Экономическое значение налога на добычу полезных ископаемых
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВАЯ
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ»
Кафедра
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Налоги
и сборы с юридических
лиц»
на
тему: «Налог на
добычу полезных ископаемых,
его роль и значение
для экономики
страны».
Выполнила:
студентка 313 группы
специальность
«Финансы (по отраслям)»
специализация
«Налоги и налогообложение»
Савонюк
Виктория Павловна
Проверила:
Самарина Любовь Николаевна
Благовещенск
2009
Содержание
Введение 3
1. Роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых
для экономики страны 4
1.1. Роль и значение
налога для экономики страны 4
1.2. Роль
НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его
совершенствования 9
2. Налог на
добычу полезных ископаемых как
один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога.
Определение количества и стоимости добытых
полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления
и уплаты НДПИ 26
3. Структура
НДПИ в общем объеме доходов федерального
бюджета 30
Заключение 34
Список используемой
литературы 35
Приложение 1 37
Введение
Взимание
налогов – древнейшая функция и одно
из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.
В
целях преодоления негативных последствий
воздействия налогов на развитие экономики
возникла объективная необходимость в
анализе структуры и динамики налоговых
доходов в бюджете страны.
Налоги
важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы – непременное условие
сбалансированности государственной
казны.
Связь
бюджета и налогов имеет двухсторонний
и неразрывный характер. Налоги как
основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей.
Поэтому
свою работу я посвятила налогу на добычу
полезных ископаемых – одному из самых
доходных налогов поступающих в бюджетную
систему РФ.
В
данной работе особое внимание обращается
на роль и значение данного налога для
экономики страны в целом и добывающих
отраслей в частности. Излагается исторический
аспект развития налогообложения недропользования
в России. Показаны особенности характеристики
объекта обложения данным налогом. Подробно
изложены способы определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Рассмотрен
действующий в настоящее время особый
порядок формирования налоговой базы
при исчислении и уплате налога по сырой
нефти. Изложены также особенности уплаты
налога при выполнении соглашений о разделе
продукции.
Глава
1
Роль
и значение налога
на добычу полезных
ископаемых для экономики
страны
1.1.
Роль и значение налога
для экономики страны
Формирование
государственной политики в области
воспроизводства, использования и
охраны природных ресурсов становится
обязательным условием успешной реализации
экономической реформы в стране. Территория
России составляет около 1/8 части мировой
суши. Мы занимаем третье место в мире
после Австралии и Канады по землеобеспеченности
и площади пашни на одного жителя. Однако
состояние наших земельных ресурсов оценивается
как неблагополучное, значительная их
часть нуждается в восстановлении плодородия.
В России сосредоточено более 20% мировых
запасов пресных и подземных вод, но современное
состояние водных источников и систем
централизованного водоснабжения в силу
многих причин также не гарантирует требуемого
качества питьевой воды.
Российская
Федерация занимает одно из ведущих
мест в мире по запасам минерального
и топливно-энергетического сырья:
разведанные запасы нефти, газа, угля
достигают 13 – 36% общемировых; железных
и никелевых руд – 30% мировых запасов. Воспроизводство
же минерально-сырьевой базы год от года
ухудшается. Леса России составляют 22%
лесных ресурсов планеты. Лесные массивы
занимают 69% территории страны. Ценные
хвойные породы составляют 72% лесного
фонда. Однако заготовка древесины в последние
годы снижается, ежегодные заготовки значительно
ниже выделяемых расчетных лесосек, много
древесины теряется при лесопользовании.
Большие потери лесных ресурсов обусловлены
низкой технической оснащенностью службы
охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы
лесовосстановительных работ.
В
современных условиях развитие и
эффективное использование природно-сырьевой
базы России становится главным фактором
роста ее экономики. Поэтому платежи за
пользование природными ресурсами в системе
факторов реализации природно-ресурсной
политики государства являются особо
значимыми. Платежи за природные ресурсы
установлены с целью экономического регулирования
природопользования стимулирования рационального
и комплексного использования различных
видов природных ресурсов и охраны окружающей
среды, формирования денежных средств
для охраны и воспроизводства природных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Они призваны оказать стимулирующее влияние
на повышение эффективности использованиям
охраны земель, лесов, водных объектов
и недр, добычи и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов и продуктов
их переработки.
Отметим,
что термин «платежи за природные ресурсы»
не совсем точно отражает экономическое
содержание этих платежей, так как в соответствии
с действующим законодательством это
более общее понятие, включающее как налоговые
платежи и сборы, так и неналоговые доходы
бюджета. К первым в редакции Налогового
кодекса относится: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ).
Указанный
налог был введен в целях совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.
Поэтому
одновременно с введением этого
налога отменены действовавшие плата
за пользование недрами, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.
Кроме
того, введение налога на добычу полезных
ископаемых позволяет в определенной
мере решить проблему правильной оценки
факторов ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных цен
в нефтяном секторе экономики. Дело в том,
что сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяет
в широких масштабах использовать трансфертные
цены, которые значительно ниже рыночных,
что приводило к потере доходов бюджетов
всех уровней, в частности за счет уменьшения
поступлений платы за пользование недрами
при нефтедобыче, размер которых напрямую
зависил от уровня цен реализации. Ввёдение
налога на добычу полезных ископаемых
было направлено также на решение задачи
экономического принуждения природопользователей
к бережному и экономному использованию
природных ресурсов. Поступления данного
налога должны стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.
