Экономическая теория не может быть полезной
1. Термин «экономия» впервые предложен:
- 1. В.И. Лениным
- 2. Аристотелем
- 3. К. Марксом
- 4. Ксенофонтом
- 5. Ф. Энгельсом.
2. Термин “политическая экономия” впервые употребил в заглавии своего труда:
- 1. Адам Смит
- 2. Аристотель
- 3. Антуан де Монкретьен
- 4. Карл Маркс
- 5. Альфред Маршалл.
3. Термин “экономикс” получил всеобщее признание после того, как был употреблен в названии труда:
- 1. Жана Батиста Сэя
- 2. Альфреда Маршалла
- 3. Джона Стюарта Милля
- 4. Джона Мейнарда Кейнса
- 5. Пола Самуэльсона.
4. Под экономической теорией в узком смысле слова понимается:
- 1. Микроэкономика
- 2. Мировая экономика
- 3. Макроэкономика
- 4. Политическая экономика
- 5. Маркетинг.
5. Что изучает экономическая теория:
- 1. Организационно-экономические и социально-экономические отношения
- 2. Производительные силы общества
- 3. Экономическое поведение людей
- 4. Технологию производства товаров.
6. Экономическая теория не изучает:
- 1. Как эффективно использовать ресурсы
- 2. Как делать деньги
- 3. Как распределяется национальный доход
- 4. Как добиться минимизации затрат
- 5. Как стабилизировать экономику.
7. Экономика – это сложное, комплексное явление:
- 1. Которое имеет различные аспекты
- 2. Элементы которого находятся во взаимосвязи, в системе
- 3. Которое нельзя свести только к одному типу экономических отношений
- 4. Которое сводится к какому-либо аспекту экономической деятельности
8. Выберите наиболее полное определение предмета экономической теории:
- 1. Экономика изучает экономическую структуру общества
- 2. Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами
- 3. Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.)
- 4. Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал
- 5. Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.
9. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?
- 1. эффективное использование ресурсов
- 2. неограниченные производственные ресурсы
- 3. максимальное удовлетворение потребностей
- 4. материальные и духовные потребности
- 5. редкость блага.
10. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?
- 1. каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее
- 2. каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт о тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить»
- 3. каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой
- 4. каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.
11. Экономическая теория:
- 1. Пригодна для изучения всех экономических систем
- 2. Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования
- 3. Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму
- 4. Пригодна для изучения доиндустриальных систем.
12. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:
- 1. процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом
- 2. роль государства в экономике
- 3. глобальные проблемы экономического развития человечества
- 4. те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина
13. В сфере экономической деятельности определяющее значение имеет:
- 1. Обмен
- 2. Потребление
- 3. Производство
- 4. Распределение
- 5. Перераспределение.
14. Технико-экономический подход к экономике характеризует:
- 1. Процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукцию
- 2. Материально-вещественный аспект экономики
- 3. Социально-экономический аспект экономики
- 4. Организационно- экономический аспект экономики.
15. Организационно-экономический подход к экономике – это подход, основанный на:
- 1. Вычленении отношений по рациональному использованию и воспроизводству ресурсов
- 2. Системе общественного разделения труда, специализации производства и обобществлении, многообразии форм организации производства, труда и управления
- 3. Разнообразии форм жизнедеятельности человека
- 4. Различии общего и особенного в экономике
- 5. Анализе производственных отношений как формы производительных сил.
16. Социально-экономический подход к экономике исследует:
- 1. Базисные отношения, определяющие характер других отношений
- 2. Отношения собственности и распределения доходов
- 3. Производительные силы общества
- 4. Отношение человека к природе.
17. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным:
- 1. Экономические законы действуют объективно, но люди должны изучать их и использовать их в практической деятельности
- 2. Экономические законы действуют по воле людей, люди устанавливают их
- 3. Экономические законы действуют сами по себе, независимо от воли и желаний людей
- 4. Экономические законы то же самое, что и юридические законы
18. Что такое экономические законы:
- 1. Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях
- 2. Формализованные представления об экономических явлениях
- 3. Научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений
- 4. Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность
- 5. Юридические законы.
19. Что такое экономические категории:
- 1. упрощенные утверждения
- 2. субъективные оценки понятий
- 3. научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений
- 4. причинно-следственные связи
- 5. формализованные представления об экономических явлениях
20. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
- 1. полная занятость
- 2. полное использование производственных ресурсов
- 3. или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов
- 4. и полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов
21. Если экономический рост способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:
- 1. логически связаны друг с другом
- 2. противоречат друг другу
- 3. дополняют друг друга
- 4. взаимоисключают друг друга
22. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?
- 1. достижение полной занятости
- 2. поддержание экономического роста
- 3. экономическая безопасность
- 4. экономическая эффективность
- 5. все вышеперечисленное неверно.
23. Государство увеличило расходы на закупку строительного оборудования, а вслед за этим цены на него упали. Вывод о том, что первое причина второго, пример:
- 1. Логически ошибочного построения
- 2. Ложного соединения
- 3. Нечеткой терминологии
- 4. Неправильного использования определений
24. Экономика обособленных экономических субъектов является предметом:
- 1. Микроэкономики
- 2. Макроэкономики
- 3. Мезоэкономики
- 4. Мегаэкономики
- 5. Экономики мирового хозяйства.
25. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается:
- 1. Микроэкономикой
- 2. Макроэкономикой
- 3. Менеджментом
- 4. Международными финансами
- 5. Мировой экономикой.
26. Микроэкономика изучает:
- 1. Производство отдельных товаров и динамику их цен
- 2. Общий уровень цен
- 3. Численность занятых в народном хозяйстве
- 4. Производство в масштабе всей экономики
- 5. Циклические колебания в экономике.
27. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
- 1. использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях
- 2. экономическое поведение индивидуальных предпринимателей и мелких фирм
- 3. отношения между отдельными представителями разных классов общества
- 4. экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов
28. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне.
- 1. что производится?
- 2. с каким уровнем инфляции мы столкнемся?
- 3. сколько товаров и услуг будет произведено?
- 4. кто будет производить товары и услуги?
- 5. для кого будут производиться товары и услуги?
29. Выберите функцию, не имеющую отношение к функциям экономической теории:
- 1. Познавательная
- 2. Практическая
- 3. Методологическая
- 4. Посредническая
- 5. Критическая.
30. Что раскрывает содержание метода научной абстракции:
- 1. Выделение в изучаемых процессах типичного, устойчивого
- 2. Моделирование экономических процессов
- 3. Постановка экспериментов
- 4. Очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего.
31. Что такое индукция:
- 1. исторический подход к экономическим явлениям
- 2. обоснование частностей на основе общих положений
- 3. научное обоснование эксперимента
- 4. разработка экономико-математических моделей
- 5. выведение общих положений на основе частностей.
32. Что такое дедукция:
- 1. обоснование частностей на основе общих положений
- 2. выведение общих положений, принципов на основе частностей
- 3. упрощенное утверждение
- 4. моделирование экономических процессов
- 5. исторический подход к экономическим явлениям.
33. Чем характеризуется метод синтеза:
- 1. соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия
- 2. обоснование частных положений на базе общих
- 3. постановка экспериментов
- 4. моделирование экономических процессов
34. Чем характеризуется метод анализа:
- 1. расчленение экономического явления на составляющие его простые элементы
- 2. соединение элементов в единое органическое целое
- 3. логическое выведение общих положений
- 4. постановка экспериментов
- 5. моделирование экономических процессов.
35. Позитивная экономическая теория изучает:
- 1. что есть
- 2. что должно быть
- 3. положительные тенденции в экономическом развитии
- 4. оценочные суждения
- 5. нет правильного ответа
36. Если экономические обобщения основываются на фактах, то какой метод анализа является:
- 1. описательным
- 2. гипотетическим
- 3. дедуктивным
- 4. индуктивным
- 5. аналитическим.
37. Что изучает экономическая теория:
- 1. Организационно-экономические и социально-экономические отношения
- 2. Производительные силы общества
- 3. Экономическое поведение людей
- 4. Технологию производства товаров.
38. Проблема «что производить»:
- 1. может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом
- 2. может рассматриваться как проблема выбора точки на ЛПВ
- 3. изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства
- 4. возникает только в условиях острого дефицита ресурсов
Тесты по экономической теории
экономической теории?
а) редкость блага;
б) эффективное использование ресурсов;
(+) в) неограниченные производственные ресурсы;
г) максимальное удовлетворение потребностей.
2. Экономическая теория:
(+) а) пригодна для изучения всех экономических систем;
б) пригодна для изучения лишь капиталистической системы
хозяйствования;
в) не может быть полезной при изучении экономических отношений,
свойственных социализму;
г) все предыдущие ответы неверны.
3. Что такое экономическое благо?
(+) а) это товар, обладающий относительной редкостью;
б) это все, что служит на пользу обществу;
в) это всякий продукт, который может удовлетворять какую-либо
потребность;
г) это всякий товар, произведенный в экономике.
4. Проблема редкости прямо относится:
а) только к социалистической системе хозяйствования;
б) только к периодам кризисов и разрушений;
(+) в) ко всем временам и всем экономическим формациям;
г) только к странам третьего мира с низким уровнем благосостояния.
5. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) ВНП;
б) численность занятых в экономике;
в) общий уровень цен;
(+) г) производство зерна и динамику его цены.
6. Экономическая теория:
а) не является наукой;
(+) б) не может предсказывать будущего, но может объяснить
последствия определенных явлений в развитии экономики;
в) занимается исключительно прогнозами развития экономических
систем;
г) включает положения, которые всегда принимаются всеми
экономистами.
7. Если исследуется экономика в целом, то это анализ:
а) нормативный;
б) микроэкономический;
в) позитивный
(+) г) макроэкономический;
8. Общий уровень цен изучается в курсе:
(+) а) макроэкономики;
б) микроэкономики;
в) менеджмента;
г) международных финансов.
9.Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством, то экономика:
(+) а) смешанная;
б) рыночная;
в) натуральная;
г) командно-административная.
10.Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические
системы, это:
а) потребление;
б) инвестиции;
в) производство;
(+) г) редкость.
11. Какая из проблем не изучается макроэкономической теорией?
а) повышение ставок процента;
(+) б) приватизация угольной промышленности;
в) рост ставки процента;
г) управление государственным долгом.
12. Что является преимуществом рыночной экономики?
(+) а) автоматическое приспособление производителей к спросу, а
потребителей к предложению;
б) отсутствие экологических проблем;
в) равное распределение ресурсов между отраслями;
г) нацеленность фирм, больше на рост, чем на прибыль.
13.Что из перечисленного не относится к характеристикам рыночной экономики?
а) частная собственность;
б) конкуренция;
(+) в) централизованное планирование;
г) свобода предпринимательского выбора.
14.Капитал – один из факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:
(+) а) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу;
б) деньги и ценные бумаги;
в) только деньги;
г) только ценные бумаги.
15.Кривая производственных возможностей показывает:
а) время, когда вступает в действие закон убывающей
производительности;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) точные количества двух товаров, которые экономика намерена
производить;
(+) г) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного
количества ресурсов.
16.Какой из факторов прямо влияет на сдвиг кривой производственных возможностей вправо?
(+) а) рост населения трудоспособного возраста;
б) рост доходов населения;
в) инфляция;
г) сокращение расходов на вооружение.
17.Альтернативные издержки нового магазина – это:
а) оплата его персонала;
(+) б) цена других товаров, производство которых принесено в
жертву строительству этого магазина;
в) изменение налоговой ставки, выплачиваемой из дохода магазина;
г) процент за кредит, взятый магазином в банке.
18.Рыночный механизм – это способ:
а) согласование этих решений;
(+) б) согласования и синхронизации решений потребителей,
производителей и владельцев факторов производства;
в) синхронизация этих решений;
г) все предыдущие ответы неверны.
19. Какой из приведенных ниже графиков иллюстрирует спрос на рынке готовой продукции?
Р Q
Q P
(+) а) б)
Р Q
Q P
в) г)
20.Если спрос падает, то кривая спроса сдвигается:
а) против вращения часовой стрелки;
б) вверх и вправо;
(+) в) вниз и влево;
г) по вращению часовой стрелки.
21. Изменение какого фактора не влияет на сдвиг кривой спроса?
а) доход покупателей;
б) численность покупателей;
(+) в) цена товара;
г) ожидания покупателей.
22.Спрос не испытывает влияние:
(+) а) цен на ресурсы;
б) доходов потребителя;
в) цен на товары-заменители;
г) национальных традиций.
23. Кривая спроса на товар описывается следующим равенством:
D = 85- 5P; кривая предложения: S = 25 + 5 P. Когда рынок данного товара находится в равновесии, количество продаваемых и покупаемых на нем единиц товара равно:
а) 6;
(+) б) 55;
в) 11;
г) 30.
24.Какой из приведенных ниже графиков иллюстрирует предложение на рынке готовой продукции?
Р Q
0 Q 0 P
(+) а) б)
Р Q
0 Q 0 P
в) г)
25. Рост цен на ресурсы сдвигает:
а) кривую спроса вверх и влево;
б) кривую предложения вниз и влево;
в) кривую спроса вниз и вправо;
(+) г) кривую предложения вверх и влево.
26. Кривая спроса задана функцией: Д = 39-3Р. Кривая предложения:
S = 5Р-25. В этом случае равновесная цена равна:
(+) а) 8; б) 5; в) 11; г) 55.
27. Если предложение и спрос сокращаются, то:
а) цена остается стабильной;
б) цена повысится;
(+) в) уменьшится общее количество товара;
г) благосостояние общества сократится.
28. Если цена товара выше точки пересечения кривой спроса и предложения, то возникает:
а) превышение спроса над предложением;
б) дефицит;
(+) в) избыток;
г) ни один ответ неверен.
- Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:
а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла.
(+) б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла
в) не будет оказывать никакого влияния на объём производства и
уровень занятости.
г) будет способствовать ослаблению инфляции.
30. Валовой внутренний продукт измеряется:
а) в основных ценах;
б) в ценах производителя;
(+) в) в рыночных ценах;
г) в экспортных ценах
- Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
а) эффект замещения;
(+) б) принцип убывающей предельной полезности;
в) эффект дохода;
г) закон предложения.
- Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:
а) избыток;
(+) б) дефицит;
в) растет безработица;
г) все варианты неверны.
- В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:
а) потребители предлагают цены на товары, которые больше всего
хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести
по низким ценам) менее привлекательные для них товары;
(+) б) производители устанавливают цены на производственные
ресурсы (в соответствии полезностью), определяя, таким образом,
денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем
может быть использован для покупки товаров и услуг;
в) на основе распределения доходов в соответствии с потребностями
потребителей;
г) на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли,
сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.
34. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара X за:
а) 15 ютил;
б) 20 ютил;
в) 30 ютил;
(+) г) 45 ютил.
35. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
а) стали;
б) услуг парикмахерских;
в) автомобилей;
(+) г) акций и облигаций фирм.
36. Нормативная экономическая теория изучает:
а) «что есть»;
(+) б) что должно быть;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
- Анализ – это метод познания, который:
(+) а) предполагает разделение целого на отдельные составные части и
изучение каждой из этих частей;
б) основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в
процессе анализа;
в) базирующийся на умозаключениях от частного к общему;
г) предполагающий перенос свойств с известного явления или
процесса на неизвестные.
- Прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат – это
а) гипербола;
б) кривая;
в) ломанная;
(+) г) изокоста.
39.Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: