Как я могу быть полезным церкви

Как я могу быть полезным церкви thumbnail

Как пастор и лидер церкви, я знаю, – вы желаете быть полезными Богу, хотите, чтобы Бог использовал вас. Как лидер, ведущий лидеров, я знаю, что вы желаете помочь другим людям быть полезными для Бога.

«ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Паралипоменон 16:9).

Библия говорит о пяти требованиях, которым нужно следовать, чтобы Бог использовал вас:

1. Храните свою жизнь в чистоте. Первым шагом к тому, чтобы быть использованным Богом, всегда является личный экзамен. Когда вы видите кого-то, кого Бог по-особенному использует, можете быть уверены – они справились с личным грехом в своей жизни, исповедуя его Богу. Бог использует малые сосуды, простые и даже разбитые. Но Он не будет использовать грязный сосуд. В Евангелии от Матфея 23:26 говорится: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

2. Держите глаза открытыми. Одним из самых неправильно понятых слов, в кругу лидеров, является слово «видение». Мы думаем о видении как о предсказании будущего, но никто из нас не может знать будущее так, как его знает Бог. Видение – это видеть, как Бог работает над вашей нынешней ситуацией и действовать соответственно Ему. Речь идет о том, чтобы понять, что Бог делает в этом мире, и стать частью того, куда Он поместил вас. Если ваше видение не соответствует тому, что делает Бог, вы отклоняетесь от курса. Как сказал Давид: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Псалом 104:4).

3. Пусть ваше сердце всегда будет благодарным. Бог использует благодарных людей. Благодарность также является одним из ключей к долголетию в служении. Благодарные люди способны больше терпеть, потому что они сосредоточены на Божьем обеспечении больше, чем на своих проблемах. Врачи называют благодарность самой здоровой из всех эмоций из-за ее физических и психологических преимуществ. Если вы не будете благодарными, вы станете циничными. Павел сказал: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Римлянам 12:11). Нам нужно постоянно напоминать себе, что за честь служить Иисусу. Никогда не принимайте как должное то, что Бог исключительно по благодати совершает в нас, через нас и вокруг нас.

4. Держите фокус на своем предназначении. Вы были спланированы для Божьего удовольствия, сформированы для Божьей семьи, созданы, чтобы стать подобными Христу, подготовлены для служения и соделаны для миссии. Это цели, ради которых Бог создал вас! Один из стихов моей жизни – это Деяния 13:36: «Давид в свое время послужил изволению Божию». Я хочу служить Божьему замыслу в моей жизни, и я знаю, что вы хотите того же и для себя.

5. Сосредоточьтесь на Иисусе. Размышляйте над этим стихом: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2). Божий замысел в вашей жизни намного больше ваших проблем. Не сдавайтесь, когда становится тяжело. Идите к Иисусу. Концентрируйтесь на Нем!

Задумайтесь об этих пяти требованиях. Дайте себе оценку в каждой области. Благодарите Бога за ваши сильные стороны и определите, как вы можете усилить свои слабости.

Автор – Рик Уоррен / charismanews.com
Перевод – Яна Резник для ieshua.org

Последнее пожертвование: 26.12. Спасибо!

Источник

Как я могу быть полезным церкви

    

В разговоре с учениками Христос использует образ свечи, свет которой невозможно скрыть (см. Мк. 4, 21). Что означает эта евангельская метафора применительно к человеку: его веру, образ жизни, добрые дела?

Горению свечи подобно действие в христианине благодати Божией. Она духовно согревает, просвещает человека, указывает ему путь к Источнику неиссякаемого света — Богу. Раскрывая данный образ, священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, говорит о необходимости христианину постоянно поддерживать в себе горение духа: пошел за Христом — значит, зажег свечу, «чтобы во свете идти за Светом». Если же лишь время от времени загораться ревностью о богоугождении, то неминуемо придется страдать и мучиться, «оставаясь во тьме».

Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Апостольская любовь и есть тот огонь, который должен гореть в душе всех христиан и освещать их жизненный путь. За ним они должны идти и сами светить другим (см. Мф. 5, 16). Если мы будем осуществлять на деле евангельские принципы жизни, то это поможет окружающим осознать, что христианство — не одни лишь красивые и правильные слова, а реальная жизнь. Люди, далекие от веры, могут пойти за Христом, увидев нелицемерную любовь в конкретных христианах.

Известен случай из истории первых веков, когда Церковь Христова еще подвергалась преследованиям и гонениям со стороны язычников. Александрия, в которой жили и христиане, и язычники, была охвачена эпидемией, которая уносила сотни жизней. Язычники прятались по домам, пытаясь оградить себя от смертельной опасности. Только христиане ухаживали за больными, облегчая их страдания, и занимались похоронами умерших.

