Это трудовая деятельность имеющая социально полезную направленность

Это трудовая деятельность имеющая социально полезную направленность thumbnail

В сфере борьбы с незанятостью населения необходимо отметить особую роль общественных работ. Они выступают в качестве одного из распространенных способов привлечения граждан к социально-полезному труду. Организация общественных работ имеет определенные преимущества перед другими методами борьбы с незанятостью населения. В первую очередь, суммы, которые получают трудоустроенные таким образом граждане, существенно выше пособий. Немаловажно и то, что нравственное и психологическое состояние людей, выполняющих общественные работы, гораздо лучше, чем у тех, кто вовсе не занят. Определенная выгода в такой форме трудоустройства есть и для предприятий. Средства расходуются за конкретную социально полезную деятельность, приносящую прибыль компании. Рассмотрим далее, что собой представляют общественные работы. общественные работы

Понятие

Возможность заключить временный (срочный) трудовой договор имеет любой незанятый гражданин. Именно для таких людей проводится организация общественных работ. Предприятия, в свою очередь, за счет своих средств их финансируют. Общественными работами являются типы деятельности, имеющие социально-полезную направленность. Они предназначены для дополнительной материальной поддержки безработных граждан. Направление на общественные работы выдается в центрах занятости. Такая деятельность обусловливается реальной социальной потребностью.

Субъекты

Для ее выполнения обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки. Исполнительные органы регионов и муниципалитетов наделяются полномочиями формировать условия для привлечения граждан на общественные работы. Право на участие в такой деятельности имеют лица, зарегистрированные в центрах занятости и ищущие работу, а также не стоящие в таких службах на учете, но нетрудоустроенные.

В законодательстве предусматривается преимущественная возможность привлечения к данной деятельности определенных категорий. В частности, на общественные работы в первую очередь направляются граждане, стоящие на учете в службе занятости более полугода, нетрудоустроенные лица, не получающие пособие. В некоторых регионах перечень субъектов, которые могут быть направлены на выполнение социально-полезной деятельности, шире, чем определено в ФЗ № 1032-1. Так, например, по п. 7 Постановления правительства г. Москвы № 53 на общественные работы могут направляться вынужденные переселенцы, беженцы, лица, уволенные из ОВД и военной службы, их родственники, студенты и прочие. Для них действуют общие правила, предусмотренные и для других категорий граждан по законодательству.организация общественных работ

Деятельность

Порядок, в соответствии с которым осуществляются общественные работы, определяется в положении, утвержденном правительством в 1997 г. В этом документе достаточно четко и подробно установлены направления социально-полезной деятельности. В частности, положение определяет следующие виды общественных работ:

  1. Строительство автодорог, их содержание и ремонт, прокладка канализационных, водопроводных, газовых и прочих коммуникационных сетей.
  2. Выполнение сельскохозяйственных мелиоративных мероприятий, работы в лесной отрасли.
  3. Переработка, заготовка, хранение с/х продукции.
  4. Реконструкция, строительство жилья, социально-культурных объектов, восстановление исторических, архитектурных памятников, заповедных зон, комплексов.
  5. Обслуживание пассажиров на транспорте, работа в сфере связи.
  6. Эксплуатация ЖКХ и бытовое обслуживание граждан.
  7. Благоустройство и озеленение территорий, развитие зон туризма и отдыха, лесопаркового хозяйства.
  8. Обеспечение ухода за инвалидами, больными, престарелыми людьми.
  9. Сбор и переработка вторсырья и отходов.
  10. Обеспечение отдыха и оздоровления детей во время каникул, обслуживание курортных и санаторных зон.
  11. Проведение общественно-культурных мероприятий (фестивалей, спортивных состязаний, переписи населения и пр.).
  12. Прочая доступная социально полезная деятельность.

