Как добывают полезные ископаемые для детей
Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»
Задачи:
Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).
Показать их применение в жизни человека.
Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;
Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;
Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро! Солнцу и птицам,
-Доброе утро! улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера!
Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.
Воспитатель:
Хотите послушать?
Воспитатель:
Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.
Воспитатель:
Как вы думаете в виде чего?
Ответы детей.
Воспитатель: В виде полезных ископаемых.
Воспитатель: Почему полезных?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему ископаемых?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?
ГРАНИТ
Воспитатель:
Он очень прочен и упруг,
Строителям –надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны.
Воспитатель:
Гранит – полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.
Наиболее распространена черная разновидность.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?
Ответы детей.
Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.
Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.
ИЗВЕСТНЯК
Воспитатель:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.
Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?
Ответы детей.
Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень
Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.
ПЕСОК
Воспитатель:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!
ГЛИНА
Воспитатель:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.
Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.
Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Воспитатель:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Воспитатель:
Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?
Ответы детей.
Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.
СОЛЬ
Воспитатель:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище – каждому нужна. (соль)
Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?
Ответы детей.
Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Воспитатель:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?
Ответы детей.
Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.
ГАЗ
Воспитатель:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?
Ответы детей.
Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.
НЕФТЬ
Воспитатель:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это?
Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?
Ответы детей.
Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?
Ответы детей
Воспитатель:
-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.
-Разлив нефти
-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.
Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?
Ответы детей.
Воспитатель:
Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
Итог занятия:
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?
Рассказы детей.
Анализ занятия воспитателем
Юлия Харламова
Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»
Конспект занятия по формированию целостности картины мира.
Тема «Полезные ископаемые».
Цели:
• продолжать знакомить детей с понятием «полезные ископаемые», рассказать о полезных ископаемых, их свойствах, применении и способах добычи;
• обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;
• развивать речь, память, внимание,логическое мышление:
• прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Материалы и оборудование:
• картинка крота
• презентация «Полезные ископаемые»;
Методика проведения.
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот)
– Верно, ребята, это крот. (Вывешиваю картинку крота)
2. Введение в тему.
– Ребята, крот, живет под землей и говорит, что под землей очень много богатств. Что это за богатства? (Полезные ископаемые)
– Верно. Почему природные богатства называют “полезными ископаемыми“? (Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям)
– Молодцы ребята, правильно! В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом (слайд 2, сделать посуду и приготовить еду (слайд 3). Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».
– А что относится к полезным ископаемым?
– Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда (слайд 4). Все полезные ископаемые создает сама природа. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
– Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи (слайд 5). Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину (слайд 6, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов (слайд 7, а уголь – в шахте (слайд 8).
– Полезные ископаемые делятся на 3 вида: твердые, жидкие и газообразные (слайд 9).
3. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
4. Полезные ископаемые.
Каменный уголь (слайд 10)
– Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна.
– Свойства каменного угля.
Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий – при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля – он хорошо горит, выделяя много тепла.
– Главным образом каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающих на угле. Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжигании угля.
Железная руда (слайд 11)
– Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл.
– (слайд 12)Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.
Гранит (слайд 13)
– Гранит – одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит – слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда – они разного цвета.
– (слайд 14) Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.
Песок и глина (слайд 15)
– Песок и глина – очень распространенные полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита.
– (слайд 16) Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
Известняк (слайд 17)
– Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка.
– (слайд 18) Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Торф (слайд 19)
– Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений.
– (слайд 20) Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски – брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Нефть (слайд 21)
– Нефть – жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство – она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами – качалками. От скважин по трубам – нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества.
– (слайд 22) Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани.
Газ (слайд 23)
– Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем.
– (слайд 24) Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
5. Рефлексия. Аукцион загадок по теме.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички,
По трубе течёт,
Пироги печёт. (Газ)
Класс: 3.
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать у школьников представления о
характерных особенностях горных пород, их
разнообразии и распространенности в природе,
привести знания детей о горных породах в систему.
Усвоить понятия: полезные ископаемые,
месторождения, минерал (составная часть горных
пород)
2 .Развивать умения различать полезные
ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе,
охрана и рациональное использование полезных
ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный,
частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора –
это игра, которая связана с психическими
процессами человека, то, что даёт энергию и
стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
Дети становятся в круг друг за другом, глядя в
затылок впереди стоящего. Проводится массаж по
спине соседа:
- Светит солнце (поглаживание)
- Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание
пальчиками) - Налетел ветерок, и полетели листья
(похлопывание по спине) - Дождик переходит в град (более сильное
постукивание пальчиками по спине) - Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание
справа налево) - Начинается листопад (похлопывание ладошками по
спине) и т.д.
– Скажите, какой раздел в окружающем мире мы
начали изучать? (Горные породы)
– Что такое горные породы? (Это различные
вещества, которые залегают на поверхности и в
толще Земли большими массами)
– Назовите места, где могут залегать горные
породы? (Горные породы лежат повсюду: под
фундаментами домов, под асфальтом улиц и
площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей,
лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы
вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
Вертикаль:
1. | Он черный, блестящий Помощник настоящий. Он несет в дома тепло От него всегда светло. (Уголь) |
2. | Не зря она варилась в доменной печи На славу получились ножницы, ключи. (Руда) |
3. | По трубе течет, Пироги печет. (Газ) |
4. | Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета Отгадайте что же это? (Нефть) |
5. | Покрывают им дороги, Улицы в селеньях. А еще он есть в цементе. Сам он удобренье. (Известняк) |
6. | Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф) |
Горизонталь:
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
– На какие группы можно распределить эти горные
породы? (Ответы детей)
1 вариант.
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда,
известняк, гранит, торф), жидкими (нефть),
газообразными (газ).
2 вариант.
Горные породы, состоящие из одного минерала
(газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких
минералов (руда, гранит, торф)
– Что такое минерал? (Естественное образование
кристаллической структуры, залегающее в
глубинах или на поверхности Земли)
– Назовите однокоренные слова к слову минерал.
(Минеролог, минералогия, минералка)
– Минералогия –наука о минералах.
– Минералог – специалист по минералогии.
– Минералка – столовая минеральная вода. Чем
является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые
залегают на поверхности и в толще Земли большими
массами называют горными породами. Они состоят
из минералов. Бывают жидкими, твердыми,
газообразными.
3. Постановка цели деятельности
– Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты
№11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период
государством было потрачено 18,9 млрд. рублей.
В частности, на поиск углеводородного сырья в
прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд.
рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в
прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири
и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках
недр, примыкающих к трассам строительства
нефтегазопроводов. В сибирском регионе
планируют потратить 4,3 млрд. рублей на
бурение…”
– Как вы думаете, почему государство готово
выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
– Так, о чем же мы будем говорить сегодня на
уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель:
узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
– Чем полезны: – песок? (Применяют в
строительстве, в песочнице дети играют с песком )
– глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
– известняк? (Мел, строительный материал)
– нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
– природный газ? (Отопление в деревенских домах,
для газовых плит)
– торф? (Топливо)
– гранит? (Памятники)
– Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти
горные породы полезны. Дополним наши знания,
используя учебник. Разделимся на семь групп.
- 1 группа – найдет информацию о песке;
- 2 группа – о глине;
- 3 группа – об известняке;
- 4 группа – о нефти;
- 5 группа – о торфе;
- 6 группа – об угле;
- 7 группа – о железных рудах;
- 8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе
горных пород.
Песок используют для производства стекла.
Для этого песок специально смешивают с известью
и содой, ставят в специальные печи. От сильного
жара смесь плавится и получается жидкое стекло.
Его заливают в формы, где оно остывает и
становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую
фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми
засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом,
идет на изготовление цемента, бетона,
железобетона и пенобетона. Из него получают
известь, строительные камни, известковые
растворы. Много лет назад здания в Москве строили
из белого известняка. Некоторые из них
сохранились до сих пор: Колокольня Ивана
Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры
мостов. Отполированный гранит используют для
облицовки зданий, станций метро, складывают из
кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи,
синтетические материалы, солярку, керосин, мазут,
шины, камеры колес, рыболовную леску,
полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для
домашних животных, так как сухой торф хорошо
впитывает влагу. А если смешать с навозом,
становится прекрасным удобрением для огородов и
полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно
использовать как топливо для печей и на
электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус,
газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее
химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На
специальных электростанциях ток вырабатывается
с помощью каменного угля. Из каменного угля
делают краски, пластмассы, резину, даже
лекарства. Без угля невозможна выплавка
металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы:
чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают
медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и
многие другие металлы. Эти металлы называют
цветными, потому что имеют разнообразную
окраску. Металлы хорошо проводят тепло и
электричество. Поэтому электрические провода
делают из металла. Рельсы, кровля для крыш,
водопроводные трубы изготовлены из различных
металлов.
– Как можно назвать горные породы, которые
полезны людям? (Предположения детей)
– Такие горные породы называют полезными
ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их
выкапывают из недр Земли)
– А место скопления полезных ископаемых в земле
называется месторождением. От каких слов
образовалось слово месторождение? (Место,
родиться)
– На какие группы можно разделить полезные
ископаемые в зависимости от назначения? (Дети
высказывают предположения, например: “Одни
полезных ископаемых, такие как песок, глина,
мрамор, гранит, известняк – применяют в
строительстве”)
– Каким общим свойством объединены: уголь,
нефть, природный газ, торф? (Они горят)
– Поэтому их называют горючими полезными
ископаемыми и используют в основном как топливо.
– Полезные ископаемые, в состав которых входят
железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства,
которые люди добывают из глубин земли,
называются полезные ископаемые. Полезные
ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
– Обратите внимание на дома в нашем городе.
Какие полезные ископаемые были использованы при
их строительстве?
– Назовите горючие полезные ископаемые. Как их
используют?
– Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они
сделаны?
– Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой
был сделан из металла. Из какого металла? Что с
ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону
Тест
1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
Ответы на тест
1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
6. Итог урока
– Какая тема урока была рассмотрена сегодня?
(Полезные ископаемые)
– Рассмотрите схему (Приложение 1).
Расскажите, как используют различные полезные
ископаемые. Приведите свои примеры.