Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира
Видами пользования животным миром признаются использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (ст. 45 Закона о животном мире) и получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (ст. 46 Закона). Так, использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других) допускается без изъятия их из среды обитания, за исключением случаев, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов.
Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и др.) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания. Правила использования объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности устанавливаются специально уполномоченными государственными органами.
Например, в Чувашской Республике действует Закон от 19 декабря 1997 г. № 27 “О пчеловодстве и об охране пчел и диких насекомых-опылителей”[1]. Закон определяет правовую основу деятельности по разведению, содержанию и использованию пчел и диких насекомых-опылителей для опыления энтомофильных растений, получения продуктов пчеловодства, а также охране пчел и диких насекомых-опылителей.
Под пчеловодством в Законе понимается деятельность по разведению, содержанию и использованию пчел для опыления энтомофильных растений, получения меда, воска и других продуктов. Дикие насекомые-опылители представляют собой обширную группу жалящих перепончатокрылых насекомых, питающихся пыльцой и нектаром цветковых растений, опыляющих их и ведущих одно- личный или специальный образ жизни.
Статья 4 Закона закрепляет право содержать пчел и разводить диких насекомых-опылителей за всеми проживающими в республике гражданами России, желающими заниматься пчеловодством. Численность пчелиных семей и гнезд диких насекомых-опылителей в личных пасеках и энтомологических микрозаказниках не ограничивается.
Закон (ст. 5) регулирует порядок и условия размещения пасек. Размещение пасек осуществляется при условии соблюдения ветеринарно-санитарных норм и правил с учетом лучшей организации опыления энтомофильных культур по согласованию с собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Граждане и юридические лица размещают ульи с пчелами на таком расстоянии от общественных мест, дорог и скотопрогонов, которое обеспечивает безопасность людей и животных. Условия и порядок размещения стационарных и кочевых пасек на участках лесного фонда определяется в соответствии с ЛК РФ. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков предоставляют участки гражданам и юридическим лицам для размещения кочевых пасек в целях опыления энтомофильных культур в соответствии с гражданским, земельным и лесным законодательством.
Кочевые пасеки должны размещаться у источников медосбора одна от другой и от стационарных пасек на расстоянии, обеспечивающем продуктивное содержание пчелиных семей и эффективное опыление энтомофильных сельскохозяйственных культур. Размещение пчелиных семей на перелете пчел других пасек к месту медосбора не допускается.
Для сохранения, воспроизводства и улучшения местной среднерусской породы пчел создаются селекционно-разведенческие пасеки, занимающиеся репродукцией и расселением пчел в соответствующих ареалах. Органы местного самоуправления принимают решения об организации энтомологического микрозаказника для сохранения и воспроизводства диких насекомых-опылителей. Вокруг селекционно-разведенческих пасек устанавливаются заповедные зоны, на территории которых запрещается ввоз пчел и маток нерайонированной породы. Методическое руководство по селекции и репродукции племенных пчелиных маток и семей, а также диких насекомых-опылителей осуществляется Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.
Охрана пчел, а также диких насекомых-опылителей обеспечивается: соблюдением установленного порядка содержания и разведения пчел;
выделением органами местного самоуправления, соответствующими органами управления лесного хозяйства, предприятиями, учреждениями и организациями земельных участков и участков лесного фонда для размещения пасек согласно ветеринарно-санитарным нормам, а также организацией энтомологических микрозаказников по сохранению и воспроизводству пчел и диких насеко- мых-опылителей;
оказанием ветеринарно-санитарной помощи пчеловодам по профилактике и лечению заболеваний;
организацией научных исследований, направленных на развитие пчеловодства и охрану пчел и диких насекомых-опылителсй;
поощрением деятельности пчеловодов, направленной на сохранение и развитие пчеловодства;
пропагандой пчеловодства и охраны пчел и диких насекомых- опылителсй в средствах массовой информации, воспитания граждан в духе бережного отношения к пчелам и диким насекомым- опылителям.
Специальные меры предусмотрены для охраны среды обитания, условий размножения, мест кочевок и путей миграции пчел и диких насекомых-опылителей (ст. 10). Так, предприятия, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, осуществляющие строительство или реконструкцию объектов, занимающиеся внедрением новых технологических процессов, выполняющие работы по мелиорации, хозяйственному использованию земель, многолетних лесных и противоэрозионных насаждений и другую деятельность, влияющую на состояние пчел и диких насекомых-опылителей, обязаны обеспечивать мероприятия по сохранению среды их обитания, неприкосновенность участков земли и растений, представляющих особую ценность для сохранения, жизнедеятельности и воспроизводства пчел и диких насскомых-опы- лителей.
Установлены меры по охране пчел и диких насекомых-опылителей при применении в сельском и лесном хозяйствах средств химизации (ст. 11) и при проведении лесохозяйственных работ (ст. 12). Так, применение химического метода борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками в сельском и лесном хозяйствах разрешается с использованием пестицидов и агрохимикатов, прошедших государственную регистрацию и внесенных в I осудар- ственный каталог пестицидов и агрохимикатов, и должно исключать негативное воздействие на пчел и диких насекомых-опылите- лей.
Запрещается применение пестицидов и агрохимикатов для обработки полей, полезащитных лесных полос и древесно-кустарниковых насаждений энтомофильных растений в период их цветения. Сельскохозяйственные предприятия и организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, применяющие химические средства для обработки медоносных растений, обязаны не позднее трех суток до начала обработки уведомить в письменном виде или сообщить через средства массовой информации владельцев пасек, зарегистрированных в установленном порядке и имеющих пасеки в радиусе до семи километров от обрабатываемых участков, сведения о местах и сроках обработок, используемых препаратах и методах их применения.
Запрещается рубка нектароносной липы, клена, ивы, акации, крушины, жимолости, а также заготовка ивового корья в радиусе до трех километров от мест размещения стационарных пасек, кроме случаев улучшения санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства. Установление возраста рубок осуществляется федеральным органом управления лесного хозяйства. Запрещается рубка деревьев с дуплами как свободных, так и занятых пчелосемьями и дикими насекомыми-опылителями. Не допускается разорение пчелиных семей, поселившихся в естественных условиях обитания (дупло дерева, расщелина, искусственное сооружение и др.). В случае, если такая пчелосемья осложняет жизнедеятельность человека, ее переселение, а при невозможности переселения уничтожение производится при участии специалиста в области пчеловодства.
Органы местного самоуправления проводят ежегодно учет численности пчелосемей у граждан и юридических лиц (ст. 13). Управления сельского хозяйства и продовольствия районов проводят ежегодный учет численности и состава диких насекомых-опылите- лей в энтомологических заказниках, на семенных участках клевера, люцерны, гречихи и других медоносов в период их цветения.
Статья 14 Закона предусматривает возможность страхования в сфере пчеловодства. Страховые организации проводят страхование пчелиных семей, принадлежащих сельскохозяйственным коммерческим организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам в порядке, установленном законодательством РФ. Закон определяет также порядок осуществления государственного контроля и ветеринарно-санитарного надзора в пчеловодстве.
48. Право пользования животным миром и его виды
Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Пользователи животным миром – граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым предоставлена возможность пользоваться животным миром. Виды пользования животным миром:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания (с уплатой соответствующего сбора) либо без такового.
На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.
Пользователи животным миром имеют право:
1) пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;
2) пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения;
3) собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них, если иное не установлено федеральными законами;
4) заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира;
5) вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира и др.
Пользователи животным миром обязаны:
1) осуществлять только указанные в лицензии виды пользования;
2) соблюдать установленные правила пользования;
3) применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
4) не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
5) осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, оценку состояния среды их обитания;
6) проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
49. Ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.
Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Споры по вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, предоставления животного мира в пользование разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством РФ.
Все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания.
50. Правовое регулирование рыболовства
Законодательство о рыболовстве состоит из Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, других федеральных законов и законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых документов, а также международных договоров РФ.
Действие данного законодательства распространяется на:
1) внутренние воды РФ, в том числе внутренние морские воды РФ, а также на территориальное море РФ, континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ;
2) рыбопромысловые суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов РФ, плавающие под Государственным флагом РФ и приписанные к портам РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
3) сухопутную территорию РФ, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Участники отношений в области рыболовства: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Объекты отношений – водные биоресурсы (рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы) и среда их обитания.
Собственность на водные биоресурсы может быть:
1) федеральной;
2) субъектов РФ;
3) муниципальной;
4) частной (биоресурсы могут находиться в собственности граждан или юридических лиц).
Право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком. Оно прекращается:
1) по истечении срока пользования;
2) по соглашению между пользователем и лицом, предоставившим право пользования;
3) в случае возникновения условия, которое предусмотрено разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или договором пользования рыбопромысловым участком и с возникновением которого прекращается право пользования водными биоресурсами;
4) по решению суда;
5) при отказе пользователя от использования водных биоресурсов;
6) при ликвидации юридического лица или в связи со смертью граждан, которым водные биоресурсы были предоставлены в пользование;
7) при возникновении необходимости использовать водные объекты для государственных нужд;
8) в иных случаях.
Виды рыболовства:
1) промышленное, в том числе прибрежное;
2) любительское и спортивное;
3) осуществляемое в целях:
а) научно-исследовательских и контрольных;
б) учебных и культурно-просветительных;
в) рыболовства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.
51. Охрана объектов животного мира
Объект животного мира – организм животного происхождения (дикое животное).
Охрана животного мира – деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
Охрана среды обитания животного мира – деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания:
1) федеральные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;
2) территориальные подразделения федеральных государственных органов.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.
Пользователи животным миром – граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Использование объектов животного мира – изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания либо без такового.
Статья 34 ФЗ «О животном мире» регламентирует виды пользования:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно—просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов.
В праве пользования объектами животного мира можно выделить право общего и право специального пользования объектами животного мира.
Критерием разграничения этих видов будет служить основание возникновения права пользования животного мира.
Право общего пользования объектами животного мира не требует от пользователя получения лицензии, заключения договора либо иных юридических фактов, с которыми фаунистическое право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя животного мира. Такое пользование совпадает по своему содержанию с использованием объектов животного мира. Право общего пользования объектами животного мира не является неограниченным, сфера его действия во многом определяется правом специального пользования объектами животного мира и устанавливается методом исключения.
Право специального пользования объектами животного мира обусловлено необходимостью регулирования объёмов (лимитов), порядка и условий их добычи, осуществляемого компетентными государственными органами. В основе возникновения права специального пользования объектами животного мира могут лежать: а) административный акт – лицензия (решение, разрешение), либо 2) сложный юридический факт – лицензия и заключаемый на её основе договор о пользовании объектами животного мира.
Условия пользования животным миром регламентирует статья 35 ФЗ «О животном мире». Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 ФЗ «О животном мире», уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 ФЗ «О животном мире», может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением разрешения на пользование животным миром. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.