Энциклопедии о полезных ископаемых для детей

Энциклопедии о полезных ископаемых для детей thumbnail

После посещения минералогического и геологического музеев решила собрать подборку книг о геологии для школьников. Как художественных, так и научно-популярных.

Тайна реки Злых Духов

Владимир Корчагин

Повесть о том, как трое подростков – два мальчика и девочка – участвовали в геологической экспедиции в тайге, о приключениях и опасностях, которые им пришлось пережить. В книге…

Медной горы Хозяйка (сборник)

Павел Бажов

ISBN:978-5-9268-2117-5
Год издания:2016
Издательство:Речь
Серия:Образ Речи
Язык:Русский

Разными чудесами славился рудник Гумёшки, на котором с XVIII века добывалась медная руда для близ­лежащего Полевского завода. И недаром: власть здесь принадлежала Хозяйке Медной…

Энциклопедия для детей. Том 4. Геология

ISBN:5-86529-021-5, 5-96529-002-9
Год издания:1995
Издательство:Аванта+
Серия:Энциклопедия для детей
Язык:Русский

В томе `Геология`, не имеющем аналогов в современной научно-популярной литературе для детей, доступным языком изложены последние достижения теоретической и прикладной геологии.…

Рассказы о самоцветах

А. Е. Ферсман

Москва-Ленинград, 1952. Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР Детгиз. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В обработке и с…

Мир камня (комплект из 2 книг)

В. Шуман

Год издания:1986
Издательство:Мир
Язык:Русский

Научно-популярное издание профессора из ФРГ В.Шумана, которое посвящено минералам, содержит иллюстрированное описание горных пород и минералов.
Издание предназначено для…

У камня своя история

Дианна Астон, Сильвия Лонг

Книга из серии арт-энциклопедий Дианны Астон познакомит вас с удивительным миром камней и минералов. Здесь собрана целая коллекция: от песчаника и гранита до ярко-синего азурита и…

Камни и ракушки

Мишель Зельвельдер

Книга из серии `Мир живой природы` поможет юному читателю `заглянуть` внутрь нашей планеты и узнать о вулканах, ледниках, горных породах и ископаемых остатках.

Царь камней

Генрих Бурмин

Книга об алмазе – минерале, играющем большую роль в материальной жизни общества. Читатель получит представление об алмазных месторождениях, о производстве искусственных алмазов, о…

Камень, рождающий металл

Татьяна Здорик

Более 70 различных металлов находят сегодня применение в народном хозяйстве. Все они добываются из рудных минералов, образующих месторождения в недрах Земли. Каковы свойства этих…

Геолог

Эльвира Барякина

ISBN:978-5-8029-2103-6
Год издания:2008
Издательство:Аркаим
Серия:Когда я стану взрослым
Язык:Русский

Великолепно иллюстрированная книжка с окошками в доступной форме расскажет юным читателям об увлекательной профессии геолога. Малыши познакомятся с историей геологии, узнают, чем…

Занимательная минералогия

Александр Ферсман

ISBN:978-5-367-03594-0
Год издания:2015
Издательство:Амфора
Серия:Популярная наука
Язык:Русский

Книга крупнейшего советского минеролога рассказывает о чудесных свойствах камня, о применении минералов в промышленности и хозяйстве.
Книга состоит из двух частей: первая вводит…

Вулканы. Научный комикс

Джон Чад

ISBN:978-5-00100-993-1
Год издания:2017
Издательство:Манн, Иванов и Фербер
Серия:МИФ. Комиксы
Язык:Русский

Под земной корой творится настоящая магия — кипит магма, двигаются континентальные плиты, плавятся камни. По огнедышащим вулканам мы видим, что наша планета — живая.

В основе…

Мишин самоцвет

Лев Токмаков

ISBN:978-5-91921-512-7
Год издания:2017
Издательство:Энас-книга
Серия:Новые старые книжки

Однажды Мише Крюкову попался на глаза чудесный “прозрачный карандаш”. Заинтересованный мальчишка решил выяснить, что это такое. И неожиданно открыл для себя сказочно богатый и…

В мире удивительных камней

Е. Борисов, И. Пятнова

Год издания:1965
Издательство:Малыш

Вашему вниманию предлагается книга В МИРЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ, в которой описано как много существует различных камней. Из камня строят дома, камнем их согревают, из камня делают…

Малышам о минералах

Аркадий Клёнов

Автор книги знакомит ребенка с удивительным миром камня, рассказывает о различных свойствах минералов, их применении, о профессиях, связанных с обработкой камня.
Занимательная…

Источник

Если кварциты образуются из песчаников, в которых
содержатся окислы железа, то полу­чаются железистые кварциты. Огромные место­рождения
их находятся в Кривом Роге, в рай­оне Курской магнитной аномалии и в других
местах.

В процессе метаморфизма известняки
перекристаллизовываются в мраморы. Гранитные магматические породы превращаются
в гней­сы. В состав этой наиболее распространенной метаморфической породы
входят в общем те же минералы, что и в гранит, от которого она отличается более
или менее отчетливо выра­женной полосчатостью строения.

Иногда горные породы метаморфизируются только под
воздействием магмы и горячих рас­творов. При внедрении в земную кору магма,
соприкасаясь с горными породами, часть их расплавляет. Горячие растворы, пары
воды и газы, которые несут с собой соединения раз-

личных элементов, воздействуют на окружа­ющие породы:
они растворяют и выносят одни минералы, а другие отлагают на их место.

Читайте также:  Чем полезен бархатцы цветы для земли

* * *

Земная кора под воздействием солнца, воз­духа, воды и
организмов непрерывно изме­няется. За миллионы лет с поверхности Земли
сносились слои огромной мощности. Рудные месторождения постепенно обнажались
или ока­зывались на меньшей глубине. В них под воз­действием атмосферы,
грунтовых вод и других факторов также образуются одни минералы из других.
Только очень немногие вещества, как золото, платина и некоторые другие, не
изменяют своего химического состава. Таким образом, минералы и горные породы
образу­ются как в недрах Земли, так и на ее поверх­ности.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

В наш век, век открытия атомной энергии и мощной техники,
требуется огромное количество всевозможных полезных ископаемых.

Полезным ископаемым назы­вается всякое минеральное
вещество неоргани­ческого или органического происхождения, ко­торое находится в
земной коре и может быть использовано человеком для своих нужд в есте­ственном
состоянии (например, каменный уголь, поваренная соль, некоторые строительные ма­териалы)
или после переработки (например, руды металлов или апатитовые руды).

Полезные ископаемые образуют месторожде­ния, т. е. такие
скопления минерального вещест­ва в земной коре, которые экономически выгод­но
разрабатывать. Это значит, что минеральное сырье должно быть определенного
качества и в достаточном количестве, а для добычи и транспортировки его
существовали бы благо­приятные условия.

По физическому состоянию полезные иско­паемые делятся на
твердые (железные руды), жидкие (нефть) и газообразные (горючие газы).

В зависимости от особенностей своего соста­ва и
характера использования в различных отраслях народного хозяйства полезные иско­паемые
разделяются на: 1) горючие, 2) металли­ческие, 3) неметаллические (нерудные).

Значение полезных ископаемых исключи­тельно велико для
любого государства. Поэтому можно без преувеличения сказать, что состоя­ние
горной промышленности и тесно с ней свя­занных отраслей промышленного
производства может служить мерилом национального богат­ства, могущества и
независимости страны.

Если исходить из общих запасов различных металлов и
других важных полезных ископа­емых (уголь, нефть и др.) в недрах земли, то они,
конечно, велики и об их истощении гово­рить пока не приходится. Важно другое,
что эти грандиозные запасы полезных ископаемых далеко не все могут быть
использованы, так как их добыча пока не везде возможна.

За свою недолгую историю человечество добыло из недр
земли колоссальное количество различных полезных ископаемых.

Люди стали использовать минералы и гор­ные породы еще на
заре своего существования. На протяжении многих сотен тысячелетий первобытный
человек научился пользоваться кам­нем как орудием труда и защиты. По данным
археологических раскопок установлено, что первыми видами минерального сырья,
которые использовал первобытный человек, были не­металлические полезные
ископаемые — кре­мень, роговик, кварц, кварцит и некоторые

75

Источник

Природные минеральные вещества, используемые в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми, а их скопления в недрах или на поверхности Земли — месторождениями. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. По области использования их делят на пять групп. Первую группу составляют топливно-энергетические минеральные ресурсы (уголь, нефть, природный газ, торф, горючие сланцы, уран). Во вторую входят руды металлов: черных (железо), цветных (медь, алюминий, цинк, олово), редких и благородных (ванадий, германий и др.). Третья группа — химическое сырье: сера, калийные соли, апатиты, фосфориты и т. д. Четвертая — строительные материалы, поделочные и драгоценные камни (гранит, мрамор, огнеупорное сырье, яшма, агат, алмаз и др.). Пятая — гидроминеральные полезные ископаемые (подземные пресные и минерализованные воды).

В недрах Земли имеется очень большое количество каменного угля — его предполагаемые запасы составляют, по некоторым данным, 15 трлн. т. Очень велики в недрах залежи железных руд. Имеются большие запасы горючих сланцев, торфа и природного газа. О масштабах добычи полезных ископаемых говорит такой факт: на каждого жителя нашей планеты их ежегодно добывают в среднем около 5—6 т.

В последние годы потребности в различных видах полезных ископаемых все увеличиваются.

Из разных мест геологи сообщают об открытии новых и новых месторождений полезных ископаемых. Достижения техники и технологии позволяют извлекать ценные вещества из самых бедных руд и самых труднодоступных месторождений.

Минеральные запасы недр не безграничны. И хотя природа может восстанавливать свои силы и в недрах Земли постоянно идет процесс образования, накопления минеральных богатств, темпы этого восстановления несоизмеримы, с сегодняшними темпами использования земных ресурсов.

Только за одни сутки в разнообразных печах и на электростанциях мира сжигают столько минерального топлива, сколько природа создавала в недрах за долгие, долгие годы. Сегодня подсчитаны общие запасы многих полезных ископаемых. С учетом темпов их добычи определены приблизительные сроки, в которые они могут быть исчерпаны.

По некоторым видам полезных ископаемых сроки эти невелики, поэтому отношение к минеральным богатствам должно быть очень бережным.

Читайте также:  Что полезно кушать в 3 триместре

Необходимо повсеместно внедрять комплексное использование полезных ископаемых.

При таком способе использования полезных ископаемых всё, что поднято из недр Земли, подвергается комплексной переработке на горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатах с помощью различных механических и физико-химических процессов. И на каждом этапе переработки извлекаются всё новые элементы. Отходы одного процесса служат ценным сырьем для другого.

В Советском Союзе есть уже много примеров этого комплексного метода добычи и переработки полезных ископаемых. На предприятиях цветной металлургии вместе с 12 основными цветными металлами из руды попутно извлекают еще 62 элемента. Так, вместе с медью и алюминием получают серебро, висмут, платину, платиноиды. Из месторождений природного газа начинают попутно добывать серу, гелий, а из угольных — редкие металлы. Даже пустую породу, которую приходится поднимать на поверхность, чтобы открыть доступ к ценным залежам, возможно использовать для изготовления строительных материалов.

Обогащение полезных ископаемых. Добытые из недр полезные ископаемые, как правило, нельзя сразу направить в металлургические печи или на тепловые электростанции. Уголь засорен кусками песчаника, известняка, глины; руды представляют собой твердую смесь минералов, самых разных веществ. Даже в богатой железной руде чистого железа редко бывает больше 50%, а в медных, свинцовых, оловянных, цинковых рудах — лишь считанные проценты или доли процентов этих важнейших металлов. Процесс выделения из полезных ископаемых наиболее ценного компонента, освобождение их от различных примесей называют обогащением.

Процесс обогащения руд начинается в мощных дробилках, где массивными стальными стержнями, конусами или шарами перемалывают, измельчают ископаемые, превращая крупные куски в мелкие.

Второй этап — сортировка перемолотых полезных ископаемых по крупности. Измельченную руду, уголь просеивают на вибрирующих решетах и ситах с «оконцами» разной величины. Крупные куски отправляют снова на дробление, остальное поступает на заключительную стадию обогащения.

На заключительной стадии крупинки ценных минералов отделяют благодаря их особым, только им присущим свойствам. Если они тяжелее других, применяют так называемый гравитационный способ. Различные по плотности минералы разделяют также в центрифуге, например отделяют алмазы от их менее ценных спутников. Многие металлические руды обогащают магнитной сепарацией, используя способность металлов притягиваться к магниту. На различной способности минералов проводить электрический ток основана электрическая сепарация.

Каждый минерал обладает своим особым цветом, блеском, формой, коэффициентом трения, по-разному взаимодействует с кислотами и щелочами. Все это используют при обогащении различных полезных ископаемых.

Самый распространенный способ обогащения — флотация (от французского flotation — плавание) — основан на различии в смачиваемости веществ водой. Хорошо смачивающиеся вещества называются гидрофильными, не смачивающиеся водой — гидрофобными. Гидрофобные вещества собирают вокруг себя пузырьки воздуха и поднимаются на поверхность. На этом их свойстве и основана работа флотационной машины. В ее больших резервуарах измельченную руду смешивают с водой, в которую добавляют особые вещества — пенообразователи. Сквозь эту смесь прогоняют воздух. Образуется огромное количество пены — мельчайших воздушных пузырьков. Они прилипают к частицам меди, серебра или свинца, но не прилипают к зернам примесей. Пустая порода тонет, а нужные частицы, хотя они и тяжелее, всплывают вместе с пеной. Главное достоинство флотации в том, что она позволяет выделить из руды любые содержащиеся в ней минералы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

.

Источник

В программе школьного курса окружающего мира заложено умение отличать гранит от мрамора, а кварц от известняка. Оно даже проверяется в итоговых тестах. Конечно, это не спецкурс по геологии, но к концу начальной школы дети должны ориентироваться в разнообразии камней, понимать их цикл существования, их роль в жизни человека, различия в использовании. Лучший способ изучить эту тему – практический, конечно. Не просто запоминать картинки в учебнике и верить на слово, что слюда блестит, а иметь возможность подержать ее в руках и подставить лучам солнца… Завести домашнюю геологическую лабораторию не сложно и даже не особо дорого. Рассказываем, что для этого нужно, где брать образцы для коллекций и какие первоначальные исследования можно проводить над камнями.

Фото: https://www.thehandmadehome.net/2015/05/geology-for-kids/

Какие камни нужны для коллекции?

Самые разные, какие только доступны вам в природе и в продаже. Под камнями мы подразумеваем небольшие образцы размером в несколько сантиметров, а не булыжники. Вот, например, список камней, с которыми дети знакомятся по курсу окружающего мира (согласно Атласу-определителю Плешакова):

аметист, антрацит,

бирюза, бурый уголь,

галит, голубой кварц, горный хрусталь, гранит

Читайте также:  Материал о полезных ископаемых 4 класс

жемчуг

известняк

кальцит, каменный уголь, кварц, коралл, кремень

малахит, мел, молочный кварц, мрамор

пемза, песчаник, полевой шпат

ракушечник, розовый кварц

слюда

торф

янтарь

Конечно, это не обязательный список. Если нет возможности познакомиться с бирюзой или ракушечником в реальности – не страшно. В вашей коллекции могут быть и другие камни, которых нет в планах уроков, например, региональные экспонаты.

Где искать камни?

Изучите историю вашего региона и выясните, какие породы характерны для него. Например, в Алтайском крае есть ревневская яшма, из которой в 1843 году была изготовлена Царь-ваза (вы можете ее увидеть в Эрмитаже). Этот вид яшмы существует только на Алтае. Но несмотря на свою уникальность, его образцы можно совсем недорого приобрести у ремесленников или на Колыванском заводе. Таким образом, у вас в коллекции появятся не просто камни, а настоящие истории, рассказанные камнями.

Недорогие поделочные камни можно покупать не только у местных мастеров, но и через интернет. Некоторые отдают и бесплатно самые маленькие или бракованные образцы. Можно сразу купить готовый набор камней в специализированном интернет-магазине или заказать составленную по вашему списку коллекцию. Это не так дорого, как может показаться. Посмотрите цены тут и тут. Можно найти и другие магазины.

Фото: https://buggyandbuddy.com/rock-exploration-center/

Как изучать камни?

Если в вашем городе есть геологический кружок, предложите ребенку посещать его. На занятиях в таких кружках дети под руководством специалистов знакомятся с геологией и ее разделами. Обучение проходит в виде лекционных и практических занятий, часто устраиваются выезды на интересные геологические места, дети посещают специализированные музеи и выставки. В каждой поездке на геологическую практику у ребят имеется возможность самостоятельно найти какие-то породы и забрать образцы к себе в коллекцию.

Если кружка нет, можно проводить некоторые опыты и исследования и в домашних условиях. Причем, обойтись можно самыми простыми вещами для начала: лупой, фонариком, весами. С их помощью можно взвесить все образцы и определить самые тяжелые и самые легкие камни, обратите внимание ребенка, что одинаковые по размеру камни не обязательно будут одинаково весить. Камни можно изучить под лупой на вкрапления, понаблюдать за их свойствами при погружении в воду, уксус (например, вокруг известняка будут образовываться пузырьки воздуха). Приобретите для опытов лабораторные очки – все дети их обожают, к тому же они действительно не будут лишними. Опыт с уксусом проводите на свежем воздухе, чтобы ребенок не дышал его парами. Свои наблюдения можно записывать в специальный «журнал юного геолога» (дневник вольной формы), вклеивать в него фотографии, делать зарисовки.

Обзаведитесь хорошими атласами для определения камней. Дети часто приносят камни с улицы и хотят скорее узнать, что интересного в этот раз попалось им в руки. Атласы в этом могут помочь. Не будут лишними у вас дома качественные книги по геологии для детей: из них можно узнать много интересного – историю камней, их значение, применение, особенности.

Если увлечение геологией выходит на новый уровень, можно задуматься о приобретении специальных приборов: шкалы Мооса или карандашей определения твердости камней, лупы черного поля (она позволяет заглянуть внутрь прозрачных камней и увидеть всевозможные включения в них) и других полезных для геологов вещей.

Посмотрите вместе с ребенком видеокурсы по геологии. Проект «Наукасити» создал два таких: один для младшеклассников, другой – для детей постарше.

= Геология детям с Александрой Корниловой

Начальный курс для детей, знакомящихся с геологией. Курс состоит из 21 видеозанятия и рассказывает о том, что такое геология, минералы, сульфиды, окислы, силикаты, карбонаты, горные породы, поделочные камни, что такое геохимия, геммология, палеонтология и многое-многое другое. Со-ведущим курса является симпатичная мягкая игрушка, что располагает к себе детей, а простые объяснения сложных вещей делают этот курс действительно важным в самообразовании юного геолога. Предлагаем посмотреть первое занятие. Остальные – по ссылке .

= Геология с Евгением Лалаевым

Ребята познакомятся с объектами изучения геологии, узнают, какие разделы существуют у этой науки, научатся определять типы минералов по 6 признакам, типы камней по 3 признакам, узнают, что такое геологический разрез и научатся строить его самостоятельно, узнают о типах складок земной поверхности и разломов горных пород. Предлагаем посмотреть первое занятие курса, остальные – на канале.

К теме геологии мы обязательно вернемся, и поделимся с вами простыми опытами в домашних условиях, которые можно проводить даже с дошкольниками. Подписывайтесь на нас и вы ничего не пропустите!

– Редакция «Дети дома. Дети в школе»

Источник