Как надо беречь полезные ископаемые 3 класс

Как надо беречь полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Планируемые достижения:

Предметные:

– научатся правильно расходовать полезные ископаемые.

Метапредметные:

Личностные:

У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:

Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.

  2. Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

Развивающие.

1. развивать устную речь;

2. развивать логическое мышление, память, внимание.

3. закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

  2. Уважение к мнению других учащихся;

Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.

Здравствуйте ребята.

Навели порядок на партах.

Садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Словесный.

Повторение изученного

5

– Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».

– Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?

– Почему их так называют?

– Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?

– Что такое горные породы?

– Большинство из них какие?

– Приведите примеры твердых горных пород.

– Какие еще бывают горные породы?

– Приведите примеры жидких горных пород.

– Теперь примеры газообразных.

– Из чего состоят горные породы?

Что такое минералы?

– Какой минерал является самым твердым?

– Как добывают полезные ископаемые?

– Кто занимается поиском полезных ископаемых?

Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

3. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

5. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

6. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички.

7. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

– Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.

– Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.

– Потому что они приносят пользу.

– Осадочные, магматические и метаморфические.

– Это поверхность Земли.

– Твердые.

– Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.

– Жидкие. – Газообразные.

– Ртуть, нефть.

– Природный горючий газ.

– Из минералов.

– Алмаз.

-Гранит;

– Песок

– Нефть

– Глина

– Уголь

– Газ

– Мел

Словесный: опрос, беседа

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Изучение нового материала

15

– Откройте учебники на стр. 26.

– Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.

– Кто желает прочитать текст?

– Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?

– А какие из магмы?

– Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?

– Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.

– Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.

– Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?

– Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?

– Как нам может помочь вторичное использование отходов?

– Какого?

– Как используются отходы при переработке нефти в бензин?

– Для чего создаются новые искусственные материалы?

– Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?

– Приведите примеры.

– Отлично.

– Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?

– На что их заменяют?

– Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?

– Поднимают руки.

– Чтение абзацев.

– Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.

-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

– Миллионы лет.

– Предлагают свои варианты ответов.

– Продолжают чтение.

– Новые способы выплавки железных руд;

– вторичное использование отходов; – создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.

– Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.

– В изготовлении строительного материала.

– Шлакобетона.

– В производстве полиэтиленовой плёнки.

– Для замены металлов и полезных ископаемых.

– Да.

– Пластиковые окна, горшки для цветов…

– Источниками тепла.

– На другие источники тепла.

– Например: строятся ГЭС или ЭС.

– За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.

Словесные: опрос, беседа

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Физминутка.

2

А теперь немножко отдохнем.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь.

Садитесь.

Выполняют физминутку.

Наглядный.

Изучение нового материала

7

– Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.

– Как вы думаете, каким образом?

– Ваши предположения верны.

– Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.

– Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.

– Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.

– Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.

– Откройте свои тетради для самостоятельной работы.

– Найдите задание 8.

– Рассмотрите представленные знаки.

-Как вы думаете, что они означают?

– Молодцы.

– Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.

Каждый учащийся презентует свои знаки.

– Предлагают свои варианты ответов.

– Представлен знак «Собирай металлолом»;

Знак «Не жги свет, когда светло».

– Рисуют знаки.

Словесные: беседа, опрос

Объяснение

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

Итог урока

Домашнее задание

5

Наш урок подходит к концу.

– Что мы сегодня повторяли?

– Что нового вы узнали?

– Задание № 10.

– Про полезные ископаемые.

– Про способы экономного использования полезных ископаемых.

– Записывают задание.

Словесные: беседа

Рефлексия.

2

– Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

– У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

– Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Самооценивание.

Источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и
исследовать их свойства.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Продолжить ознакомление с разнообразием
    полезных ископаемых и некоторыми их свойствами,
    способами их добычи; областями применения;
  • Организовать исследование школьниками
    основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развивать познавательную активность детей,
    интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать умение анализировать и на основе
    анализа строить гипотезы, выводы,
    доказательства.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных
    ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого
    школьника в результат совместной учебной
    деятельности.
  • Воспитание толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности:
индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран
, коллекция ископаемых .

Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная,
коммуникативная.

План урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

а) практическая работа в группах.

б) объяснение учителя с презентацией

4. Физкультминутка

5. Индивидуальная проверка с помощью теста с
последующей самопроверкой

6. Закрепление. Работа в команде. Кроссворд.

7. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– 4 человека защищают свои проекты с загадками
про полезные ископаемые.

(выставляет оценки учитель)

– Как назвать все эти отгадки? (полезные
ископаемые)

– Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь
новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие
исследователи?

А что значит исследовать?

Исследовать – это значит осмотреть
(осматривать) для выяснения, изучения
чего-нибудь.

КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и.
и их свойства.

III. Работа по теме урока.

Слайд 1 -В мире существует много полезных
ископаемых.

 Для того, чтобы закрепить их свойства, я
предлагаю вам продолжить работу в группах и
провести исследовательскую работу с помощью
инструктивной карточки. Распределите роли для
работы в группе.

(В каждой группе учителем назначается
консультант, который будет направлять
деятельность всей команды.)

