Как и почему надо беречь полезные ископаемые
К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.
Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.
Содержание:
- Опасность исчезновения природных богатств
- Пути сохранения
Опасность исчезновения природных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Различают следующие виды скоплений ископаемых:
- жилы;
- штоки;
- пласты;
- гнезда;
- россыпи;
- иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).
По своему назначению добытые материалы делятся на:
- Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
- Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
- Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
- Сырье для изготовления бытовых предметов.
- Строительные материалы или главная их составляющая.
- Основа для создания важной промышленной продукции.
- Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…
Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.
Виды полезных ископаемых
В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).
Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:
- Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
- Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
- Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
- Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.
Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.
Рис. 1. Алмаз
К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.
Горючие ископаемые
Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.
Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.
Рис. 2. Каменный уголь
Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.
Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.
Рудные ископаемые
Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:
- черные металлы – железо и его сплавы;
- цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
- драгоценные металлы – платина, серебро, золото.
В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.
Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.
Рис. 3. Золото
Нерудные ископаемые
К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.
Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.
Что мы узнали?
Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 306.
1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Предметные: стремятся расширить знания и представления об использовании полезных ископаемых.
Метапредметные: стремятся развивать устную речь; учатся развивать внимание слушать; учатся обрабатывать воспринятую информацию.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н Федотова; рабочая тетрадь; презентация; раздаточный материал.
Этап
Методы и приемы
Время
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг.момент
1 мин.
Здравствуйте! Садитесь. Я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
П:строят речевое высказывание
Мотивационный
Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с ребусом.
2-5 мин.
Для того что бы проверить как вы усвоили прошлый материал, проведем небольшой тест. Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите листочки в правом верхнем углу. Ответ нужно обвести кружочком. На эту работу вам дается 2 минуты.
Поменяйтесь листочками, с соседом. Плюсиком отметили правильные ответы, а минусиком неправильные. На доске ответы. У кого все ответы правильные? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Сейчас сложили листочки в парах, передали на первую парту.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет разгадать ребус. Перед вами картинки. Вы должны угадать, что изображено на картинке, и подставить соответствующую букву, она написана под картинкой. (Например : Мрамор – на картинке, 3-я буква в этом слове – «А»)
Работа с карточками. Какая буква первая? (Б), Что изображено на 2 картинке? Какая буква зашифрована? (Е). На 3, 4, 5, 6?
Какое слово получилось? (БЕРЕЧЬ)
Как вы думаете, что в жизни нужно беречь? (природу, родителей и т.д.)
Давайте еще раз посмотрим на картинки из ребуса? Какой фразой можно объединить эти картинки? (полезные ископаемые) Да, правильно. Скажите, а нужно ли беречь полезные ископаемые? (да) Действительно, их нужно беречь. И тема сегодняшнего занятия: «Почему нужно беречь полезные ископаемые?»
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Взаимопроверка
Формулируют тему и задачу урока.
Отвечать на заданные вопросы учителя
Разгадывание ребусов
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: строят рассуждения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы.
Практический:
работа в рабочей тетради.
10-12
мин
Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? Молодцы.
А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?(песок, цемент …)
– А из чего делают автомобили, самолёты?(металл, сталь …)
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности очень важны.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?(ответы детей)
– К ним относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (работают машины самолеты, тепло в домах и т.д.)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Ребята. так где используются полезные ископаемые? (при строительстве домов, при их отоплении, топливо для машин, и машины делают из полезный ископаемых) То есть в нашей жизни полезные ископаемые незаменимы? (да)
Скажите, могут ли закончиться полезные ископаемые? (да)
Можно ли тогда все время их тратить? (нет ) И чем грозит их утрата? (мы останемся без тепла, света, топлива и др.) Правильно. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Как вы думаете, а можно ли чем – то заменить полезные ископаемые? (да) Правильно. У вас есть предположения, чем можно их заменить? (ответы детей) Действительно, ученые сейчас разрабатывают все новые и новые идеи, чтобы сохранить полезные ископаемые. Например, строят гидро- и электростанции, где используется сила воды, или ветра.
Как вы думаете, как можно охранять полезные ископаемые?
Отвечать на заданные вопросы учителя
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами
П: строят рассуждения
П: строят речевое высказывание.
Физкультминутка
1-2 мин.
Давайте отдохнем.
Выполнять движения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы; беседа
Как вы думаете, полезные ископаемые являются частью природы? (да) Вы бережете природу? (да) Молодцы, для того что бы охранять природу люди придумали специальные знаки. Вы их видите на экране.
Отвечают на заданные вопросы учителя
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Работа в рабочей тетради
2 мин.
Давайте посмотрим знаки, которые придумали члены клуба «Мы и окружающий мир», откройте рабочие тетради на стр .8, и рассмотрите 8 задание. Обсудите с соседом по парте, что они могут обозначать.
Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)
А теперь попробуйте нарисовать свой знак. Выполните задание 9 в рабочей тетради. На эту работу вам дается 5 минут. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Попробуйте отгадать, что пытался донести ваш одноклассник. Обсудите свое предположение с соседом по парте.
Я тоже приготовила для вас свой значок на эту тему. Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)
Молодцы, вы хорошо рассуждаете. Так почему же нужно беречь полезные ископаемые?(ответы детей) Какие вы знаете полезные ископаемые, давайте еще раз их назовем. (глина, песок, известняк, торф и др.) Правильно.
Работа в рабочей тетради
К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;
Закрепление изученных тем
2 – 6 мин.
А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно будет вместе его разгадать. На работу вам дается 5 минут. Если у вас есть затруднения, вы можете поднять руку, и я попытаюсь вам помочь. Молодцы, давайте проверим. Кто знает ответ на первый вопрос? Ответьте на второй вопрос? … Работа с кроссвордом – проверка. Поднимите руки, кто, не затрудняясь , правильно, ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, вы отлично усвоили эту тему.
Самостоятельная работа
Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом
Р: осуществляют итоговый контроль
Рефлексия
Практический: самоанализ
Домашнее задание
1-2 мин.
1 мин
Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал.
В виде египетской пирамиды :
1 ступень – «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?
2 ступень – «Мы»: насколько мне помогли одноклассники?
3 ступень – «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
Учебник : стр. 25-28 краткий пересказ , раб.т. с 9, №10
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Производят рефлексию.
Класс:3 «Б»
Предмет: Окружающий мир
Учебник, авторы: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А
Тема урока: Почему надо беречь полезные ископаемые?
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Закрепление знаний о полезных ископаемых и выявление понимания учащимися необходимости их охраны
Планируемые достижения:
Предметные:
-приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
-обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
Метапредметные:
Личностные:
-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
-целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
-контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные:
-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
-описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
Коммуникативные:
-взаимодействие с соседом по парте, в группе;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
-научить работе с информационным материалом, умение делать выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;
-воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;
-развивать мышление, логику, воображение.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
Приветствие учащихся:
Здравствуйте ребята!
Меня зовут Екатерина Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Проверим вашу готовность, на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
Словесный
(беседа)
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
Актуализация знаний
3 мин.
Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира?
Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые?
Какие группы полезных ископаемых вы знаете?
Расскажите, пожалуйста, о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область.
Ответы детей
Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни
Рассказывают о полезных ископаемых.
Словесный
(беседа)
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Познавательные:
-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Целеполагание
4 мин.
Как согреться нам без вас,
Уголь, нефть, горючий газ?
Что вас на стройке заменит:
Глина, мел, песок, гранит?
Полям, садам и огородам –
Нужны чуть меньше, чем вода –
Торф и железная руда.
Без соли скучно за столом:
И стол не стол, и дом не – дом!
Нам всем необходимо братцы.
Беречь природные богатства!
(слайд 1)
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Верно!
Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые
Называют полезные ископаемые
Личностные:
-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
-целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
Работа по теме
13 мин.
Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).
(слайд №2)
Ребята, скажите, какие полезные ископаемые вы знаете?
Какие можете дополнить?
История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество – магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.
(слайд №3)
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.
Важно охранять полезные ископаемые, так как они не пополняемы.
Охрана возможно при переработке веществ, замене природных искусственными материалами, повторное использование материалов, охрана полезных ископаемых от пожаров, затоплений, загрязнений.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (слайд4). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Так, полезные ископаемые должны быть защищены от размытия, выветривания, воздействия вредоносных факторов, аккуратно проводиться работы по выемки ископаемого.
Ребята, прочитайте материал на стр.27-28 ответьте на вопрос:
Что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Хорошо!
Прочитаем (по желанию) материал со стр.29
Ребята, как вы думаете, как вы проявляете бережное отношение к расходованию полезных ископаемых?
Слушают учителя, вступают в обсуждение.
Перечисляют полезные ископаемые (песок, глина, уголь, природный газ, подземные воды, и т.д.)
Чтение материала учебника, отбирают нужную информацию, необходимую для ответа на вопрос учителя.
Слушают учителя.
Чтение материала учебника.
Учащиеся высказывают свои мнения приводят примеры.
Словесный
(беседа, рассказ, объяснение)
Личностные:
-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Познавательные:
-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Физ.минутка
1 мин.
Показывает видеоролик, выполняет упражнения вместе с учащимися.
Выполняют упражнения.
Практический
(физические упражнения)
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Практическая работа
15 мин.
Ребята, мы с вами вспомнили виды полезных ископаемых, поговорили об охране полезных ископаемых.
Сейчас, мы узнаем, как вы усвоили материал. Для этого, разделимся на группы и выполним задания:
1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.
1)Отгадать загадку.
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на
альбомный лист.
3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
Вспомогательные сведения:
Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.
2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.
1)Отгадать загадку.
Без неё мы не поедем
На такси или мопеде.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
Вспомогательные сведения:
Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.
3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.
1)Отгадать загадку.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
4)Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы
расскажем о…»
Вспомогательные сведения:
Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.
Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.
Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.
Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».
Слушают учителя, выполняют задания. Составляют рассказ в группах.
Словесный
(объяснение)
Практический
(выполнение заданий)
Личностные:
-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
-контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные:
-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
-описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
Коммуникативные:
-взаимодействие с соседом по парте, в группе;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Итог урока с элементами рефлексии
2 мин.
Ребята, скажите, что мы сегодня делали на уроке?
Какие виды работ вы выполняли?
Хорошо.
Как вы оцениваете работу на уроке?
Мнения детей
Читали, рассматривали, отгадывали загадки, писали, составляли рассказы.
Сложно/справились со всеми заданиями/было интересно
Словесный
(объяснение)
Личностные:
-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
–
Регулятивные:
-осуществление учебных действий обучающимися;
Домашнее задание
1 мин.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 30 ответьте на вопросы. Рабочая тетрадь стр.8-9.
Открывают дневники, записывают домашнее задание
Словесный
(беседа)
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Окружающий мир
в 3 «Б» МБОУ СОШ № 48 г.о. Самара
Разработала студентка группы 41
специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Саяпина Екатерина Юрьевна
Оценка___________________
Учитель Богданова В. В.____________
(подпись)
г.о. Самара,2017