Является глина песок горными породами и полезными ископаемыми

Является глина песок горными породами и полезными ископаемыми thumbnail

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

глина является полезным ископаемым

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия – 39 %, а также воды – 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины – это Al2O3 и SiO2. Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина – полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

глина полезное ископаемое

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность – комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец – это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина – полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина – это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

полезные ископаемые песок и глина

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м3. Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м3.

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м3. Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м3. У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м3. Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина – полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина – белая или коричневая.

является ли глина полезным ископаемым

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк – полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

таблица полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит – это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит – это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см3, его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина – это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

глина условное обозначение

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Источник

Нерудные строительные материалы чрезвычайно популярны. Единственный источник их получения – добыча и дальнейшая переработка различных видов горных пород вулканического и осадочного происхождения.

К нерудным материалам относятся:

  • щебень;
  • песок;
  • гравий;
  • керамзит.

Эти четыре вида строительных нерудных материалов пользуются большим спросом. Благодаря своим свойствам и характеристикам они нашли себе применение во многих отраслях. Это возведение автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, производство железобетонных конструкций, сооружение мостов и промышленных комплексов, а также множество прочих сфер гражданского и индустриального строительства.

Для того чтобы раздробить скалу, применяют всевозможные дробилки. Самый популярный и экономный вид – щековая дробилка. Она расщепляет горную породу между своими рабочими поверхностями.

ЩЕБЕНЬ

Это самый широко применяемый строительный нерудный материал. Он бывает трех видов:

  • гранитный;
  • гравийный;
  • известняковый.

Гранитный щебень – это самый прочный вид. Он добывается из твердой скальной породы – гранита. Большие глыбы этого материала сначала дробят на более мелкие куски, нередко даже путем подрывных работ, а затем уже размельчают на фракции различных размеров. Благодаря своей стойкости к механическим нагрузкам, гранитный щебень является лидером по использованию при укладке дорожной инфраструктуры.

Гравийный щебень менее прочен, в силу чего цена на него ниже. Материал получают посредством измельчения гравийных горных образований. Чаще всего применение гравийного щебня обусловлено только одним фактором – необходимостью удешевления строительных работ с учетом потери прочности построек.

Идущий третьим в списке нерудных материалов, щебень из известняка очень популярен из-за своей низкой стоимости. Это далеко не самый прочный и твердый материал, поэтому он нашел себе применение по большей части в народном хозяйстве в качестве компонента минеральных удобрений. Нередко известняковый щебень используется в полиграфии, а также при создании портландцемента.

ГРАВИЙ

Еще один завсегдатай строительных площадок – гравий. Он бывает горного, речного и морского происхождения и образуется в результате естественного распада горных пластов. Материал, добытый в реках или морях, имеет обтекаемые и сглаженные формы. Это дает ему преимущество при обустройстве детских площадок, пляжей и бассейнов. Что касается горного гравия, то у него более резкие формы и много плоских граней. Это делает его идеальным элементом для составления бетонных смесей, потому что подобная многогранность в разы увеличивает площадь соприкосновения цемента и камня.

Гравий – сыпучий материал, поэтому дорожки из него требуют бордюров

ПЕСОК

Без него не обходится практически ни один вид строительных работ. Песокотносится к осадочным породам нерудных материалов. Основные способы его добычи – это карьерные разработки. Материал можно также добывать и в местах естественного скопления воды, но такой метод очень дорог. Поэтому наиболее популярен песок, добываемый в карьерах и имеющий более низкую стоимость. Данный строительный материал используется в основном для приготовления бетонных смесей, входя в них в очень больших пропорциях в качестве наполнителя.

Речной и морской песок, несмотря на свою высокую стоимость, имеет неоспоримое достоинство – он очень чистый и практически не имеет посторонних примесей. Поэтому данный вид песка является гарантом надежной и крепкой бетонной смеси, используемой при ответственном строительстве.

Речной песок также используют в сельском хозяйстве для подготовки грунтовых смесей

КЕРАМЗИТ – САМЫЙ ЛЕГКИЙ ИЗ ВСЕХ

Керамзит получают путем обжига глиняной породы. Он может быть как гладкой формы, так и с острыми углами. Главной сферой применения данного нерудного материала является изготовление облегченных бетонных конструкций, в которых керамзит выступает в роли основного наполнителя. Помимо этого, его используют в декоративных целях и в качестве теплоизолирующей подсыпки. Нередко, применяя дробление, из керамзита делают песок, так же находящий себе применение в некоторых областях строительства.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Вот основные категории подразделения нерудных материалов:

  • плотность;
  • происхождение;
  • форма и размер фракций.

Плотный материал – тот, у которого его масса в одном кубическом сантиметре составляет более одного грамма. Если этот параметр меньше грамма, то такой материал называют пористым.

По происхождению нерудные материалы бывают двух видов: природные и искусственные. По форме и размеру классификация сводится к следующему. Если фракция больше 5 мм, то это крупный материал. Форма нерудных материалов может быть либо округлой и обтекаемой, либо со множеством сколов и плоских граней.

Источник

11

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в группе, в паре

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

– формировать положительную мотивацию к обучению.

– развивать познавательную активность, мышление и речь детей

– формировать чувство уважения к товарищу.

Ход урока.

  1. Орг. момент (вхождение в день).

– Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

1) Давайте вспомним материал прошлого урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

– Почему стекло лишнее?

– Давайте его уберем.

– Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

– А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

2) Из чего состоят горные породы?

Из минералов; одни горные породы из одного минерала, другие из нескольких. Большинство горных пород состоят из нескольких минералов. Но есть, которые, состоят только из одного минерала, например, вода, нефть.

3) Расскажите, как залегают слои горных пород?

Горных пород очень много. Одни, например, песок, глина залегают под почвой, другие можно найти на глубине 2-3 км. Иногда слои горных пород лежат ровно, а иногда они располагаются наклонно, стоят отвесно или сжаты в волнистые складки

  1. Определение темы и цели урока.

Ответив на мой вопрос, вы сможете назвать тему урока.

– Как еще можно назвать горные породы? (полезные ископаемые)

О каких полезных ископаемых пойдёт речь на уроке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Тема сегодняшнего урока

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк».

Используя незаконченные предложения, попробуйте сформулировать цели урока.

  1. Мы узнаем … что такое полезные ископаемые и почему они называются полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выясним… какими свойствами обладают названные нами полезные ископаемые

Девизом нашего урока будет высказывание

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

  1. Работа над темой урока.

  1. Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

Откройте учебник на стр. 60

Найдите ответ в учебнике.

А почему полезные, как вы думаете? Попробуйте подобрать синоним к этому слову ( нужные , необходимые)

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Почему ископаемые ?

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос «Как называются места, где залегают подземные ископаемые?» /месторождения/

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах. В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк. Шахта-это закрытый способ. Так добывают уголь, руду.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Геологи постоянно заняты поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Раньше главные орудия геолога – геологический молоток, компас. Теперь геологи пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск полезных ископаемых можно вести даже через космические спутники. 

Горные породы представляют большую ценность. Есть горные породы, из которых получают металлы. Их называют рудами.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые самые распространённые?

Действительно, самые распространённые полезные ископаемые – песок и глина. Они залегают в Земле громадными слоями. В одних местах они находятся глубоко в толще Земли, а в других прямо на поверхности.

Ребята, какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

– Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

– Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

– Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

– Что бы ответить на этот вопрос нужно провести важные исследования.

  1. РАБОТА В ГРУППЕ.

Сейчас практическую работу вы будете выполнять, работая в группе. На столе у вас песок, глина, лупа. Рассмотрите речной песок и глину. Определите их свойства по плану.

Описание горных пород

План

1.Название

2.Плотная, рыхлая, сыпучая

3.Структура частичек горных пород (из чего состоит?)

4.Цвет

5.Блеск, запах

Проверка выполнения.

Давайте по порядку: назовите свойства песка.

ПЕСОК Рыхлый, состоит из отдельных песчинок, которые не соединены между собой. Бывает жёлтого, белого, красного и серого цветов. Не имеет запаха. Сыпуч.

Песок образуется при разрушении гранита из кварца. Вода переносит и образует скопления песка, образуя месторождения, месторождения песка обычно бывают на поверхности земли. Песок добывают в карьерах или со дна рек.

Песок широко применяется в быту, в строительстве и при изготовлении стекла.

А теперь назовите свойства глины.

ГЛИНА. Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой и чтобы их отделить её надо растолочь. Глина бывает разного цвета.

  1. ОПЫТ № 1

Установим, как глина впитывает воду. Для этого проведём опыт. (Опыт проводит учитель )

Кусочек сухой глины немного смочим водой. Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. И если мы подольём ещё воды она опять исчезнет.

СДЕЛАЙТЕ вывод… глина хорошо впитывает в себя воду.

Ребята, а если мы будем подливать чаще, глина станет вязкой, мягкой и пластичной, Глина, в отличие от других горных пород, обладает пластичностью. Из такой глины можно лепить. А если изделие из глины обжечь оно станет твёрдым. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки другие изделия.

Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома.

Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару.

Из белой глины делают фарфоровые изоляторы на столбах электролиний. Они не пропускают ток.

Из особых сортов глины делают огнеупорный кирпич для доменных печей.

В Японии даже некоторые детали машин делают из глины и обжигают.

  1. ОПЫТ №2

Кто из вас хочет сам провести опыт? Этот опыт нам уже знаком, мы его проводили, когда говорили, как образуются родники.

У нас два одинаковых стакана с воронками. В одной на фильтре насыпан песок, а в другой глина. Давай … нальём одинаковое количество воды и понаблюдаем.

Какой вывод мы сделаем? /Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает/

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

  1. ЗНАКОМСТВО С ГРАНИТОМ

А что за горная порода у меня в руке. /гранит/

– Из чего состоит гранит? (Он состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды)

– Рассмотрите его. Что мы отчётливо можем различить в нём? Отдельно крупные или чуть менее крупные зёрна.

– Гранит обозначает зернистый. От своего зернистого строения. Гранит бывает разных цветов: серый, белый, розовый. Цвет придаёт именно полевой шпат. Некоторые зёрна прозрачные – это кварц.

Это лёгкая или тяжёлая порода? (тяжёлая) Попробуйте его разломить.

Важное свойство гранита – прочность.

Если поверхность отполировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не пропускает воду и не имеет запаха. Гранит распространён в природе. Залегает обычно глубоко в земле, но иногда образует горы.

Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение “Гранит – визитная карточка Земли”. Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно.

Очень большие залежи месторождений гранита в Украине. Через всю территорию протянулся кристаллический гранитный щит. Ширина его 200 км, а протяжённость около 1000 км.

На территории России находится более полусотни мест добычи гранита. Одно из них в соседней Воронежской области.

Ребята, прочитайте вопрос №3 на стр. 63 Речной песок – это разрушившийся гранит. Он блестит потому, что в нём содержаться частички кварца и слюды.

  1. ЗНАКОМСТВО С ИЗВЕСТНЯКОМ

А вот сейчас отгадайте, что за камень у меня в руке? (известняк)

А вот этот? (мрамор) А этот – мел. Мел и мрамор это тоже разновидности известняка. Известняк хрупкий. Мел легко разламывается. Самый твёрдый из известняков – мрамор. Он оставляет царапину даже на обычном меле. Мрамор бывает самых разных цветов: белого, розового, чёрного, золотистого. Это очень красивый камень, особенно если его отполировать.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.

Много лет назад Москву называли белокаменной. Здания, да и сам кремль были построены из известняка.

Известняки очень легко определяются, так как они имеют свойство вскипать от кислоты. Хотите посмотреть?

Демонстрация опыта №3

На мел, мрамор капнем небольшое количество кислоты. Что произошло? Послышится шипение и появятся пузырьки углекислого газа.

  1. РАБОТА В ПАРЕ. Положите перед собой карточку.

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

Давайте проверим. Слайд

А как сейчас вы ответите: все вещества в твердом состоянии одинаковые по составу и свойствам. Конечно, нет!

  1. Дополнительный краеведческий материал о полезных ископаемых Липецкой области подготовил…

Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми. Всего 300 месторождений полезных ископаемых: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в России. Значительны залежи торфа.

Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые. Примером служат крупнейшие залежи железных руд. Железные руды являются важнейшим сырьем для Новолипецкого металлургического комбината.

Минерал доломит – природный карбонат кальция и магния. Похож на известняк.

  1. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Приготовили тестирующие устройства.

  1. Горные породы встречаются только в горах. /нет/

  2. Глина рыхлая горная порода. /нет/

  3. Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах./да/

  4. Мел, мрамор –это разновидности известняка. /да/

  5. Песок плохо пропускает воду. /нет/

  6. В Липецкой области крупнейшие залежи железных руд./да/

  7. Поиском месторождений занимаются геологи. /да/

  8. Гранит легко разломить. /нет/

  9. Вода относится к горным породам. /да. Вода часто залегает в Земле большими массами, по этому признаку учёные относят её к горным породам./

  10. Речной песок – это разрушившийся гранит./да/

  1. Обобщение. Итоги урока.

Давайте подведём итог уроку.

  1. Мы узнали … что такое полезные ископаемые и почему они полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выяснили… какими свойствами обладают глина, песок, гранит, известняк

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Это говорит о том, что действительно нужно быть внимательнее к природе.

  1. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто успешно справлялся с заданиями на уроке, для кого урок прошёл удачно.

Поднимите руку, кто испытывал незначительные затруднения, но всё же справился с заданиями.

Поднимите руку, для кого задания оказались слишком трудные, кому нужна помощь.

Я очень рада, что урок прошёл для вас с пользой ! Мне хочется отметить…за активную работу на уроке.

Много разных полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить дома небольшое сообщение о любом полезном ископаемом.

Урок окончен.

Источник