Как можно сохранить у растений сочетания полезных признаков
Принципы экологической совместимости растений.
Знаете ли вы, что такое аллелопатия? Вот и я не знала, пока не послушала интереснейшую лекцию о принципах экологической совместимости растений. И настолько полученная информация мне показалась важной, что решила я сделать краткое изложение, ведь не у всех есть время и желание слушать двухчасовые лекции.
Так вот. Аллелопатия – это то, как растения взаимно влияют друг на друга. Вот есть у людей психологическая совместимость/несовместимость, так есть она и у растений. Например, растения выделяют какие-то вещества, которые нравятся другим растениям, тогда все хорошо. Или, наоборот, не нравятся. Бедное растение не может все бросить, собрать чемодан и уехать к маме, поэтому оно либо гибнет, либо переходит в агрессивную фазу и начинает активно разрастаться (если у него есть такая биологическая возможность).
Есть еще более общее понятие – фитоценоз, обозначающее растительное сообщество, существующее или формирующее со временем в пределах какого-то пространства, например, вашего участка. Со временем в вашем саду сформируется определенная стуктура и система взаимоотношений растений друг с другом и внешней средой. Другими словами, вам придется учитывать фитоценоз и аллелопатию при формировании вашего сада. Сложно? Да нет, о знаниях таких сложных слов вам не нужно заботиться, но нужно знать кое-какую дополнительную информацию о растениях, которые вы собираетесь высадить в свой сад. Например, как быстро растет тот или иной вид и конкретный сорт, насколько агрессивно, как происходит взаимное влияние растений друг на друга.
Следовательно, учитывая такую информацию вы сможете сформировать свой сад грамотнее и добиться красивого вида не прилагая титанических усилий.
Ну все знают, так же, например, что помидоры с огурцами растут плохо. Огурцам нужна влажная, жирная земля и тихий спокойный воздух без движения, а помидорам сквознячок и редкие, но обильные поливы. Это все уже давно усвоили и в теплицу вместе эти культуры не сажают. Или, к примеру, если под помидоры посадить базилик, то все будут рады, и помидоры и базилик.
Но при планировании сада почему-то такого рода информация часто игнорируется или не считается достаточно важной. А ведь есть некоторые деревья, под которыми ничего не растет. Дуб, каштан конский, маньчжурский орех. Они выделяют много синильной кислоты и дубильных веществ, которые губительно действуют на все, что растет рядом. Поэтому если вы грезите о газоне, посреди которого растет мощный корявый великолепный дуб, придется эти видения от себя гнать)). Понятно, что если постоянно подсыпать подкормки, поливать, аэрировать, восстанавливать по весне газон, то он, конечно, будет, но такие трудноисполнимые желания приведут к тому, что вам придется тратить много усилий, ну или денег. Где уж тут тогда полениться и насладиться гамаком с чашечкой чая с чабрецом, пост о котором тут)).
Примером положительной аллелопатии может служить то, что для посадок ветрозащитных полос, окаймляющих сады, используют только благоприятно воздействующие деревья, в частности тополь и березу. Они обильно выделяют фитонциды (летучие вещества, подавляющие вредные микроорганизмы) и стимулируют рост и развитие яблони и груши. Хорошо растут яблони и груши в соседстве с тополем, кленом, дубом, липой, березой. Грецкий орех же губительно воздействует на рядом расположенные растения. Такое воздействие объясняется свойствами сока, каплями падающего с дерева. Он обладает токсическим воздействием на соседние плодовые растения. Именно поэтому молодые посадки яблони и груши вблизи ореха плохо растут, а иногда даже погибают.
Учитывать придется и биофизическое воздействие растений друг на друга. Агрессивность разрастания, куда растет крона, насколько активное поглощение питательных веществ, требование к солнечной энергии. Ведь если посадить деликатное растение с агрессивным, то деликатное точно через пару лет затопчут. Например, посадив живучку и молодило на горку, мы получим в итоге одну живучку. Или если посадить рядом два агрессивно разрастающихся растения, то они даже не успеют нас порадовать, а начнут агрессивно прорастать друг в друга. Та же живучка с флоксом шиловидным уже через год переплетутся и вам, как минимум, придется их резать. Постоянно, пару-тройку раз за сезон…
Есть еще и биохимическое влияние растений друг на друга: те растения, которые любят покушать и активно выносят из почвы питательные вещества, обедняют почву очень активно. И если на одно и то же место посадить сначала одно растение с активным потреблением питательных веществ и затем такое же по степени потребления, то ему может их просто не хватить, оно будет чахленькое и хиленькое, если постоянно не кормить.
Активно выносят из почвы все подряд деревья, особенно плодовые. Ель – в радиусе 5-10 метров от ствола, береза – в радиусе 15-25 м от ствола. Если растение обильно цветет, активно плодоносит, значит питательных веществ из почвы вынос большой.
