Как формировать у детей полезные привычки
Выражение «привычка – вторая натура» принадлежит древнегреческому философу Аристотелю — еще древний мыслитель отметил, что ряд устойчивых привычек отчасти формирует характер. Мы не всегда придаем им значение, а между тем привычки влияют на здоровье, успеваемость в школе, взаимоотношения с людьми.
Привычка — действие, которое при многократном повторении выполняется автоматически.
Большинство привычек формируются в раннем детстве — дети наблюдают за действиями родителей и поступают так же, даже если мамы и папы требуют иного поведения. Очень важно подавать детям достойный пример.
Какие они — привычки?
Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, необходимо приучить его делать зарядку, есть здоровую пищу, соблюдать режим дня. Со временем, не сделав утром зарядку, ребенок будет испытывать дискомфорт, потому что у него появилась потребность давать нагрузку мышцам по утрам! Соблюдая режим дня, он будет хорошо высыпаться, вовремя вставать утром, что повысит настроение и концентрацию внимания, а главное — это тоже станет для него необходимостью!
Чтобы ребенок был собранным и аккуратным, надо выработать у него потребность хранить вещи на своих местах — эта привычка экономит время, создает порядок в жизни.
Привычка заканчивать начатые дела поможет ребенку понять, что от проблем убегать нельзя, с ними надо обязательно справляться. Например, решение трудных задач даст возможность мыслить логично, и быстро принимать решения.
Очень важная привычка — ценить то, что имеешь, видеть радость в повседневных мелочах. Достижения и победы не должны быть единственной целью в жизни ребёнка.
Планировать свои дела и время — тоже привычка, которая в будущем позволит ребёнку успешно строить планы не только на один день, но и на будущее в целом.
Считаться с чужим мнением, уважать его — этот навык поможет легче строить отношения с окружающими ребенка людьми.
Как формировать у детей полезные привычки
Дети редко воспринимают “надо” и “должен” — они учатся в игре. Важно, чтобы это занятие им нравилось. Также этому процессу помогают стихи и песенки — их достаточно много в свободном доступе — есть из чего выбрать наиболее подходящие!
Советы родителям
— Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как утверждают специалисты, для этого достаточно выполнять действие в течение 21 дня.
— Если малыш не видит, как родители убирают постель, чистят зубы, умываются, моют руки перед едой, то ему трудно эти действия сделать привычными, даже если ему о них постоянно напоминают.
— Привычка должна быть осознанным навыком — ребенок должен знать, для чего он это делает и получать удовлетворение от выполненного действия. Надо рассказывать, зачем надо здороваться, убирать игрушки, благодарить.
— Повторенье — мать ученья! Чтобы превратить навык в привычку, требуется бесконечное повторение. Например, учим малыша заправлять постель. Показали — сделал, завтра — забыл, послезавтра — отложил и уже не захотелось. Родителям в первое время надо не столько напоминать, сколько контролировать выполнение задания — действие должно повторяться много раз под присмотром взрослых.
— Формирование привычек у детей требует серьезных усилий родителей. Кто пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как это непросто. Но когда наши дети будут поступать правильно, даже если их никто не контролирует, мы сможем с гордостью сказать, что вырастили воспитанных людей.
Книга — в помощь
Безусловно, молодым родителям сложнее осваивать процесс воспитания, нежели родителям со стажем. Но и тем, и другим не помешает опыт специалистов.
В работах наших великих педагогов Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики найдутся советы, которые пригодятся любому родителю.
Из мирового опыта — «Одна привычка в неделю для всей семьи. Повышаем уверенность, укрепляем отношения, заботимся о здоровье, развиваем интеллект» — книга специалистов по здоровому образу жизни и семейному здоровью содержит рекомендации авторов о том, как, шаг за шагом семье освоить полезные привычки и улучшить отношения.
Нельзя забывать, что, помогая ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем.
Автор: Анна Сафина
Фото с сайта project1326027.tilda.ws
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 ст. Роговская
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Воспитатель: Шарафан Ольга Григорьевна
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Уважаемые родители!
Согласитесь, что приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня – биологическое, социальное и психологическое. Родители и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Сегодня разговор пойдет о полезных привычках.
