Как добывать полезные ископаемые для собственных нужд
Ñòàòüåé 1.2 Çàêîíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 21.02.1992 ¹ 2395-1 «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåíî, ÷òî íåäðà â ãðàíèöàõ òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, âêëþ÷àÿ ïîäçåìíîå ïðîñòðàíñòâî è ñîäåðæàùèåñÿ â íåäðàõ ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, ýíåðãåòè÷åñêèå è èíûå ðåñóðñû, ÿâëÿþòñÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ.
Ïðåäîñòàâëåíèå íåäð â ïîëüçîâàíèå îôîðìëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûì ãîñóäàðñòâåííûì ðàçðåøåíèåì â âèäå ëèöåíçèè.
Ëèöåíçèÿ ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, óäîñòîâåðÿþùèì ïðàâî åå âëàäåëüöà íà ïîëüçîâàíèå ó÷àñòêîì íåäð â îïðåäåëåííûõ ãðàíèöàõ â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàííîé â íåé öåëüþ â òå÷åíèå óñòàíîâëåííîãî ñðîêà ïðè ñîáëþäåíèè âëàäåëüöåì çàðàíåå îãîâîðåííûõ óñëîâèé. (ñòàòüÿ 11 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ»).
Îðãàíàìè, óïîëíîìî÷åííûìè íà âûäà÷ó ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè â Ïðèìîðñêîì êðàå, ÿâëÿþòñÿ:
1) ìèíèñòåðñòâî ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû Ïðèìîðñêîãî êðàÿ îòíîñèòåëüíî ó÷àñòêîâ íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
2) Ðîñíåäðà èëè åãî òåððèòîðèàëüíûé îðãàí, îòíîñèòåëüíî èíûõ ó÷àñòêîâ íåäð.
Áåç ëèöåíçèè èìåþò ïðàâî ïîëüçîâàòüñÿ ïîëåçíûìè èñêîïàåìûìè òîëüêî îïðåäåëåííûå ñóáúåêòû: ñîáñòâåííèêè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, çåìëåïîëüçîâàòåëè, çåìëåâëàäåëüöû, àðåíäàòîðû è òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé:
äàííàÿ äåÿòåëüíîñòü äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ â ãðàíèöàõ èñïîëüçóåìîãî çåìåëüíîãî ó÷àñòêà;
íå äîïóñêàåòñÿ ïðèìåíåíèå âçðûâíûõ ðàáîò;
èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ âîçìîæíî òîëüêî äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä;
äîáûòûå èñêîïàåìûå äîëæíû îòíîñèòüñÿ ê êàòåãîðèè îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, íå ÷èñëÿùèõñÿ íà ãîñóäàðñòâåííîì áàëàíñå, ëèáî ê êàòåãîðèè ïîäçåìíûõ âîä;
îáúåì èçâëå÷åíèÿ ïîäçåìíûõ âîä äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå áîëåå 100 êóáè÷åñêèõ ìåòðîâ â ñóòêè, èç âîäîíîñíûõ ãîðèçîíòîâ, íå ÿâëÿþùèõñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ è ðàñïîëîæåííûõ íàä âîäîíîñíûìè ãîðèçîíòàìè, ÿâëÿþùèìèñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ;
äîïóñêàåòñÿ ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé íà ãëóáèíó áîëåå ïÿòè ìåòðîâ â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çàêîíàìè è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Ïåðå÷åíü îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ óòâåðæäåí Ðàñïîðÿæåíèåì Ìèíèñòåðñòâà ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è ýêîëîãèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ¹ 42-ð, Àäìèíèñòðàöèè Ïðèìîðñêîãî êðàÿ ¹ 592-ðà îò 22.10.2008, â êîòîðûé âîøëè òàêèå èñêîïàåìûå, êàê, íàïðèìåð, ãàëüêà, ãðàâèé, ãèïñ, ïåñ÷àíî-ãðàâèéíàÿ ñìåñü, ìåë, ðàêóøêà, òîðô, è ò.ä.
Ïîä èñïîëüçîâàíèåì äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, ïîíèìàåòñÿ èõ èñïîëüçîâàíèå äëÿ ëè÷íûõ, áûòîâûõ è èíûõ íå ñâÿçàííûõ ñ îñóùåñòâëåíèåì ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè íóæä.
Òàêæå íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ñòàòüåé 19 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåí çàïðåò íà îò÷óæäåíèå èëè ïåðåäà÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, èìåþùèõñÿ â ãðàíèöàõ çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, îò îäíîãî ëèöà ê äðóãîìó.
Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ íà îñíîâàíèè ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, îôîðìëåííîé â óñòàíîâëåííîì çàêîíîäàòåëüñòâîì ïîðÿäêå.
Çà íàðóøåíèå, êàñàþùååñÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè áåç ëèöåíçèè ïðåäóñìîòðåíà êàê àäìèíèñòðàòèâíàÿ, òàê è óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü.  ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 7.3. ÊîÀÏ ÐÔ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè áåç ëèöåíçèè âëå÷åò íàëîæåíèå àäìèíèñòðàòèâíîãî øòðàôà íà ãðàæäàí â ðàçìåðå îò òðåõ òûñÿ÷ äî ïÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà äîëæíîñòíûõ ëèö – îò òðèäöàòè òûñÿ÷ äî ïÿòèäåñÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà þðèäè÷åñêèõ ëèö – îò âîñüìèñîò òûñÿ÷ äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé.
Óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü çà íåçàêîííóþ äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïðåäóñìîòðåíà ñòàòüåé 158 (çà òàéíîå õèùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ) è ñòàòüåé 171 Óãîëîâíîãî êîäåêñà ÐÔ (çà îñóùåñòâëåíèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ áåç ëèöåíçèè, ñâÿçàííîé ñ èçâëå÷åíèåì äîõîäà).
Ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå, ïðåäóñìîòðåííîå ñòàòüåé 158 ÓÊ ÐÔ, – ëèøåíèå ñâîáîäû íà ñðîê äî äåñÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä äî ïÿòè ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî è ñ îãðàíè÷åíèåì ñâîáîäû íà ñðîê äî äâóõ ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî.
Ñòàòü¸é 171 ÓÊ ÐÔ ïðåäóñìîòðåíî ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå â âèäå ëèøåíèÿ ñâîáîäû íà ñðîê äî ïÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä îò îäíîãî ãîäà äî òðåõ ëåò.
В соответствии со статьёй 19 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон «О недрах») собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее — ОПИ), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как показывает практика, указанные в статье 19 Закона «О недрах» лица зачастую злоупотребляют своим правом, используя добытые на своих участках ОПИ не для собственных нужд, а с целью извлечения прибыли.
Вместе с тем в силу статьи 1.2 Закона «О недрах» права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Положения статьи 19 указанного закона освобождают названных в ней лиц от необходимости соблюдения процедуры лицензирования деятельности по добыче ОПИ, однако, при этом ограничивают право распоряжения извлеченными из недр ископаемыми, устанавливая возможность их использования исключительно для собственных нужд, то есть без права реализации добытых ОПИ, которая имеет целью извлечение прибыли.
Такой способ как передача права добычи ОПИ сторонней организации для ведения ею самостоятельной деятельности по добыче ОПИ, а также оплата указанной деятельности в натуральной форме действующим законодательством не предусмотрены, фактически являются самовольной уступкой права пользования недрами и нарушают требования законодательства о недрах.
Согласно статье 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Таким образом, если общество, являющееся собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка, желает произвести отчуждение добытых в порядке статьи 19 Закона «О недрах» ОПИ, оно обязано в установленном законом порядке получить лицензию на пользование недрами.
ЗАКОН РФ «О НЕДРАХ», N 2395-1 | СТ. 33.1
Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.
Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых
В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», действующей в редакции Федерального закона № 279-ФЗ от 03.07.2016, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В силу ст. 11 названного закона, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке. Любое иное пользование участками недр влечет наступление административной или уголовной ответственности.
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, наказуемо по статье 158 Уголовного кодекса РФ, осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода, влечет уголовную ответственность по статье 171 УК РФ.
Максимальное наказание, предусмотренное статьёй 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статьёй 171 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. N 44-Г10-35
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующей в части слов “на глубину до пяти метров” ст. 5 Закона Пермского края от 3 сентября 2009 г. N 484-ПК “О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края” по кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемая норма Закона Пермского края неправомерно ограничивает указанных в нем лиц в праве на добычу полезных ископаемых в пределах границ их земельных участков только на глубину пяти метров и противоречит положениям ст. 19 Закона Российской Федерации “О недрах” (далее – Закон о недрах), а также подп. 1 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Пермским краевым судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокурор Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 3 сентября 2009 г. принят Закон Пермского края N 484-ПК “О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края” (с последующими изменениями), официально опубликованный в “Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края”, N 35, 7 сентября 2009 г.
Названный акт, как указано в его преамбуле, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах” и иными нормативными правовыми актами в сфере недропользования и устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края (ст. 1).
Согласно ст. 5 краевого Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 1 Закона о недрах предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанная норма устанавливает ограничения, как при добыче общераспространенных полезных ископаемых, так и при строительстве подземных сооружений.
Иное толкование закона противоречит ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Таким образом, недра являются исключительной собственностью Российской Федерации, а потому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления.
Правильность применения ограничения добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину до пяти метров подтверждается также подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, предусматривающим, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Поскольку ограничение использования для своих нужд относится как к строительству подземных сооружений, так и к добыче общераспространенных полезных ископаемых, то и ограничение на глубину до пяти метров следует относить к обоим видам разрешенных ст. 19 Закона о недрах действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Суть ограничений по ведению взрывных работ и пятиметровой глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых заключается в обеспечении безопасности при осуществлении добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационном представлении.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Пермского края – без удовлетворения.
Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?
– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.
Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.
– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?
– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.
– Что понимается под использованием для собственных нужд?
– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;
– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.
Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.
– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?
– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.
Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.
Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.
Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.
– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?
– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.
Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.
Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.
Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.
Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.
Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.
– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?
– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.
Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.
Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.
– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?
– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.
Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.
Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?
– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.
К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.
За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.
Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.
В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.
– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?
– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.
Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.
Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».
Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.
Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.
Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.