Заполнять карточки будете малыми группами (по
три человека) .

Приложение 1.

1 группа: гранит, известняк

2 группа: каменный уголь, глина.

3 группа:  песок, железная руда.

4 группа: соль, торф.

Далее идёт обсуждение результатов. Командам
предлагается оценить работу другой команды.(Что
удалось, что можно дополнить)

Первая команда зачитывает свои ответы. Вторая
команда даёт свою оценку.

Презентацией “Полезные
ископаемые” учитель дополняет ответы детей.

Слайды 4,5 (1 группа) Гранит – горная
порода, состоящая из зёрен нескольких минералов.
В основном это полевой шпат, кварц и слюда.
Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого,
розового, красного цвета), полупрозрачные,
сверкающие – кварц, чёрные – слюда. “Зерно” по
латыни – “гранум”. От этого слова и появилось
название “гранит”.

Слайд 6. Перед вами гранитный массив

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в
строительстве. Из него изготавливают памятники.

Слайд 7 Для пьедестала памятника с побережья Финского
залива был доставлен гигантский, гранитный
валун “Гром-камень”. Камень весил 1600 тонн, его
транспортировка, для которой было построено
специальное судно, вызвала огромные трудности.
Камень был доставлен в Петербург в 1770 году.

Слайд 8, 9 Гранит является одной из самых
плотных, твердых и прочных пород. Используется в
строительстве в качестве облицовочного
материала. Кроме того, гранит имеет низкое
водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и
загрязнениям. Вот почему он оптимален для
мощения как внутри помещения, так и снаружи. В
интерьере гранит применяется также для отделки
стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 10 Известняк – твердый, непрозрачный,
рыхлый, негорючий, белого цвета, серый или
желтоватый камень

– Состоит из остатков морских организмов

– Используется в строительстве для покрытия
улиц и дорог, получения извести.

Слайд 11 Известняки залегают в земле громадными
слоями. К известнякам относятся мел,
обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый
мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным
мелом белят стены

Слайд 12,13 Известняк — осадочная
горная порода органического, происхождения. В
малых количествах растворяется в воде.
Разлагаясь способствует образованию карстовых
пещер,
а также на больших глубинах под действием
глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных
вод.

Слайд 14 Известняк широко применялся в качестве
строительного материала, мелкозернистые
разновидности использовали для создания
скульптур.

Вторая команда зачитывает свои ответы.
Третья команда даёт оценку.

Слайд 15 (2 группа) Каменный уголь – твердый,
непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но
хрупкий.

Он используется для отопления жилых помещений,
изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы,
духов

Слайд 16 Уголь был первым из используемых
человеком видов ископаемого
топлива

Каменный уголь — осадочная порода,
представляющая собой продукт глубокого
разложения остатков растений (папоротников,
хвощей и плаунов).

Большинство залежей каменного угля было
образовано примерно 300-350 миллионов лет тому
назад.

Слайд 17 Способ добычи угля зависит от глубины
его залегания. Разработка ведется открытым
способом в угольных
разрезах, если глубина залегания угольного
пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие
случаи, когда при все большем углублении
угольного карьера далее выгодно вести
разработку угольного месторождения подземным
способом. Для извлечения угля с больших глубин
используются шахты.
Самые глубокие шахты на территории Российской
Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200
метров.

Применение каменного угля многообразно. Он
используется как бытовое, энергетическое
топливо, сырье для металлургической и химической
промышленности. Из каменноугольной смолы делают
лекарства. Очень перспективным является сжижение
угля с образованием жидкого топлива. Для
производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного
угля. Из каменных углей получают искусственный
графит. Уголь используется также к качестве
поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце
каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 18 Глина — это вторичный продукт земной
коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в
результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания

Слайд 19, 20, 21 Глина – бывает белая,
красная, коричневая, серая. Непрозрачная,
твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. В смеси с
водой глина образует тестообразную массу,
пригодную для дальнейшей обработки.
Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия
из обожжённой глины называются керамическими.

Слайд 22 Глина используется в медицине,
например, глина входит в состав некоторых
лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок.

Белая глина может использоваться в качестве
противоядия благодаря своим сорбентным
свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят
глину как противоядие к ядовитым косточкам,
которые они очень любят).

Третья группа зачитывает свои ответы. А
четвёртая оценивает.

Слайд 23 (3 группа) Песок – это рыхлая, сыпучая
порода, состоящая из минеральных частиц разного
цвета (желтого, белого цвета), непрозрачный

Песок — это продукт разрушения твёрдых пород
под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего
песок образуется из кварца.

Используется в стекольном производстве; в
литейном деле, при плавлении металла; в
строительстве.

Слайд 24 Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное
ископаемое.

Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный,
ржавый красный.

Железную руду используют для изготовления
чугуна, который является одним из основных
сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Слайд 25 Железная руда полезное ископаемое
очень плотное, негорючее, основное свойство –
плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Слайд 26 Эта гора железной руды будет
использована в производстве стали

Слайд 27 Изделия из стали

Слайд 28 Доменная печь используется для
получения железа

Слайд 29 Изделия из металла

Четвёртая группа зачитывает свои ответы. А
первая команда их оценивает.

