Экономическими ресурсами являются продукты питания полезные ископаемые

Экономическими ресурсами являются продукты питания полезные ископаемые thumbnail

1. Ресурсами не являются:

  • 1. продукты питания
  • 2. полезные ископаемые
  • 3. квалифицированная рабочая сила
  • 4. лабораторное оборудование
  • 5. денежные средства.

2. Редкость – это:

  • 1. Характеристика только индустриальных систе
  • 2. Концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей
  • 3. Характеристика только доиндустриальных систем
  • 4. Эффективность
  • 5. Платежеспособный спрос.

3. Что относится к физиологическим потребностям?

  • 1. факторы производства
  • 2. потребность в деньгах
  • 3. потребность одежде, пище, жилье
  • 4. золото и серебро
  • 5. ценные бумаги.

4. Если общество находится в точке Е (см. рис. 1) на линии производственных возможностей, то это означает, что:

Экономическими ресурсами являются продукты питания полезные ископаемые

  • 1. больше производится продукта Б, чем продукта А
  • 2. общество не полностью использует свои ресурсы
  • 3. больше производится продукта А, чем продукта Б
  • 4. производство продуктов одинаково
  • 5. ничто из вышеперечисленного не подходит.

5. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

  • 1. счет в банке, хозяин магазина, сера
  • 2. банкир, нефть, трактор
  • 3. геолог, станок, деньги
  • 4. облигации, уголь, бригадир
  • 5. деньги, технолог, газ.

6. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

  • 1. С постоянным объемом производства другого продукта
  • 2. С ростом производства другого вида продукта
  • 3. С уменьшением производства другого вида продукта
  • 4. Возможен любой их указанных ответов
  • 5. С пропорциональным увеличением потребления.

7. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:

  • 1. Любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей
  • 2. Точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей
  • 3. Точка, лежащая выше кривой производственных возможностей
  • 4. Точка, лежащая на кривой производственных возможностей и равно удаленная от обеих ординат

8. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

  • 1. Максимальный заработок, который можно получать работая
  • 2. Размер стипендии
  • 3. Затраты государства на образование среднестатистического специалиста
  • 4. Затраты родителей на содержание студента
  • 5. Затраты времени молодого человека на обучение

9. Какая из нижеприведенных черт может характеризовать неэкономическое благо:

  • 1. Может удовлетворять потребности людей
  • 2. Является результатом производства
  • 3. Является недостаточным
  • 4. Является платным

10. Какая из ниже приведенных характеристик неверна по отношению к экономическому благу:

  • 1. Является только результатом производства
  • 2. Может удовлетворять потребности людей
  • 3. Является недостаточным для удовлетворения потребностей всех людей
  • 4. Не является даровым: чтобы иметь экономическое благо, надо отказаться от другого экономического блага

11. Что такое производственные отношения:

  • 1. Отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления
  • 2. Отношения по поводу использования природных, материальных, информационных ресурсов
  • 3. Отношения человека к природе
  • 4. Отношения между социальными группами

12. Что относится к элементарным производительным силам общества:

  • 1. Совокупность средств производства и рабочей силы
  • 2. Планирование
  • 3. Формы обобществления производства
  • 4. Земля, вода, полезные ископаемые
  • 5. Инфраструктура и ее элементы.

13. Какие из перечисленных отношений относятся к типу социально-экономических:

  • 1. Отношения собственности
  • 2. Формы организации и управления экономикой
  • 3. Отношения человека к природе
  • 4. Разделение и кооперация труда

14. Кем являются домохозяйства на рынке ресурсов в модели кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике:

  • 1. Продавцами
  • 2. Покупателями
  • 3. Обособленными единицам
  • 4. Объектами

15. Основные факторы производства:

  • 1. потребность, ресурсы, экспорт, труд.
  • 2. оборудование, орудие труда, машины, сырье.
  • 3. реклама, доход, цена, капитал.
  • 4. труд, капитал, земля, предпринимательство.
  • 5. ресурсы, рынок, спрос, рабочая сила.

16. Что такое способ производства:

  • 1. Единство и взаимодействие производительных сил и производственных отношений
  • 2. Экономический уклад, характерный для определенного этапа развития общества
  • 3. Общественно-экономическая формация
  • 4. Ступень материальной и духовной структуры
  • 5. Технология.