Изменение
порядка налогообложения недропользования
по замыслу его разработчиков
позволит обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказаться
на создании благоприятного инвестиционного
климата.
Отдельные
элементы платности природопользования
имели место еще в условиях
централизованного управления экономикой,
когда практически отсутствовала
налоговая система. Вместе с тем наличие
платежей за природные ресурсы в Советском
Союзе не имело практически никакого экономического
эффекта, поскольку установленные платежи
в силу их незначительности в условиях
полного отсутствия у предприятий финансовой
самостоятельности не играли ни фискальной,
ни стимулирующей, ни социальной роли.
В
российской налоговой истории платность
недропользования была введена в 1991
г., после того как был принят Закон
РФ «О недрах». При этом необходимо
подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, так же как и в советское
время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков
и не имели серьезного фискального значения
для государства, за исключением, пожалуй,
акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были
установлены основные виды налогов за
использование недр (кроме акцизов на
минеральное сырье).
Таким
образом, до принятия специальной главы
второй части НК РФ вопросы платности
пользования природными ресурсами
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшие
положения налогообложения природопользования
имели рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объектов обложения, налоговой базы, ставок
налогов, налоговых льгот и некоторых
других, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таким, как плата за пользование
недрами, ставки налога регулировались
в лицензионных соглашениях, т.е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно
ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в
силу с января 1999 г., налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.
Кроме
того, законодательство о недропользовании
допускало внесение налогов в
бюджет не только в денежной, но и
в натуральной форме, т.е. добытыми
полезными ископаемыми, что также
противоречило основным положениям
НК РФ. Все это вызвало острую необходимость
их включения во вторую часть Кодекса
в качестве самостоятельных налоговых
платежей. С принятием Закона о налоге
на добычу полезных ископаемых в перспективе
фискальное и регулирующее значение налогообложения
природопользования должно, безусловно,
возрасти.
Роль
налогов в экономике заключается
в выполнении ими определенных функций:
–
фискальная функция НДПИ выражается в
том, что налог на добычу полезных ископаемых
является одним из источников формирования
доходной части федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
–
регулирующая функция НДПИ предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта.
Финансовое
значение платежей за пользование природными
ресурсами огромно – они являются важнейшим
и одним из самых объемных источников
поступлений доходов в различные уровни
бюджетной системы. Суммы природоресурсных
платежей и их доля среди доходов бюджета
с каждым годом повышается.
Налог
на добычу полезных ископаемых поступает
в доход федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации [Приложение1].
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым, за исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, распределяется следующим
образом:
•
40% — в доход федерального бюджета;
•
60% — в доход бюджета субъекта
Федерации.
Налог
по добытым полезным ископаемым в
виде углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) распределяется
следующим образом:
•
95% суммы налога — в доход федерального
бюджета;
•
5% суммы налога — в доход бюджета
субъекта Федерации.
Средства
от налога по газу горючему природному
в полном объеме поступают в доход
федерального бюджета.
При
добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доход бюджетов субъектов Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых – новое явление в российском налоговом праве. Он установлен гл. 26 Н К введен в действие с 1 января 2002 г. Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее действовавшую плату за право пользования недрами и перевел тем самым часть рентных платежей из неналоговых в налоговые доходы государства.
В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся на основании российского законодательства пользователями недр.
Налоговым законодательством установлено два режима постановки на учет плательщиков данного налога:
1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок). Постановка на учёт осуществляется в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ.
2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых. Постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.
Объектом налога признаются следующие виды полезных ископаемых:
§ добытые из недр на территории РФ;
§ извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит обязательному лицензированию;
§ добытые из недр за пределами территории РФ.
К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс(ст. 337) относит:
§ антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
§ торф;
§ углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
§ руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
§ горно-химическое неметаллическое сырье;
§ природные алмазы и другие драгоценные камни;
§ соль природная и чистый хлористый натрий;
§ подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
§ сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не являются объектами налогообложения следующие виды полезных ископаемых:
§ общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;
§ коллекционные геологические материалы (минералогические, палеонтологические и др.);
§ добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
§ извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в установленном порядке.
стоимость добытых полезных ископаемых — в отношении всех полезных ископаемых, кроме нефти, газа, газового конденсата, угля.
количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении — при добыче угля, нефти, газа, газового конденсата.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
· исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
· исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
· исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчёты:
1.
Стоимость добытого полезного ископаемого
Количество добытого полезного ископаемого
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Выручка от реализации добытого полезного ископаемого
Количество реализованного добытого полезного ископаемого
2.
Расчётная стоимость единицы добытого полезного ископаемого
ИЛИ
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Количество добытого полезного ископаемого
Цена без учёта НДС и акциза
Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Выручка от реализации полезного ископаемого
3.
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов:
Прямые расходы | Косвенные расходы | Суммы косвенных и внереализационных расходов |
Это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. Указанные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). | относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, прочие расходы. | относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы на НИОКР, расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов и т.п.). Указанные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. |
Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется:
· прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств)
· косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)
В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершенкомплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь.Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница междурасчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).
Налоговые ставки:
Адвалорные ставки (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе. | Специфические (например – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого. | Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) |
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
· полезных ископаемых в части нормативных потерь;
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
· попутного газа;
· полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
· подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
· минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
· подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
· полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.