В те времена последователи Христовы действительно имели готовность пожертвовать собой, чтобы на деле исполнить евангельскую заповедь о любви к любому оказавшемуся в беде человеку, дав ему то, в чем он нуждается, как Самому Господу (см. Мф. 25, 34—40). Многие из александрийских язычников были настолько поражены таким самоотверженным отношением христиан к страдающим людям, что сами приняли христианство. Те оказывали помощь вовсе не с целью кому-то что-то доказать, или похвалиться, или привлечь других в свои ряды. Они выполняли веление своей совести, а в результате их свет просиял в сердцах других людей, привел их ко Христу.

С тех пор сущность христианства не изменилась – и сегодня евангельская любовь проявляет себя реальными поступками, деятельным сочувствием. Несоответствие содержания проживаемой нами повседневности нашему призванию «иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) всегда заметно. Подчас это ставится нам на вид людьми, далекими от веры. И Господь образно говорит: «Не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф. 5, 14).

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что, будучи совсем юным, считал себя убежденным атеистом и ни во что не ставил религию и Церковь. Кто-то из взрослых посоветовал ему прочесть Евангелие, чтобы в своей критике не быть голословным. Неохотно приняв совет, он все же взял в руки самую краткую из новозаветных книг — Евангелие от Марка. Закончив чтение, он возмутился неразумности знакомых ему христиан, которые, имея такую книгу, «живут не так, как в ней написано».

Неслучайно еще блаженный Феофилакт Болгарский призывал христиан помнить, что они на виду у остального мира и должны стараться жить добродетельно, как учит Христос. Это значит, что мы должны приходить на помощь другим людям, как только осознали, что в наших силах помочь. Примером исполнения этих слов блаженного Феофилакта была жизнь недавно почившего Дмитрия Хворостовского, всемирно известного русского оперного певца.

В последнем интервью, которое он дал, будучи уже совершенно больным, ему был задан вопрос: как он, звезда мировой величины, выступающий с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами, приезжая в родной Красноярск, не чурается выступать вместе с молодыми музыкантами и даже со студентами Красноярского института искусств? В самом деле, далеко не каждая звезда тратит свое время и свой талант на никому не известную молодежь.

Дмитрий Александрович ответил очень просто: «Если я могу быть полезным, то должен помогать». Этими словами он выразил кредо своей жизни. Он помогал и молодым студентам, и тяжелобольным детям. Его благотворительные концерты «Хворостовский и друзья» собирали средства на лечение юных пациентов. Светлая ему память!

Стоит хранить память о добрых делах наших предшественников и современников, чтобы этими примерами и нам вдохновляться на исполнение евангельских заповедей. Евангелие – это книга для жизни, а не только для библиотечного фонда. Ведь и ныне в каждом обездоленном и нуждающемся человеке страдает, жаждет, бедствует и просит нас о помощи Сам Христос. Через них Он приходит к нам. Подобно первым христианам, мы не должны жалеть себя, но нести свет добра и служить окружающим нас людям. Тогда, возможно, мы удостоимся утешения от Господа, сказавшего: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Источник

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко

Протопресвитер Фома Хопко (1939–2015) более полувека прослужил священником Православной Церкви в Америке. Считался в США одним из лучших православных проповедников. Защитил докторскую диссертацию по богословской тематике. Много лет преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии догматическое и пастырское богословие. Он стал преемником отца Иоанна Мейендорфа на посту декана семинарии. 10 лет работал деканом, в конце жизни стал почетным деканом семинарии. Воспитал пятерых детей. Отец Фома написал множество статей и книг о христианской вере и жизни. Портал «Православие.Ru» публиковал размышления отца Фомы на тему «Бог и человек в Православной Церкви». Отец Фома был постоянным автором православного радио «Древняя вера».

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом… Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

Протопресвитер Фома Хопко с супругой Протопресвитер Фома Хопко с супругой

46. Принимайте критику с благодарностью и тщательно проверяйте, насколько она справедлива.
Мы не обязаны воплощать в жизнь все критические замечания, адресованные нам. Порой критика бывает ложной. И всё же мы должны приветствовать критику, быть благодарны за неё, проверять её. Святой Иоанн Златоуст говорил, что когда нас в чём-то обвиняют, и мы не считаем эти обвинения справедливыми, то стоит принимать критику, как заслуженную нами, и делать из нее практические выводы. В этом случае мы не совершим ошибки. Если наши обвинители правы, то мы покаялись и порадовали их. Если наши обвинители неправы, то мы постыдили их.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

Источник