбимых блюд сократится до минимума, а то, что еще вчера было «невкусным», перейдет в меню блюд, которые малыш просит снова и снова.

Источник

25 января 2020

Аверьянова Света

Почему ненавистный шпинат ваш ребенок с нетерпением ест у бабушки, а пробовать его дома никто и ничто не убедит? Когда у нас есть возможность «провозить» продукты, которые ребенок не любит и не нуждается в его рационе? Отвечая на вопросы, мы раскрываем секрет контекста питания.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Пища, которую ребенок с нетерпением ест, — это не только правильно сбалансированные необходимые питательные вещества. Не менее важна вся его оболочка — фон питания, т.е. контекст.

Что такое контекст?

Ребенок может по-разному относиться к одной и той же пище, в зависимости от обстоятельств, при которых она потребляется — время суток, место, условия, и как она готовится и подается. Это элементы контекста. Использование контекста облегчает введение привычной, но ранее не любимой пищи в рацион ребенка, что значительно разнообразит рацион. Это также отличный способ введения пищи, ранее неизвестный вашей диете. Контекст также может быть использован, если ребенок ест слишком много.

Отвергнутая еда

Если ребенок не хочет есть то, что нужно его телу, стоит подумать об использовании контекста для облегчения употребления отвергнутой пищи. Есть много факторов, которые определяют, почему пища неохотно употребляется или полностью выбрасывается. Отрицательные ассоциации и мнения, связанные с ней, ее вкус, запах, текстура, цвет, а также слишком частое употребление продукта приводит к скуке и унынию, а также различным негативным реакциям со стороны организма. Если причины отказа от пищи не связаны с негативными реакциями со стороны тела, вы можете попытаться изменить контекст.

Изменение контекста

В первую очередь вы должны искать другой контекст для отвергнутой пищи. Например, яйца, как часть рациона, можно подавать по-разному. Если в данной семье их обычно подают в твердом или мягком виде, а ребенок отказывается их есть, вы можете попробовать приготовить яйцо-пашот, яичницу-болтунью или жареное яйцо. Также можно использовать их как часть другого блюда, например, овощного салата с яйцом или творогом и яичной пастой.

Если ребенок не принимает такое изменение контекста, следует рассмотреть вопрос об изменении времени употребления определенной пищи.

Если ваш ребенок не хочет пить молоко или какао на завтрак, возможно, он одобрит стакан молока или молочного супа вечером. Однако, если вам не нравится молоко из-за вкуса или запаха, нет смысла менять время потребления. Затем вы можете попытаться скрыть эти особенности, например, добавив какао, карамель, фрукты и т.д. Если ваш ребенок вообще не переносит изменений в еде, убедитесь, что те изменения, которые относятся к контексту, минимальны.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Фото: kpoxa

Обычный контекст

Обычный контекст означает повторяющиеся условия, в которых происходит прием пищи. Например, молочный суп, поданный на завтрак, или мясное ассорти в качестве ингредиента бутерброда, съеденного на обед. Обычно эти условия и пища, появляющаяся в них, принимаются, но иногда может быть скука, снижение принятия и даже отказ от пищи. Маленький ребенок, который узнает о еде и поведении, связанном с взрослением, может не принимать пищу при определенных условиях.

Поэтому он отказывается от некоторых блюд и начинает есть его родителями. Такая же ситуация может возникнуть у старшего ребенка в результате скуки. Это отправная точка для изменения контекста.

Контекст и преимущества

Использование контекста также очень важно, когда мы хотим помочь уменьшить количество потребляемой пищи. Простое изъятие пищи из привычного контекста может быть настолько неприятным, что ваш ребенок откажется от нее. К примеру, если ваш ребенок пил молоко вечером, он, возможно, не захочет есть молоко на завтрак. На уменьшение желания есть также повлияет использование неприязни в качестве добавки к блюду, изменение времени употребления данного блюда и т.д.

Следовательно, влияние контекста следует рассматривать как помощь в изменении предпочтений и привычек питания.

Вы также можете использовать ваши любимые блюда в качестве контекста для подачи ваших любимых блюд. Объединение продукта, который вам нравится, с продуктом, который вам не нравится, в одном блюде, может побудить вашего ребенка есть продукты, которые ему не нравятся. Такое действие не всегда дает ожидаемый эффект, наоборот, оно может превратить нынешние позитивные предпочтения в неприятие. Следовательно, использование контекста для изменения пищевых предпочтений должно быть очень тщательно спланировано и подготовлено. Следует ожидать его воздействия и приложить все усилия для обеспечения положительных результатов.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Фото: 7ya

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник