Экологическая проблема полезных ископаемых 3 класс

Друзья, всем привет. Сегодня я расскажу вам о том, какие существуют способы добычи полезных ископаемых, и их влияние на окружающую среду, но прежде всего эти способы зависят от самих ископаемых, их физико-химических свойств, мест размещения и развития технического прогресса.

Еще совсем недавно добыча природных ресурсов производилась вручную, что требовало больших физических усилий и немалых трудозатрат, а сама она имела достаточно низкую производительность труда.

В современных же условиях все изменилось коренным образом: с развитием мощных технических средств и применением специальных машин трудозатраты снизились, а производительность и объемы добычи ископаемых значительно возросли.

Основные способы и технология добычи природных ресурсов

Все минеральные ресурсы, как твердые, так и жидкие, и газообразные на нашей планете располагаются неравномерно и находятся либо на поверхности, либо глубоко под землей, и в зависимости от их мест размещения и залегания для их добычи используют тот или иной способ.

Самими распространенными способами добычи природных ресурсов можно считать:

  1. открытый способ либо карьерный способ,
  2. закрытый способ либо подземный или шахтный способ,
  3. комбинированный способ либо открыто-подземный способ,
  4. геотехнологический способ либо скважинный способ,
  5. дражный способ.

Все эти способы имеют как свои преимущества, так и недостатки, поэтому технология добычи полезных ископаемых открытым способом предполагает создание на местах разработки и добычи природных ресурсов глубоких котлованов в виде больших карьеров или разрезов, размеры которых зависят от относительно небольшой глубины и протяженности, а также мощности пластов залегания ископаемых.

Преимуществом такого способа добычи является его относительная дешевизна, наибольшая производительность и трудоемкость, безопасные условия труда, а недостатками — большое снижение качества сырья из-за содержания в нем большого количества пустых пород, негативные последствия по отношению к окружающей среде.

Таким способом обычно добывают природное строительное и индустриальное сырье такое как –

  • известняк и мел,
  • песок и глина,
  • торф и уголь,
  • медь и свинец,
  • молибден и никель,
  • олово и вольфрам,
  • хром и марганец,
  • цинк и железо.

Твердые ископаемые, находящиеся на достаточной большой глубине залегания добывают подземным, т.е. закрытым способом, при котором сооружают подземные шахты.

Недостатком такого способа является его огромный риск для горняков, связанный с обрушением и загазованностью, а значит и взрывоопасностью.

Таким способом обычно добывают руды, полиметаллы и минеральное сырье

Миниатюра Swarovski Elements

такие как:

  • медь и золото,
  • вольфрам и железо,
  • каменный уголь и минеральные соли.

Если открытый и закрытый способ добычи полезных ископаемых не подходит для данного месторождения промышленного сырья, то применяют комбинированный открыто-подземный способ, где сначала добываются открытым способом сырье из верхних слоев, а затем уже шахтным методом дорабатывают оставшиеся запасы металлических руд, залегающие на достаточно большой глубине. Достоинствами такого способа являются большие объемы добычи природного сырья, а таким способом обычно добываются многие цветные металлы и алмазы.

Геотехнологический или скважинный способ используют при добыче специальных видов сырья, имеющих газообразное или жидкое состояние с помощью такой процедуры как бурение глубоких скважин, где при помощи физико-химического метода осаждения, выщелачивания и плавления извлекают из недр земли на поверхность выходящие по трубам полезные ископаемые.

Таким способом обычно добываются:

  • газ и нефть,
  • сера и литий,
  • фосфор и уран.

И наконец, отдельный дражный способ, где горное предприятие одновременно осуществляет как добычу сырья, так и его обогащение, т. е. с помощью специального оборудования первично происходит отделение ценной породы от сопутствующей пустой.

Таким способом обычно разрабатываются месторождения россыпей:

  • золота и алмазов,
  • платиноидов и касситерита.

Распространенные ископаемые

Любой человек со школьной скамьи знаком с такими названиями, как природный газ, уголь, торф, нефть и другими. Все они широко используются для обеспечения стран энергией и являются очень важными ресурсами. Грамотное их использование может помочь в улучшении экономического развития того или иного государства. Общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых может занять не одну страницу, как правило, обладают знакомыми многим названиями. Вот некоторые из них:

  • Нефть, именуемая черным золотом – это маслянистая черная жидкость, которая обладает резким запахом. Она используется для производства бензина, керосина, этилового спирта и других веществ, которые человек применяет в быту.
  • Известняк, или же ракушечник, по одной из версий, был образован из окаменелых останков древних животных. Он широко используется в строительстве и применяется для создания бетона.
  • Торф – это горючее ископаемое природы. Служит не только отличным топливом и удобрением, но также выполняет очистительную функцию. Различные тяжелые металлы поглощаются торфом, и природная вода, содержащая их, таким образом, очищается.

Полезные ископаемые России

Будучи одной из богатейших по площади страной, Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, месторождения которых находятся на ее территории. Общераспространенные полезные ископаемые РФ, которые находятся в пределах ее границ, – это нефть, газ, уголь, алюминий, калийные соли и другие.

На территории нашей страны находятся крупнейшие месторождения угля, например Кузнецкий и Печорский бассейны. Нефть и газ добываются в Балтийской и Анадырской нефтегазоносных областях. Сланцы получают в Сибирском бассейне неподалеку от городского поселения Оленек, торф – в Васюганье, которое по совместительству является самым заболоченным местом на территории России, а железные руды – в Курской Магнитной Аномалии.

Многие запасы полезных ископаемых, которые находятся в Российской Федерации, разведаны лишь поверхностно, а это значит, что у нашей страны есть огромная ресурсная база, богатства которой только предстоит раскрыть!

Месторождения общераспространенных полезных ископаемых

Некоторые их виды образуются по-разному в различных местах нашей планеты.

  • Метаморфогенные месторождения. Это словосочетание означает, что ископаемое было образовано путем изменения уже существующих горных пород. В результате переработки были получены различные металлы, например золото, марганец, а также некоторые неметаллы вроде графита, апатита и мрамора.
  • Экзогенные месторождения. Сера, фосфориты и другие полезные ископаемые были образованы в результате геологических изменений, деформирующих верхний слой земной коры, например, эрозий и выветриваний.
  • Эндогенные месторождения. Ископаемые были образованы в результате деформации внутреннего слоя литосферы, например, движения магмы.

Наиболее известная классификация полезных ископаемых

Несмотря на то что существует великое множество различных классификаций, люди, как правило, используют самую простую. Итак, вот она:

  • Горючие. Название этого вида богатств природы говорит само за себя: те ископаемые, которые входят в этот список, ценятся за хорошую горючесть. Чаще всего они используются в качестве топливных ресурсов. К ним относятся торф, каменный уголь, нефть, сланец и природный газ. С другой стороны, такие общераспространенные полезные ископаемые могут быть опасны: процессы их горения бывают нерегулируемыми.
  • Руды. В них содержится один металл или несколько в таком процентном соотношении, что их удобно извлекать из образования. К ним относятся железные, медные, никелевые, оловянные и другие руды.
  • Некоторые люди задаются вопросом: что такое нерудное общераспространенное полезное ископаемое? Понятие, примеры которого вы найдете в этой статье, означает, что из данного образования невозможно извлечь металл. К этому пункту классификации относится фосфорит, сера, мрамор, известняк, гранит и даже различные камни, такие как изумруды, малахиты, бирюза и агаты.

Это те виды полезных ископаемых, которые чаще всего используются в производстве.

Полезные ископаемые мира

Одним из них является уголь. Некоторые страны, на территории которых содержится наибольшее количество его разведанных месторождений, соревнуются за право назваться самой богатой углем страной. Среди них – Россия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Австралия, Украина, Великобритания и даже Казахстан.

Черное золото, или же, если называть его менее метафорично, нефть, также является одним из наиболее распространенных ископаемых. Лучше всего его запасы были разведаны такими государствами, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Китай и Норвегия.

Природный газ широко используется в качестве топливного ресурса. В большей мере его запасы были разведаны в России, Иране, Саудовской Аравии, США, Венесуэле, Нигерии, Ираке, Китае и Нидерландах.

Танцы с бубнами

Обнаружить нелегальный карьер несложно. А вот дальше начинаются танцы с бубнами. Инспекторы государственного экологического надзора могут только констатировать факт незаконного пользования карьером. И нередко — с риском для жизни. Так, недавний экологический рейд на песчаный карьер в подмосковном городском округе Дзержинский едва не закончился гибелью сотрудника госэконадзора под колесами грузовика. На инспектора попытался наехать водитель, от которого требовали прекратить работу. Проверяющий успел выскочить из-под колес, но получил травмы нижних конечностей. «С угрозами в свой адрес сотрудники эконадзора сталкиваются довольно часто, но такого откровенного беспредела у нас еще не было», — прокомментировал ситуацию Александр Коган. По факту наезда в Люберецком управлении МВД возбуждено уголовное дело.

В рейды с экологами ездят и сотрудники полиции, которые имеют право арестовывать технику. Только она чаще всего оказывается собственностью третьих лиц и уже на следующий день возвращается к владельцам. «А виновными, как это часто бывает, признаются водители, тогда как к ответственности следует привлекать компанию или юридическое лицо, которые ведут разработку», — считает адвокат Владимир Постанюк. Но пока доходит до привлечения к ответственности, компании и юридические лица обычно банкротятся и пропадают.

На сегодняшний день по фактам незаконной недродобычи в Подмосковье расследуется 20 уголовных дел. «Но, к сожалению, из-за издержек судебной системы до окончательных судебных решений доводится только часть дел», — констатирует Элмурод Расулмухамедов.

Способы использования

Использование общераспространенных полезных ископаемых зависит от того, где было найдено то или иное месторождение, к какому типу относится найденная порода или минерал и от многих других факторов. Однако же существует несколько способов их использования, которые распространены во всем мире.

В первую очередь, это использование в качестве топлива в чистом виде или создание топлива. Его производят из нефти и торфа, горючих сланцев и природного газа и прочих ископаемых, которые быстро возгораются. Кроме того, сырье для технической и химической промышленности также получается из различных пород и минералов. Гранит, известняк используются в качестве материалов для строительства. Из руд выплавляют металлы, которые впоследствии используются на различных производствах, а всем известная поваренная соль перерабатывается и употребляется людьми в пищу.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Источник

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

ГУ «Школа – лицей № 27»

Дружок А.С.

Тема: Охрана полезных ископаемых.

Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:   Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддержание осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.         

Форма  урока: урок – исследования.

Оборудование: карта РК, портрет К. Сатпаева, ребусы с названием полезных ископаемых, таблицы для работы в группе

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация и целепологание.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

      – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

      – Какие проблемы для себя нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

– Работать с вами мы будем в группах. Поэтому, перед тем как начать работу вспоминаем правила работы в группе.

Повторение правил работы в группах.

  • Обсуждать тихо
  • Объяснить своё высказывание
  • Слушать других
  • Договариваться
  • Работать быстро
  1. Повторение.

– Что же такое полезные ископаемые?

Полезные   ископаемые

                                       Необходимые, нужные                                           доставать, извлекать

 – Так что же такое полезные ископаемые?

Природные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют их для своих нужд.

 – Какие полезные ископаемые вы знаете?

По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но пока извлекаются и используются 60 элементов.

В мировом масштабе Казахстан уже сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает первое место в мире, второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое – свинца и молибдена, восьмое – по общ,им запасам железной руды.

– Если мы знаем полезные ископаемые, то должны знать об их свойствах, как они используются, где добываются, каким способом.

Каждая группа разгадывает ребус с полезным ископаемым.

                        

                 А = И               ,,,,,                                                     ,,                           ,

         да         не    ь

– Отгадайте ребусы.

– Заполните таблицу. Запишите всё, что вы знаете о своём полезном ископаемом.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

– На какие группы по свойствам, описанных вами мы можем распределить полезные ископаемые? (Рудные, нерудные, горючие)

– Ребята, как добывают полезные ископаемые?

        Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

 –  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

–   Когда человек спускается в шахту.

 –  Как вы думаете, почему?

–   В шахте может произойти обвал.

–  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

– Люди еще каких профессий работают с полезными ископаемыми? (Металлурги, геологи)

– Кто такие геологи?

– Геологи – это люди, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

– Одним из таких людей, избравших для себя очень трудную, но нужную и интересную профессию был КАНЫШ САТПАЕВ.

Он внес большой вклад в науку ГЕОЛОГИЮ в годы войны, что и было признано мировой общественностью. Возможно, поэтому 1999 год в календаре знаменательных дат ЮНЕСКО был отмечен ГОДОМ САТПАЕВА (журнал «Далдырган » №7, 1999 год). ( Показываю портрет К.Сатпаева.)

Имя Сатпаева неразрывно связанно с историей становления промышленности и науки в Казахстане. КанышИмантаевичСатпаев – геолог-казах, открывший стране огромные запасы меди Джезказгана и марганец Джезды; первый президент Академии наук Казахской ССР, неустанно заботившийся о расцвете казахстанской науки и ее максимальной практической отдаче; мудрый наставник молодежи, заботливо растивший научные кадры. Кристина

Того, что сделал для нашей страны КанышСатпаев, хватило бы на сотни академиков, вместе взятых. Благодаря трудам Сатпаева и воспитанных им ученых Казахстан стал одной из самых богатых стран по запасам полезных ископаемых, где есть все элементы таблицы Менделеева. Миша

Больше всего КанышСатпаев любил поездки по бескрайним землям Центрального Казахстана, раскрывая их тайны. Каждый геолог мечтает открыть тот клад, который долго хранит в себе земля. Мечты КанышаСатпаева сбылись: марганцевые руды месторождений Найзатас и Джезды, открытые КанышемИмантаевичемСатпаевым полностью обеспечили в годы Великой Отечественной войны потребности черной металлургии Урала и Сибири.

Игорь

  1. Работа по теме урока.

Заполнение кластера « Как использует человек полезные ископаемые»

– Подведем итог, как же человек использует полезные ископаемые?

– Как вы думаете, ребята, исчерпаемы ли полезные ископаемые?

– Конечно, исчерпаемы, поэтому надо знать, что без разрешения Министерства экологии и природных ресурсов нельзя заниматься их добычей. Мы – ХОЗЯЕВА, нам надо думать о дне завтрашнем.

– Что же будут делать люди, если иссякнут полезные ископаемые?

Предположите в группе, что произойдет, если исчезнет полезное ископаемое, о котором вы рассказывали !!!

– А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?

– Природа накапливала свои подземные богатства миллионы лет и они не восстанавливаются. Поэтому главная задача – охранять и бережно их использовать.

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

– А как вы ребята, можете помочь в охране полезных ископаемых?

  1. Практическая работа.

1 группа – обращение к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

2 группа – синквеин «Полезные ископаемые»

3 группа – нарисовать плакат – призыв « Охрана полезных ископаемых.

Презентация работ.

  1. Рефлексия

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

         -Что помогло нам в работе?

        – Какие открытия для себя сделали?

Дом. работа  написать эссе «Каким полезным ископаемым я хотел бы быть» 

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

        

Обращение

«Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синквеин

«Полезные ископаемые»

  1. Существительное – название.
  2. 2 прилагательных
  3.  3 глагола
  4. 4 слова – отношение
  5. Слово – синоним ( ассоциация с первым словом)

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________

Источник