«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем – не будь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого – ни будь. (Д. Ушаков. Толковый словарь) .У каждого человека в течении жизни вырабатываются много привычек. Для кого – то стало привычным делом – заниматься спортом, читать книгу, трудиться на огороде. Все это полезные привычки. Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома горы не мытой посуды, крошки, вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствует носовой платок Заботиться ли этот человек о своем здоровье? Верно, не заботиться. Ведь, и немытые руки и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных болезней.
Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:
Заботиться о чистоте его тела, стричь ногти. Учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки. После посещения туалета. Учит чистить зубы. Приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.
Ведь недаром говориться: «Чистота – залог здоровья». Давайте, совместными усилиями
будем приучать детей к здоровому образу жизни и полезным привычкам. Показывать и объяснять на собственном примере, чтобы ребенок не представлял без этого ни один день.
1 Привычка. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам.
Культурно – гигиенические навыки воспитывают:
• Опрятность;
• Самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользовать мылом, полотенцем, носовым платком;
• Прививают навыки поведения за столом;
2 Привычка. Соблюдение питьевого режима.
3 Привычка. Закаливание.
Дома детей закаливают по рекомендации педиатра из поликлиники, а в детском саду под присмотром медицинского персонала.
4 привычка наш вечный друг – утренняя гимнастика.
После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит. Ведь зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Зарядка должна стать ежедневной привычной процедурой уже с трехлетнего возраста. Делайте упражнения вместе с ребенком, поощряйте его, подбадривайте. Может ли человек быть здоровым, если он ведет не подвижный образ жизни? Нет! Его мышцы не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Велосипед, самокат, роликовые коньки, купание в речке, игра в бадминтон, катание на коньках, лыжах – это ли не праздник для детей, тем более с любимыми папой и мамой.
5 Привычка. Двигательная активность учит:
• Формировать гармоничное тело, правильную осанку и мелкую моторику рук;
• Обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.
Помогайте ребенку в тех видах движений, которые вам кажутся легкими, не трудными. Пусть ребенок почувствует, что вы дорожите им каждую минуту и ВТО же время не мешайте ему быть самостоятельным. Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года и ваша забота. Посещайте бассейн, принимайте водные процедуры. Например (массаж, ЛФК, физиотерапию, циркулярный душ.) ходите в лес. Особенно полезен воздух в хвойных лесах. Этот воздух настоящий целительный настой.
6 Привычка. Длительная прогулка на свежем воздухе.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день не менее 3 часов. А летом неограниченно. Поэтому после детского сада не спешите с ним домой, погуляйте. Поверьте, вы не сделайте ему хуже. От вечерней прогулки ребенок будет лишь крепче спать.
7 Привычка. Режим дня – это прекрасный друг нашего здоровья. Если мы всегда в одно, и тоже время встаем, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается биологический ритм, который поможет сохранить здоровье и бодрость.
8 Привычка. Правильное питание.
По поводу рационального питания, вы можете проконсультироваться у врача – педиатра или у медицинской сестры в детском саду.
• Самый главный совет – не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте ребенка, не заставляйте. Лучше покажите пример.
• Очень важно создать за столом доброжелательную обстановку и хорошее настроение.
И помните всегда, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20 % – от здоровья родителей, на 20% – от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные здоровые привычки, которые помогут добиться успеха, достичь цели в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывать с детства уважение к самому себе.
Пусть ваши дети и вы будут всегда здоровы!
Формирование у детей полезных привычек
Чистить зубы – это не только полезная, но и необходимая привычка и обучать этому следует детей с самого младшего возраста. К полезным привычкам можно отнести еще и множество других, не менее значимых для будущего здоровья и благополучия человека. Перечислим некоторые из них:
Здоровое питание и культура приёма пищи. От того, что мы едим, напрямую зависит состояние нашего организма. При этом пищевое поведение, сформированное в детстве, очень трудно изменить во взрослом возрасте. Поэтому правильное питание, как и корректное отношение к еде в целом должно быть усвоено с детства. Позитивные эмоции при употреблении пищи способствуют хорошему ее усвоению, а значит, и нашему здоровью.
Физическая активность. Залог здоровья человека – это движение, оно просто необходимо для хорошего самочувствия. Это знают все, но, к сожалению, не все реализуют это знание на практике.
Планирование. Четкий распорядок дня помогает малышу чувствовать стабильность и избегать излишнего напряжения. А взрослым людям планирование времени позволяет более эффективно и с меньшими энергетическими затратами выполнять свою работу, справляться с задачами.
Вежливость и этикет. Соблюдение правил, принятых в обществе, является одним из залогов успешности человека. Вежливость помогает расположить к себе окружающих, особенно незнакомых, так как показывает уважение к собеседнику, да и к самому себе.
Помощь по дому. Это не только навык ребенка, полезный для родителей. Регулярная уборка, помимо основного ее плюса – чистоты в доме, развивает двигательные навыки малыша, прививает позитивное и уважительное отношение к своему и к чужому труду.
Помощь ближним. Посильная помощь окружающим людям, животным, природе – это вклад каждого в создание мира, в котором мы хотим жить. Результат этих усилий неосязаем и слишком отдален во времени. Именно поэтому так важно объяснять детям, зачем нужно помогать другим.
Забота о себе. Чтобы помогать окружающим, необходимо иметь моральные и физические ресурсы: быть здоровым, чувствовать себя полным энергии, радости и любви. Только когда все наши базовые потребности удовлетворены, мы можем отдавать энергию другим людям. Зачастую мы это упускаем, например, когда посвящаем все свои силы детям и забываем о себе.
Саморазвитие. Стремление к новым знаниям и навыкам заложено в ребенке природой. Нужно только не гасить это стремление и всячески его поддерживать. Умение и желание учиться – это очень ценный навык не только для обучения в
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.
- С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
- Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
- Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие. Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.
- Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день. Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
- Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
- Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
- Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.
При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.
формируем полезные привычки у ребёнка
Чем заняться с ребёнком дома, когда на улице холодно, а общественные места посещать нежелательно? Мы предлагаем начать прививать ребёнку, а заодно и себе, полезные привычки и качества. Уверяем – напрягаться не придётся – просто живите обычной жизнью и пользуйтесь советами и инструментами, которые мы предлагаем в этой статье, опираясь на собственный опыт.
Подумайте, какие привычки и качества вы хотели привить своему ребёнку? Что считаете наиболее важным в жизни?
А чтобы старания не пошли насмарку, сначала остановимся на принципах воспитания и формирования правильных привычек у детей.
Как правильно прививать полезные привычки ребёнку?
показывайте ребёнку пример
Придерживайтесь простых правил, описанных ниже, и между вами и детьми будет меньше конфликтов и недопонимания. А работа над полезными привычками будет восприниматься, как часть повседневной жизни.
ПРАВИЛО 1: НЕ ДАВИТЕ
Забудьте про слова «ты должен», «так надо», «потому что я так сказала» и не выдумывайте страшилок наподобие «если ослушаешься, то придёт злой некто и заберет тебя с собой». Это неработающие методы воспитания. Точнее, работающие, но в противоположном направлении. Современные дети другие и с ними нужно учиться договариваться.
Подробнее тему особенностей современных детей мы раскрываем здесь
ПРАВИЛО 2: ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР И ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ
Не заставляйте ребёнка выполнять то, чего не делаете сами. Ничего не выйдет. Хотите, чтобы дочка разминалась по утрам? Начните заниматься сами и предложите ей присоединиться. Проверено – работает на 100%. Как говорится, лучше один раз увидеть.
ПРАВИЛО 3: ОБЪЯСНЯЙТЕ
Зачем ребёнку регулярно чистить зубы, мыть руки и убираться в комнате? Потому что так нужно и правильно? Нет, ребёнок этого не понимает. Чтобы убедить его – приводите в пример возможные варианты событий: «Не будешь мыть руки – будешь болеть. Будешь болеть – не сможешь ходить на улицу. Не сможешь ходить на улицу – будешь скучать дома…» и т. п.
Делайте упор на то, что для ребёнка важно и чего он может лишиться, если не будет слушаться.
ПРАВИЛО 4: НЕ ТОРОПИТЕ
Прошла неделя, а новая привычка не прижилась? Всё нормально – потерпите. Учёные доказали, что для формирования и закрепления новых привычек нужно не менее 66 дней. Это средний срок. Все зависит от сложности процесса или задачи.
Вводите новые привычки медленно и незаметно, чтобы перемены не вызывали у ребёнка стресс и противостояние.
ПРАВИЛО 5: ХВАЛИТЕ
Хвалите и подбадривайте ребёнка, замечайте его достижения. Убрался в своей комнате – скажите, что он большой молодец, ваш помощник, и вы им гордитесь. Не получилось самостоятельно завязать шнурки – помогите и скажите, что со временем всё получится.
Будьте внимательны к ребёнку, и он обязательно будет стараться радовать вас чаще.
ПРАВИЛО 6: ВЫБИРАЙТЕ МОМЕНТ
Не дергайте ребёнка и не приставайте со своими занятиями, если он играет. Для новой деятельности лучше выбирайте момент, когда он скучает или не знает, чем заняться. Тогда с большей вероятностью ваша идея зайдёт на ура.
ПРАВИЛО 7: НЕ БОЛЕЕ 3-Х ПРИВЫЧЕК В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ
Не нужно одновременно прививать ребёнку по 10 новых привычек, если не хотите потратить время зря. Лучше добавляйте по одной каждую неделю или переходите к новой задаче тогда, когда предыдущие уже прижились.
Теперь приступаем к реализации.
Как внедрять новые привычки в жизнь при помощи трекера?
что такое трекер привычек
Для успешного планирования и внедрения новых привычек нужны специальные инструменты. Предлагаем вам попробовать трекеры. Они помогают быстрее перейти от слов к делу. Как со списком задач в ежедневнике: когда пишете его, вам проще планировать, выполнять и отслеживать прогресс.
Что же такое трекер привычек?
Это таблица, состоящая из мини-шагов, которые ребёнок выполняет ежедневно. Преимущества трекера привычек в том, что можно выполнять свои ежедневные дела без напоминания и одновременно учиться планированию.
Лайфхак! Хотите, чтобы ребёнок стал пользоваться трекером – подайте пример. Сделайте свой трекер и пользуйтесь им ежедневно. Кроме того, такой подход зарядит всех домочадцев общей идеей самосовершенствования и поможет сплотить семью.
Как сделать?
Напишите на отдельном листе, какие привычки и качества вы хотите привить ребёнку.
Затем продумайте правила!
Например:
- Каждые 3–4 дня добавляем по одной новой привычке, продолжая работать над предыдущими.
- Каждый день, выполняя задачу, например, самостоятельная уборка игрушек, ребёнок ставит напротив неё галочку или крестик.
- Придумайте награду за количество галочек. От 4 отметок в неделю напротив задачи в трекере – награда положена, менее 4 – нет. От 25 галочек за 30 дней – право получить суперприз на выбор и т. п.
- Делайте послабления. Например, можно не выполнять зарядку в выходные или пропустить любой другой день на неделе, но при условии, что задачи будут выполнены потом.
- Подводите итоги, и празднуйте достижения. Благодаря ежедневным тренировкам ребёнок научился стоять на голове? Хорошо! Закрасьте этот день красным цветом в трекере и в календаре, сказав, что теперь у вас появился ещё один повод для праздника.
А теперь создадим сам трекер!
делаем трекер привычек для ребёнка
Возьмите 2 или 4 листа формата A4 или ватман. Склейте листы, и расчертите в следующем порядке (примеры на картинках ниже).
Столбцы:
- Кто – имя.
- Я буду делать это каждый день – здесь запишите дела и новые привычки.
- Календарь на месяц – дни недели и числа.
В колонке «Я буду делать это каждый день» вписываете дела и задачи на день. Составляйте расписание таким образом, чтобы новым задачам и привычкам нашлось время в распорядке в любой день недели.
Например:
7.15 – стакан воды + зарядка;
7.25 – прохладный душ;
10.00 – перекус фрукты, орехи и т. п.
11.00 – уборка в комнате – протереть пыль, сложить вещи в шкафу и т. п.
трекер полезных привычек
Ваш трекер может выглядеть как-угодно. Но если вы не хотите изобретать велосипед, то можете скачать готовый планировщик полезных привычек от Kidskey.
планировщик полезных привычек от kidskey
Главное здесь – чтобы вам и детям было удобно. Так как задача таких календарей – не сделать идеально, а получить желаемые результаты – стать более организованными и сплоченными, гарантированно выполнять задуманное и воспитывать новые качества и привычки.
При этом не забывайте больше разговаривать с детьми и все им объяснять. Начинайте прямо сейчас, и у вас войдёт в привычку постоянно меняться к лучшему всей семьей. А время, проведенное дома, запомнится вам, как самый интересный и результативный период в жизни.
Полезная информация?
Нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал, и вы узнаете, как находить ключики к ребёнку, чтобы он рос самостоятельным, ответственным, любознательным и учился с удовольствием.
Оригинал статьи в блоге на нашем сайте