Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония

Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония thumbnail

Тема:   Горючие полезные ископаемые, их использование.

Цели.   Дать представление учащимся о горючих полезных ископаемых, расширить представление об их использовании, формировать умение определять полезные ископаемые по их признакам;

 развивать диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина;  коллекция полезных ископаемых; карточки с условными обозначениями полезных ископаемых; презентация в программе Power Point.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем кивком головы.

  1. Целеполагание.

– Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд! Сегодня продолжим изучать тайны полезных ископаемых, а каких – отгадайте загадки.

1. Без неё не побежит                 2. Росли на болоте растения,

Ни такси, ни мотоцикл,                  А теперь это топливо и удобрение.  

Не поднимется ракета.                     (Торф).

Отгадайте, что же это?

(Нефть).

3.На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спичек?

(Газ).

4.Он чёрный, блестящий

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.

(Каменный уголь).

– В какую группу их можно определить?

– О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (О горючих полезных ископаемых). Слайд 1.

– Как вы думаете, что мы должны выяснить при изучении данной темы?

(Какие полезные ископаемые относятся к данной группе? Какими свойствами обладают. Способ добычи. Значение, применение. Условное обозначение).                                                                                        

-Как вы понимаете слово «горючие»? (То, что способно гореть.)

3. Открытие новых знаний

– В жизни человеку очень нужно горючее, топливо. Раньше это решалось просто – рубите лес и берите дрова. И пришло время, когда леса стали исчезать с такой быстротой, что Западная Европа вообще «облысела». Человеку стало ясно, что полагаться на дрова нельзя. На помощь вновь пришли полезные ископаемые – теперь горючие.

(Слайд 2). Ученик 1. Давайте знакомиться, ребята. Я – каменный уголь, а это мои братья: младшенький – Торф, средний – Бурый уголь и антрацит.                                              

Мы образовались из остатков растений. Многие миллионы лет назад упавшие деревья первобытного леса занесло землей, на них наслаивалось все больше и больше осадков и обломков, земная кора то поднималась, то опускалась, и, в конце концов, бывший лес оказался глубоко в недрах Земли.

Там под воздействием высоких температур и колоссального давления деревья превратились в пласты каменного угля.   Самый древний уголь – антрацит, который образовался более двухсот миллионов лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

(Слайд 3). Ученик 2.  Примерно так же образовались я и мой средний брат – Бурый уголь. Я образуюсь на болотах и озерах из остатков растений. Во многих местах я образую слой толщиной в несколько метров. А за год образуется всего лишь 1миллиметр. Значит, чтобы образовались залежи, нужно очень много лет. Залежи торфа на болоте называют торфяники.                                                                                                                

Я используюсь как топливо в жилых домах. Для этого меня спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах я служу подстилкой для домашних животных. Дело в том, что 1килограмм торфа может впитать до 20килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных бактерий.

Я – хорошее удобрение. Меня используют в сельском хозяйстве, садоводстве, цветоводстве, в тепличном хозяйстве. А на промышленных предприятиях из меня получают некоторые лекарства и другие нужные вещества, такие как спирт, уксус, технический воск, газ, кокс.

Торфяные ванны используют для лечения ревматизма и артрита. Торф используют для приготовления лекарств, которые используют при лечении почек, сердца, для защиты от отслоения сетчатки глаза и экземе.

В Финляндии уже существует одежда, ткани, изготовленные из торфа.

Обработанный торф применяется для поглощения нефти с поверхности океанов или побережья, для очистки сточных вод от вредных веществ. Для очистки воздуха применяется смесь торфа и активированного угля. Торфяные фильтры используются в аквариумах.

Верхний слой торфа используют в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления твердых сортов бумаги, картона.

Эскимосы строят свои жилища из двух слоев: внутреннего торфа и внешнего – снега, получают очень теплые домики.

Меня нужно использовать экономно, нужно оберегать от пожаров. Запомни, я очень медленно расту, а польза от меня очень большая.

Если я пролежу, нетронутым долго, то превращусь в Бурый уголь. Но, а чтобы стать настоящим Каменным углем, нужны уже миллионы лет.

Обычно торф добывается из самого поверхностного слоя земли.

Ученик 3.  Мы – угли, горючее полезное ископаемое. При горении мы даем много тепла. Вот почему нас используют в хозяйстве как топливо. Кроме того, мы служим сырьем для химической промышленности: из нас получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Добывают нас в шахтах и карьерах.                                                        

В отдельных местах мы выходим на поверхность, тогда нас добывают открытым способом. Огромные экскаваторы снимают верхний слой земли, а затем и уголь, который грузят в вагоны или автомашины.

Ученик 1.  По запасам каменного угля наша страна самая богатая в мире. На Севере Урала, на острове Сахалин, в Кемеровской области (юг реки Оби).

У.   О каких полезных ископаемых рассказали ребята? (о каменном угле, торфе и буром угле).

Практическая работа.

        На каждой парте кусочки каменного угля, бурого угля, торфа, стакан с водой.

–  Перед вами лежат названные полезные ископаемые.

–  Найдите каменный уголь. По каким признакам вы его нашли? (Цвет, блеск.)

– Рассмотрите и назовите его свойства. (Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тяжелее воды, горюч). (Значок  )

– Найдите торф. По каким признакам вы его нашли?( Торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков вымерших растений, которые хорошо видны невооруженным глазом).

–    Назовите его свойства.(Лёгкий, темно-коричневого цвета; впитывает влагу, хорошо горит). (Значок                )

                                     Проведем  опыты.

–  Как доказать, что торф легче воды, а каменный уголь – тяжелее?  ( Опустить их в воду и посмотреть, что произойдет).

Дети опускают в стакан  с водой сначала кусочек каменного угля, затем –  торф.

–  Что увидели? ( Кусочек каменного угля опустился на дно стакана, значит он тяжелее воды. А торф остался на поверхности, значит он легче воды).

–    Мы выяснили опытным путем, что каменный уголь – тяжелее воды, а торф – легче.

4. Физкультминутка

5. Продолжение изучения темы.

–  А вот ещё одна гостья к нам пришла. Да не одна, а со свитою.                          

Ученица 1.   (Слайд 4). Я – Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите. Посмотрите, какая я черная, блестящая и маслянистая. Под землей около городов Абинска,  Хадыженска, Славянска – на – Кубани целые озера и даже моря Нефти. И не обижайте меня, я очень вспыльчивая, чуть что – сразу загораюсь. За это меня и ценили люди еще в глубокой древности. Да, да! Еще 4 тысячи лет назад мною заправляли светильники и даже лечили раны. А с изобретением машин вообще не стало никакого покоя, поднялся такой шум!

«Нефти!» – требуют самолеты, корабли, тепловозы, трактора, электростанции и заводы. Их двигатели работают на бензине, керосине, мазуте и других видах топлива. А получают все это из чего – из Нефти.

«Нефти! – требуют машины и механизмы. – Нам постоянно нужна смазка». А смазка – это тоже продукт из Нефти.                                                                          

«Нефти!» – требуют химзаводы, где изготавливают пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства, искусственные ткани, воск для свечей, моющие средства и даже удобрения.                                                                                                                        

Я, конечно, не хочу хвастаться, но из меня – Нефти – получают более двух тысяч видов различных материалов.

Показываю продукты переработки из нефти.

Учебник с. 95-96. Чтение текста.

              В разные районы страны и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых судах – нефтеналивных танкерах. У нас в России нефть добывают на Кавказе, Тюменской области, на среднем Урале в северной его части.

–  Что вы узнали о нефти? (Маслянистая жидкость, темно-бурого цвета; горит; из нее получают бензин, керосин, мазут и т.д. Важнейшее полезное ископаемое, без которого невозможна современная жизнь. Добывают на буровых).

– Давайте некоторые её свойства  проверим.

 Практическая работа. (На каждой парте пробирка с нефтью.)

– Возьму пробирку с нефтью в руки, рассмотрите ее и установите важнейшее свойство, которое отличает нефть от других полезных ископаемых.

(Нефть – жидкое полезное ископаемое).

–   Сравним цвет каменного угля и нефти.  (Каменный уголь – черный, а нефть – темно-бурая).

–  Что вы можете сказать о запахе. (У нефти резкий, специфический запах).

– А как проверить, что нефть маслянистая жидкость? Давайте вспомним обычное масло, наши руки и наши тетрадки после них. Что образуется в результате всего этого? (Жирное пятно).

– Опрокинуть пробирку на вату и положить ее на лист бумаги.

– Смотрим на результат. Что у нас получилось в результате этого опыта? (На бумаге образовалось жирное пятно. Мы доказали, что нефть – маслянистая жидкость).

–  А какой опыт мы можем провести, используя нефть и воду? ( Опыт, который поможет выяснить, что легче вода или нефть).

– Как? (Добавить немного нефти в стакан с водой).

Учитель демонстрирует опыт, капает немного нефти в стакан с водой.

– Что видим? (Нефть растеклась по поверхности воды. А значит, она легче воды).

– О каких еще свойствах нефти мы узнали в результате опытов? (Имеет специфический запах и легче воды).

–  Какие негативные последствия могут возникнуть при добыче полезных ископаемых? (Слайд 5).

Ученица 1.  (Слайд 6) Ах, извините, забыла представить моего спутника – это Газ. Он всегда со мной рядом.

Ученик 4.   Добрый день!                                          

Природный газ – хорошее топливо. Меня используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных на предприятиях, на заводах.

На предприятиях химической промышленности из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

Детали многих машин, трикотаж, ткани, обувь – все это Газ.

А сколько диких животных мы спасаем, подарив людям прекрасный искусственный мех. А представьте, что будет с людьми, если в домах исчезнет Газ. Да все просто останутся голодными.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

Хоть запасы газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно.

Я легкий, бесцветный, без запаха.

И еще, будьте осторожны со мной. Со мной нужно обращаться осторожно, очень опасна утечка из газовой плиты. Помнишь, куда нужно звонить? (Газовая служба 04)     Газ добывают на севере Тюменской области, среднее течение Волги.                                                                      

–   Что узнали об этом полезном ископаемом?  (Газ легкий, бесцветный. Горючий).

   – Найдите условное обозначение природного газа на карте.

– Что относим к горючим полезным ископаемым? (Слайд 7).

– А у нас в Забайкалье идёт добыча горючих полезных ископаемых?

6. Итог урока.

– Что вам на уроке понравилось?

– Что особенно удалось?

– Что вы получили от этого урока?

7. Рефлексия.(Слайд 8).

 Сегодня я узнал(ла)…

Было интересно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился(лась)…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Мне понравилось…

Домашнее задание.

– Запишите дз в дневник стр. 94-97.

– Вы молодцы, я благодарю вас за работу.

Источник

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Тесты›Презентация по окружающему миру 4 класс УМК Гармония “Полезные ископаемые”

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоват...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоват

Описание слайда:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Березники Пермского края Окружающий мир 4 класс УМК «Гармония» Автор- составитель: учитель начальных классов Лапаева Оксана Валерьевна 2016 год

2 слайд

Тест по теме «Полезные ископаемые»

Описание слайда:

Тест по теме «Полезные ископаемые»

3 слайд

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. В п

Описание слайда:

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. В предложенных вариантах ответов ты должен выбрать верный и написать букву (буквы) в контрольном листе. Контрольный лист: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

4 слайд

1.Какие вещества называются «полезными ископаемыми»? А) все полезные вещества

Описание слайда:

1.Какие вещества называются «полезными ископаемыми»? А) все полезные вещества Б) витамины В) залегающие под землей природные вещества Г) древние вещества

5 слайд

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природ

Описание слайда:

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? А) психологи; Б) геологи; В) строители  Г) археологи

6 слайд

3. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? А) ножницы, ложки,

Описание слайда:

3. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? А) ножницы, ложки, вилки; Б) кирпич, бензин, известняк В) нефть, глина, торф.

7 слайд

4. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое А) каменный угол

Описание слайда:

4. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое А) каменный уголь Б) нефть В) гранит Г) природный газ

8 слайд

4. Выдели лишнее: А) кирпич Б) песок В) железная руда Г) глина

Описание слайда:

4. Выдели лишнее: А) кирпич Б) песок В) железная руда Г) глина

9 слайд

5.Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью? А) песок Б) гранит В) изв

Описание слайда:

5.Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью? А) песок Б) гранит В) известняк Г) нефть

10 слайд

6.  Какие из полезных ископаемых служат топливом? А) оловянная и медная руды

Описание слайда:

6.  Какие из полезных ископаемых служат топливом? А) оловянная и медная руды Б) глина, известняк В) каменный уголь, природный газ; Г)золото, платина, серебро.

11 слайд

7.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали? А)

Описание слайда:

7.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали? А) каменная соль Б) железная руда В) торф Г) гранит

12 слайд

8.  О каком полезном ископаемом говорят: рыхлая горная порода, состоящая из о

Описание слайда:

8.  О каком полезном ископаемом говорят: рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой, не имеет запаха и хорошо пропускает воду , сыпуч А) глина Б) торф; В) песок; Г) гранит

13 слайд

9.Выделите полезные ископаемые, которые используют в строительстве: А) песок,

Описание слайда:

9.Выделите полезные ископаемые, которые используют в строительстве: А) песок, Б) нефть В) гранит Г) газ Д) известняк Е) глина Ж) базальт З) торф

14 слайд

11. С помощью фрагмента карты определи, какие полезные ископаемые залегают в

Описание слайда:

11. С помощью фрагмента карты определи, какие полезные ископаемые залегают в этой местности.

15 слайд

12.Выпиши полезные ископаемые, которые добывают в твоём крае. А) железная руд

Описание слайда:

12.Выпиши полезные ископаемые, которые добывают в твоём крае. А) железная руда, Б) каменный уголь В) нефть Г) базальт Д) калийная соль Е) глина Ж) марганцевые руды З) песок

16 слайд

Список литературы Поглазова О. Т. «Тестовые задания к учебникам для 4 класса»

Описание слайда:

Список литературы Поглазова О. Т. «Тестовые задания к учебникам для 4 класса» Смоленск Ассоциация XXI век; О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс Смоленск Ассоциация XXI век;

Выберите книгу со скидкой:

Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония

Курс повышения квалификации

Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония

Курс повышения квалификации

Как используют полезные ископаемые 4 класс гармония

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-382016

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник