Как беречь полезные ископаемые 3 класс

Как беречь полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.

Как беречь полезные ископаемые 3 класс

Виды полезных ископаемых

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Горючие ископаемые

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Рудные ископаемые

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 3. Золото

Нерудные ископаемые

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Что мы узнали?

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Как беречь полезные ископаемые 3 класс

    Елена Носенко

    10/10

  • Как беречь полезные ископаемые 3 класс

    Анна Карасева

    9/10

  • Как беречь полезные ископаемые 3 класс

    Наталья Солюс

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 307.

Источник

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.

Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Что вы знаете о феврале? Какая погода за окном?

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3

Мотивационный.

7 мин

Отгадывание загадок

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк) показ + (слайд )

Он очень прочен и упруг,                                                                                  

Покрывают им дороги,                                                              

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметней.(Гранит) показ + (слайд Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску  или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)   Где видели? слайд

Он на дорожках во дворе,                                      

Он и на стройках, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже (Песок) Где видели? Слайд.

Что общего у этих слов? (Это все полезные ископаемые). На доску.

Какие знаете еще?

Дома читали рассказ в хрестоматии? Какую тайну разгадал Михаил Васильевич Ломоносов?  Рассмотрите рисунок отпечатка листа папоротника на угольном пласте? Что можете сказать? (Доказывает…)

Как люди научились использовать угол? А как у нас в Челябинской области используется уголь? Рассмотрите рисунок, обсудите в паре и скажите, как и кто использует нефть?

Решать кроссворд

Определять цели и пути их достижения.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

5

Решение учебных задач

 Решите кроссворд «Полезные ископаемые»

  1. Места, где в глубинах земли или на ее поверхностях  залегают полезные ископаемые?
  2. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве?
  3. Открытый котлован?
  4. Жидкое полезное ископаемое?

Что такое свойство? Что такое полезное ископаемое? Что получится если объединить эти два понятия?(Свойства полезных ископаемых ).Так и будет звучать тема нашего урока. Сформулируйте цели.

Переходим к следящему этапу нашего урока. Посмотрим, что же нам предлагает учебник? Откройте учебники на с. 22. Что вы видите? Ребята вы понимаете, что не все опыты мы можем повторить. Поэтому я предлагаю вам свои опыты. Скажите что такое мел? (Переработанное полезное ископаемое) Как вы думаете, из чего он  состоит? (Известняк + примеси)

1.Опустим кусочек мела в воду, что получилось?  Какой вывод сделаем? Что об этом сказано в учебнике? Определим его твердость. Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим? Желающий проводит ногтем по мелу. Что можете сказать? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

2. Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря? Что вы знаете о песке? Какие у него свойства? Что об этом сказано в учебнике?  Где используют песок?  Молодцы!

3. Из чего делают посуду? (Чашки? Блюдца? Тарелки? глина). Какими свойствами обладает глина? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

Как образуются полезные ископаемые? Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

На какие группы можно поделить все полезные ископаемые? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите, пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных  ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Прочитайте первую часть статьи.(26-27)

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения.

Продолжаем читать. (27-28) В чем заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.(29) Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?(Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд).

Тест в приложении!

Отгадывать загадки

Отвечать на вопросы.

Читать

Отвечать на вопросы.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

6

Итог урока

4 мин

 Какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Встанут те ребята, которые считают, что они внимательно работали на протяжении всего урока и отлично поняли новый материал. Докажите, что вы работали на пять. Теперь встаньте те, кто работал на четыре и объясните, почему именно так.

Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок!

Отвечать на вопрос

7

Домашнее задание

1 мин

С. 26-30П.т. с. 7 № 7, с. 8. № 9

Записывать д.з

Источник

Ископаемые виды топлива — это такие невозобновляемые ресурсы, как нефтепродукты (нефть и газ) и уголь. Помимо загрязнения воздуха, сжигание ископаемых видов топлива приводит к выделению в атмосферу углекислого газа и является одной из причин изменения климата. Более того, добыча этих видов топлива уже практически достигла своего “пика”, что делает ее слишком дорогой.[1] По указанным причинам сознательные люди могут пожелать сократить, если не прекратить полностью, использование упомянутых материалов. И вы сами в состоянии внести в это свой вклад через сбережение электроэнергии и обдуманный подход к выбору способов транспортировки с помощью трех основополагающих действий: сокращения использования, повторного применения и переработки отдельных продуктов.

Сокращение использования, повторное применение и переработка

  1. 1

    Сократите использование пластика. Если на пластике не указано, что он “биоразлагаемый”, то он является продуктом нефтепереработки. Такой пластик может продолжать сохраняться в окружающей среде сотни лет и никогда так и не подвергнуться полному разложению, загрязняя собой почву и грунтовые воды. Когда отработанный пластик не уничтожается надлежащим образом, он становится причиной гибели животных, которые по ошибке принимают его за пищу.[2] Помочь предотвратить эту проблему можно с помощью нижеуказанных дествий.

    • Покупкой или изготовлением многоразовых тканевых хозяйственных сумок. Оставьте парочку таких сумок у себя в машине/велосипеде для походов по магазинам. Также положите небольшую хозяйственную сумку в дамскую сумочку на случай незапланированного посещения продуктового магазина.
    • Просьбой к управляющим местными продуктовыми магазинами заменить полиэтиленовые пакеты для покупок на перерабатываемые бумажные пакеты и картонные коробки. Даже “биоразлагаемый” полиэтилен в конечном итоге может оказаться на мусорной свалке, где так и не сможет разложиться полностью. Это делает его столь же опасным, как и обычный пластик.[3]
  2. 2

    Найдите повторное применение пластиковым товарам. Используйте старые пищевые контейнеры и банки для хранения других сухих продуктов. Обратите внимание на то, чтобы на пластике присутствовала идентификационная маркировка смол (с указанием числа внутри утилизационного треугольника из стрелок) со значением 2 или 5. Обычно такая маркировка проставляется на дне контейнеров. Виды пластика с такой маркировкой считаются безопасными для повторного использования в целях хранения пищевых продуктов. Любая иная маркировка говорит о том, что пластик небезопасен для повторного использования либо слишком недолговечен.[4]

  3. 3

    Максимально старайтесь отказываться от использования пластика. Уделите время осмотру упаковок продуктов, когда отправляетесь за покупками. Избегайте приобретения товаров, упакованных в пластик (включая полистирол), когда это возможно. Если продуктовый магазин предлагает определенные товары россыпью, воспользуйтесь их преимуществом и закупайте именно эти продукты, пользуясь своими емкостями.[5]

  4. 4

    Покупайте местные товары. Пищевые продукты и прочие товары зачастую перевозят от места производства к торговым точкам за сотни и тысячи километров на транспорте, использующем ископаемые виды топлива. По возможности старайтесь покупать на рынке товары местных фермеров, вступите в сообщество поддержки местных товаропроизводителей или начните самостоятельно выращивать продукты для себя.[6]

  5. 5

    Сдавайте на переработку то, от чего не можете отказаться и чему нельзя найти повторное применение. При производстве новых пластиковых контейнеров и бумажных товаров тратится больше ископаемых видов топлива, чем при переработке старых.[7] Поищите в сети информацию о местных центрах приемки товаров на вторичную переработку. Ознакомьтесь с тем, что там принимают и не принимают. Также проверьте требования к сортировке сдаваемых товаров.

    • Например, в большинстве случаев в переработку не принимают бумажные салфетки, вощеную бумагу или полистирол. Только если перерабатывающее предприятие не представляет собой однопоточную фабрику комплексной переработки мусора, вам придется самостоятельно разделить бумагу, пластик, стекло и металл.[8]
    • В некоторых городах могут присутствовать пункты платного приема алюминиевых банок. Поищите данную информацию в сети, чтобы узнать, есть ли в вашем городе такая возможность. Если такие пункты есть, узнайте, какие виды алюминиевых банок они принимают. Например, в некоторых случаях там могут принимать банки от напитков, но не от кормов для домашних питомцев.[9]

Экономия электроэнергии

  1. 1

    Используйте энергосберегающие лампы. Выбирайте компактные флуоресцентные или светодиодные лампочки. Они, в среднем, потребляют на 75 % меньше электричества (обычно вырабатываемого с применением угольного топлива). Кроме того, служат они заметно дольше (от 5 до 20 лет), позволяя вам в долгосрочном плане экономить немало своих средств.[10]

    • Светодиодные и флуоресцентные лампы светят ярче ламп накаливания. Это может вызывать проблемы у людей с повышенной чувствительностью к свету. Если вы чувствительны к яркому свету, постарайтесь использовать в своих светильниках лампочки более спокойных оттенков света. Для потолочных люстр можно подумать об установке реостатов, совместимых со светодиодными лампами.[11]
  2. 2

    Избегайте нецелесообразного использования искусственного освещения. Выключайте свет, когда выходите из комнаты. В солнечные дни, раскрывайте шторы для создания естественного освещения. Подумайте об установке таймеров или датчиков движения, если вам необходимо организовать освещение на редко используемых территориях в целях безопасности. Используйте реле для приглушения света поздним вечером, чтобы подготовить собственный организм ко сну. Если вы читаете или шьете, пользуйтесь прямым светом настольной лампы, вместо потолочных источников света.

  3. 3

    Не забывайте отключать от сети мелкие приборы и электронику. Возможно, вы считаете, что ваши компьютер и кофемашина выключены. Тем не менее, если они подключены к сетевой розетке, они продолжают потреблять электроэнергию. Отключайте эти устройства от сети, когда не пользуетесь ими. Если каждый раз выдергивать вилки из розеток для вас слишком долго, подумайте о создании специальных линий питания или удлинителей для оборудования, которое не должно работать круглосуточно. Когда вам потребуется все отключить, просто нажмите специальный выключатель, чтобы отключить подачу питания на розетки.[12]

  4. 4

    Не забывайте отключать кондиционер и обогревательные приборы. Кондиционер и электрообогреватель потребляют электричество, обычно вырабатываемое с помощью угля. Центральное отопление также может обеспечиваться сжиганием угля, нефтепродуктов или природного газа. Даже если вы скорректируете температуру в своем помещении всего на 1–2 градуса в сторону экономии, то поможете этим сберечь природные ресурсы. Чтобы повысить собственный комфорт, зимой одевайтесь теплее и используйте теплые одеяла. Когда на улице жарко, закрывайте шторы на восточных окнах по утрам, днем — на южных, а ближе к концу дня — на западных.

    • Изолируйте свой дом от влияния погодных условий, применив паклю или иные экологичные изоляционные материалы. Это позволит защитить жилище от нежелательного влияния холодного зимнего и жаркого летнего воздуха.[13]
  5. 5

    Избавьтесь от электрической сушилки для белья. Сушилки для белья потребляют электроэнергию. Эту проблему можно решить переходом на естественную сушку белья после стирки. В жаркую погоду белье можно сушить на улице. Если же на улице холодно и/или дождливо, сушите белье дома в развешенном состоянии. Так одежда будет сохнуть дольше, но наша планета и ваш кошелек будут вам благодарны.[14]

  6. 6

    Пользуйтесь более прохладной водой. Это применимо к душу, мытью посуды и стирке. Использование прохладной или холодной воды позволяет сократить потребление ископаемых видов топлива примерно на 90 %. В случае машинной стирки холодная вода позволяет обеспечить более длительный срок службы одежды, чем горячая.[15] Не переживайте о возможных вредоносных организмах, которые могут присутствовать в холодной воде. Пока вы пользуетесь мылом, вы от них защищены.[16]

  7. 7

    Пользуйтесь возобновляемыми источниками энергии. Во многих случаях цены на солнечную электроэнергию и электроэнергию, вырабатываемую ветром, сопоставимы со стоимостью электроэнергии, производимой сжиганием ископаемых видов топлива.[17] Несмотря на то, что многие правительства стран Европы и Северной Америки в настоящее время прекратили субсидирование возобновляемой электроэнергии, в некоторых случаях местные власти все еще продолжают предоставлять определенные налоговые льготы при использовании солнечных панелей и ветряков.[18] Проверьте информацию о местном законодательстве, чтобы узнать, нет ли у вас возможности воспользоваться какими-либо льготами.

    • Солнечные батареи выпускаются в самых различных размерах для установки на крыши и во дворах.[19] Если вы предпочитаете использовать силу ветра, можно приобрести или построить ветряк достаточно компактного размера для вашего двора.[20]
    • Если же вы проживаете в квартире или арендуете свой дом и у вас нет возможности устраивать свою личную солнечную или ветровую электростанцию, подумайте о подключении к сети поставщика экологически чистой электроэнергии. Проверьте наличие возможности подключиться к такой сети, которая обеспечит вас необходимым количеством чистой энергии. Ваш дом по-прежнему будет подключен к обычным коммунальным сетям, а подписание договора на поставку электроэнергии от другого поставщика займет всего несколько минут.[21]

Обдуманный выбор способов транспортировки

  1. 1

    Выбирайте транспорт, не использующий углеродное топливо. Попробуйте пользоваться велосипедом или ходить пешком до места назначения. Это самые экологичные виды перемещения, так как они не тратят ископаемых видов топлива. Всегда пользуйтесь велосипедными дорожками, когда это возможно. Это безопаснее езды вместе с автомобилями и вдыхания их выхлопов. Если в вашем городе нет велосипедных дорожек, обратитесь в местный муниципалитет с просьбой рассмотреть возможность их организации.[22]

  2. 2

    Пользуйтесь общественным транспортом. Города в настоящее время все больше и больше стремятся использовать экологичные виды общественного транспорта. Тем не менее, даже транспорт на ископаемых видах топлива способен перевозить сразу много пассажиров. В большинстве случаев каждого отдельного пассажира можно считать эквивалентом одному личному транспортному средству, не потребившему ископаемое топливо.[23]

    • Если в вашем населенном пункте нет общественного транспорта, попробуйте договариваться с соседями о совместных поездках по делам. Такая тактика способна снизить потребление ископаемых видов топлива через сокращение лишнего количества транспортных средств на дорогах.[24]
  3. 3

    Не оставляйте свой автомобиль работать на холостом ходу. Если вы не едете по дороге, отключайте зажигание, когда собираетесь стоять дольше 10 секунд. Холостая работа автомобильных двигателей тратит впустую топливо, создает смог и подвергает опасности людей, страдающих респираторными заболеваниями. В мире становится все больше городов, в которых стоянка с включенным двигателем считается незаконной и облагается внушительным штрафом.[25]

  4. 4

    Обратите внимание на гибридные автомобили или электромобили. С их помощью, в зависимости от конкретного места проживания, у вас может появиться возможность немалым образом сократить выбросы от сжигания ископаемых видов топлива. Электромобили для своей работы используют электричество. Гибридные автомобили дополнительно снабжены бензиновым двигателем на тот случай, если аккумуляторные батареи разрядятся. Некоторые современные гибридные автомобили можно подзаряжать от обычной розетки, а традиционные гибридные автомобили подзаряжаются встроенным генератором.[26]

    • Если вы живете в регионе, который полагается на угольные электросети, вы также будете потреблять ископаемое топливо при зарядке машины. Тем не менее, можно снизить свое влияние на данный процесс осуществлением ночной подзарядки, когда электросети испытывают меньшую нагрузку.[27]
  5. 5

    Меньше летайте самолетами. Самолеты сжигают топливо на большой высоте, что приводит к возникновению в атмосфере химических реакций, усугубляющим климатические изменения.[28] Составьте список мест, в которые вам крайне важно отправиться самолетом. Например, важными можно считать командировку или особый семейный праздник. С другой стороны, перелет на экзотический остров ради удовлетворения своего личного каприза не столь важен.

    • В случае с командировками, спросите своего работодателя, нет ли возможности организовать дистанционное общение вместо личного перелета. Так ваша компания сможет сэкономить деньги на авиабилетах, а вы сократите свой вклад в углеродный след.
    • Если ваши родственники живут за тысячи километров от вас, установите себе такое приложение, как Skype. Если и ваши близкие установят себе его, то у вас будет возможность часами общаться “лицом к лицу” без необходимости лишний раз тратиться на билеты или сжигать полезные ископаемые.[29]

Распространение экологической идеологии

  1. 1

    Пообщайтесь с друзьями и родственниками. Объясните им преимущества повторной переработки материалов, экономии электроэнергии и выбора экологичных видов транспорта. Обращайтесь к ним, как к людям, являющимся родителями, старшими братьями, тетями или дядями. Если они не считают себя защитниками окружающей среды, попросите их принять эти меры ради того, чтобы у их детей было нормальное будущее.

  2. 2

    Обратитесь к официальным властям. На отправку соответствующего письма представителю городской, муниципальной или государственной власти уйдет всего пара минут, но зачем на этом останавливаться? Попробуйте получить слово и озвучить свои опасения по вопросам экологии на открытом заседании горсовета, в общественных слушаниях или на собрании школьного совета. Попытайтесь оформить запрос депутату от вашего региона, почему было принято решение увеличить добычу нефти. Внесите предложение в горсовет об организации автобусного или монорельсового общественного транспорта. Попросите школу ввести запрет на стоянку автотранспорта с включенным двигателем на территории школы.[30]

  3. 3

    Подключитесь к деинвестиционному движению. Поищите в сети общественные движения, призывающие корпорации отозвать свои инвестиции в добывающие проекты и прочие предприятия, занимающиеся переработкой ископаемых видов топлива. Например, инвесторами могут выступать банки, банковские структуры и пенсионные фонды. Если банк вашей компании инвестирует средства в такие проекты, можно сообщить его руководству, что вы собираетесь перейти на обслуживание в другом более ответственном (в экологическом плане) банке, если они не пересмотрят свою политику инвестиций.[31]

Советы

  • Если вам необходимо отправиться куда-то на машине, выбирайте для этого не самые загруженные часы. Так вы сможете благополучнее и быстрее добраться до места, потратив меньше топлива.
  • Следите за новостями науки в части изобретений более экологичных видов авиатоплива и повышения эффективности работы авиалиний.[32] Отправляйте благодарственные письма в адрес авиакомпаний, внедряющих такие инновации. Они должны знать, что рядовым пассажирам небезразличны эти вопросы.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 18 832 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник