Как быть полезным обществу 5 класс
Независимо от того, в какой точке мира вы живете, вы являетесь частью общества. Будучи членами этого общества, мы все обязаны помогать другим и улучшать состояние своего окружения и мира, в котором мы живем. Вы можете делать и то и другое как на местном, так и на глобальном уровне. Обращайте внимание на окружающих и старайтесь найти способы удовлетворить их потребности. Вы также можете делать что-то, что принесет пользу обществу в долгосрочной перспективе, например, получить хорошее образование, поддерживать благотворительные организации, сдавать кровь и защищать окружающую среду.
Помогайте окружающим
1
Помогайте людям в повседневной жизни, когда предоставляется такая возможность. Это не обязательно должен быть широкий жест, даже небольшие проявления доброты с глазу на глаз — это уже отличный способ быть полезными в своем окружении. Если вы обнаружили возможность прямо вмешаться и помочь другому человеку, сделайте это с улыбкой.
- Например, помогите пожилому мужчине или женщине пересечь оживленную улицу.
- Или дайте несколько рублей бездомному человеку. А лучше купите ему еду и пообщайтесь с ним, пока он ест.
- Если вы видите, что кто-то пытается открыть массивную дверь или несет тяжелый пакет, пойдите и помогите ему.
2
Выслушивайте людей в повседневной жизни и проявляйте сопереживание. Наши друзья, семья и коллеги являются членами общества, и мы можем внести свой вклад, оказывая им эмоциональную поддержку. Или, если вам нужно обсудить с кем-то свой негативный опыт, позвольте человеку тоже поделиться своими переживаниями.
- Например, если коллега недавно потерял любимого человека, скажите что-то вроде: “Мне очень жаль, через это трудно пройти. Если хочешь поговорить об этом, я всегда могу выслушать тебя”.
- Если у вашего друга проблемы с учебой, скажите: “Это отстой. Мне жаль, что тебе приходится столько мучаться в этом семестре. Давай выпьем кофе. Хочешь поговорить об учебе?”.
3
Станьте наставником юноши или девушки из вашего окружения, чтобы закалить в нем или в ней характер. Если вы — взрослый, то, вероятно, накопили десятки лет практических знаний и житейского опыта, из которых молодежь могла бы извлечь урок. Для этого существуют программы наставничества. Они позволяют взрослым передавать личные и профессиональные знания молодым людям, которые испытывают трудности в некоторых аспектах жизни.
- Например, вы можете стать наставником ребенка по программе ‘’Старший брат, старшая сестра’’, если она проводится в вашем городе. Многие церкви или общественные организации также поддерживают менторские программы.
4
Станьте волонтером в общественной организации, чтобы помогать другим людям. Волонтерство — это отличный способ взаимодействовать с местными жителями и помогать тем, кому повезло меньше, чем вам. Волонтерство будет отнимать лишь немного времени каждую неделю и может существенно повлиять на жизнь окружающих вас людей.[1]
В зависимости от личных интересов вы могли бы:- Стать волонтером в местном приюте для бездомных.
- Помогать организации ‘’Красный Крест’’ или ‘’Армия Спасения’’.
- Помогать в приюте для бездомных животных.
- Стать волонтером в местной больнице или хосписе.
5
Сдайте кровь, если хотите помочь раненым или больным людям. Больные или раненые люди часто нуждаются в переливании крови, и вы можете помочь им, пожертвовав часть своей крови. Многие местные больницы с определенной периодичностью устраивают День донора, а местные станции переливания крови всегда ищут новых людей для сдачи крови.[2]
- Поищите в интернете информацию, где можно сдать кровь. Введите запрос: “донор крови в … (укажите свое местоположение)”.
Вносите свой вклад в общество
1
Голосуйте на местных и государственных выборах, чтобы улучшать общество. Если вы живете в демократической стране, то голосование является важной частью содействия как вашему местному, так и государственному сообществу. Чтобы быть ответственным избирателем, заранее изучите бюллетени и список кандидатов, а также голосуйте за человека и политический курс, который, по вашему мнению, принесет обществу наибольшую пользу.
- Например, изучайте часто упускаемые из виду местные вопросы (такие, как налогообложение, управление городской инфраструктурой и внутренние положение области или округа) и голосуйте за них.