Слайд 30(4 группа) Соль

Слайд 30 Белая, серо-жёлтого цвета

Не горючее, растворяется в воде, твёрдая,
хрупкая

Раньше соль очень дорого ценилась, и за один
килограмм соли платили серебром. Слово “солдат”
произошло от сочетания “соль давать”, так
назывались вооруженные люди, охранявшие
караваны с солью.

Слайд 31 Торф — Торф – рыхлый, непрозрачный,
горючий, твердый, светло-коричневого цвета

Слайд 32 Когда остатки растений перегнивают
практически без кислорода, образуется торф. Торф
используется как топливо, а также как подстилку
для домашних животных.

Затем торф превращается в бурый уголь, потом —
в каменный уголь и затем в антрацит — уголь
самого высокого качества.

Слайд 33, 34, 35, 36 Нефть – жидкая, тёмная,
непрозрачная, с резким запахом. Нефть – это
масляная жидкость чёрного, бурого цвета с
зелёным или красноватым оттенком. Из неё
изготавливают топливо – бензин, керосин,
машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает
глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят
буровые установки, бурят глубокие скважины, в
которые опускают трубы. Затем по специальным
путепроводам она поступает к местам переработки
и потребления. Огромные запасы нефти и газа
залегают на морском дне.

За миллионы лет отмирающие остатки растений и
живых организмов разлагались в толще земной
коры. Под давлением земной поверхности
образовывались полезные ископаемые. Часто в
разломах земной поверхности появлялись
маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу
научились использовать нефть в своих целях.
Только с изобретением двигателя внутреннего
сгорания люди стали использовать нефть и
нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо
пробурить скважину и откачать нефть из земных
глубин.

Потребность в нефти увеличивается не только с
целью повышения выработки топлив и масел, но и
как источника ценного сырья для производства
синтетических каучуков и волокон, пластмасс,
красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если
бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от
автомобиля — ведь бензин, без которого
“железный конь” не смог бы бегать, делают из
нефти. Да и не только он — практически любое
современное транспортное средство, за
исключением электрических, использует в
качестве топлива продукты нефтепереработки.
Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам
— авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам —
дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным
асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не
будет места, потому что асфальт делают из
остатков, образующихся при ее перегонке. Так что
вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним
автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные
проселки без асфальтового покрытия, ездить по
которым придется на телеге с запряженной в нее
лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит,
без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у
нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и
кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на
цифровые носители ничего записать бы не
получилось, так как и они — продукт переработки
нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения,
фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже
стало бы ударом. Она активно используется при
изготовлении косметики и парфюмерии, так что
пришлось бы сказать “прощай” губной помаде,
туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам
для волос. Капроновые колготки, эластичное белье,
шубки из искусственного меха, модные куртки из
нейлона и других синтетических тканей — все это
тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек
просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это
пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты,
прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные
сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это
различные пластмассы, из которых производят
мебель, бытовую технику, компьютеры и многое
другое. Современный мир — это мир, созданный из
нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 37 -Какие материалы люди используют для
строительства? Где их берут?

– Какие виды топлива вы знаете?

– Как получают металлы? Где их используют?

– Люди каких профессий заняты при добыче
полезных ископаемых?

Слайд 38 Проверь себя

Слайд 39 Использование полезных ископаемых

Какие полезные ископаемые используют в …

  • Строительство (песок, гранит, глина).
  • Топливо (каменный уголь, торф, нефть.)
  • Металлургия (руда).

Слайд 40 Какие полезные ископаемые мы сэкономим,
соблюдая правила?

1. Уходя, выключайте газовую плиту! (газ)

2. Берегите тепло! (Уголь)

  1. Как называют места, где в глубинах земли
    или на её поверхности залегают полезные
    ископаемые? (месторождениями).
  2. Как добывают полезные ископаемые добывают ?
    (по-разному: одни в открытых котлованах карьерах,
    другие – в шахтах).
  3. Как вы думаете, какой способ добычи более
    опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
  4. Люди какой профессии выполняют эту трудную и
    опасную работу? (Шахтёры.)
  5. Люди какой профессии изучают полезные
    ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

IV. Физкультминутка

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают
большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

V. Закрепление. Дети самостоятельно отвечают
на вопросы теста с последующей самопроверкой.

Приложение 2

Проверим ваши работы . Дети по очереди
зачитывают ответы. Осуществляется самопроверка.
(Дети ставят себе отметки)

VI. Отгадывание кроссворда .Выполняется
командой. На доску вывешиваются кроссворды.
Оценивает один человек работу всей команды.
Проверка с помощью презентации.

Приложение 3

VII. Итог урока

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

Домашнее задание

Узнать о полезных ископаемых в нашем регионе,
прочитать учебник с. 63–67, придумать плакат на
тему “Сбережём полезные ископаемые”, принести
идеи как использовать полезные ископаемые без
отходов.

Урок окончен.

Источник