Как и где можно использовать полезную силу воды 3 класс

Как и где можно использовать полезную силу воды 3 класс thumbnail

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

Оборудование для учащихся:

Стакан с водой, ложка, сахар, измельчённый мел или порошок.

Ход урока:

3. Работа по теме

Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа?

Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)

«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода.

Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Слайд 2.
Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 4.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 5. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Учитель: Сейчас немного о нашей местной речке Калья расскажет нам …

Ученик: 40 лет назад речка Калья была широкой, а вода в ней прозрачной. В речке водилось много рыбы, но рядом строились шахты. Человек стал спускать в речку шахтные воды. Дно реки заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно реки никто и никогда не чистил. В верховьях речки человек вырубил леса. Речка обмелела. Это привело к нарушению природного равновесия.

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 6.
Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода?

Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

Ответы детей.

Слайд 7.

Слайд 8.

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.

Ответы детей.

Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). Слайд 9.
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит?

Ответы детей.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Тетрадь стр.35 №77 Кроссворд «Процессы»

Учитель: Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Слайд 10.
Как же происходит круговорот воды в природе?

Учебник стр.86 (читает ученик).

Физминутка для глаз и эмоционального настроя. Слайд 11

Учитель: А какими же свойствами обладает вода? Слайд 12.

Работа в парах

Учитель: Проведём опыты и определим свойства воды. На каждой парте есть стакан с водой и ложки.

1) Рассмотрите воду в стакане.
Какого она цвета?
Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная.

2) Понюхайте воду.
Есть ли у воды запах?

Дети: Вода не имеет запаха.

3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

4) Положите в стакан немного сахара и размешайте.
Что произошло?
А теперь насыпьте немного порошка.
Что вы замечаете?
Дети: Вода может растворять некоторые вещества.

Учитель: А где в быту можно использовать это свойство воды?

Дети: Мытьё посуды, стирка, уборка, рисование.

Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?

4. Итог урока

Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

Тест «Проверим себя»

Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

Учитель: А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми вода и как сохранить на земле это удивительное ценное вещество – воду.

Источник

                    Тема: Как человек использует свойства воды?

                                             ( первый урок)

Цели:

1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.

2.Познакомить со свойствами  воды и  бережное отношение к ней.

3.Воспитывать уважение друг другу ,  умение работать в группах.

Оборудование:  иллюстрации использования человеком различных свойств воды, оборудование для опытов изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.

Читайте также:  Полезен лимон при сахарном диабете 2 типа

I.Организационный момент

II.Постановка проблемы и актуализация знаний.  

Загадка:                                                                                                     1 слайд

    -Какое полезное ископаемое ценное? (вода)                                    2 слайд

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете.

-Для чего нужна вода живым организмам?                                         3 слайд

(Основу состава живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому подавляющее большинство растений и животных должны потреблять воду. Однако некоторые пустынные животные могут извлекать воду из пищи.

 Кроме того, растения поглощают воду и используют ее для производства органических веществ.

 Наконец, важную роль играет вода  в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается. )                                                                                         4 слайд

    -Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?                                                                                                  

 (Как и многие другие вещества, вода в природе бывает в трех агрегатных состояниях.                                                                                              5 слайд

    При этом со сменой состояния воды связан целый ряд природных явлений, имеющих отношение к погоде.

 Водяной пар – прозрачный бесцветный газ.

    Туман состоит из очень мелких капелек воды.                                 6 слайд

    Ранним утром лежат на травинке и веточках деревьев круглые бисеринки-это роса                                                                                                    7 слайд

   Иней один из красивых моментов природы.                                     8 слайд

  Облака   тоже состоят из мельчайших капелек воды. Чем  темнее цвет облаков, тем больше в них влаги.                                                          9 слайд

  Сливаясь друг с другом, капельки становятся тяжелее и выпадают из туч на землю в виде дождя.                                                                               10 слайд

  Если воздух холодный, капли замерзают и превращаются в снежинки.

                                                                                                                    11 слайд                            

  При замерзании воды она превращается в лед ,и ее объем возрастает.)

                                                                                                                     12 слайд

   -Какие предметы тонут в воде, а какие- нет?(Тонут в воде предметы, состоящие из веществ, которые тяжелее воды; наоборот, не тонут предметы, состоящие из веществ, которые легче воды.)

Проблемная ситуация: Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с.15 учебника.

Лена:  Миш, смотри: вода мои руки выталкивает!

Миша:  Это- выталкивающая сила, она и мне плавать помогает!

 -Как выталкивающая сила помогает плавать?(версии детей)

 -Определите тему урока.

Дети. Сегодня на уроке мы будем знакомиться со свойствами воды и их испол ьзованием.

                             Физкультминутка

Групповая    практическая работа.

Опыт по заданию 1 на с.18.

Описание опыта№1.

 На штативе прикреплена резинка. На эту резинку прикрепляют гайку и погружают в воду. Погруженная в воду гайка вытеснила из стакана такой же объем воды. Теперь гайка растягивает резинку слабее. Значит ,на гайку действует еще одна сила, направленная вверх.

  -Какой вывод можно сделать? Куда направлена выталкивающая сила?

(Выталкивающая сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды)

Описание опыта №2.

 В стакан с водой опустите кусок дерева.

-Что наблюдали?(Дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды.)

Описание опыта№3.

В стакан с водой опустите кусок железа.

-Что наблюдаем?(Железо тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила)

Работа с рисунком на с 15 учебника.

-Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

(Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объем воды и очень мало весит.)

-Как человек использует выталкивающую силу воды?

(На действии выталкивающей силы основано строительство кораблей, лодок и плотов.)

 -В каком направлении текут реки?

(Под действием тяжести воды всегда стекает в сторону понижения. Течение воды -большая сила.)

Описание опыта №4 (сообщающиеся сосуды)

На столе две банки с большим и меньшим количеством воды. Для того чтобы вода потекла из аквариума, надо наполнить шланг водой и держать его концы, а после правильной установки аквариума отпустить.

 -Что наблюдаем?

(Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости.)

Читайте также:  Химический состав и полезные свойства лука репчатого

 -В каком направлении движется вода?

 (Вода течет туда, где ее уровень ниже)

 -Какой уровень имела вода в банках до начала опыта и по окончании?

(До начала опыта вода имела разный уровень воды, а после окончания опыта вода в банках имела одинаковый уровень)

 -Как человек использует это свойство воды?

(Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.)(При ответе используется рисунок водопровода на с.19)

Описание опыта №5

Приготовь пластмассовую пластинку или толстую картонку. Вылей на нее немного воды. Что вы заметили?

Наклони пластинку. Что произошло с водой?(По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной стекает под уклон).

Вывод: это свойство называется –текучестью.

-В каком направлении текут реки?(Реки тоже текут туда, где уровень воды ниже.)

 -С какой скоростью текут равнинные и горные реки?

 -Можно ли использовать силу тяжести течения рек?

(Равнинные реки текут медленнее, чем горные реки. Это свойство воды используют при построении водяного колеса и турбины.)

Описание опыта №6

В стакан с теплой водой кладут соль(сахар) и помешивают ложкой. Через некоторое время соль(сахар)полностью растворились.

Вывод: вода- хороший растворитель.

Описание опыта по фильтрованию№7

-Можно ли очистить воду после предыдущего опыта?

   В стакан вставляют стеклянную воронку, в нее кладу фильтр из промокаемой бумаги и выливают мутную воду. Через некоторое время на дне стакана остается чистая вода, а остатки глины -на фильтре.

Описание опыта №8

В стакан с теплой водой кладут кусок глины. Она не растворяется, а плавает в виде едва заметных комочков, делая воду мутной.

Вывод: не все вещества растворяются в воде

Описание опыта№9

Приготовь полоски цветной бумаги:голубую,серую,синюю,желтую,белую,зеленую,красную.Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду голубой, серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной?

Как  видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?

Вывод: она бесцветна.

Описание опыта № 10

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя.

Вывод: она безвкусна.

Описание опыта №11

Когда твоя мама печет пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями твоей квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода?

Вывод:она не имеет запаха.

Описание опыта №12

Вспомни, как ты в прошлом году изучал прозрачность льда и снега. Каковы результаты этого опыта? Изучи теперь прозрачность воды, поставив какой –нибудь предмет за стакан с водой или опустив его в воду. Можно ли увидеть предмет за стаканом, а ложку в стакане? Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод: вода прозрачна.

Описание опыта №13

В один стакан и одно ведро налейте воды. В другой стакан и ведро положите по шарику. Изменилась ли форма шарика?(Шарик остался той же формы)

-А вода?(В стакане вода имеет форму стакана, в ведре -форму ведра.)

Вывод: вода не имеет своей формы.

                             Физкультминутка

III.Самостоятельное применение знаний.

Задание №4 с.22.

Вопрос. Нарисуйте, как вода потечет из шланга.(Здесь будет использован закон сообщающихся сосудов. В соответствии с ним вода из шланга польется вверх до уровня воды в колбе.)

Задание №9 с.22.

Вопрос. Какое свойство воды используют при стирке?(Стирка основана на свойстве воды быть хорошим растворителем).

VI.Подведение итогов.

Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.

-Что нового узнали на уроке?                                 13 слайд

V.Домашнее задание. с.18-21,задание 6,10,11(по выбору)

Источник

Цели:

  • Сформировать знания основных физических и
    химических свойств воды; развивать 
    навыки  экспериментального  исследования
    свойств  веществ; формировать умения
    устанавливать причинно-следственные связи между
    явлениями природы.
  • Объяснить свойства воды. Доказать это на опытах.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, ее
    экономное расходование, необходимость заботится
    о чистой воде.