2
Найдите работу, которая будет вам по душе. Работа — это отличный способ внести свой вклад в общество, прямо или косвенно. Если вы хотите, чтобы ваша работа напрямую приносила пользу вашему окружению, можно поискать то, что связано с оказанием помощи местным жителям или инфраструктуре. Например, можно работать пожарным или строителем. Вот еще вариант работы, которая непосредственно приносит пользу обществу:
- Работа в службе отлова бездомных животных или в общественном приюте для животных.
- Удовлетворение потребностей малоимущих или социальных меньшинств.
- Выставление своей кандидатуры на государственную должность в области или государстве.
3
По возможности оплачивайте налоги полностью и своевременно. Если вы работаете, оплата налогов является частью вашей социальной ответственности. Местные и государственные власти используют деньги налогоплательщиков для улучшения инфраструктуры и зарплаты государственным служащим. Вы можете заполнить налоговую декларацию на официальном сайте Федеральной налоговой службы России. Ряд бухгалтерских предприятий предлагает помощь в подаче налоговых деклараций, так что свяжитесь с различными фирмами, чтобы узнать их условия.
- Если вы не можете оплатить налоги, поговорите с бухгалтером и посмотрите, сможет ли он предложить вариант отсрочки налоговых платежей.
Улучшайте общество в целом
1
Поддерживайте благотворительность финансовыми пожертвованиями, если у вас есть средства. Когда вы делаете пожертвование в местную или всемирную благотворительную организацию, вы используете свои деньги, чтобы подкрепить общество и людей, которые в нем живут. Благотворительность также служит хорошим примером для окружающих вас людей: когда они увидят, что вы делаете пожертвования, это вдохновит их сделать то же самое. [3]
Сделайте пожертвование в такие фонды, как “Благотворительный фонд помощи хосписам “Вера””, “Русфонд” или “Всемирный фонд дикой природы”.- Не обязательно ограничивать себя финансовыми пожертвованиями. Например, многие благотворительные организации принимают пожертвования в виде подержанных автомобилей или одежды.
2
Научите людей в вашем окружении полезным навыкам, которые улучшат их жизни. Делиться с другими практическими знаниями и повседневными навыками — это отличный способ внести свой вклад в местное окружение и улучшить общество в целом.[4]
Вы можете помогать друзьям, соседям, местным детишкам или совершенно незнакомым людям, демонстрируя им практические способы решения распространенных проблем.- Например, если вы видите, что у кого-то разрядился аккумулятор в машине, покажите ему как снова завести двигатель.
- Или обучите соседских ребят полезными навыкам выживания. Научите их, как ставить палатку, разжигать огонь или заточить нож.
- Если вы — механик (или просто умеете хорошо ремонтировать вещи) можете показать некоторым соседям, как поменять спущенное колесо, заменить шину на велосипеде или чинить простые механизмы.
3
Получите хорошее образование, которое вы сможете использовать, чтобы помогать другим после окончания обучения. Нет ничего эгоистичного в том, чтобы усердно трудиться ради получения хорошего образования, будь то в школе, колледже, училище или университете. Образование позволяет вносить вклад в общество как на местном, так и на мировом уровне, такими способами, которыми вы не могли бы воспользоваться без определенных знаний.[5]
- Например, вы можете изучать сельское хозяйство или земледелие в колледже. А после окончания можно вернуться в свой родной край и помочь там людям развить лучшие методы ведения сельского хозяйства.
- Или вы можете получить степень бакалавра или магистра в области психологии, а потом открыть частную практику, чтобы давать консультации тем, кто борется с негативными мыслями или психическими заболеваниями.
4
Поделитесь своими специальными знаниями, чтобы воздать должное своему окружению. Вне зависимости от того, сколько учебных заведений вы окончили, скорее всего, у вас есть некоторые знания и навыки, которые будут полезны для окружающих вас людей.[6]
Можно провести общественную лекцию у себя дома, например, рассказать об управлении финансами. Или связаться с публичной библиотекой и узнать, разрешат ли они вам провести собрание об уплате налогов и сбережениях.- Обмен профессиональными знаниями — это отличный способ использовать свое образование во благо общества.
Помогите окружающей среде
1
По мере возможности сокращайте потребление, используйте заново и перерабатывайте товары. Мы все живем в естественной экосистеме, и защита местной окружающей среды является неотъемлемой частью содействия обществу. Перерабатывайте пластик и старайтесь использовать меньше пластика в целом. Всегда выбрасывайте товары, которые подлежат повторной переработке (например, упаковки от еды и напитков) в контейнеры для вторичной обработки (если они есть в вашем городе), а не в обычные мусорные баки.[7]
- Например, если ваша одежда изнашивается, почините ее, а не выбрасывайте. Или пожертвуйте поношенную одежду местному отделению помощи людям в трудной жизненной ситуации или другой благотворительной организации.
- Также избегайте покупки материалов, которые не относятся к биоразлагаемым, например, пенопласта.
2
Экономьте топливо за счет еженедельного использования общественного транспорта или езды на велосипеде. Когда вы одни едете в машине, вы впустую тратите топливо и способствуете загрязнению окружающей среды. Старайтесь как можно больше экономить топливо, например, по договоритесь с коллегами очереди подвозить друг друга на автомобиле или ездите на велосипеде. Также до работы можно добираться на общественном транспорте, например на автобусе или трамвае, чтобы сократить сжигание горючего в своем городе.
- Если вы уменьшите свой углеродный след и поможете сохранить окружающую среду, вы также способствуете здоровью людей в своем окружении.
3
Посадите дерево в местной общественной зоне, чтобы помочь очистить воздух. Новое дерево не только сделает ваш район более красивым, но также принесет пользу окружающей среде. Саженец можно приобрести в близлежащем садоводческом магазине. Посадите дерево весной в начале местного дачного сезона.[8]
- Если вы хотите посадить дерево в общественном парке (или в другой зоне, принадлежащей городу), вам необходимо связаться с администрацией и заполнить необходимые документы.
- При особом желании можно провести небольшое исследование, чтобы узнать, какие типы деревьев типичны для вашего региона.
4
Если вы живете в регионе, где много солнечных дней, и у вас частный дом, используйте солнечную энергию, чтобы вырабатывать собственное электричество. Вместо того чтобы получать электричество от электростанции, где сжигают горючие полезные ископаемые и загрязняют атмосферу, вы можете самостоятельно обеспечивать себя энергией при помощи солнечных батарей. Панели солнечных батарей можно прикрепить к крыше дома, где они будут генерировать достаточно мощности, чтобы снабдить вас электричеством на 100%.[9]
- Если вы хотите приобрести солнечные батареи, поищите компании, специализирующиеся на их поставке и установке.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 23 318 раз.
Была ли эта статья полезной?
Сценарный план
классного часа для 5 класса на тему
«Быть обществу полезным и стране…»
Подготовила и провела Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7В класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный – 2017»).
Аннотация
Классный час «Быть обществу полезным и стране…» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании положительного отношения к таким понятиям как гражданственность, гражданская ответственность.
Педагогическая ценность состоит также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Рассчитано на активное участие ребят:
Мероприятие «Быть обществу полезным и стране…» носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, литературе, физической культуре, способствует умению формулировать морально-этические понятия, приводя жизненные примеры, что закладывает основы для подготовки обучающихся к написанию сочинения 15.3 по русскому языку и эссе по обществознанию на ОГЭ в 9 классе.
Использование мультимедийной презентации, несомненно, подчеркнуло эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Цель деятельности учителя:
Познакомить учащихся с понятиями: «гражданская позиция» «гражданин», «сопричастность», «ответственность» и др. морально-этическими понятиями.
Цель деятельности обучающихся:
Осознать понятия гражданин, гражданственность, гражданская ответственность, национальное самосознание, национальная идентичность.
Форма классного часа:
Урок-исследование
Планируемые результаты:
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): развитие навыков критического мышления; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные:воспитание нравственных понятий, чувства гшордости за свою страну; обсуждение и поиски решения проблемы пользы обществу и стране; воспитание чувства ответственности за свои поступки;понимание определяющей роли родного языка и родной литературы, спорта в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
Методы обучения:
Метод проектной деятельности, элементы смыслового чтения, метод лексико-графической фиксации словаря морально-этических понятий, иллюстративный метод (демонстрация фотографий и репродукций).
Формы обучения:
Продвинутая лекция, групповая дискуссия, решение проблемных заданий, повторение изученного.
Образовательные ресурсы:
https://ilibrary.ru/text/1115/p.1/index.html
https://umdobro.ru/roditelyam-i-pedagogam/2-plus/slovari-nravstvennykh-ponyatiy/kratkiy-slovar-nravstvennykh-ponyatiy
Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В. Методическое пособие к учебнику «Граждановедение», М., 2001
Сказка «Человек, который искал бессмертие» // Сказки народов России. М., 1995
https://infourok.ru/urokfreym-po-teme-prichastiya-polnie-i-kratkie-klass-1696915.html
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, крточки в форме капель с пояснениями морально-этических понятий; плакат «Защитный зонтик»; плакат с кластером; магнитная доска, фотографии.
Ход классного часа:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А.Некрасов.
ОРГМОМЕНТ
– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, какой вчера праздник отмечали все православные?
– Правильно, вчера, в последний день масленичной недели, мы все отмечали Прощенное воскресенье. Просили друг у друга прощения за обиды – вольныя и невольныя, чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост, в течение которого православные молитвами и воздержанием от пищи будут готовиться к Светлой Пасхе. А сегодня, в первый день поста, самое время поговорить о вечных ценностях и о том, что значит быть полезным обществу и стране.
2. ПРИЕМ «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»
(Просмотр видеоролика о награждении российских спортсменов после Сочинской олимпиады – 2014)
(https://www.youtube.com/watch?v=ig5ghZs_AMk&list=LLUidt4-h_8z0thZKe7xS-9w
– Ребята, какие чувства испытали вы, глядя на экран?
(чувства гордости за нашу страну, за спортсменов, представляющих ее).
– Значит, отправляясь на соревнования, спортсмены едут туда не сами, не только по своему собственному желанию?
(нет, они – лучшие из лучших, поэтому им выпала честь представлять свою страну).
– Да, они представители своего государства, именно поэтому, когда спортсмены поднимаются на пьедестал почета, в их честь играет государственный Гимн.
– и они, и мы с вами, глядя на их слезы радости, испытываем чувство СОПРИЧАСТНОСТИ к своей стране, к своему народу.
А оно рождает в нас необходимость быть обществу полезным и стране (на магнитную доску прикрепляется карточка «СОПРИЧАСТНОСТЬ».
I. Стадия «Вызов» – создание проблемной ситуации.
1. Этап мотивации – самоопределения к учебной деятельности.
– Посмотрите на экран. Знаете ли вы эту спортсменку? (Это лыжница Лариса Лазутина – пятикратная чемпионка Олимпийских игр).
Давайте прочитаем, что она говорит о тех чувствах, которые переполняют душу спортсмена-победителя.
(Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но какое это неповторимое чувство – быть первой! Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!)
– Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина?
(Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной).
– Можно ли назвать человека, испытывающего такую ответственность перед своей страной, перед своим народом, гражданином?
(Да, конечно. Ведь он думает не только о своей славе, но и о спортивной славе целого государства, воспитавшего ее как спортсменку).
– Итак, мы с вами вывели еще одно морально-этическое понятие, которое поможет нам разобраться в сегодняшней проблеме (на магнитную доску прикрепляется карточка «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»).
2. Целеполагание
Прием «Дерево предсказаний»
– А теперь я прошу вас обратить внимание на доску и на тему классного часа, записанную на ней, а также на эпиграф к нашему занятию.
(ученица зачитывает вслух тему урока и эпиграф).
– Попробуйте определить цели нашего классного часа, основываясь на имеющуюся у вас информацию – тему, эпиграф.
(судя по имеющейся информации, на сегодняшнем занятии мы должны будем понять, кого можно назвать гражданином, какую пользу обществу и стране может принести человек, достойный называться гражданином).
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Прием «Верите ли Вы, что…»
– Гражданин это …
1. Обращение к человеку (да);
2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определенные поступки(да);
3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению страны (да);
4. Лицо, имеющее только права (нет, гражданин обязательно должен иметь не только права, но и обязанности).
А каким должен быть гражданин? Какие обязанности он должен выполнять?
II. Стадия «Осмысление».
1. Выявление места и причины затруднений
Приём «Кластер» Совместить понятия
– чтобы найти ответ на эти вопросы, давайте обратимся к кластеру и совместим понятия, составив «словосочетания глагол + существительное». У каждого из вас на столе лежат маленькие копии этого кластера, которые послужат вам черновиком. Это парная работа.
2. Построение проекта выхода из затруднения
Прием «Продвинутая лекция»
Сказка «Человек, который искал бессмертие»
В Великом городе Риме жил великий ученый, которого звали Грантэста, он прочел все книги на свете, знал всю мировую историю, решил все задачи, умел лечить все болезни. Годами не выходил он из своего дома, пока не вспомнил, что более 10 лет не видел свою мать. Грантэста отправился в родную деревню, по пути он встретил больного старика, который попросил его о помощи, Грантэста разозлился, так как старик отвлек его от решения очередной научной проблемы, и стал ругаться. На что старик сказал: «Когда-нибудь ты тоже станешь старым, и тогда поймешь, что мудрость только тогда является мудростью, когда живет рука об руку с добром». Растерялся Грантэста: он не хотел ни стареть, ни тем более умирать. Тогда он забыл о матери и вернулся в свой дом, чтобы найти рецепт бессмертия. В одной старой книге Грантэста узнал о стране, где никто не умирает, и он отправился на ее поиски. Много лет потратил ученый, но нашел ее – он же ученый! Спустя много лет он опять неожиданно вспомнил о матери и захотел похвастать перед односельчанами своим бессмертием. Фея дала Грантэсте коня, но предупредила, что ему нельзя прикасаться ногами к земле. Когда Грантэста приехал в родную деревню, он не нашел родительского дома, и никто ничего не слышал о старой Джонанне. Только один древний-древний старик вспомнил, что, когда он был маленьким, ему об этой женщине рассказывал его прадед. Он говорил, что Джованна была хорошей женщиной, но воспитала плохого сына, который забыл о матери и оставил ее на произвол судьбы. Тогда Грантэста спросил: «А как звали ее сына? Вы должны его помнить, ведь он был великим ученым и добыл себе бессмертие».
– Себе? А что он сделал для других, – ответил ему старик. Ни-че-го! Поэтому он мельче мухи, и помнить его незачем!
Разозлившись, Грантэста спрыгнул с коня, чтобы ударить старика, но в то же мгновение рассыпался в прах. Дунул легкий ветерок и развеял пыль по миру.
Прием «Беседа»
1. Кто является действующим лицом этой сказки?
Ученый (Грантэста)
2. Можно ли назвать его гражданином? Почему?
(нет, так как он живет только для себя, а гражданин должен думать о благе других людей, а значит, о благе общества и страны).
3. Реализация построенного проекта
Чтобы точнее разобраться, какими качествами должен обладать человек, имеющий право называться гражданином своей страны, поиграем в игру «Защитный зонтик»
У каждого на парте лежит конверт с дождевыми каплями тех черт характера, одни из которых очищают нашу жизнь, делают ее светлее, а другие, наоборот, омрачают, и с ними нужно бороться. Их мы оставим в темном конверте, а вот добрые разместим на картине, которую я специально для вас приготовила. Но только после того, как разберемся в их значении и приведем примеры (работа в микрогруппах, 3-5 минут).
Чтобы четче пояснить алгоритм действий перед началом работы учитель берет капельки с надписями «Экологическая культура» и «Безразличие».
– Мне досталась капелька «Экологическая культура». Она – часть общей культуры человека, уважительно отношение к природе, к окружающей среде. Примером проявления ЭК можно назвать и уборку пришкольной территории, и высаживание деревьев. Даже маленькая бумажка, брошенная мимо мусорного ведра, является нарушением ЭК. А вот капельку «Безразличие» мы оставим в темном конверте, так как она не сможет нам принести пользу обществу и стране.
4. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Защита проектов
Посмотрите, какой очищающий дождь принесли наши капельки добра, если каждый из нас станет жить согласно этим качествам, то мир станет чище и добрее.
III. Стадия «Рефлексия»
Наш классный час подходит к концу, мы много узнали, поняли, что быть полезным обществу и стране не так уж и сложно – все это вполне в наших силах. Это и хорошая учеба, и вежливое отношение друг к другу, и место в общественном транспорте, которое каждый из нас в силах уступить другому, и тяжелая сумка, которую мы поможем донести соседке.
Давайте мы с вами подумаем, какую пользу обществу и стране может принести каждый из нас (дети пишут на незабудках конкретное дело, которое они могут сделать, чтобы принести пользу и приклеивают цветок на дневник в качестве напоминания).