Очень важно при планировании сада и цветников учитывать не только кислотность почвы, но требования растений к плодородию почвы. Можем ли мы, к примеру, посадить рядом ель, гортензию и рододендрон? Ну, а почему нет, сказала бы я раньше. И та, и другая, и третий любят кисляк. Но, оказывается, это не очень хорошая идея для ленивого садовода. Дело в том, что гортензия любит покушать, любит органику, ей чем жирнее и плодороднее, тем лучше. Но столько органики хвойным и вересковым, к которым относятся рододендроны нельзя, они заболеют, загниют, покроются ржавчиной или другими грибами. Поэтому, если вы задумали такой необыкновенно красивый уголок на участке, вам придется обеспечивать индивидуальные условия гортензии или все же отсадить ее подальше.
Или например, идея посадить сиреневый рододендрон и розовый пион рядом. Красиво? Да вообще обалдеть)). Но рододендрону надо кисло, влажно, рыхло, тень-полутень, а пиону надо светло, нейтрально или даже щелочно и очень плодородно. Их можно совместить в одном цветнике, но через некоторое время вы будете бегать по цветнику, регулярно подсыпая пиону доломитовую муку, а рододендрону – кислый торф или хвойный опад или поливать его водой с лимонной кислотой. И когда же посидеть в гамаке, спрашивается? Поэтому проще, конечно, подбирать растения со схожими требованиями к условиям, тогда их можно будет кормить одним блюдом всех и все будут довольны.
Не лишним будет так же и учет механического воздействия растений друг на друга в длительной перспективе, минимум лет на 10-15, а лучше больше. Время-то летит ой-ой, не успеешь оглянуться… Когда деревья вырастают, если они посажены без учета правильных расстояний друг от друга, они начинают врастать кронами друг в друга и при сильных ветрах и ураганах трутся ветками и даже повреждают кору, на которой появляются задиры. Могут повредить, что называется, до мяса и потом туда попадает инфекция, гриб какой-нибудь, который может прилететь с сосущими вредителями, например, тлей. Таким образом, мы создаем условия, при которых в перспективе дерево начнет болеть, другими словами, сами создаем себе проблемы, которые впоследствии будет яростно преодолевать.
При загущенных посадках, особенно хвойных, они могут начать выпревать и деревья становятся больше подвержены грибковым заболеваниям. Вот, скажем, посадили вы ель конику, парочку рядышком. Ну такие они красивые, ровненькие, маленькие, прямо чудо. Да и растут медленно. Но, проходит время, у елей сформировалась мощная корневая система, вы к ним привыкли и налюбоваться не можете, а кроны у них потихоньку начинают смыкаться. Ну вроде тоже ничего еще пока, красиво. Проходит еще пара-тройка лет, ели прорастают друг в друга и начинают незаметно для вас выпревать. Сразу они не погибнут, сначала полысеют сбоку или в серединке, станут страшненькими, потеряют форму и в итоге у вас получится зеленая неопрятная колючая куча с двумя вершинами. Поэтому очень важно учитывать габитус растения, особенно в перспективе более 10 лет.
Получается, что при планировании сада очень важно и необходимо, распланировать сад так, чтобы в результате ваших усилий у вас на участке сформировалось такое растительное сообщество, с определенной структурой и системой взаимоотношений растений друг с другом и внешней средой, которое будет этим вашим любимым растениям в кайф, и где они будут сами друг друга поддерживать и подпитывать, а не подавлять и угнетать.
_2>TjP
Применение знаний в практических ситуациях
Задание№22 ЕГЭ по биологии представляет из себя качественную биологическую задачу, то есть требует развернутого ответа.
Это уже вторая часть экзамена, ответы на вопросы которой заполняются на отдельно выданном бланке. На «Решу ЕГЭ» выделено 8 разделов:
- Бактерии и грибы
- Животные
- Молекулярная биология
- Основы генетики
- Основы селекции
- Основы экологии
- Растения
- Человек
Уровень сложности – высокий, за правильное выполнение полагается 2 балла.
Знать точно, правильно вы сделали или нет – невозможно. У проверяющих много критериев и сложная система оценивания. Настройтесь позитивно. Рассуждайте на черновике развернуто, но в чистовик пишите более краткую форму. Не используйте термины, значения которых Вы не знаете наверняка.
При подготовке читайте как можно больше ответов на такие задания. Не огорчайтесь, если сразу этот тип дается тяжело. Все придет с опытом.
Здесь нельзя выделить какие-то определенные группы заданий, кроме как по разделам, потому что охвачен большой объем информации.
Бактерии и грибы
Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
- Деревья вступают в симбиоз с грибами.
или
Микориза — взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения. Мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев. Микориза помогает растениям переносить стрессы, засуху, недостаток питания.
Животные
Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.
- Дождевые черви дышат всей поверхностью тела.
- В переувлажненных участках почвы мало кислорода, поэтому черви выползают на поверхность.
или
Вода заливает подземные ходы дождевых червей, вытесняет воздух, червям становится нечем дышать и они выползают на поверхность.
Молекулярная биология
Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.
- Клетка является системой, т. к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей — органоидов и др. структур.
- Система является открытой, т. к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ.
- В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители.
Основы генетики
Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе XXY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен.
- У человека пол определяется наличием Y-хромосомы, если она есть — будет мужчина, есть нет — женщина.
- У дрозофилы пол определяется количеством X-хромосом в геноме, наличие Y-хромосомы при определении пола роли не играет.
Основы селекции
Как можно сохранить у растений сочетания полезных признаков, полученные от скрещивания двух сортов?
Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании из-за перекомбинирования родительских генов сочетания полезных признаков в потомстве могут исчезнуть.
Основы экологии
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
- зерноядные птицы питаются зернами — являются консументами I порядка.
- своих птенцов выкармливают насекомыми (животная пища более богата белками для выкармливания потомства) — в этот момент являются консументами II порядка.
Растения
В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
- В тундре вечная мерзлота.
- Холодная вода плохо всасывается корнями.
Человек
Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.
- Концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде.
- Из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты, объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются.
Ксения Алексеевна | ???? Скачать PDF |
содержание ..
21
22
23
24 ..
одинаковые. К месту синтеза белка т-РНК транспортируют аминокислоты в соответствии
с кодонами и-РНК.
32. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число
аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и
нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
ОТВЕТ: одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 т-РНК
соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот; одну аминокислоту
кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;
количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.
33. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего
числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г),
аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
ОТВЕТ: аденин (А) комплементарен тимину (Т), а гуанин (Г) – цитозину (Ц), поэтому
количество комплементарных нуклеотидов одинаково; количество нуклеотидов с
аденином составляет 24%; количество гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют
52%, а каждого из них – 26%.
34.
Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите:
А) Первичную структуру закодированного белка.
Б) Количество (в%) различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях)
В) Длину этого гена
Г) Длину белка
ОТВЕТ: А) 1-ая цепь ДНК: ЦТА-АТГ-ТАА-ЦЦА-
2-ая цепь ДНК: ГАТ-ТАЦ-АТТ- ГГТ-
И-РНК: ЦУА-АУГ-УАА-ЦЦА
По таблице генетического кода определяем аминокислоты:
Аминокислоты: лей- мет- тир – про
Б) Количество А=8; Т=8; Г=4; Ц=4. Все количество = 24 = 100%.
А=Т= 8 (8х100%) : 24 = 33, 3%
Г=Ц=4 (4х100%) : 24= 16,6%
В) Длина гена: 12х 0,34 = 4,04 нм (0,34нм – длина 1 нуклеотида)
Г) Длина белка: 4 кодона х 0,3нм = 1,2 нм (0,3нм – длина 1 ам/к-ты.)
35. Определите:последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны
соответствующих т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего
фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода),
если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ГТГТАТГГААГТ.
ОТВЕТ: ГТГ-ТАТ-ГГА-АГТ – ДНК
ЦАЦ-АУА-ЦЦУ-УЦА – и-РНК
ГУГ; УАУ; ГГА; АГУ – антикодоны т-РНК
Аминокислоты: Гис-иле-про-сер
23
————————————————————————————————————————————————————-
4.3. Размножение и развитие организмов
1.
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки
человека составляет около 6х10
-9
мг. Определите, чему равна масса всех молекул
ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его
окончания. Ответ поясните.
ОТВЕТ: В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в 2 раза меньше, чем в соматических,
соответственно масса ДНК в них равна 6х10
-9
:2 = 3х 10
-9
мг. Перед началом деления ДНК
удваивается, соответственно ее масса равна 2х6х10
-9
мг =12х10
-9
мг. После окончания
деления в соматической клетке количество ДНК остается таким же, как в исходной клетке
и равна 6х10
-9
мг.
2.
В чем заключается биологический смысл митоза?
ОТВЕТ: Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от
материнской клетки к дочерним, лежит в основе роста тканей, органов.
3.
В чем заключается биологический смысл мейоза?
ОТВЕТ: Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении
восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида. Перекрест и обмен
участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.
4.
Что называется зиготой?
ОТВЕТ: Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.
5.
В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?
ОТВЕТ: Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках,
самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму. Различия: в
размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество ,
размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у
лягушки – в откладываемых в воду икринках, у человека – внутри организма).
6.
Каково значение интерфазы в жизни клетки?
ОТВЕТ: Интерфаза это период между двумя делениями клетки. В ней происходит
усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов,
накопление АТФ и в конце происходит удвоение молекул ДНК.
7.
Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?
ОТВЕТ: В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток: один
спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, другой – с крупной диплоидной
центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм – питательная ткань для
зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя,
состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного
семенной кожурой.
8.
В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового
размножений?
ОТВЕТ: Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить
численность особей при благоприятных условиях и распространяться. Недостатки
бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все
особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора.
Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный
отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений,
усложнение организации, больше шансов для сохранения вида. Недостатки: требуется
время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для
споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.),
требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для
создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.
9.
Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?
24