Оборудование: учебник, печатная
тетрадь, карточки с условными знаками для
минутки календаря, сигнальные карточки для игры
в светофор, оборудование для проведения опыта

ХОД УРОКА

I.  Организационный  момент

II.  Минутка календаря

Ребята, давайте мы с вами заполним
дневники наблюдений. На доске вывешены знаки,
надо оставить только те, которые соответствуют
сегодняшней погоде. А я посмотрю, справитесь ли
вы с заданием.

III. Проверка домашнего задания

– Ребята, на доске висят игрушки, которые вы 
можете купить, но продаются они не за деньги, а за
знания. Кто хочет первым купить игрушку.

Вопросы к аукциону:

  1. Назови  свойства воздуха.
  2. Что происходит с нагреванием воздуха.
  3. Что происходит при охлаждение с воздухом.
  4. из чего состоит воздух.
  5. Хорошо ли воздух проводит тепло.
  6. Для чего нужен воздух.
  7. Расскажи, как бороться с загрязнением воздухом.
  8.  Что делают растения.
  9. Какой газ воздуха необходим для дыхания.
  10. Что надо делать для охраны чистоты воздуха.

IV. Объяснение нового материала:

 Послушайте стихотворение.

Спросил на днях
Малыш – сосед.
У струйки,
Льющейся из крана. 
– Откуда ты?   
Вода в ответ:
– Издалека,  
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? –
Спросил росу.
– Поверь – и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана  
Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана.
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И  слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

– Ребята, вы послушали стихотворение. 
Скажите, а где вы встречались с водой?
– Верно, человек каждый день всегда и везде
встречается с водой. Вода – это наше богатство,
без которого мы не можем жить так же, как и без
воздуха. Там, где вода, есть жизнь, а если нет воды,
то нет и жизни без воды, не может жить человек и
животный мир, без воды не могут расти растения.
Словом, без воды, как и без воздуха все погибло
бы..

1. Вода – природное богатство

Первое из природных богатств, с которым
встречается в своей жизни человек, – это вода. 
Вода  становится  неразлучным спутником
человека на все жизнь, с момента его появления на
свет до последнего дня. »Воде, – сказал великий
Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.»
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов,
изобретет новые двигатели, но без он не сможет
жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет не
одного народа. У которого вода не считалась бы
матерью всего живого, целебной и очистительной
силой, источником плодородия.  Известный
французский писатель, летчик Антуан де Сент
Экзюпери. Самолет, которого потерпел  аварию
в  пустыне Сахара, писал так: «Вода!  У тебя
нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что такое! 
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты
сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь
нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам
силы, с которыми мы уже простились. По твоей
милости в нас вновь начинает бурлить высокие
родники нашего сердца. Ты самое большое
богатство на свете.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с
замечательным веществом – это вода,  узнаем,
чем  важна вода. Какими свойствами обладает.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

2. Чем важна вода?

Читайте также:  Какие полезные бактерии есть в молоке

1) Работа в печатной тетради (задание  66).

2)  Работа с учебником  (стр. 77).

Большая часть поверхности Земли покрыта
океанами, морями, реками, озерами. Вода
содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков.
Пара, туманов. Покрывает снегом и льдом высокие
горы. Входит в состав всех живых организмов.
Потеря воды – это смерть. Потеряло растение
половину  своей воды – погибло, а животному
того меньше надо потерять, чтобы погибнуть.
Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы,
тритоны – всасывают воду через кожу.
Есть на земле и такие интересные животные, у 
которых вода образуется из жира. Нигогда не пьют
воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли.
Где еще можно найти воду на Земле? Конечно же , в
растениях. Действительно, в листьях, стеблях,
плодах растений тоже содержится вода. В помидоре
– 95%, в огурце – 98; воды.
Все растения. Обитающие на суше, имеют
приспособления к добыванию и сохранению влаги.
Корни
Пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь
земли до 2метров, у деревьев – на 10 – 12метров,
а  у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до
20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились
улавливать водяной пар из воздуха.
Для многих живых организмов вода – дом родной.
Они приспособились жить в воде и не могут жить
вне ее.
Бобр,  строит себе дом посреди водоема с
подводным  входом – защита от хищников.
Кит на воздухе был бы раздавлен собственной
массой. Только в воде может он найти столько пищи.
Лягушки рождаются  в воде и живут возле нее и в
ней.

3. Для чего нужна вода человеку

Как и у всех живых организмов, тело человека
состоит из клеток, наполненных водой. Ежедневно
из организма человека выводится до 2 литров воды.
Вот это количество  потерянной воды и должен
восполнить человек с пищей.
Большое количество воды человек расходует на
поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Еще больше
воды уходит на приготовление еды, мытье посуды,
стирки белья.

3) работа с текстом учебника (с.77 – 78).

– У каких водоемов селились наши предки? Как
они использовали воду?
– Как образовались слова «водопровод, водовоз»?.
– Предположите, как сельские жители определяют
место, где следуют копать колодец. (С опорой на
рисунок,  с.79).
– Почему надо экономить воду?

Предлагаю вам решить экономические задачи.

1. В квартире неисправен кран, из которого за
один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой
воды утекает за сутки?

2. При утечке из крана воды за сутки набирают 1
ведро. Сколько ведер наберется за неделю? За
месяц?

Нам нужна для жизни только чистая пресная вода.
А где мы ее можем встретить?
Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о
цене воды. Послушайте старинную легенду.
В отвесной скале одной из гор Армении каменотес
просверлил отверстие, из которого текла тонкая
струйка живительной влаги. На скале он высек
слова о том, что – эта скала священная и что
отверстие в ней нельзя расширять. И все же
спустя  века  нашелся человек,  который
из-за сиюминутной ,  выгоды, расширил
отверстие. Вода  пошла сильнее, шумнее.
Человека объявили героем. Но слава была его не
долгой.  В скорее  родник высох, а за ним
«высохла» и деревня.
– Как вы понимаете слова «деревня высохла»?
Таким образом, природные источники воды нельзя
считать неисчерпаемыми.
Прочитайте пословицы, придуманные разными
народами. Они жили далеко друг от друга, но все
ценили воду. Объясните смысл пословиц.
«Вода – мать полей, а  без матери не проживешь»
(китайская пословица).
«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет
колодец» (английская пословица).
«капля за каплей – образуется озеро, а
перестанет капать – образуется пустыня»
(узбекская пословица).

Физминутка

V.  Практическая  работа «Какими
свойствами обладает вода»

Опыт 1.

Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку.
Скажите видна ли она?  Как вы думаете, о каком
свойстве воды это говорит?

Вывод: чистая вода прозрачна.
Прозрачность воды важна подводным растениям,
нуждающимся  в солнечном свете, а также
живущим в воде животным.

Опыт 2.

– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные
полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану
с водой. Скажите, имеет ли вода цвет?

Вывод:  вода  бесцветна.

Опыт 3.

Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли
вода запах?

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и
запаха.

Опыт 4.

– А теперь насыпьте в один стакан с водой
немного соли, а в другой столько же глины.
Аккуратно размешайте.  Скажите ,  что вы
заметили?

Вывод: в воде растворяются вещества,
но не все. Вода растворитель.

Опыт 5.

– Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с
водой  при охлаждении и при нагревании. Я беру
колбу с трубкой, заполняю подкрашенной водой и
опускаю в горячую воду. Что вы заметили?
Эту же колбу поставлю в тарелку со льдом. Что
происходит?

Вывод: вода расширяется, при
нагревание и сжимается , при охлаждении.

– А сейчас, откройте «ключ» к практической 
работе и прочитайте ответы. Верные ли выводы
сделали мы.( Опыты по печатной тетради, задание 70).

VI . Закрепление

– Сейчас проведем игру «Светофор». Напоминаю
вам правила, я читаю вопросы и три ответа, если
вы  считаете, что правильный ответ первый, то
поднимаете красный кружок, второй – желтый
кружок, третий – зеленый кружок. Если же вы
думаете, что правильные два ответа, то поднимаете
два кружка соответственно порядку.

1. При нагревание вода      
                    2.
Если опустить предмет в воду:

а)
сжимается;                                            
а) его не видно;
б)
расширяется;                                         
б) он хорошо виден;
в) ничего не
происходит;                         в)
еле  заметен;

3. Если пропустить мутную воду через
фильтр:            4.
Вода имеет:

а)
очищается;                                                                     а)
цвет;
б)
загрязняется;                                              
                   б)
запах;
в) остается
прежней;                                                         в)
ничего не имеет;

5. Если в воде размешать соль:

а) растворится;
б) растворится не до конца;
в) с ней ничего не произойдет.

Несколько человек выполняют эту работу на
компьютере.

– Кто прочитает еще раз свойства воды?
– Почему вода – одно из самых главных богатств
Земли.

Домашнее задание: учебник ( с. 77-80),
печатная тетрадь ( задание 68, 69).

VII. Рефлексия деятельности

Как ты оцениваешь себя на уроке.

Каждый ученик  раскрасит свою рыбку и пустит
ее в аквариум:

  • золотую, если доволен собой на уроке;
  • синюю, если допустил неточность в работе;
  • красную – «еще надо постараться, и придет
    успех».

На доске дети заполняют рыбками аквариум
своими  успехами.

– Молодцы, вы хорошо работали, за активную
работу на уроке я ставлю оценки.

Источник