17. Ограниченность- это проблема, которая:

  • 1. Существует только в бедных странах
  • 2. Есть только у бедных людей
  • 3. Есть у всех людей и обществ
  • 4. Никогда не возникает у богатых людей
  • 5. Никогда не возникает в богатых странах.

18. Стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах – это поведение человека:

  • 1. Рациональное
  • 2. Нерациональное
  • 3. Иждивенческое
  • 4. Потребительское
  • 5. Общественное.

19. К экстенсивным факторам экономического развития относятся:

  • 1. Использование достижений НТП
  • 2. Расширение производственных площадей
  • 3. Повышение квалификации работников
  • 4. Рост производительности труда
  • 5. Применение новых технологий.

Источник

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­сти, называются благами. Любое благо называется экономичес­ким, если оно имеется в распоряжении общества в ограничен­ном количестве.

Для получения экономических благ необходимы соответ­ствующие ресурсы, т.е. все то, что может быть использовано для производства и реализации товаров и услуг. Ими являются:

1) природные – силы и вещества природы, которые пригод­ны для применения в производстве;

2) материальные — все созданные человеком средства произ­водства;

Читайте также:  Салат из запеченных баклажан чем полезен

3) трудовые – все трудоспособное население;

4) финансовые — денежные средства, которые общество в со­стоянии выделить на организацию производства.

В мире только три страны имеют практически все извест­ные виды природных ресурсов – это Россия, США и Китай. Разведанные и добытые природные ресурсы становятся сырь­ем для отраслей материального производства. Современная про­мышленность потребляет огромное количество сырья; в тече­ние XX в. распаханность земной суши увеличилась вдвое; в настоящее время потребление человечеством пресной воды пре­вышает 5 тыс. км3 в год (главный потребитель — сельское хо­зяйство); площадь лесов ежегодно уменьшается на 20 млн га, или на 0,5 %. Проблема истощения природных ресурсов и за­грязнения окружающей среды заставляет разрабатывать спосо­бы утилизации промышленных и бытовых отходов.

Ученые предсказывают, что в будущем в экономике глав­ным сырьем станут отходы, а природные запасы станут резерв­ными источниками снабжения. В настоящее время далеко не полно используются ресурсы Мирового океана (биологические, морская вода — своеобразная «живая руда», содержащая 75 хи­мических элементов, минеральные ресурсы дна океана, энер­гетические ресурсы вод Мирового океана – мощность прили­вов), а также климатические ресурсы (энергия Солнца и ветра, тепло, влага, свет). Так, биологические ресурсы океана пока обеспечивают только 2% продовольственного «пайка» челове­чества.

Что касается трудовых ресурсов, то экономически актив­ное население (занятые в производственной и непроизводствен­ной сферах) в странах Запада составляет 70% всех трудовых ресурсов, а в развивающихся странах – 45-55%. В среднем в мире 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

Следует отличать ресурсы от факторов производства. Фак­торы производства — это уже реально вовлеченные в производ­ственный процесс ресурсы.

1.6. Противоречие системы «ресурсы – потребности» и механизм их разрешения

Аксиомой экономической жизни является ограниченность (или редкость) ресурсов, а с расходованием ресурсов связаны все проблемы экономического развития.

Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производ­ства, информация. С проблемой ограниченности ресурсов стал­киваются также фирмы и общество в целом. Это значит, что в каждый данный момент в экономике имеется строго определен­ное количество трудовых, материальных, финансовых, энерге­тических ресурсов, которые можно использовать для производ­ства товаров и услуг. На земном щаре и в каждой стране в отдельности проживает определенное количество людей, способных трудиться; есть ограниченное количество земли, ко­торое можно использовать для сельскохозяйственного производ­ства и строительства; имеется определенное количество создан­ных людьми средств производства.

Вопрос, как использовать имеющиеся ресурсы, не составил бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены, следова­тельно, можно было бы произвести любое благо в неограничен­ном количестве. Но, как мы помним, в обществе действует за­кон возвышения потребностей, в силу чего в каждый данный момент времени удовлетворить весь спектр имеющихся у лю­дей потребностей имеющимися ресурсами оказывается невоз­можным, т.е. при попытке одновременно удовлетворить все по­требности мы наталкиваемся на абсолютнуюограниченность ресурсов. Но если ограничить круг наших потребностей, т.е. выбрать те, которые будем удовлетворять имеющимися ресур­сами, то ограниченность ресурсов станет относительной.В свя­зи с этим возникает необходимость эффективного распределе­ния и использования имеющихся ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.

Таким образом, приходим к следующему: потребности об­щества безграничны, полностью неутолимы, а ресурсы обще­ства ограничены или редки. Это противоречие разрешается пу­тем свободного выбора благ и услуг, которые будут производиться из этих ограниченных ресурсов, или иначе выбора тех потребно­стей, которые будут удовлетворяться, и тех, от удовлетворения которых следует в данный момент отказаться.

Более подробно проблема выбора будет рассматриваться в главе 3.

Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики, ответы на которые зависят от типа хозяйственной системы: что, как и для кого производить?

Контрольные вопросы и задания

1. Что из перечисленного является предметом труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, бочки, цистерны;

г) сырье, поступающее в дальнейшую обработку.

2. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу со­
трудничества;

б) будут открыты практически неисчерпаемые источники
энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обще­
ствами;

г) все сказанное неверно.

3. Станки, здания, оборудование относятся к:

а) природному ресурсу;

б) трудовому ресурсу;

в) капитальному ресурсу;

г) финансовому ресурсу.

4. В чем состоит назначение предпринимательской способно­сти?

5. Что представляет собой структура общественного произ­водства?

6. Охарактеризуйте сферы производства: производство, рас­пределение, обмен и потребление.

7. В чем заключается проблема выбора?

8. Дайте классификацию потребностей.

9. В чем сущность закона возвышения потребностей?

10. Какие ресурсы были наиболее редкими в доиндустриаль-ной экономике, индустриальном и постиндустриальном об­ществе?

11. В чем различие ресурсов и факторов производства?

12. В чем смысл экономической эффективности?

Читайте также:  В анализе тестирования полезен пакет программ

Блицопрос (да/нет)

1. Энергия ветра — это неэкономическое благо.

2. Продукты питания не являются ресурсами.

3. Здания, дороги, каналы — это средства труда.

4. Сырье, поступающее в дальнейшую обработку, — это пред­мет труда.

5. Может ли считаться процессом производства добыча полез­ных ископаемых?

6. Простое воспроизводство — это повторение процесса про­изводства в неизменных масштабах.

7. Ограниченность ресурсов свойственна только первобытно­му обществу.

8. Главные проблемы экономики — что, как, для кого? — не существуют в странах с рыночной экономикой.

9. Противоречие «ресурсы – потребности» разрешается на ос­нове выбора, какие из потребностей удовлетворять и в ка­ком объеме.

10. Если все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного про­дукта можно, только сокращая производство другого, то такую ситуацию можно назвать эффективной.

Литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Дрофа, 2004. – Гл. 1.

2. Куликов J1.M. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — Тема 2.

3. Курс экономической теории: Учебник. — Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — Гл. 2. § 1—3.

4. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2004. – Гл. 2.

5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. — Ростов н/Д, 1998. – Лекция 3.

6. Спгенлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих. — М.: Рес­публика, 1994. – Гл. 1, 2.

7. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/ Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – Гл. 1. § 2.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Информация как экономический ресурс.

2. Безграничные потребности и редкость ресурсов.

3. Экономический потенциал России.

4. Россия — ресурсная кладовая мира.

Глава 2

Date: 2015-07-01; view: 2311; Нарушение авторских прав

Источник

Ресурсы в экономике

Экономические ресурсы предназначены для производства товаров и услуг, определяют характер  функционирования и масштабы развития экономики, используются для производства других благ.

Характеристики

  1. Ограниченность. Потребности людей безграничны, а блага ограничены. Поэтому организациям и предприятиям важно эффективно использовать имеющиеся возможности для максимального удовлетворения потребностей общества, определять целесообразность их распределения. Возникает необходимость в рациональном использовании благ.
  2. Взаимодополняемость. Объединение нескольких источников образует выгодные сочетания и эффективный результат. Природные блага используют с помощью накопленных знаний, а знаниями обладают люди.
  3. Мобильность. Ресурсы могут перемещаться между отраслями и странами, процент подвижности различен у каждого вида. Так, земля не может изменить свое местоположение, однако люди легко перемещаются и представляют максимально мобильный фактор.
  4. Взаимозаменяемость. Для расширения производства владелец может либо задействовать потенциал предпринимателя – поменять технологию, либо воспользоваться знаниями и обучить сотрудников новым методам работы.

Основные виды

  1. Предпринимательский потенциал. Способность человека организовать производство.
  2. Знания. Представляют совокупность научно-технических достижений для получения более высоких результатов в производстве.
  3. Природные ресурсы. Это земля и недра, климатические, водные, лесные, биологические и прочие источники.
  4. Трудовые ресурсы. Подразумеваются люди, способные производить товары и услуги. 
  5. Финансовые ресурсы. Капитал в виде объема денежных средств или средств производства.

В разные периоды преобладали те или иные ресурсы. В Средневековье единственным важным фактором считали труд человека. Адам Смит выдвинул в роли рычагов экономики капитал, землю и труд. Альфред Маршалл дополнил список предпринимательским потенциалом.

Типы природных ресурсов:

  • разведанные – о них уже известно и активно осуществляется их добыча;
  • достоверные – государство в курсе их существования, но добыча не ведется;
  • прогнозные – те, чье существование пока под вопросом и лишь теоретически прогнозируется.

Классификация ресурсов

Экономические ресурсы делят в зависимости от типа факторов производства. 

  • Земля объединяет все природные блага. Сюда относятся почва, водоемы, леса, горы, пустыни, климат и прочее.
  • Труд – работа, которую выполняют люди. Именно они производят товары, предоставляют услуги, вносят вклад в развитие. Доход от такой деятельности называется заработной платой. Стоимость рабочей силы зависит от навыков и опыта, производительности, мотивации.
  • Капитал – машины, оборудование, здания, применяемые для производства товаров и услуг. Доходы владельцев от подобной деятельности называют прибылью. К оборотным средствам относят запасы произведенной продукции.
  • Предприниматель и предпринимательство. Это способность людей развивать идею в бизнес, соединять факторы производства для создания продукта и получения прибыли.

Предприниматель умеет:

  • организовывать производство по выпуску товаров;
  • принимать управленческие решения;
  • рисковать денежными средствами и деловой репутацией;
  • внедрять новшества и технологии, делать выбором между разными методами ведения бизнеса.

Отдельным видом ресурсов является информация. Под ней понимают процесс сборки, обработки, распределения и применения знаний, нужных для бизнеса и реализации благ.

Источник

Природные ресурсы — это природные богатства, которые используются для развития экономической деятельности; например: леса, почва / полезные ископаемые, вода / энергия приливов и отливов, воздух / сила ветров, солнечный свет и др.

Читайте также:  Какие травы полезны при простуде и

Основные виды природных ресурсов

Природные ресурсы делятся на два вида:

  • неисчерпаемые (если ресурс невозможно полностью исчерпать);
  • исчерпаемые (если ресурс можно полностью исчерпать).

Исчерпаемые делятся ещё и на:

  • возобновляемые (быстро восстанавливаются: биологические, земельные, водные);
  • невозобновляемые (восстанавливаются очень медленно или не восстанавливаются вовсе: минеральные).

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:

  • энергия тепла Земли (геотермальная энергия);
  • энергия тепла и света Солнца;
  • энергия движения ветра;
  • энергия движения воды.

Природные ресурсы бывают:

  • биологические: растения, животные, леса;
  • земельные: леса, луга, пастбища, пашня;
  • водные: реки, озёра, моря, океаны.
  • минеральные: руды, камни, песок, глина, уголь.

Характеристика природных ресурсов

Природные ресурсы включают:

  • климатические ресурсы — неисчерпаемые ресурсы, получаемые при использовании климата (влага, энергия Солнца и ветра);
  • земельные — участок земли, который может быть использован в деятельности человека (строительство, проживание, хозяйственная деятельность);
  • минеральные — запасы полезных ископаемых (топливные, рудные, нерудные);
  • водные — вся гидросфера, т. е. все поверхностные и подземные воды, используемые в деятельности человека;
  • биологические — растительные и животные организмы, которые используются человеком;
  • рекреационные — совокупность природных объектов и исторических достопримечательностей, которые используются человеком для лечения, отдыха, туризма.

Классификация природных ресурсов

Все природные ресурсы можно поделить на три группы (классифицировать по трём признакам):

  • классификация по происхождению (природная или генетическая) — делятся на: минеральные, климатические, водные, биологические, земельные, почвенные, космические и др.;
  • классификация по исчерпаемости — делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и невоспроизводимые;
  • экономическая классификация (по применению) — делятся на: минеральные, водные, морские, биологические, климатические и др.

Разница между земельными и почвенными ресурсами

Земельные ресурсы — это участок земли, который человек может использовать для любой своей деятельности. Почвенные ресурсы — это участок земли, который используется лишь в сельском и лесном хозяйстве.

Природные ресурсы России

Земельные ресурсы

Россия — самая большая страна в мире по территории. Площадь России составляет 17,1 млн. км². 25% всего этого пространства используется в сельском хозяйстве.

Лесные ресурсы

Почти половину территории РФ занимают лесные массивы, из них почти 70% — хвойные деревья (лиственница, сосна, ель и др.).

Минеральные ресурсы

На территории РФ огромнейшее количество полезных ископаемых — существует более 20 тысяч зарегистрированных месторождений (нефть, природный газ, уголь, асбест, железная руда и др).

Водные ресурсы

РФ, имея огромную территорию, вдобавок ещё владеет и крупнейшим запасом одного из наиважнейших природных ресурсов — пресной воды. Этот запас составляет 20% водного ресурса всего мира.

Природные ресурсы Урала

Урал имеет очень широкое разнообразие природных ресурсов.

Минеральные ресурсы (полезные ископаемые)

Это запасы: нефти, газа, руды металлов, каменного и бурого угля, самоцветов, драгоценных камней, соли и др.

Водные ресурсы

Это запасы пресной воды (реки, озёра и подземные воды):

  • крупнейшие реки — Урал, Чусовая, Белая (Агидель), Кама, Тура, Печора, Уфа, Миасс;
  • главные озёра — Тургояк, Зюраткуль, Увильды, Иткуль.

Почвенные ресурсы

На данной почве успешно производится выращивание:

  • пшеницы твёрдых сортов;
  • кукурузы;
  • рапса;
  • сои;
  • картофеля;
  • подсолнечника;

Лесные ресурсы

Эти ресурсы составлены представителями хвойных (пихта, сосна, ель) и лиственных пород (ольха, берёза).

Истощение природных ресурсов

Истощение природных ресурсов — ресурсы потребляются с большей скоростью, чем происходит их замещение. Этот термин обычно используется в отношении использования воды, деятельности в сельском хозяйстве, добычи полезных ископаемых, рыболовства и др.

Более редкий ресурс имеет более высокую цену (нефть), чем ресурс, который есть в изобилии (ветер).

Многие учёные уверяют, что истощение природных ресурсов будет продолжаться до тех пор, пока увеличивается население мира.

Ещё существует целое множество примеров человеческого поведения, которое провоцирует ещё больший упадок ситуации.

В сельском хозяйстве, на данном этапе развития этой индустрии, человек использует чрезмерное количество пестицидов, фунгицидов и гербицидов, что убивает нужные почве микроорганизмы (для пополнения питательных веществ).

Также человечество вырубает деревья. В результате мы теряем не только деревья, одновременно с ними погибают тысячи животных и растений из-за разрушения их естественной среды обитания.

Но не только вырубка лесов способствует гибели многих животных и растений, этому посодействовало и разрушение озонового слоя и глобальное потепление, которое было спровоцировано поведением человека.

Ещё одной причиной истощения природных ресурсов можно назвать отрасли, в которых выпускаются токсины и химические побочные продукты. В конечном итоге они зачастую оказываются в почве и озёрах. В конце концов, человечество получает смерть диких животных, а также водной флоры и фауны.

Читайте подробнее про Глобальное потепление, Озоновый слой, Возобновляемые источники энергии и Глобальные проблемы человечества.

Источник