Важные моменты

Не может выступать как оплачиваемые общественные работы деятельность по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и прочих чрезвычайных ситуаций, для осуществления которой необходима специальная подготовка, квалификация, ответственность. Обязанности по направлению на предприятия нетрудоустроенных граждан возлагается на местные отделения службы занятости. Эти же структуры осуществляют информирование людей, состоящих у них на учете, о видах общественных работ, условиях, порядке, режиме их выполнения, денежном вознаграждении, льготах. Услуга по направлению лиц на предприятия предоставляется бесплатно. общественные работы наказание

Специфика договора

С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей. Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя. В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.

Срочный характер контракта

Общественные работы не являются постоянными. Они предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством. В ст. 59 ТК оговариваются случаи, когда наниматель может заключить срочный трудовой контракт. В качестве одного из них выступает оформление рабочих отношений с лицами, направленными на выполнение социально-полезной деятельности службой занятости. Контракт может заключаться как по инициативе нанимателя, так и по предложению соискателя. В связи с тем что цели общественных работ состоят в обеспечении временной занятости населения, дополнительной материальной поддержке лиц, срочный характер договора вполне обоснован.

Нюансы

Необходимо отметить, что субъект, принятый на общественную работу, не снимается с учета и продолжает получать пособие от службы занятости. Кроме этого, выступая как участник трудовых отношений, он может рассчитывать на денежное вознаграждение. Однако в законодательстве предусматривается исключение. Оно состоит в том, что при поступлении на общественную работу пособие не выплачивается гражданам, для которых такая деятельность считается подходящей. К таким лицам относят:

  1. Ранее не трудоустроенных и не имеющих профессии.
  2. Уволенным больше 1 раза на протяжении 1 года, предшествовавшего началу незанятости, за дисциплинарные и прочие нарушения.
  3. Прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Возможности нанимателей и соискателей

Для оформления договора гражданин предоставляет направление от службы занятости. При его выдаче уполномоченный орган должен учитывать профессиональные и возрастные особенности гражданина, состояние его здоровья. Кроме этого обязательно согласие нетрудоустроенного лица на выполнение конкретной деятельности. При приеме на работу субъект представляет кроме направления документы, перечень которых определен в ст. 65 ТК. Наниматель, в свою очередь, должен заключить с кандидатом договор.

Однако, как показывает практика, в ряде случаев работодатель отказывается принимать гражданина на работу. Это может произойти в силу нескольких причин. Например, соискатель не подходит нанимателю по своим профессиональным качествам. Однако, как выше было указано, общественные работы не предполагают специальной квалификации. В этой связи представляется, что отказ нанимателя будет противоречить нормативным положениям. Отказ в трудоустройстве может быть обжалован самим соискателем или службой занятости.

Гражданин, в свою очередь, может отказаться принять общественные работы или не заключать договор. Однако здесь следует помнить, что для ряда категорий такая деятельность в силу закона признается подходящей. Соответственно, могут наступить последствия. По положениям закона “О занятости населения” при отказе от 2 вариантов подходящей деятельности служба занятости может приостановить выплату пособия на период до 3 мес. реализация общественных работ

Особые случаи

Имея определенный опыт общественной работы, гражданин может согласиться на предложение службы занятости, взять направление на предприятие, но на этапе переговоров отказаться от оформления трудовых отношений по существенным для него причинам. Как в данном случае расценивать действия лица? Будет ли его отказ считаться непринятием подходящей работы? Ответы на эти вопросы зависят от конкретных обстоятельств. В частности, необходимо выяснить, что именно не устроило гражданина. Возможно, условия, которые предлагал наниматель, противоречили ТК или не были заранее оговорены со службой занятости. В урегулировании ситуации обязательным является участие органа, выдавшего направление.

Ключевые пункты в контракте

Как и в любом другом трудовом договоре, в срочном соглашении на выполнение общественных работ должны оговариваться основные условия осуществления деятельности. К ним, в частности, относят описание места их проведения, непосредственной трудовой функции, а также периода, в течение которого гражданин будет занят. В случае отсутствия согласованности по перечисленным условиям трудовой договор не будет считаться заключенным. Если же условия удовлетворяют обе стороны, они могут оговорить и дополнительные пункты соглашения. Например, контракт может предусматривать испытательный срок. При неудовлетворительном его результате договор может быть прекращен по ст. 71 ТК.

Вместе с тем представляется, что установление испытательного срока является нецелесообразным. Как правило, общественные работы назначаются на короткий период. Если же деятельность является сезонной, испытательный срок не может быть больше 2 недель. Оплата труда лиц, осуществляющих общественные работы, производится по общим правилам, установленным в законодательстве. Вознаграждение граждане получают за фактически выполненную деятельность. При этом его размер не может быть меньше МРОТ. Наниматель не вправе изменять ключевые условия контракта без согласия работника.

Расторжение соглашения

Трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе гражданина, если он устроился на постоянную или временную работу. Контракт оформляется добровольно, на такой же основе он может и расторгаться. В законодательстве, к сожалению, недостаточно четко излагается порядок, по которому осуществляется перезаключение или прекращение контракта. В целом в данном случае действует общее правило. В соответствии с ним оформляется приказ об увольнении. Факт прекращения деятельности отражается в трудовой книжке. оплачиваемые общественные работы

Общественные работы: наказание

УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы. Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания. Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.

роль общественных работ

Ключевые условия

Реализация общественных работ осуществляется на определенных для осужденных объектах в срок, установленный судом. Лица, выполняющие деятельность, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка на предприятии, добросовестно относиться к поставленным перед ними задачам. В случае изменения места проживания осужденные должны уведомить об этом инспекцию. Субъекты, отбывающие наказание и получившие трудовой отпуск на основном предприятии, не освобождаются от общественных работ. Если лицу во время выполнения им социально-полезной деятельности предоставлены дни отдыха, обусловленные необходимостью пройти обучение, уважительными причинами семейного либо личного характера, она приостанавливается до окончания отпуска. Об этом осужденный уведомляет инспекцию и представляет подтверждающие документы. При возникновении в процессе выполнения общественных работ обстоятельств, определенных в ч. 4 ст. 49 УК, УИИ отправляет в судебную инстанцию представление об освобождении субъекта от последующего отбывания наказания.

Исчисление сроков

Период наказания определяется в часах, на протяжении которых лицо выполняло общественные работы. Продолжительность занятости не может быть больше:

  • 4 часов в выходные и дни, в которые осужденный осуществляет профессиональную деятельность на основном предприятии либо проходит обучение;
  • 2 часов в рабочие дни до либо после завершения учебы/основной деятельности, а при ходатайстве субъекта – 4 ч.

Период занятости на протяжении недели не может быть меньше 20 ч. Время выполнения общественных работ несовершеннолетними не должен превышать 3 часов в день в те дни, когда они не учатся или не исполняют трудовых обязанностей на основном предприятии, а в другие дни – 2 ч. Привлекать к деятельности подростков допускается не чаще 3 дней в неделю. В случае возникновения уважительных причин УИИ может разрешить осужденному лицу отработать меньшее число часов в течение недели. общественными работами являются

Обязанности администрации предприятия

На руководителя организации, в которой осужденные выполняют общественную работу, возлагается обеспечение контроля деятельности субъекта. В частности, администрация следит за тем, чтобы лица осуществляли ту деятельность, которая определена для них. Кроме этого руководство предприятия уведомляет УИИ о количестве отработанных часов либо об уклонении осужденных от работы. При причинении субъекту увечья, которое связано с его производственной деятельностью, ему полагается возмещение вреда в порядке, установленном законодательством.

Ответственность осужденных

Злостно уклоняющимся от выполнения общественных работ признается осужденный:

  1. Не появившийся на предприятии без уважительной причины больше 2 раз после предупреждения на протяжении всего вмененного ему срока.
  2. Совершивший больше 2 раз другие нарушения дисциплины.
  3. Скрывшийся для уклонения от отбывания наказания.

К субъектам, злостно уклоняющимся от выполнения вмененной им деятельности, применяются более жесткие уголовные санкции.

Источник

Что такое общественные работы? Обязана ли организация принимать работника, направленного службой занятости на общественные работы в организацию? Кто должен оплачивать работнику выполнение подобных работ? С такими вопросами в редакцию журнала «Я – специалист по кадрам» обращаются читатели. Если же в предлагаемом материале Вам не удалось найти ответа на свой вопрос по данной теме, то Вы можете обратиться с ним на «горячую линию» журнала.

Общественные работы организуют органы исполнительной власти субъектов РБ и органы местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда по вопросам занятости населения, поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.

ЭТО ВАЖНО! Нельзя отказать лицам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите, в заключении срочного трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение оплачиваемых общественных работ, если их проведение финансируется из средств местного бюджета, Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд). Это следует из п. 15 постановления Совета Министров РБ от 23.12.2006 № 1716 (далее – постановление № 1716).

Что такое общественные работы?

Общественные работы – это временная трудовая деятельность, которая имеет социально полезную направленность. Этот вид занятости, как правило, не требует дополнительной профессиональной подготовки от исполнителей работ. Подобные работы организуют для дополнительной материальной поддержки граждан, которые на данный момент не имеют трудоустройства.

Перечни планируемых на территории административно-территориальных единиц оплачиваемых общественных работ, их объемы и сроки выполнения формируются с учетом заявок республиканских органов государственного управления, нанимателей и утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов, а также при необходимости решениями облисполкомов (постановление № 1716). В качестве оплачиваемых общественных работ могут быть использованы свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3 месяцев.

Для того чтобы принять участие в общественных работах, необходимо пройти регистрацию в органах службы занятости по месту жительства.

Кто может участвовать в общественных работах? 

Участвовать в общественных работах могут:

– те, кто впервые ищет работу и при этом не имеет профессии (специальности);

– те, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва;

– обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

– те, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;

– те, кто был уволен более 1 раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством.

Участие в оплачиваемых общественных работах не является обязательным:

– для родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов;

– лиц до 18 лет;

– инвалидов;

– эвакуированных и отселенных из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавших из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);

– граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников и зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в течение 12 месяцев со дня увольнения, в течение первых 3 месяцев со дня данной регистрации;

– беременных женщин;

– безработных, трудоустроенных на временные работы с уведомлением органов по труду, занятости и социальной защите.

Участие в общественных работа дает временное рабочее место и официальное трудоустройство (с работником должен быть заключен срочный трудовой договор). Кроме того, работник получает зарплату, которая не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом за ним сохраняются выплата пособия по безработице и возможность трудоустройства на место постоянной работы после окончания срока общественных работ.

Основание для заключения срочного трудового договора

Направление на участие в оплачиваемых общественных работах, выданное органами по труду, занятости и социальной защите, является основанием для заключения срочного трудового договора между нанимателем и гражданином (п. 12 Положения о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного постановлением № 1716 (далее – Положение № 1716)). После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу должен быть оформлен приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ст. 25 Трудового кодекса РБ).

Порядок и формы внесения записей в трудовые книжки безработных

В трудовые книжки граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения по месту постоянного жительства (прописки) в качестве безработных, в 10-дневный срок со дня регистрации в указанных центрах могут вноситься следующие записи:

– в гр. 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование центра занятости населения;

– под заголовком в гр. 1 ставится порядковый номер вносимой записи;

– в гр. 2 указывается дата регистрации безработного;

– в гр. 3 вносятся записи следующего содержания:

«зарегистрирован(а) безработным(ой) с выплатой (без выплаты) пособия по безработице»;

«прошел(а) профессиональную подготовку (повышение квалификации, переподготовку) с выплатой стипендии с ___ по ____»;

«получал(а) пособие по безработице в течение ______ (количество календарных недель и дней)»;

– гр. 4 указывается основание вносимой записи.

После прохождения безработным профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) центр занятости по месту регистрации безработных производит об этом запись в их трудовые книжки, при этом гр. 2 не заполняется, в гр. 3 указывается период обучения, а в гр. 4 заносят данные о документах (диплом, свидетельство и т.п.), подтверждающих прохождение обучения.

При внесении в трудовые книжки безработных записи о периоде получения ими пособия по безработице гр. 1, 2 и 4 не заполняют (постановление Минтруда РБ от 24.05.1993 № 43 «Вопросы Государственной службы занятости»).

Финансирование общественных работ

Финансирование мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов, средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Средства данного фонда могут использоваться для финансирования расходов:

– на доставку лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, к месту работы и обратно;

– оборудование мест отправки на оплачиваемые общественные работы;

– проживание лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, в местах проведения оплачиваемых общественных работ;

– проведение медицинского осмотра и информационного обеспечения лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы;

– оплату проезда к месту проведения работ и обратно, компенсацию дополнительных личных расходов за время нахождения в пути при проезде к месту проведения работ и обратно, которые возмещаются по нормам и в размерах, установленных законодательством о возмещении суточных при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, а также частичную компенсацию нанимателям расходов (оплата стоимости использованных горюче-смазочных материалов) по доставке продукции, полученной гражданами в счет оплаты за выполненную работу, к месту их проживания.

Денежные средства, перечисляемые нанимателем

Оплачиваемые общественные работы, организуемые нанимателями, финансируемые из бюджета, или организуемые на объектах, финансируемых из бюджета, наниматели проводят на основе отдельных решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома.

Оплачиваемые общественные работы организуют местные исполнительные и распорядительные органы на основе договоров о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключенных между органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями.

В п. 14 Положения № 1716 уточнен состав денежных средств, которые должны перечисляться нанимателям при заключении срочных трудовых договоров с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы. В него должны входить средства:

– на оплату труда в размере начисленной заработной платы (с учетом выплат стимулирующего и компенсирующего характера) за фактически отработанное время и выполненную работу, но не ниже размера минимальной заработной платы (месячной, часовой), установленного в соответствии с законодательством, при условии отработки работником определенной ему нанимателем нормы продолжительности рабочего времени и выполнения месячной (часовой) нормы труда;

– выплату среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;

– уплату сумм обязательных страховых взносов в Фонд и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Справочно: также финансируются затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ (не более 50 % затрат по смете расходов по каждому договору), оплату труда безработных и граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей, а также на выплату вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам работникам из числа граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя.

Спецодежда, инвентарь, инструменты и другое имущество, приобретенные за счет средств Фонда и пригодные для дальнейшего использования, сохраняются за нанимателями или передаются другим нанимателям для дальнейшего использования при организации таких работ на других объектах.

Наниматели, организующие оплачиваемые общественные работы, представляют в органы по труду, занятости и социальной защите смету расходов на выполнение работ, которая является неотъемлемой частью договора о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключаемого между органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями.

Общественные работы на основе гражданско-правовых договоров

С лицами, направленными на оплачиваемые общественные работы, могут заключаться гражданско-правовые договоры. Также этот вид договоров может заключаться (в рамках временной занятости) с лицами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленными (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы (п. 12 Положения № 1716).

Отметим, что в данном случае нанимателям должны перечисляться денежные средства не только на выплату вознаграждений за выполненную работу (оказанную услугу) по гражданско-правовым договорам, но и суммы обязательных страховых взносов в Фонд и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Количество отработанных дней для выплаты пособия

Местные исполнительные и распорядительные органы на основании объемов оплачиваемых общественных работ и количества безработных ежеквартально устанавливают минимальное количество рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах в каждом месяце следующего квартала (далее – месячная норма).

Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней. Безработный при его желании может участвовать в оплачиваемых общественных работах сверх установленной месячной нормы. Эти дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах. В случае невыполнения безработным без уважительных причин установленной месячной нормы принимается решение о приостановлении выплаты ему пособия по безработице.

Источник