Эффективные приемы обучения при изучении темы полезные ископаемые

Эффективные приемы обучения при изучении темы полезные ископаемые thumbnail

Организация и методика проведения уроков окружающего мира по разделу “Полезные ископаемые” в начальной школе.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета “Окружающий мир”. Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:

– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы по теме «Полезные ископаемые». Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания о минералах, горных породах, их свойствах и использовать ранее накопленные знания и умения. Еще одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.

Исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

В основе исследовательской деятельности лежат:

– развитие познавательных умений и навыков учащихся;

– умение ориентироваться в информационном пространстве;

– умение самостоятельно конструировать свои знания;

– умение интегрировать знания из различных областей наук;

– умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности по теме «Полезные ископаемые»

– Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении темы «Полезные ископаемые»; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

– Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы «Полезные ископаемые» анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

– Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Коллекционирование полезных ископаемых также применяется для изучения полезных ископаемых. Для изучения «Окружающего мира» разработаны коллекции полезных ископаемых, почв. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.

Организация и методика проведения предметных уроков по разделу “Полезные ископаемые”.

Основная дидактическая цель этих уроков – сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, их видами, основными физическими свойствами, применением и способами добычи.

В ходе этих уроков учащиеся изучают как основные физические свойства полезных ископаемых: цвет, состав, масса (легче, или тяжелее воды), твердость, прочность, так и специфические свойства – блеск, запах, отсутствие формы, горючесть.

План изучения полезных ископаемых.

1. Понятие «полезные ископаемые». Группы полезных ископаемых.

2. Определение основных физических свойств полезных ископаемых.

3. Условное обозначение. Определение на карте мест залегания и добычи ( с учетом краеведческого принципа).

4. Использование полезных ископаемых человеком и их охрана.

В ходе изучения данной темы руководство самостоятельной деятельностью учащихся целесообразно осуществлять с помощью инструкций, в которых указывается план действий и предлагается определенный способ фиксации результатов. Как указывают психологи П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, только при этом условии сосредотачивается внимание школьников на содержании материла и происходит более осмысленное его усвоение детьми [18, с. 53].

Наблюдая и экспериментируя, младший школьник получает бесценный опыт самостоятельных исследований, учится ставить вопросы и получать на них объективные фактические ответы, а значит, учится мыслить.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале.

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов

Источник

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира «Свойства полезных ископаемых»

(УМК  «Школа 2100», 3класс)

Выполнила:  Акимова Н.В., учитель начальных классов,

МБ ОУ «СОШ №31»

Группа 22-2

Научный руководитель:

Демчук Н.А., к.п.н, доцент кафедры начального и дополнительного образования

МАОУ ДПО ИПК

Новокузнецк, 2014

Содержание

Страницы

1.

Введение

С. 3 – 5

2.

Основная часть

Проект урока по окружающему миру

«Свойства полезных ископаемых»

С. 6 – 10

3.

Заключение

С. 11

4.

Список литературы

С. 12

1. Введение

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».   

Л.Н. Толстой

 В Законе РФ «Об образовании» сказано: “Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
        Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
      Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
      Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности.
      Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, — будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова,  «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе :

∙ формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

∙ духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет окружающий мир помогает реализовывать  задачи:

1) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

2) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

II. Проект урока окружающего мира (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Тема урока:  Свойства полезных ископаемых                

Цели:        

– образовательная:  создание условий для формирования способа   изучения свойств полезных ископаемых;

-развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

– воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

 Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карта «Полезные ископаемые»; предметные картинки: «Добыча каменного угля», фломастеры,

исследовательская карта , карточки с условными знаками полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

                                                   ХОД   УРОКА

  I. Эмоциональный настрой

– Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

– Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.

II. Актуализация знаний учащихся. Мотивация

2.1 Беседа

– Чтобы человеку построить дом, что необходимо иметь? (песок, цемент, известняк); 

– Чтобы сделать машины, станки, необходимы ( медь, алюминий) ;

– Из чего делают трубы, рельсы? ( чугун, сталь)

– Как мы назовём это одним словом? (полезные ископаемые)

– Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).

 Учитель: Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

            Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

             Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

   – Назовите из предложенных значков, обозначающих полезные ископаемые те, которые вы знаете, что добывают в нашем регионе?   (,,,,,,,,,,);

– Что вы о них знаете? (каменный уголь горит, дает человеку тепло, лекарства, пластмассу)

  – Из железной руды (машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы) и т.д.;

– На какие группы делятся  полезные ископаемые  из тех, что мы назвали  

  • твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);
  • жидкие (нефть, минеральные воды);
  • газовые (горючие газы, гелий, метан).
  • горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы);
  • рудные (руды горных пород, графит, асбест);
  • нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, глина, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).  

 – Почему их разделили на  такие группы? ( от того, где они пригождаются);

 – Значит, они  обладают какими- то свойствами, которые человек знает и нуждается в них.

– Ребята! А вы бы хотели узнать: Как ищут горные породы?  Как  их добывают? Где и как человек использует горные породы и минералы? Как надо охранять полезные ископаемые?

– Ребята! Мы знаем, что каменный уголь является топливом, а только для этого его используют? А какими ещё свойствами он обладает? Знаете? А хотите узнать?

 III. Формулировка темы и целеполагание.

 3.1. Беседа

     Эта планета солнечной системы,   имеет шарообразную форму,  окружена воздушной оболочкой.  Поверхность ее – горы, равнины, овраги.  На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри   (в недрах)   –   ?

– Что нам предстоит сегодня узнать?

(Что находится в недрах Земли,  о богатствах Земли).

– Попробуйте  сформулировать тему сегодняшнего урока

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Свойства полезных ископаемых”

 3.2. Игра с буквами.

– Чтобы узнать, какие  полезные ископаемые будем подробно рассматривать,  необходимо собрать их названия из букв.

( На  магнитной  доске буквы в  свободном  порядке. Дети  собирают  из букв слова: каменный уголь, нефть, глина.)

 – Теперь более конкретно предположите, о чем пойдет речь на уроке ( О каменном  угле, нефти, глине)

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

–  Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.

– Назовите свойства  известных вам полезных ископаемых.

 3.3.  Создание учебной ситуации

 – В жизни людей  полезные  ископаемые играют важную роль.

Каменный уголь называют «черным алмазом. Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.

Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы каменному углю на данный момент еще не найдено.

   –  Какой проблемный вопрос встает перед нами?

(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)

IV.Физкультминутка

V. Познавательная деятельность                                      

 5.1. Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе. 

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

У  каждой группы есть «Лист юных исследователей» для  наших с вами записей.

 Порядок работы:

– Прочитайте план работы и распределите обязанности в группе: Исследователи –  те, кто анализируют текст и конкретизируют ответ;

Хронометрист – тот, кто следит за временем;

Эксперт – тот, кто заносит результат в таблицу;

Научный консультант – делает сообщение и предъявляет результат работы

На доске план:

  1. Изучить свойства каменного угля (1 группа), нефти (2 группа), глины (3 группа).  
  2. Найти информацию о применении.
  3.  Заполнить таблицу.                      

– Сейчас каждая группа будет изучать свойства своего полезного ископаемого. Но для начала давайте вспомним о технике безопасности при работе с данным полезными ископаемыми: исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот. На стол расстелите сухие салфетки, а после работы вытрите руки влажными салфетками.

План работы

– У вас на столах лежит каменный уголь, пробирка с нефтью, глина.

– Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Молоток, гвоздь, стаканы с водой, лупа)

  1. Возьмите кусочек полезного ископаемого. Рассмотрите его с помощью лупы. Какого оно цвета? Понюхайте.
  2. Постучите по нему молотком, прочертите гвоздём. Что происходит?
  3. Опустите в стакан с водой. Что наблюдаете?

     4. Результаты занесите в таблицу.

Название полезного ископаемого______________________________________

Твёрдое или жидкое __?_______ ______________________________________

Цвет _?____________________________________________________________

Запах_?____________________________________________________________

Твёрдое или рыхлое (или пластичное)__________________________________

Тяжелее, легче воды _?______________________________________________

Растворимость___?_________________________________________________

Другие свойства_? Какие?______________________________________        _____        

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________________

Выводы:

1 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о каменном угле.

2 ГРУППА  рассказывает свои наблюдения о нефти.

3 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о глине.

VI.  Первичное закрепление                                

 6.1.  Работа по учебнику с.49

– Прочитайте текст и  ответьте на вопросы.

– Для чего необходимо топливо?

– Какие виды топлива вы знаете?

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?

– Почему сейчас не отапливают древесиной?

– Что заменило дрова?

VII. Итог урока .Рефлексия.

 – Что нового о полезных ископаемых вы сегодня узнали на уроке? основные свойства каменного угля :твёрдый, черный,  блестящий, оставляет следы при надавливании , не имеет запаха, тяжелее воды

– Какая у нас была цель?  Достигли мы её?

 – Сравните гипотезы и выводы. Какие гипотезы мы подтвердили?

 7.1.  Самооценка.

– Что вам было интересно на уроке?

– Где вам было трудно?

– Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке? Чему удивились?

 VIII. Домашнее задание (по выбору):

  1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :

– Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит,  

  известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

– большинство полезных ископаемых – жидкие;

– места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)

3. Заключение

   На уроке по теме «Свойства полезных ископаемых»  обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

        Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебные вопросы способствовали организации посильного поиска нужной информации в различных источниках и  в тоже время опирались на  жизненный опыт ребят.

       Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Выполняемые групповые задания   способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы. Большое внимание уделялось отработке умению находить необходимые сведения в тексте и преобразовывать текст, умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, работе других групп.

        Интенсивность урока была оптимальной, с учётом  психолого – возрастных  особенностей обучающихся третьего класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах.  В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат.

        Учебное время  использовалось эффективно, запланированный объём заданий  выполнен.

4.   Список  литературы:

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к  мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 – 151 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
  3. Миронов,  А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах  [Текст]: методическое пособие / А. В. Миронов. – М. : Педагогическое сообщество России, 2002. – 189 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  5. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс.М.:ВАКО», 2008, .-(В помощь школьному учителю).
  6. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.
  7.  Плешаков А.А. Мир вокруг нас 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2005 г.
  8. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса – М.-1990
  9. Шатилова М.Ю, Селезнёва Н.И., Ильина Н.И. и др. Проектирование в начальной школе Издательство «Учитель» 2010 г.

Источник